Урок биологии в 10 классе "биосинтез белка"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

 

Урок биологии в 10 классе

Тема урока: Биосинтез белка

Цель урока:  Создание условий для усвоения темы урока и формирования познавательного интереса к предмету через использование технологии развития интеллектуально-информационной компетентности ( ТРИИК) и информационно-коммуникационных технологий.

Задачи урока:

 1.Образовательные:

·        Расширить знания учащихся о специализации различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белка.  Познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах.

         2. Воспитательные:

  • Формировать познавательный интерес к предмету через использование технологии развития интеллектуально-информационной компетентности         ( ТРИИК) и информационно-коммуникационных технологий.

 

  • Воспитывать у учащихся корректного отношения к мнению окружающих.

     

        3. Развивающие:

  • Развивать поисково-информационные умения.
  • Развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  • Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Продолжить развитие учебно-познавательных умений: сравнивать процессы трансляции и транскрипции, высказывать свою точку, зрения решения биологических задач, имеющих математическую или логическую основу (перекодировка из одной знаковой системы в другую, расчётные задачи); высказывать тезисы, пользоваться предметным языком.
  • Продолжить формирование умений по выполнению тестов заданий ЕГЭ.

 

         Тип урока:  Урок усвоения новых знаний  (лекционное занятие с элементами индивидуальной работы учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_10_klasse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 10 классе

Тема урока: Биосинтез белка

Цель урока:  Создание условий для усвоения темы урока и формирования познавательного интереса к предмету через использование технологии развития интеллектуально-информационной компетентности ( ТРИИК) и информационно-коммуникационных технологий.

Задачи урока:

 1.Образовательные:

  1. Расширить знания учащихся о специализации различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белка.  Познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах.

         2. Воспитательные: 

  1. Формировать познавательный интерес к предмету через использование технологии развития интеллектуально-информационной компетентности         ( ТРИИК) и информационно-коммуникационных технологий.

 

  1. Воспитывать у учащихся корректного отношения к мнению окружающих.

     

        3. Развивающие:

  1. Развивать поисково-информационные умения.
  2. Развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  3. Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
  4. Продолжить развитие учебно-познавательных умений: сравнивать процессы трансляции и транскрипции, высказывать свою точку, зрения решения биологических задач, имеющих математическую или логическую основу (перекодировка из одной знаковой системы в другую, расчётные задачи); высказывать тезисы, пользоваться предметным языком.
  5. Продолжить формирование умений по выполнению тестов заданий ЕГЭ.

         Тип урока:  Урок усвоения новых знаний  (лекционное занятие с элементами индивидуальной работы учащихся).

Этапы урока:

  1. Этап самоопределения ( определение темы урока)

Учащиеся работают с текстом (приложение №1), в котором описывается биологический процесс. Их задача определить процесс, разделить текст на этапы назвать этапы процесса.

Используя глоссарий к уроку учащиеся дают определения терминам, названием веществ и органоидов клетки, проговариваемых в ходе работы над темой.

  1. Этап изложения нового материала

Учащиеся рисуют схемы процессов транскрипции и трансляции, опираясь на текст процесса.

  1. Этап рефлексии

      Учащиеся выполняют задания технологий конструкт, реконструкт

( приложение№2)

Учащиеся решают задачу ( приложение№3)

Учащиеся решают задание С5 вариата ЕГЭ по биологии

  1. Этап самоанализа

Учащиеся заполняют лист самоанализа

  1. Этап заключение
  2. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Приложение №1

Процесс осуществляется в хромосомах на молекулах ДНК по принципу матричного синтеза.

При участии ферментов РНК-полимеразы на соответствующих участках молекулы ДНК (генах) синтезируются все виды РНК (иРНК, тРНК, рРНК).

В цитоплазму через ядерную оболочку перемещаются иРНК и тРНК, в субъединицы рибосом встраиваются рРНК.

Рибосома вступает на один из концов иРНК (именно на тот, с которого начинается ее синтез в ядре) и начинает перемещаться прерывисто по иРНК, триплет за триплетом, соответственно наращивается полипептидная цепочка, одна за другой соединяются аминокислоты, поднесенные с соответствующим участкам иРНК транспортными РНК. Каждой аминокислоте соответствует свой фермент, присоединяющий ее к тРНК.

Приложение №2

Технология « Конструкт»

Г  Т  Г – Г  Г  А - Т  Т  Т – Ц  Г  Т

Технология « Реконструкт»

ВАЛ                     ГЛИ                    ФЕН                        АРГ

Приложение № 3

 Решение задачи

Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с?

Решение задачи:

5I : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.).

(Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.)

- Действительно, скорость передвижения рибосомы по u -РНК составляет 5–6 триплетов в секунду, а на синтез белковой молекулы, состоящей из сотен аминокислот, клетке требуется 1-2 минуты.

- Инсулин является первым белком, синтезированным искусственно. Но для этого потребовалось провести около 5000 операций, над которыми трудились 10 человек в течение 3 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 10 классе. Биосинтез белка.

Конспект урока биологии в 10 классе с применением инновационных ТРИИК - технологий...

Презентация к уроку биологии по теме:"Белки", 9, 10 класс

Презентацию «Белки» можно использовать на уроках  биологии  9,10 классах, внеклассных мероприятиях, в кружковой работе....

Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»

Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля)  посредством интегрированных технологий....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Цикл уроков по курсу "Общая биология" - 17 разработок уроков по генетике, Биосинтезу белка, экологии

разработка уроков для 9-11 классов  по биологии с использованием элементов английского языка ( для некоторых тем)...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

10 класс Биология ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ. КОНФОРМАЦИИ БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. ФЕРМЕНТЫ

Тема 3.Органические вещества. Белки. Конформации белковой молекулы. Классификация белков. Функции белков.Ферменты...