Элективно-учебная программа для 11 классов "Генетика"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Данная программа разроботана для закрепления умения решать задачи по генетике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная учебно-элективная программа предназначена для изучения предмета «Генетика» в профильных 11 классах химико-биологического направления общеобразовательных учреждений. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ генетики. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено не только на сохранение и поддержание здоровья человека, но и  на развитие биотехнологии и генной инженерии.

Изучение курса «Генетика» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии, а также физической культуры. Сам предмет может  является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе в профильных классах направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости;
  2. овладение умениями обосновывать место и роль полученных знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за микропрепаратами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;  находить и анализировать информацию об изменениях живых объектов на генетическом уровне;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений генетики, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
  4. воспитание убежденности в возможности познания окружающего мира, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью, в связи с их действием на генотип живых организмов; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Задачей данного курса является обеспечение выпускников высокой биологической грамотности.

Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

 Выделены следующие содержательные линии курса:

  1. «Менделеевская генетика»;
  2. «Сцепленное наследование»;
  3. «Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом»;
  4. «Взаимодействие генов»;
  5. «Составление и анализ родословных»;
  6. «Цитоплазматическая наследственность»;
  7. «Генетика популяций».

Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах с точки зрения генетики позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи профильного образования.

При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре науки генетики, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к живому. Сведения об уровнях организации жизни на генетическом уровне обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.

Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у учащихся практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.

В программе указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса, в них отражены наиболее существенные вопросы содержания образования по генетике в профильных классах общеобразовательных учреждений.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения.

На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.

В 11 классе по программе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Основные требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.

В результате изучения генетики  ученик должен:

знать/понимать

  1. основные положения сущности законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  2. строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
  3. сущность биологических процессов: размножения и  оплодотворения;
  4. вклад выдающихся ученых в развитие науки генетики;
  5. биологическую терминологию и символику;

уметь

  1. объяснять: роль генетики в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
    естественнонаучной картины мира;  родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
    человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических
    факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей
    среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений раз
    вития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;  
  2. решать элементарные биологические задачи; составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии;
  3. описывать и составлять генетические карты человека;
  4. выявлять источники мутагенов в окружающей среде (прямо или косвенно);
  5. сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  6. анализировать  и оценивать различные гипотезы развития генетики, происхождения жизни и человека;
  7. изучать изменения молекул ДНК на биологических моделях;
  8. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; составлять план, конспект, реферат;
  9. владеть языком предмета.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  2. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

лек-ции

прак-

тика

1

Менделевская генетика.

        

14

3

11

лекции,  беседа, решение задач, лабораторная работа

конспект, творческая работа

2

Сцепленное наследование.

4

2

2

лекции, решение задач

конспект

3

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

3

-

3

беседа, решение задач, практическая работа

конспект, творческая работа

4

Взаимодействие генов.

4

2

2

лекция, беседа, решение задач, тестирование

конспект

5

Составление и анализ родословных.

3

1

2

лекция, решение задач, практическая работа

конспект, творческая работа

6

Цитоплазматическая наследственность.

2

1

1

беседа, решение задач

конспект

7

Генетика популяций.

3

1

2

лекция, решение задач, лабораторная работа

конспект, творческая работа

8

Заключительный урок по курсу «Генетика».

1

-

1

сам-ная работа

тестирование

Содержание программы.

Раздел 1. Менделевская генетика (14 часов).

Тема 1. Моногибридное скрещивание (7 часов).

1.1. Первый закон Менделя – закон доминирования (лекция).

1.2. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей (беседа, решение задач).

1.3. Определение фенотипа и генотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве (беседа, решение задач).

1.4. Определение доминантности или рецессивности признака (беседа, решение задач).

1.5. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками (беседа, решение задач).

1.6. Наследование летальных и сублетальных генов при моногибридном скрещивании (беседа, решение задач).

1.7. Лабораторная работа «Первый закон Менделя».


Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма.

Закон единообразия гибридов первого поколения. При моногибридном скрещивании гомозиготных организмов, имеющих разные значения альтернативных признаков, гибриды первого поколения единообразны по генотипу и фенотипу.

  1. Решение разноуровневых задач по каждому из глав темы.
  2. Лабораторная работа «Первый закон Менделя».
  3. Демонстрационный материал – презентация «Биография виднейших генетиков»; таблицы по моногибридному скрещиванию.

Тема 2. Дигибридное скрещивание (6 часов).

2.1. Второй закон Менделя – закон расщепления (лекция).

2.2. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей (беседа, решение задач).

2.3. Определение фенотипа и генотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве (беседа, решение задач).

2.4. Определение доминантности или рецессивности признака (беседа, решение задач).

2.5. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Наследование летальных и сублетальных генов при моногибридном скрещивании   (беседа, решение задач).

2.6. Лабораторная работа «Второй закон Менделя».


Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. гибридологический метод изучения наследственности. Дигибридное скрещивание. Анализирование наследования двух пар альтернативных признаков.

  1. Решение разноуровневых задач по каждому из глав темы.
  2. Лабораторная работа «Второй закон Менделя».
  3. Демонстрационный материал – презентация «Закон независимого комбинирования генов»; таблицы по дигибридному скрещиванию.

Тема 3. Полигибридное скрещивание (1 час).

3.1. Третий закон Менделя – закон независимого доминирования (лекция, примеры решения задач).


Скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по многим признакам. Гены, локализованные в разных парах гомологичных хромосом, наследуются независимо друг от друга.

  1. Примеры решения разноуровневых задач по данной теме.
  2. Демонстрационный материал – таблицы по полигибридному скрещиванию.

Раздел 2. Сцепленное наследование (4 часа).

Тема 1. Сцепленное наследование признаков (4 часа).

1.1. Закон Т.Моргана (лекция).

1.2. Наследование сцепленных признаков (беседа, решение задач).

1.3. Определение расстояния между генами и порядка их расположения в хромосоме (беседа, решение задач).

1.4. Картирование хромосом (беседа, решение задач).


Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления. Кроссинговерные и некроссинговерные гаметы. Причина совместного наследования генов. Составление карт хромосом.

  1. Решение разноуровневых задач по каждому из глав темы.
  2. Составление родословных.
  3. Демонстрационный материал – презентация «Сцепленное наследование признаков», «Закон Т.Моргана»; таблицы по картированию хромосом.

Раздел 3. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом (3 часа).

Тема 1. Наследование, сцепленное с полом (3 часа).

1.1. Наследование сцепленных с полом признаков (беседа, решение задач).

1.2. Наследование ограниченных полом и зависимых от пола признаков (беседа, решение задач).

1.3. Практическая работа «Выявление признаков, сцепленных с полом».


Сцепленное наследование генов. Генетическая структура половых хромосом. Генотип как целостная система.

  1. Решение разноуровневых задач по каждому из глав темы.
  2. Практическая работа «Выявление признаков, сцепленных с полом».
  3. Демонстрационный материал – презентация «Наследование ограниченных полом и зависимых от пола признаков»; таблицы по генетике пола.

Раздел 4. Взаимодействие генов (4 часа).

Тема 1. Взаимодействие аллельных генов (2 часа).

1.1. Полное и неполное (промежуточное) доминирование (лекция, примеры решения задач).

1.2. Кодоминирование (беседа, решение задач).


Группы сцепления генов. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенных в одной хромосоме.

  1. Решение разноуровневых задач по обоим из глав темы.
  2. Демонстрационный материал – презентация «Карты хромосом человека»; таблицы по генетике пола.

        

Тема 2. Взаимодействие неаллельных генов (2 часа).

2.1. Комплементарность, эпистаз, полимерия (лекция).

2.2. Тестирование по разделу.


Сцепление неаллельных генов. Понятие комплементарности. Проявление нового фенотипического признака. Ген супрессор. Ингибитор. Гипостатичный ген. Доминантный и рецессивный эпистаз. Полимерные (множественные) гены.

  1. Решение разноуровневых задач по обоим из глав темы.
  2. Демонстрационный материал – мультимедиа.
  3. Самостоятельная работа (тест).

Раздел 5. Составление и анализ родословных (3 часа).

Тема 1. Составление и анализ родословных (3 часа).

1.1. Анализ родословных (лекция, примеры решения задач).

1.2. Составление родословных (беседа, составление собственной родословной).

1.3. Практическая работа «Составление и анализ собственной родословной».


Генеалогический метод изучения наследственности. Понятия пробанд и сибсам. Аутосомно-доминантное наследование. Аутосомно-рецессивное  наследование. Наследование, сцепленное с полом.  Цитоплазматическое наследование.

  1. Решение разноуровневых задач.
  2. Демострационый материал – презентация «Составление родословных», таблицы по анализу родословных.
  3.  Выполнение практической работы, с предварительным сбором материала.

Раздел 6. Цитоплазматическая наследственность (2 часа).

        

Тема 1. Цитоплазматическая наследственность (2 часа).

1.1. Изучение примеров цитоплазматической наследственности (лекция, решение задач).

1.2. Контрольная работа по разделу.


Признаки, гены которых локализованы вне ядра клетки. Различие хондриогенов и пластогенов.

  1. Решение задач.
  2. Демонстрацтонный материал – мультимедиа, таблица «механизм цитоплазматической наследственности.
  3. Контрольная работа по разделу.

Раздел 7. Генетика популяций (4 часа).

Тема 1. Генетика популяций (4 часа).

1.1. Определение частот генов и генотипов в панмиктической популяции (лекция, решение задач).

1.2. Определение генетической структуры панмиктической популяции (беседа, решение задач).

1.3.Определение генетической структуры популяции при условии самооплодотворения особей (беседа, решение задач).

1.4. Лабораторная работа «Определение генетика популяций».


Определение термина популяция. Генофонд популяции. Генетическая структура популяции. Популяционная генетика. Частота генотипа (или аллели). Чистые аллели.

  1. Решение разноуровневых задач по всем главам темы.
  2. Демонстрационный материал – мультимедиа.
  3. Лабораторная работа «Определение генетики популяций».

Межпредметные связи элективно-учебной программы.

  1. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.
  2. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты.
  3. Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Список литературы для учителя:

  1. Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (основное общее образование).
  2. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2008.
  3. Абрамова Э.Д. Генетика. Программированное обучение. М.: Агропромиздат, 1985.
  4. Гуляев Г.В. генетика. М.: Колос, 1984.
  5. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.
  6. Требования к уровню подготовки выпускников по биологии. - М.:Дрофа, 2004
  7. Биология. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы – М.: Дрофа, 2006.
  8. Заяц Р.Г. и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи/ Р.Г. Заяц и др. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.
  9. Мамонтов С.Г. Биология: Справ. издание. – М.: Высш. шк., 1991.
  10. Петросова Р.А. Основы генетики. – М.: Дрофа, 2004.
  11. Биология/ Под ред. проф. Ярыгина – М.: Медицина, 2001
  1. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология.– М.: Дрофа, 2007.
  1. Тематические тесты ЕГЭ, Пробные варианты ЕГЭ (www.fipi.ru)

Список литературы для учащихся:

  1. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека: Уч. пос – Ростов н/Д, «Феникс», 1997.
  2. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия. Новосибирск, 2004.
  3. Козлова С.Н. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. М.: Практика, 1996.
  4. Голиченков В.А. Эмбриология. М.: Изд-во МГУ, 2004.
  5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2002.

                                     

                                         

Темы творческих работ

  1. Менделеевская генетика.
  2. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом на примере царствовавших династий.
  3. Составление и анализ собственной родословной.
  4. Генетика популяций на конкретном виде живого организма.

Темы практических и лабораторных работ

Лабораторная работа

Практическая работа

Первый закон Менделя

Выявление признаков, сцепленных с полом

Второй закон Менделя

Составление и анализ родословной

Третий закон Менделя

Определение генетики популяций



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

по _________________________________________

предмет

Классы ______________        

Учитель __________________________________________________________        

Количество часов

Всего ___ час; в неделю _____ час.

Плановых контрольных уроков ______, зачетов _____, тестов ______ ч.;

Административных контрольных уроков         _______ ч.

Планирование составлено на основе __________________________________        

программа

Учебник

_________________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

_________________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для   10 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

  1. освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  2. овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  4. воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета

«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  1. основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,); строение  биологических  объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских  к  мужских  гамет,   клеток  прокариот  и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);
  2. сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных,   размножение,   оплодотворение  у  цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,
  3. современную    биологическую    терминологию и символику;

уметь

•        объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой  и неживой  природы, родство живых организмов, используя биологические   теории,-   законы   и   правила;   отрицательное влияние   алкоголя,   никотина,   наркотических   веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,

  1. устанавливать     взаимосвязи   строения   и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
  2. решать задачи разной сложности по биологии;
  3. составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  4. описывать клетки растений и животных (под микроскопом),  особей вида по морфологическому критерию,   экосистемы   и   агроэкосистемы   своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

           •сравнивать  биологические  объекты  (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический  обмен;  фотосинтез  и  хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микро- эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  1. анализировать и  оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,  человеческих рас,  глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  2. осуществлять    самостоятельный    поиск биологической   информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. грамотного оформления результатов биологических исследований;
  2. обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  3. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  1. выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  2. определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  3. отличать научные методы, используемые в биологии;
  4. определять место биологии в системе естественных наук.
  5. доказывать, что организм - единое целое;
  1. объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
    живой природы;
  1. обосновывать единство органического мира;
  2. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  3. отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:

  1. определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
  2. приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
  3. объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
  4. указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
  5. отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(102 часа, 3 часа в неделю)

РАЗДЕЛ  1

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (20 часов).

Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи

(5 часов).

Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.

Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части  и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.

Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов.

 ■ Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и биоценотический уровни).

  1. Основные понятия. Биология.  Жизнь.  Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы, естественная система классификации живых организмов.

Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.

  1. Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного иерархического уровня как результат эволюции живой материи. Характеризовать структуру царств живой природы, объяснять принципы классификации живых организмов.
  2. Межпредметные связи.   Ботаника.   Основные группы  растений;   принципы  организации  растительных организмов, грибов и микроорганизмов.

Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных организмов.

Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений; биологические полимеры — белки, жиры и нуклеиновые кислоты, углеводы.        

Глава 2. Возникновения жизни на Земле (15 часов).

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

 Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.

          ■  Демонстрация. Схема экспериментов Л. Пастера.

  1. Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных, представленных в учебнике.
  2. Основные понятия. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция.  Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации.

Органическая химия.    Получение и химические свойства предельных углеводородов.

Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.14

РАЗДЕЛ 2

Учение о клетке (33 часа)

Глава 3. Химическая организация живого вещества (10 часов).

Предмет и задачи цитологии. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементар-ности {правило     Чаргаффа1), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.

■ Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.

  1. Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).
  2. Лабораторные и практические работы

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.

          Определение крахмала в растительных тканях. 

Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов

(7 часов).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.

■        Демонстрация. Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на примере расщепления глюкозы. Пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы регуляции метаболизма на уровне целостного организма.

Глава 5.  Строение и функции клеток (16 часов).

Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматиче-ская мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.

Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.

Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.

■ Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот.

Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.

 ■   Демонстрация.     Биографии    ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

 ■ Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

  1. Лабораторные и практические работы

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

■ Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

  1. Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и локализовать отдельные их этапы в различных клеточных структурах.   Иллюстрировать   ответ   простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
  2. Межпредметные    связи.     Неорганическая химия.    Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

                                             

РАЗДЕЛ 3

Размножение и развитие  организмов (15 часов)

Глава 6.  Размножение организмов (5 часов).

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов;   вегетативное  размножение.  Биологический  смысл и  эволюционное  значение бесполого размножения.

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

■  Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных.

Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки,  представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей.

■  Демонстрация.  Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические  препараты различных  тканей  млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп.

  1. Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.
  2. Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования  половых клеток,  используя схемы и рисунки  из  учебника.   Характеризовать  сущность бесполого и полового размножения.
  3. Межпредметные связи. Неорганическая химия.   Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

Глава 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)  (10 часов).

Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.

Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

 Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.

   Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова,  посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).

■  Демонстрация. Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития. Модели эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных. Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение.

 ■  Демонстрация. Таблицы,  иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих и позвоночных (жесткокрылые и чешуйчатокрылые, амфибии).

■  Демонстрация. Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.

■  Демонстрация. Таблица, отражающая сходство зародышей позвоночных животных. Схемы' преобразования органов и тканей в филогенезе.

  1. Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие   последствия   употребления   алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.

Основные понятия. Этапы эмбрионального развития  растений   и  животных.   Периоды  постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).

Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.

  1. Умения. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.
  2. Межпредметные    связи.     Неорганическая химия.   Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 4

Основы генетики и селекции (35 часов)

Глава 8. Основные понятия генетики (1 час).

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.

■   Демонстрация. Биографии виднейших генетиков.

Глава 9.  Закономерности наследования признаков (18  часов).

Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

  1. Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.
  1. Лабораторные и практические работы

Решение генетических задач и составление родословных.

Глава 10. Основные закономерности изменчивости (5 часов).

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

■  Демонстрация.   Примеры   модификационной   изменчивости.

■  Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

     ■  Лабораторные и практические работы

      ■  Лабораторная работа  

Составление родословных.

Изучение изменчивости.

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Глава 11. Основы селекции (9 часов).

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.

Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

■        Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

  1. Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная
    и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
  2. Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение у потомков отличий от родительских форм.  Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
  3. Межпредметные    связи.     Неорганическая химия.   Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статистический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Список литературы для учителя:

  1. Ващенко О.Л. Биология 10 класс Поурочные планы.  Профильный уровень. Волгоград. Изд.

 «Учитель», 2009г.

  1. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы.

  М. «Эксмо», 2009г.

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;
  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  4. Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;

Список литературы для учащихся:

  1. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
  2. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  3. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
  4. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека: Уч. пос – Ростов н/Д, «Феникс», 1997.
  5. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия. Новосибирск, 2004.
  6. Козлова С.Н. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. М.: Практика, 1996.
  7. Голиченков В.А. Эмбриология. М.: Изд-во МГУ, 2004.
  8. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2002.

Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997.- 240с;
  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002;
  4. Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
  5. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
  6. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;
  7. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л.В. Высоцкая, СМ. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001. - 462 с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  2. Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  3. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
  4. Лаборатория КЛЕТКА
  5. Лаборатория ГЕНЕТИКА
  6. Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

  1. www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
  2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
  3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

                                         

Темы творческих работ

  1. Уровни организации живой материи.
  2. Образование планетарных систем.
  3. Условия среды на древней Земле.
  4. Химическая организация клетки.
  5. Белки.
  6. Углеводы и липиды.
  7. Катаболизм и анаболизм.
  8. Прокариотическая клетка.
  9. Эукариотическая клетка.
  10. Органоиды клетки.
  11. Законы Г.Менделя.
  12. Половое и бесполое размножение.
  13. Развитие селекции.

Темы практических и лабораторных работ

Лабораторная работа

Практическая работа

Определение крахмала в растительных тканях

Решение задач на генетический код и биосинтез белков

Строение растительной и животной клетки

Решение задач на моногибридное скрещивание

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука

Решение задач на генетику пола

Природные ресурсы

Решение задач на взаимодействие аллельных генов

Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.

Решение задач на взаимодействие неаллельных генов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"

Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...

Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)

Программа элективного учебного предмета    по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче  единого  государственного  экзамена по мат...

Программа элективного учебного предмета "Основы экономических знаний"

Программа составлена для 9-х классов, 1 раз в неделю в течение года. Основная цель курса «Основы экономических знаний» - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоя...

Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса  «Вы и ваши гены»....

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»

Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...