классный час: "Курить - здоровью вредить"
классный час по биологии по теме
Цель: Целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к курению.
Задачи:
* Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;
* На конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина;
* Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurit_-zdorovyu_vredit.rar | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово.
Общешкольный классный час:
"Курить - здоровью
вредить"
Классный час подготовила:
И.А. Касьянова
Учитель биологии и химии
Первой квалификационной категории
Курить – здоровью вредить!
Цель: Целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к курению.
Задачи:
* Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;
* На конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина;
* Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.
Эпиграф: « Курение – обычай отвратительный для глаз, ненавистный для носа, вредный для груди и опасный для легких». (Слайд 1, 2)
Ход мероприятия:
Учитель: (Слайд 3)
18 ноября во всем мире отмечается День отказа от курения. Немного истории.
История первая гласит: 15 ноября 1492 года Христофор Колумб сделал в своем дневнике запись о «тлеющих головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу они приносят человеку. Колумб видел их в кубинских селениях. Его удивило странное поведение аборигенов. Они сворачивали в трубки большие желто - зеленые листья, какого – то растения, один конец трубки поджигали, а другой клали в рот. «Пить дым аборигенам нравилось. Трубки индейцы называли, «табако» или «сигаро». (Слайд 4 -7)
Звучит мелодия: «Огней так много золотых на улице Саратова»; участники поют переделанный текст этой песни.
1. Огней так много золотых 2. Табак завез он нам давно,
На островах Америки. И все мы здесь отравлены.
Колумб открыл их нам на грех, Мы погибаем от него,
Но мы же не бездельники. Совсем им одурманены.
3. Куда ни глянь - везде табак.
Как от него избавится?
Не стану ни за что курить,
Мне это так не нравится!
История вторая гласит: (Слайд 8) На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы в 1585 году. Наши предки увидели в них козни злых сил. Борьба с курильщиками началась уже при царствии Михаила Федоровича. Подружившихся с синим дымом, наказывали: первый раз – 60 палок по стопам, второй раз – отрезали нос или ухо. Жестоко, но во благо.
Так же в 1585 году в Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
Римские папы даже предлагали отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. (Слайд 9)
С 1649 года было «велено всех, у кого найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда зелье получено».
Яков I объявил курение вредным, неблагочестивым и неподходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году. Яков I закончил словами: «Привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…» Это была первая книга о вреде курения. Пока Яков I негодовал, врачи прописывали курение как противоядие от насморка и от лихорадки, а кое - кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы.
История третья гласит: Когда табак перешагнул Пиренеи, и попал во Францию, французский посол Жан Нико подарил листья и семена табака королеве Франции Екатерине Медичи. Причем табак характеризовался как «средство для придания бодрости», хорошего настроения и даже ...считался лекарством от зубной и головной боли. (Слайд 10-11)
Во Франции табак первое время называли «травой Нико» Позже, в честь французского посланника, самый известный табачный алкалоид был назван никотином в 1697 году.
Учитель: Когда была разрешена торговля табаком? (Слайд 12)
1697 году Петр I разрешил торговлю табаком. Он сам стал заядлым курильщиком, после посещения Голландии. Разрешил ввоз табака, но обложил большой пошлиной.
Учитель: Начиная курить, не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. Какой же вред наносит организму курение? (Слайд 13)
Курение, как одна из вредных привычек, давно распространилось и укоренилось у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества. (Слайд 14)
А теперь рассмотрим последовательность воздействия дыма на организм человека. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под действием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие. Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трахеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Под действием ядов табачного дыма гибнут клетки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Поэтому у длительно курящих людей почти постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты. (Слайд 15 -17)
(Слайд 18) Не менее страдает и сердце: никотин, всасываясь в кровь, вызывает сужение кровеносных сосудов. Это ведет к тому, что сердце курильщиков работает с повышенной нагрузкой. Даже при небольшой нагрузке, частота пульса у курящих достигает 140-150 ударов в минуту. У некурящих 86-100 ударов. Больше всего страдает нервная система. Нарушается питание головного мозга за счет того, что к нему поступает кровь, обедненная кислородом. Ухудшается память, появляются частые головные боли. Страдают и органы пищеварения. Тошнота, иногда рвота, боли в желудке и кишечнике. Установлено, что среди больных язвенной болезнью курильщики составляют-98 %. У курящих матерей дети отстают в физическом, нервном и психическом развитии, у них снижен аппетит, они беспокойно и плохо спят. Особенно опасно курение для школьников: не сформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма значительно больше, чем организм взрослого и рано или поздно отравляющее действие курения сказывается на различных его функциях. Видеоролик о вреде курения. (Слайд 19)
Задержка роста, общего развития, нарушение процессов обмена веществ, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств - такова плата за детское и подростковое курение. Школьники – курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину. По данным исследованиям, в возрасте 12-13 лет курят около 7%, а среди 16 летних – уже 40% мальчиков, а в старших классах начинают курить и некоторые девочки.
Сценка: «Странные гости»
(Тяжело дыша и кашляя, сгибаясь под грузом огромной пачки сигарет, на сцену под музыку: «Эх, дубинушка, ухнем!» выходит сердце и легкие.)
Сердце: Э-эх, стукну!
Легкие: э-эх, вздохнем! вместе: еще разик, еще разик!
Сердце: 1. Работаю как вол я, 2. А он вместо заботы,
Стучу, не прекращая, Пробежек по субботам,
Чтобы хозяин жил, Прогулок и зарядки
Учился и дружил. Дымит лишь без оглядки.
3. Ох, сердце я больное
И старое такое,
Хотя хозяин мой
Совсем ведь молодой.
Легкие: 1. Скажу вам по секрету; 2. Поэтому не стоит
Рак легких может где-то – Курить и наслаждаться.
Спешит он к вам, ребята, Все это ненадолго,
Ему ведь жертву надо. Потом придет расплата.
3. А наш хозяин глупый, 4. Подумайте, как страшно
Все время нас он губит. В руках болезни быть.
Совсем не понимает, Вот если б не курил,
Что рак одолевает. То мог бы дольше жить.
Выходит «желудок», исполняет песню: «Больно, мне больно»
Помогите! Убивают!
Ой, как больно, нету сил,
А ведь мозг его давно просил, Больно, мне больно, не унять эту злую боль.
Чтобы больше не курил. Больно, как больно, меня что-то грызет.
Значит, он меня не любит, Больно, мне больно, не унять эту злую боль.
Никотином тихо губит, Меня что-то изнутри очень сильно, сильно
Никотином тихо губит, губит, губит. грызет.
Вот хозяин докурился, Я не ем, не сплю уж много дней.
Ко мне язва прицепилась. И дышать мне очень больно,
И грызет меня она, грызет, Потому что я в дыму во мгле,
Жить спокойно не дает. Плохо мне, плохо мне.
Больно мне больно, не унять мне эту злую боль.
Больно, мне больно, меня язва грызет
Больно, мне больно, не унять эту злую боль.
Меня язва изнутри очень сильно, сильно грызет.
Входит «мозг»
Я мозг хозяина несчастный, Совсем учиться разучился,
Весь прокуренный ужасно. И со здоровьем очень плохо.
Ничего не понимаю, Вот так до точки докатился.
Буквы, цифры забываю, Плохо мне, плохо мне!
Все вместе: Больно, нам больно, не унять эту злую боль.
Больно, нам больно, погибаем мы все.
Милый хозяин, помоги нам забыть про все.
Пусть сегодня вот этот пример поможет тебе.
Учитель: Горящая сигарета – это маленький химический завод, выпускающий более 4000 разных химических веществ, 43 из которых являются канцерогенами (то есть вызывающими рак) и более 400 других токсичных веществ, включая никотин. (Слайд 20-21)
Ученик:
Тоскует сердце, мозг, сосуды, почки, Остановитесь, люди, жизнь прекрасна!
Слабеют легкие, от дыма почернев. Но с дымом счастье улетает прочь.
Мы кашляем весь день и даже ночью, Не сразу, постепенно и ужасно,
Страдает печень, яд не одолев. И лучший врач не сможет вам помочь.
Друзья и господа, курить бросайте смело,
Не постепенно, сразу, навсегда!
Чтоб голова была здорова, не болела,
Чтоб сердце не болело никогда.
Учитель: В настоящее время установлена связь между курением и злокачественными образованиями нижних отделов мочевых путей, поджелудочной железы. Курение – важная причина, возникновение рака полости рта, верхней и нижней части глотки, гортани и пищевода. Причем, в сочетании с приемом больших количеств алкоголя риск развития данных заболеваний значительно возрастает. (Слайд 22)
Учитель: Народная мудрость гласит: « Один курит – весь дом болеет». (Слайд 23-24)
Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина. Еще одна четвертая разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество, то есть половина, загрязняет воздух помещения, в котором курят.
Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей.
(Слайд 25) Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000 т. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.
Учитель: Проведены социологические исследования о влиянии курения. Послушаем их. (Слайд 26)
В США ежегодно связано 225 тысяч летальных исходов от болезней сердечно - сосудистой системы, больше 100 тысяч – от рака легких, свыше 20 тысяч случаев смерти – от болезней органов дыхания.
В Великобритании ежегодно теряется свыше 50 миллионов рабочих дней вследствие курения, стоимость лечения болезней, вызванных курением, ежегодно составляет более 150 миллионов фунтов стерлингов.
По подсчетам польских экономистов, доходы от производства и реализации табачных изделий: составляют в этой стране лишь около половины стоимости экономических потерь из-за болезней и преждевременной смерти курящих.
Европа теряет ежегодно более 800 тысяч жизней своих курящих граждан. Это число равнозначно шести авиационным катастрофам огромных аэробусов с гибелью всех их пассажиров каждый день в году.
Поэтому в развитых странах общество давно бьет тревогу по этому поводу. Там развернуты широкомасштабные компании по борьбе с курением. Причем основа их – вовсе не преследование курящих, а защита прав каждого на чистый воздух. И результат уже есть.
Курение выходит из моды у юных французов. В ряде стран, таких как Швеция, Финляндия, приняты даже специальные законы о табаке, охватывающие все стороны данной проблемы.
Табачные компании, теряя, рынки сбыта у себя на родине, переключаются на нас. Неужели мы в этом вопросе будем плестись в хвосте мирового сообщества, и тратить деньги и здоровье в угоду чужим интересам?
Смертность от всех болезней среди курящих на 70 % выше, чем среди не курящих. А у выкуривающих 20 и более сигарет в день – в 2 раза выше.
Учитель: Отражается ли курение на внешнем облике человека? Вот какая история произошла с учеником 5 класса. (Слайд 27-28)
Сценка.
Автор. Ваня Петров учится в 5 классе, ему 11 лет. За последний год из отличников стал троечником. В начале года начал курить, подражая взрослым. Сейчас втянулся, без сигарет не обходится ни один день.
(Ваня спит. Стук в дверь).
Ваня. Кто там? (Встаёт, открывая дверь. Входит Сигарета.)
Сигарета. Ну что, не ждал?
Ваня. Да как сказать? Неожиданно как-то это.
Сигарета. А люди вообще начинают курить неожиданно, мало, кто это планирует!
Ваня. А! Ну да!
Сигарета. Ну, так я к тебе непросто так. Что- то нам стало тесновато в пачке. Мы решили у тебя в квартире пожить. Свой порядок навести, вон стол у тебя какой чистый. Ни одного окурка – безобразие! Мы это исправим быстро! Ты о нас чаще вспоминать будешь. Зубы у тебя – вон какие, белые – безобразие! Они должны быть коричневые! Вот идеал красоты! Не сразу, конечно, сначала – жёлтые, потом – коричневые! Цвет лица побледнее, серо-зелёный – вот какой мы тебе сделаем! А про свой любимый футбол можешь забыть сразу! Курильщики быстро не бегают. Они курят! Глядишь, через год, два и голос твой никто не узнает! Захрипишь, засипишь, закашляешь! И про пятёрки можешь забыть – навсегда! Курильщики – это плохая компания, они хорошему не научат. Что – то я заболталась, проголодалась. Угости же меня чем-нибудь!
Ваня. А чем ты питаешься?
Сигарета. Твоим организмом, разве не знаешь?
Сигарета тянет руки к Ване, он в ужасе просыпается.
Ваня. Ну, уж нет! Я бросаю курить, попрошусь в секцию. Спорт лучше любых сигарет!
Антитабачный видеоролик. (Слайд 29)
Учитель: Резкая разница температур выдыхаемого дыма и окружающего воздуха ведет к появлению микротрещин эмали зубов. Затем в них откладываются табачные смолы, придающие зубам более темный желтоватый оттенок. Компоненты табачного дыма способствуют более раннему старению коллагена, образующего «каркас» кожи. Разрушение этого «каркаса» ведет к появлению морщин и обвисанию кожи. Табачный дым задерживает усвоение витамина С и частично восстановительные процессы в организме.
А сейчас, «рекламная пауза». Частушки.
Паша, Паша, не кури: Говорили, говорили.
Вредно для здоровья! Чтоб мальчишки не курили.
Лучше пей ты каждый день А вот Вовка за углом
Молоко коровье. Подавился табаком.
Каждый день у нас Денис Никотин – здоровью враг,
Курит по полпачки. Учат детей в школе.
Лучше ел бы мальчик наш Дома папа курит так,
Леденцы на палочке. Что взвоешь поневоле.
Никотином травим всех, Физкультурой занимайся,
Тех, кто с нами рядом. Чтоб здоровье сохранять,
Чтобы не было беды, И от лени постарайся
Курить бросить надо. Побыстрее убежать.
Ты зарядкой занимайся,
Если хочешь быть здоров.
Водой холодной обливайся-
Позабудешь докторов.
Учитель: Из чего же делают сигареты? Каково их производство?
Видеоролик: «Производство сигарет». (Слайд 30)
Учитель: Во многих странах ведется активная борьба с курением. Например, в рекламе табачных изделий по телевизору запрещено использовать изображение пачки сигарет, тем более показ курения самих сигарет. (Слайд 31)
Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведённое в курильной комнате.
Дания - запрещено курить в общественных местах.
Сингапур – курение – 500 долларов штрафа. Нет рекламы на табачные изделия.
Финляндия – врачи установили 1 день – 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.
Япония – г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.
Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек.
Россия – запрещено курение в общественных местах.
Учитель: Но, может быть вы, желаете, получить «нечто особенное»? (Слайд 32)
Учащиеся: «Привлекательный» внешний вид: желтые зубы и пальцы, серый оттенок кожи, ранние морщины;
- Быть похожим на пепельницу, с таким же неприятным запахом и дорожками пепла на одежде;
- Хронические болезни, связанные с курением: рак легких, хронический бронхит, болезни сердца;
- Одышку и сердцебиение при физических нагрузках;
- Постоянно прятаться от родителей и учителей;
- Экономить деньги, откладывая их на сигареты.
Учитель: Тогда вы действительно можете попробовать завести себе пагубную привычку, от которой потом будет очень сложно избавиться.
- Но если ты хочешь: - сохранить свое здоровье;
- Состояться в жизни как личность;
- Выглядеть молодо и привлекательно;
- Всегда быть в хорошей спортивной форме;
- Быть самостоятельным человеком;
- Не быть рабом вредной привычки.
Ученик: Ты выкурил всего пять сигарет,
И часа жизни твоей нет.
Во имя шаловливой моды
Кладешь ты в землю жизни годы.
Себе болезни вызываешь,
Куреньем гибель приближаешь,
Меняешь жизнь на деготь, смрад.
В позорной сделке сам лишь виноват,
Тебе дан разум – царь природы!
Так откажись от глупой моды!
Видеоролик. (Слайд 33)
Учитель: Не допустите, чтобы табак помешал вам реализовать свои возможности. Ведь ваш выбор – никогда не начинать курить! Так скажем же курению – нет!!! (Слайд 34)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Курить – здоровью вредить»
Данный классный час на реальных примерах позволяет доказать пагубное влияние никотина на оранизм человека и позволяет развить в детях привычку к здоровому образу жизни....
Классный час "Курить-здоровью вредить".
Классный час предназначен для учащихся 5 класса....
Классный час. "Курить - здоровью вредить".
Презентация классного часа....
Классный час "Курить - здоровью вредить!"
О вреде курения....
Классный час "Курить - здоровью вредить"
Классный час проведенный в 8 классе...
Классный час "Курить - здоровью вредить."
ЦЕЛЬДать учащимся основные сведения о курении и в занимательной форме провести обсуждение полученных сведений.ЗАДАЧИВоспитание бережного отношения к своему здоровью.Воспитание чувства отвращения к кур...
Классный час "Курить - здоровью вредить"
Формирование осознанного отрицательного отношения к курению....