Тема урока "Свойства рецепторов анализаторов"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Карплюк Татьяна Иосифовна

Это 4-й урок в теме, урок закрепления и углубления знаний. Урок может быть рекомендован к проведению в профильном классе, а также на факультативных занятиях. На данном уроке изучаются некоторые свойства рецепторов анализаторов: специфичность, чувствительность, адаптация. В этой разработке учителя найдут множество опытов различной сложности - от простых самонаблюдений, не требующих подготовки, до лабораторных работ, которые брались из методичек для профессиональных дегустаторов. Основные методы - проблемный и частично-поисковый.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_svoystva_receptorov_analizatorov.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Свойства рецепторов анализаторов"

Цели:

  1. закрепить и углубить знания об анализаторах,
  2. дать представление о свойствах рецепторов анализаторов через практическую работу,
  3. познакомить с профессией дегустатора,
  4. развивать логическое мышление,
  5. навыки публичного выступления,
  6. умение анализировать собственные ощущения,
  7. умение выделять главное,
  8. формулировать выводы.

Оборудование:

  1. растворы NaCl в концентрации 0,05%, 0,1%, 0,13%, 0,15%, 0,25%,
  2. дистиллированная вода,
  3. стаканчики,
  4. чайные ложечки,
  5. салфетки,
  6. раздаточные лотки,
  7. пинцет,
  8. непрозрачные баночки с крышками, в которых лежат кусочки поролона, смоченные веществами для определения запаха (Приложение 9),
  9. монеты,
  10. пинцеты,
  11. зеркальца,
  12. механический будильник.

Девиз урока: “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств”.

Оформление доски: Тема, девиз, таблица: “Анализаторы”, схема классификации, таблица по кожным рецепторам.

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие. Обсуждение девиза урока: “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств”. Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемый ответ: Рецепторы – начальное звено анализатора. Воспринимая сигналы из окружающей среды, они преобразуют их в электрические импульсы, которые передаются в головной мозг. Далее они расшифровываются корой больших полушарий головного мозга, так создаются ощущения.

Давайте вместе сформулируем тему урока (“Свойства рецепторов анализаторов”).

II. Актуализация знаний и проверка д/з.

1. Фронтальный опрос с одновременным заполнением таблицы:

- Что такое анализатор? Дайте определение.

- Перечислите звенья анализатора, запишите их в верхнюю строку таблицы (шапку).

- Назовите известные Вам анализаторы, запишите их в колонку 1.

Далее работаем индивидуально. Заполните в таблице 3 и 4 колонки.

Давайте проверим заполнение и вместе заполним 2 колонку.

Таблица: “Анализаторы”.

Анализаторы

Рецепторный (периферийный) отдел

Проводниковый отдел

Центральный (корковый) отдел

1

2

3

4

Зрительный

Палочки и колбочки на сетчатке глаза

Зрительный нерв

Зрительная зона коры больших полушарий

Слуховой

Чувствительные волоски улитки

Слуховой нерв

Слуховая зона коры больших полушарий

Обонятельный

Рецепторорные клетки слизистого эпителия носа

Обонятельный нерв

Обонятельная зона коры больших полушарий

Вкусовой

Вкусовые почки эпителия ротовой полости

Лицевой и языкоглоточный нервы

Вкусовая зона коры больших полушарий

III. Новая тема:

1. Классификация рецепторов. Роль ретикулярной формации.

Все перечисленные нами рецепторы воспринимают раздражения из внешней среды. Они называются экстерорецепторы. Предположите, откуда получают сигналы интерорецепторы и проприорецепторы.

Запишите в тетрадь схему классификации рецепторов.

- Как вы думаете, зачем столько различных рецепторов?

Предполагаемый ответ: Экстерорецепторы и проприорецепторы служат для ориентации в пространстве, для трудовой деятельности. Интерорецепторы сигнализируют о состоянии внутренней среды, т.е. докладывают о работе почек, желудка, кишечника.

Почему мы не ощущаем ежесекундно сигналов от своих органов? Оказывается, что активность почти всех отделов мозга усиливается или ослабляется ретикулярной формацией. Поэтому, пока у нас ничего не болит, мы и не ощущаем, как функционируют внутренние органы.

Давайте представим себе такую ситуацию: Вы идете по опушке леса и внезапно видите гадюку.

- Каковы Ваши действия в этот момент? (Убежать!!!) Правильно, я в 6 лет бежала без остановки до дома.

А какова будет роль ретикулярной формации и анализаторов в данном примере?

Предполагаемый ответ: “Кора больших полушарий получает импульсы от рецепторов зрительного, а, возможно, и слухового анализатора (если змея шипела), импульсы были усилены ретикулярной формацией, одновременно все импульсы от других рецепторов были ослаблены.

2. Свойства рецепторов (практическая часть).

Запишите в тетрадь первое свойство – специфичность. Большинство анализаторов приспособлены для восприятия только одного вида раздражителей, которые называются адекватными. Назовите адекватные раздражители для разных анализаторов? (Для слухового анализатора – звук, звуковые волны, для зрительного – свет, световые волны).

Опыт 1. Выяснить, может ли рецептор воспринимать раздражения, которые не являются для него специфическими.

С этой целью проведем следующий опыт. Закрыть глаза. На одно из глазных яблок со стороны носа слегка надавить рукой. Слабыми движениями потереть веко. Глаза не открывать! При трении многие люди замечают появление черного кольца с желтоватыми каемками. При надавливании кольцо обычно перемещается от периферии к центру. Ответьте на вопросы:

1. Испытывались ли тактильные раздражения? (Тактильные раздражения ощущались четко: чувствовалось давление, смещение глазного яблока.)

2. Соответствовали ли кожные механические раздражения кожным анализаторам? (Соответствовали и потому давали точную информацию о давлении на глаз и перемещении глазного яблока.)

3. Почему при механическом раздражении некоторые из испытуемых видели желтое кольцо? (Механические раздражения сетчатки глаза вызвали зрительное ощущение.)

4. Может ли рецептор возбуждаться от раздражений, которые не являются для него специфическими? (Может, но при этом ощущение становится иллюзорным, никакого кольца на самом деле не было.)

5. Знали ли испытуемые, что восприятие кольца было кажущимся? (Знали, потому что кольцо не воспринималось в определенной точке пространства, а как бы находилось внутри глаза. Кроме того, его появление и перемещение зависело от силы давления на глаз).

При объяснении этого опыта можно остановиться на следующих моментах. Во-первых, учащиеся должны понять, что информативное значение имеют только раздражители, адекватные данному анализатору. Механические, электрические и другие раздражители, не адекватные зрительному анализатору, могут в некоторых случаях вызвать возбуждение рецепторов сетчатки, нервов зрительной зоны коры и спровоцировать появление кажущихся образов, но они не несут полезной информации. Во-вторых, процессы анализа и синтеза возбуждений, происходящие в коре больших полушарий, позволяют правильно оценивать значение получаемых сведений и вносить необходимые поправки. В-третьих, благодаря тому что ” нервной системе синтезируется информация, получаемая от различных анализаторов, человек оказывается способным правильно оценивать поступающую информацию, не путать иллюзорные образы с реальными.

Сделайте вывод, может ли рецептор воспринимать раздражения, которые не являются для него специфическими.

Формулируемый вывод: в некоторых случаях неадекватные раздражители могут вызвать возбуждение, но они не несут полезной информации.

Второе свойство – адаптация, запишите.

Опыт 2. Положите монету на ладонь. Засеките время, сколько секунд спустя Вы перестали чувствовать монету. Почему?

Предполагаемый ответ: “Привыкаем”. В рецепторе ослабевает возбуждение.

Это свойство называется адаптацией. Адаптация – явление ослабления возбуждения в рецепторе при длительном действии раздражителя постоянной силы. Происходит снижение чувствительности, т.к. возрастает порог чувствительности. Свойство адаптации очень важно потому, что уменьшается поток импульсов, идущих в мозг.

Приведите примеры, в которых можно пронаблюдать адаптацию анализаторов. (Мы не чувствуем одежду на теле, заколки, часы, кольца, браслеты, не слышим ночью тиканье часов и гул машин).

Третье свойство – чувствительность. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать возбуждение рецептора, называется абсолютным порогом чувствительности.

У разных людей чувствительность различна. Есть люди, обладающие очень высокой чувствительностью. Это люди тестеры, дегустаторы, сообщение о которых мы сейчас послушаем.

Сообщения учащихся о дегустаторах. (Приложение 1,2,3).

Теперь мы проведем серию опытов на выявление Вашей чувствительности.

Опыт 3. Для опыта нам понадобятся наручные механические часы среднего размера и линейка. Вы будете работать в парах. Медленно приближайте часы к уху. Подайте условный знак партнеру, когда услышите тиканье. Замерьте расстояние от часов до уха. Давайте создадим абсолютную тишину.

Высокая острота слуха – при расстоянии 15 см и больше. Громкость звука измеряют не в сантиметрах, конечно, а в децибелах, так часто полученная нами величина – условная единица. Но, зная громкость, с какою тикают часы и расстояние, на которое часы удалены от уха, можно высчитать слуховую чувствительность, определив слуховой порог в децибелах.

Сделайте вывод о чувствительности своего слуха.

Опыт 4. Работайте в парах. Взять два тонко отточенных карандаша. Выбирается участок кожи, например на руке, который исследуется. Один ученик дотрагивается одновременно карандашами до разных участков кожи руки другого ученика (у второго глаза закрыты). Если два одновременных укола ощущаются как один, считается, что на этом участке кожи "работает" один чувствительный рецептор. Как только два одновременных дотрагивания начнут ощущаться как два, измеряют расстояние линейкой. Предполагается, что это и есть минимальное расстояние между разными чувствительными рецепторами.

Сделайте вывод, от чего зависит чувствительность кожных анализаторов. (От количества рецепторов на 1 см2). Рассмотрите таблицу “Число и распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже” в приложении 7.

Опыт 5. На каждой парте стоит лоток с солевыми растворами разной концентрации, вода, баночка для сплевывания, чайная ложечка. Ни вода, ни растворы не проглатываются. После определения концентрации каждого раствора, рот прополаскивается водой.

Оцените результаты по шкале, которой пользуются настоящие дегустаторы. Сделайте вывод.

Растворы NaCl в концентрации:

0,05% - отличная чувствительность

0,1% - хорошая чувствительность

0,13% - удовлетворительная чувствительность

0,15% - плохая чувствительность

0,25% - агнозия (полное или частичное отсутствие вкусовой чувствительности).

Опыт 6. У Вас на столах стоят баночки, закрытые крышками. Откройте их, попытайтесь определить какие вещества в них находятся. Если вы распознали 4-5 запахов из 6, то вы можете стать дегустатором запахов. Сделайте вывод. Как вы думаете, все ли могут стать дегустаторами?

Послушайте сообщение учащегося. (Приложение 4). Сделайте вывод. (Не все люди могут стать дегустаторами, т.к. это заложено генотипом. Но, если способности есть, то их можно развить.)

3. Практическое использование знаний о чувствительности анализаторов. Беседа.

- Учащиеся со сниженной остротой зрения или слуха должны сидеть на 1-2 парте.

- Определение качества пищевых продуктов – по запаху, вкусу.

- Использование парфюмерных средств, гармоничное сочетание их запахов.

- Использование при выборе профессии художника, музыканта, дегустатора и др.

Сообщение учащегося о шумовом загрязнении. (Приложение 5).

Сообщение учащегося “Аромауправление”. (Приложение 6).

IV. Закрепление изученного материала.

1. Почему в прокуренной комнате через некоторое время люди перестают ощущать неприятный запах дыма? (Уменьшается порог чувствительности).

2. Глухой Бетховен слушал музыку тростью, прислонив один конец к деке рояля, а другой конец трости брал в зубы. Проведем подобный опыт.

Опыт 7. Закроем плотно уши испытуемому и приложим к темени часы. Слышите ли Вы звук? Почему? (Звук распространяется не только в газовых средах, но и в твердых телах. Тикающие часы вызвали колебания в костях черепа, которые привели к импульсам в слуховом анализаторе).

3. Опыт 8. Положите ватку с растительным маслом в рот. Ощущаете ли Вы запах? Как, если Вы не делали вдох носом? (Через хоаны).

4. Предположите объяснение феномену Розы Кулешовой, которая, будучи слепой, руками распознавала цвет, рисунки и даже шрифт. (Учитывая свойство специфичности, Роза не могла видеть руками. Следовательно, она получала только тактильные ощущения, которые были связаны со зрительными впечатлениями.) Да, действительно, Роза знала, что красный цвет вызывает покалывания, коричневый цвет она воспринимала как вязкий, а синий – как гладкий, холодный и скользкий. Недостаток зрения она компенсировала усилением другого анализатора. На этом основано обучение слепоглухонемых по методике Мещерякова А.Я. и Соколянского И.А.. Для обучения они использовали вибрационное чувство. Чтобы понять, что это такое, положите руку дома на корпус звучащего приемника и почувствуйте колебания стенок. Подобным образом велось обучение слепоглухонемых: ученик прикасался к горлу или затылку преподавателя и ощущал вибрацию при произнесении им звуков, слогов, слов и фраз. Затем ученик помещал руку на свое горло и воспроизводил звуки, вызывающие те же вибрации, что ощущались им у преподавателя. Эти вибрационные ощущения связывались с соответствующими звуками языка, которые передавались с помощью тактильной азбуки. Некоторые из слепоглухонемых, обучавшихся по этой методике, достигли высоких результатов. Ольга Скороходова овладела речью, получила образование, защитила докторскую кандидатскую в области дефектологии. Таким образом, она заговорила. Но не стала слышать. Сформулируйте вывод о компенсаторных возможностях. Предполагаемый вывод: благодаря взаимозаменяемости анализаторов ослабление одного из них ведет к усилению других. Так же благодаря компенсаторным возможностям такие люди становятся полноправными членами нашего общества.

5. Опыт 9. Дотроньтесь двумя перекрещивающимися пальцами до носа. Их два? Почему? А теперь одновременно посмотрите в зеркало. Сколько носов? Один? Объясните. Предполагаемый ответ: Ощущения в организме складываются в результате работы всех анализаторов и оцениваются организмом комплексно. В данном примере тактильные ощущения дополнились зрительными ощущениями, и произошла корректировка ощущений. Таким образом, результатом взаимодействия анализаторов стало соответствие ощущения реальности.

Итоги урока – рефлексия.

И в заключение хочу порекомендовать прочесть книгу Мариуса Плужникова, Сергея Рязанцева “Среди запахов и звуков” © НиТ. Раритетные издания, 1998. В книге рассказывается о физиологии слуха, обоняния и вкуса, а также о заболеваниях уха, горла и носа. Иными словами – обо всех познавательных, занимательных, а иногда и курьезных аспектах оториноларингологии. Электронную версию книги можно найти на сайте www.n-t.ru/ri/

Д/з (по желанию): составить характеристику рецепторов (любую) по виду воспринимаемых раздражений, характеру связи с раздражителем, структурным особенностям. (Ответ в приложении 8)

Литература: 

  1. Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учителя./ М- Просвещение. – 1987.
  2. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: книга для учителя./ М.- Просвещение. – 1983.
  3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя./М. – Просвещение: АО “Учебная литература” - 1996.
  4. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Методическое пособие./ Санкт – Петербург. – Паритет. – 2002.
  5. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя./ М. – первое сентября.- 2000.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Большинство приложений – это статьи, найденные самими учащимися в Интернете, которые они использовали для подготовки сообщения. Статьи приводятся практически полностью, чтобы учащиеся сами смогли выделять главное.

Приложение 1.

Лучшая работа на свете - есть шоколад и путешествовать 

Знаменитый лондонский магазин шоколада - «Fortnum&Mason» - ищет сотрудника. Владельцы магазина уверены, что соискателей на освободившуюся недавно должность будет, хоть отбавляй, потому что о такой работе большинстве жителей планеты могут только мечтать. Речь идёт о работе дегустатора шоколада. Плата – 50 тысяч долларов в год.

До последнего времени в этом качестве при магазине трудилась некая Дженни Корк. Она проработала там 13 лет и решила, что с неё хватит. Весит Дженни 80 килограммов, хотя, если целый день только и делать, что лопать шоколад, можно было уже достичь каких-то более впечатляющих результатов. Барышня признаёт, что работа эта довольно тяжёлая. И даже не потому, что на шоколад уже буквально смотреть не можешь, а потому, что приходится много путешествовать. Магазин засылает своего эксперта в самые удалённые точки планеты в поисках вкуснейшего и наиболее качественного шоколада, который можно было бы закупить для продажи в Лондоне.

Объявление о конкурсе среди соискателей должности шоколадного дегустатора было помещено в британских газетах в минувшее воскресенье. В настоящее время в магазин поступило несколько сотен заявок. Граждане, претендующие на «лучшую работу на свете» трудятся в самых разных сферах - от медицины до сталеварения, - в своих заявлениях они отмечают, что готовы оставить карьеру и начать всё заново, поскольку буквально обожают шоколад.

Приложение 2.

Работа дегустатора чая

Для профессии дегустатора очень важен его развитый вкус, вкусовые нервы, за что ему и хорошо платят. От работы дегустатора зависит, какой чай, предлагаемый почти 15 тыс. плантаций, фирмы закупят и предложат в качестве чайных смесей на рынке. У дегустатора не должно быть насморка. Если язык обложен, то качество чая тоже невозможно определить. Дегустатор не должен также курить. Ранним утром вкусовые нервы наиболее чувствительны. Поэтому дегустация чая начинается с раннего утра. В светлом дегустационном помещении, прямо у окна стоит все необходимое: белые глиняные сосуды, белые заварочные чайники, рядом с которыми банка соответствующего чая. Каждый сорт чая заваривают одинаково: то же количество чая и продолжительность заварки: 2,86 г чая на 250 мл воды, не менее 5 мин выдержки.

Дегустатор опускает в чай серебряную ложечку и громко (так полагается) втягивает чай. Чувствительный язык проверяет вкус чая. Небо и нос проверяют аромат. Затем жидкость выплевывают. Острый взгляд на оставшиеся чайные листья, проверка на запах - и за 3 секунды принимается решение, можно ли закупать этот чай для производства.

Дегустатор осуществляет в день до 300 тестов. При каждом тесте он точно знает, откуда поступил чай, когда его собрали и как его обрабатывали до и после сбора. Каждый чай проходит дегустацию до закупки в стране-производителе чая, перед погрузкой на корабль, после расфасовки. Кто пьет чай, тот выигрывает от хорошего вкуса дегустаторов. Именно они гарантируют, что фирменный чай будет всегда вкусным. Урожай чая в экзотических странах зависит от погоды и времени года, поэтому и смешивать чай нужно по-разному. Но потребитель привык к тому, что он каждый день наслаждается, как он думает, своим чаем. А ведь фирменный чай иногда смешивают из 20 разных сортов - и все это определяет дегустатор.

Приложение 3.

ПОЗДРАВЛЯЮ, "ДАНОР" - ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ КОФЕ!

Он выпивает в день по 600 чашек кофе. Ему около шестидесяти, но выглядит на 50. Невысокий мужчина с коренастой фигурой и глазами цвета кофейных зерен. Он живет и работает в Германии и редко бывает в России. Его зовут Питер Паскет.

Гер Паскет - человек уникальной профессии - кофетестер, У него редкий талант - чувствовать и оценивать вкус кофе. Специалистов такого уровня в Европе от силы человека три, один из них - господин Паскет. Он работает менеджером по качеству в компании "Бернхард Ротфос" (Гамбург) - крупнейшего поставщика зеленого кофе и Сиропе.

Вы когда-нибудь видели, как работает кофетестер? Сначала он оценивает кофейные зерна по виду. Питер Паскет привез с собой специальные тарелочки синего и коричневого цвета. В синие насыпаются зеленые (сырые) зерна, в коричневые - жареные. На этих фонах лучше видны изъяны зерна. Кофе оценивается по размеру зерен, степени и равномерности обжарки. После этого кофе пробуют на вкус. Геру Паскету заварили 14 сортов кофе "Данор", и каждому сорту кофетестер дал оценку. Перед дегустацией Питер извлек из своего дипломата фартук и серебряную столовую ложку - мелкую и широкую. Кофе дегустируют без сахара, как только напиток остывает до температуры, которая не обжигает руку. Пить кофе надо по-особому. Питер набирает в ложечку немного кофе и втягивает его вместе с большим количеством воздуха. Получается примерно такой же звук, когда розовощекая Матрена пьет чай из блюдечка, - шумно. Любой интеллигент посчитал бы такую манеру пить "напиток королей" крайне неприличной, но у кофетестеров так заведено.

- Необходимо, чтобы вместе с кофе в рот попало много воздуха. Под действием кислорода обостряется чувствительность вкусовых рецепторов, и вкус ощущается намного сильнее, - увидев удивление на наших лицах, пояснил Питер и попросил ведерко.

- Я не глотаю кофе, - продолжал дегустатор, - каждый образец, после того как я познаю его вкус, я сплевываю. Иной раз за день мне приходится "выпить" около 600 чашек кофе. Никакой организм не выдержит таких объемов. В моей лаборатории в Гамбурге у меня работают две ассистентки, которые целый день варят мне кофе. За год они в чашечках переносят мне в кабинет около тонны воды.

- Как долго вы работаете кофетестером и где научились этой профессии?

- Я оцениваю кофе уже более 30 лет. Начал я работать совсем молодым человеком. Тогда я был таким же "зеленым", как необжаренный кофе. Выяснилось, что у меня есть особый талант ощущать и различать вкус кофе. Я начал его в себе развивать. Теперешнее мое умение грамотно оценивать качество кофейного сырья - это результат долгого кропотливого труда и' большой практики. Сейчас я - один из ведущих кофетестеров мира.

- У вас есть ученики?

- В первую очередь я обучаю персонал нашей компании. Люди, которые занимаются поставкой кофе, должны уметь ценить его вкус. У меня очень много гостей из всех стран мира, где растет кофе. В последнее время многие российские специалисты хотели бы пройти обучение и нашей лаборатории, и я расцениваю это как толчок к развитию кофейной культуры в вашей стране.

- С такой работой дома вы, наверное, кофе совсем не пьете?

- Отнюдь, я очень люблю кофе, правда, это должен быть очень хороший кофе. Каждое утро я начинаю с этого напитка. В течение дня я тоже выпиваю чашечку. Но стараюсь не переусердствовать. Мое здоровье очень ценится компанией - я дорогой специалист. Поэтому когда только я прихожу на работу, секретарша мне вместо кофе приносит чашку чая с большим количеством лимонного сока. Это придает мне бодрость.

Приложение 4.

5 гаплотипов гена hTAS2R38 вызывают разное чувство горечи у людей.

Американские учёные из Центра химических исследований Монелл (Monell Chemical Senses Center) обнаружили 5 гаплотипов в гене hTAS2R38, которые обуславливают различную чувствительность к горьким продуктам. Об этом вышла их статья в журнале Current Biology. Так, люди с гаплотипом PAV от 100 до 1000 раз более чувствительны к горькому вкусу, чем носители гаплотипа AVI. По чувствительности между ними расположились носители гаплотипов PVI, AAI и AAV. Поэтому люди имеют разное предпочтение, например, к грейпфрукту или горькому шоколаду. Ученые пришли к такому выводу после ряда исследований на людях и культурах клеток, используя химические соединения с горьким вкусом фенилтиокарбамид и пропилтиоурацил. Предполагается, что полученные результаты будут применены в фармакологической практике при использовании горьких препаратов.

Приложение 5.

Шум – это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. в природе шум относительно слаб и непродолжителен. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. Уровень шума в 20—30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Звуковой дискомфорт, как правило, создают не природные звуки, а антропогенные источники шума. См шкалу. Сравните силу звука различных источников: шелест листвы и шум спокойного прибоя составляют 20 децибелов, громкая речь — 60—70, шум уличного транспорта (мотоцикл, автобус, грузовик) — 80—100 децибелов, шум реактивного самолета при взлете — 140 децибелов, космической ракеты — 175 децибелов.

Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90— 110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума — так называемая бытовая техника.

Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая порог звуковой чувствительности, развивается тугоухость.  Также длительный шум приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, которая заключается в поражении слуха и нервной системы в результате воздействия шумов.

Приложение 6.

Аромауправление

Существует много запахов, которых люди избегают. Место, где пахнет дешевыми сигаретами, готовящейся едой, мокрой тряпкой и сыростью вообще, обходят стороной. Если в магазине стоит запах несвежих продуктов, человек либо вообще не делает покупок, либо покупает только промышленные товары (к сожалению, в нашем городе такие магазины еще есть). Смесь запахов, которая встречается в душных помещениях тоже не вызывает приятных ассоциаций. Эти запахи – невербальный сигнал опасности, получая который, человек уходит.

Запахи – незаменимый инструмент в современном искусстве продаж. Можно использовать самые разные ароматы, чтобы стимулировать желание покупать. По мнению исследователей из американской Службы маркетинга запахов, ароматизация воздуха в магазине способна поднять продажи на 15 процентов – безо всяких дизайнерских перепланировок и расширения ассортимента.

Подарки

лучше покупаются, когда в магазине перед Рождеством и Новым годом распыляются теплые ароматы хвои, гвоздики, корицы и мандаринов, а в День Святого Валентина – шоколада.

Одежда и белье лучше продаются с пятеркой ароматов: ваниль, лимон, мята, базилик и лаванда.

Продукты нуждаются в сопровождении свежих, бесконфликтных ароматов; запахов огурца и арбуза.

Обувь помогают продавать специальные дезодоранты с ароматом свежей кожи, которыми рекомендуется опрыскивать вещи из искусственных материалов.

Аромат кокосового масла хорошо подходит для офисов туристических фирм.

Запах теплого молока обладает успокаивающим действием, хотя на сознательном уровне почти не чувствуется.

Аппетитные запахи еды улучшают настроение посетителей и бодрят. Особенно этим отличается аромат свежеиспеченного хлеба. Для привлечения покупателей с улицы рекомендуется располагать соответствующий отдел у самого входа в супермаркет. Многие кафе и бары привлекают посетителей при помощи запаха свежесмолотого кофе, который распыляется перед дверью.

Некоторые запахи в разной обстановке воспринимаются по-разному. Например, если обычные рестораны всеми способами стараются избавиться от кухонных запахов, то маленькие кафешки при автозаправках имеют успех, только если из них доносятся ароматы горячей пиццы и котлет, перебивающие запах машинного масла и бензина.

Приложение 7

Таблица. Число и распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже

Участки тела

Число холодовых точек на 1 см кв.

Число тепловых точек на 1 см кв.

Лоб

5.5 - 8

2

Нос

8 - 13        

1

Другие части лица

8.5 - 9

1.7

Предплечье

6 - 7.5

0.3 -0.4

Ладонь

1 - 5

0.4

Тыльная сторона пальца

7 - 9

1.7

Внутренняя сторона пальца

2 - 4

1.6

Приложение 8. Ответ на Д/З.

По виду  воспринимаемых  раздражений  различают  хеморецепторы  (рецепторы вкусовой  и  обонятельной  сенсорных   систем,   хеморецепторы   сосудов   и внутренних   органов);   механорецепторы   (проприорецепторы    двигательной сенсорной    системы,    барорецепторы    сосудов,    рецепторы    слуховой, вестибулярной,  тактильной  и  болевой  сенсорных   систем);   фоторецепторы (рецепторы  зрительной  сенсорной  системы)  и   терморецепторы   (рецепторы температурной сенсорной системы кожи и  внутренних  органов).  По  характеру связи  с  раздражителем  различают  дистантные  рецепторы,  реагирующие   на сигналы от удаленных источников и обуславливающие предупредительные  реакции организма (зрительные и слуховые)  и  контактные,  принимающие   воздействия (тактильные и  др.)  По  структурным  особенностям  различают  первичные   и вторичные рецепторы. Первичные  рецепторы  —  это  окончания  чувствительных биполярных    клеток    (например,    проприорецепторы,     терморецепторы, обонятельные   клетки).    Вторичные     представлены    специализированными рецепторными клетками, которые расположены между чувствительным  нейроном  и точкой приложения раздражителя (например, фоторецепторы глаза). В  первичных рецепторах энергия внешнего раздражителя непосредственно.

Приложение 9.

В исходном варианте предлагались следующие вещества:

Вещество

Порог обоняния мг/л воздуха

Этиловый спирт

5.83

Нафталин

0.04

Мятное масло

0.02

Уксусная кислота

0.001

Ванилин

0.00005

Искусственный мускус

0.00004

В виду отсутствия вышеперечисленных веществ, их можно заменить на любые другие, но хорошо знакомые ребятам. Я использовала следующие: этиловый спирт, жидкость для снятия лака, валокордин (валериана), подсолнечное масло, бальзам «Таежный» (запах пихты), капли в нос «Пиносол» (запах эвкалипта и мяты), духи и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз

Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I.  При работе с текстом мультипроектора выполните за...

Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»

Цель урока:  повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.Тип урока: систематизации и обобщения изученного ...

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"...

урок "Анализаторы. Слуховой анализатор"

Открытый урок"Анализаторы. Слуховой анализатор"...

План конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Анализаторы. Зрительный анализатор»

Разработка урока  по технологии "Развитие критического мышления" в  рамках проекта Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. Критическое мышлен...

Деятельность анализаторов. Зрительный анализатор

Презентация для 8-ого класса на тему "Деятельность анализаторов. Зрительный анализатор"...

Презентация на тему "Органы чувств. Анализаторы" Биология (8 класс)

Презентация по биологии (8 класс) на тему "Органы чувств.Анализаторы....