Урок биологии в 8 классе "Элементы жизни"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Сердюк Ольга Романовна

Урок обобщает знания учащихся об обмене веществ в организме человека. В игровой форме учащиеся совершают путешествие по океану  по маршруту: Остров Математический, Мыс Продуктовый, Атолл Медицинский,  Архипелаг Занимательный, Остров Витаминный, Порт Знаний. На каждой стоянке команда сообща выполняет определённое задание, итогом урока является тестирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_8_klasse.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе

Тема урока: Элементы жизни

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об обмене веществ в организме человека

Задачи урока:

Образовательные:  

  1. показать взаимосвязь пластического и энергетического обмена
  2. показать роль витаминов и химических элементов в обмене веществ
  3. сформировать знания о нормах питания

Развивающие:

  1. развивать навыки работы с источниками информации
  2. развивать культуру речи, логическое мышление
  3. развивать навыки работы в группе.

Воспитательные:                

  1. воспитывать культуру умственного труда,
  2. воспитывать умение слушать, умение работать в группах, оценивать работу одноклассников
  3. продолжить формирование критического  мышления.

Использованные технологии:  игровая технология, технология развития критического мышления

Формы работы на уроке:

Групповая работа с учебными текстами

Исследовательская деятельность: практическая работа по исследованию продуктов питания.

Составление синквейна

Игровая деятельность

Тестирование

Оборудование: маршрутный лист урока, таблица «Витамины», план синквейна, учебные тексты, карточки к игре «Витаминное домино»

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Формирование 4 команд. Организация игры-путешествия «Элементы жизни» по океану Знаний по маршруту: Остров Математический, Мыс Продуктовый, Атолл Медицинский,  Архипелаг Занимательный, Остров Витаминный, Порт Знаний. На каждой стоянке команда сообща выполняет определённое задание, озвучивает свой ответ для других команд. По месту прибытия в Порт  Знаний каждый учащийся индивидуально отвечает на вопросы теста и составляет синквейн.
  2. Ход игры: учитель на маршрутном листе, красочно оформленном и расположенном на доске,  перемещает кораблик на первый пункт путешествия - Остров Математический, ученики выполняют задания и отправляются к следующему пункту – мысу Продуктовому и так далее до Порта знаний.

Остров Математический.

Каждая команда получает конверт, в который вложена таблица «Суточная потребность (в мг) некоторых элементов» и тексты задач.

возраст

Ca

P

Mg

Fe

Zn

I (мкг)

11-14 лет

1200

1200

350

18

15

150

15-18 лет

1200

1200

400

18

15

150

19 лет и старше

800

800

350

10

15

150

1 задача: В куске белого хлеба содержится 0,8 мг железа.  Сколько кусков хлеба нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе?

2 задача: Можно ли одной порцией картофельного пюре удовлетворить суточную потребность в микроэлементе йоде, если в порции его содержится 15 мг? Как обеспечивают в нашей стране население этим жизненно важным элементом, необходимым для щитовидной железы?

3 задача: Рассчитайте, сколько вам потребуется кальция и фосфора в год. Почему норма потребления этих элементов для подростков выше, чем для взрослых?

4 задача: Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента?

Мыс Продуктовый.

 Исследование продуктов питания. Поиск ответа на вопрос: Соответствуют ли данные продукты нормам питания? Группам выдаются упаковки от продуктов питания – чипсов, шоколада, йогурта, батончиков, мороженого, орешков, семечек и т.д.. Зная суточные потребности для своего возраста (калорийность – 2500 ккал, белки- 125-150 г, жиры – 100 г, углеводы – 450-500 г) и исследуя информацию на упаковке, они делают вывод о том, в чём вред постоянного питания данными  продуктами.

Атолл Медицинский

Командам раздаются таблицы «Элементный состав пищи». Пользуясь этой таблицей. Они должны ответить на задания – каких химических элементов не хватает в организме людей, отдыхающих на острове?

Таблица «Элементный состав пищи»

элемент

источник

функция

внешние признаки недостаточности

Ca

Молоко, молочные продукты, рыба, приготовленная с костями

Образование костной ткани, зубов. Регулирование передачи зубов по нервам, мышечное сокращение, свёртывание крови, образование коллагена

Рахит у детей. Остеопороз (размягчение и хрупкость костей) у взрослых

K

Апельсиновый сок, бананы, сухофрукты, картофель

Обеспечение сердечной деятельности, водного баланса и целостности клеток; необходим для передачи нервного сигнала, метаболизма углеводов и белков

Плохая передача нервных сигналов, аритмия сердечных сокращений. Внезапная смерть при увеличении нагрузок

Mg

Орехи, морская пища, шоколад

Участвует в расслаблении мышц, в синтезе белков и в энергетических процессах

Потеря жидкости, сердечные спазмы

Mn

Печень, почки, орехи, чай

Кофермент витаминов

Потеря веса, дерматоз

F

Морская пища

Участвует в построении костей и зубов

Разрушение зубов

Fe

Печень, мясо, зелёные листья овощей, зерно, хурма, гранаты

Составная часть белков – переносчиков кислорода – гемоглобина и миоглобина

Железодефицитная анемия, усталость и апатия

1 задание: В группе туристов-англичан, отдыхающих на атолле, особенно выделялся один – с бледной кожей, вялый  и уставший, равнодушный ко всем красотам острова. В чём дело? Как правильно ему питаться?

2 задание: Этот турист приехал отдохнуть на атолл на недельку после длительной, очень утомительной работы. По приезду почувствовал, что есть проблемы с сердцем – пульс неровный, учащённый, а реакция на всё происходящее вокруг замедленная. В чём дело?

3 задание: Вам встретился турист со сломанной рукой, больными зубами, с синяками на теле. Нехватка какого элемента является причиной его страданий? Чем бы вы порекомендовали питаться ему во время отдыха на острове?

4 задание: В одной семье отдыхающих на пляже острова бросалась в глаза мать семейства – худая измождённая женщина, кожа её была покрыта пятнами. В чём дело? Какого микроэлемента не хватало в её организме?

Архипелаг Занимательный

 Каждая команда получает вопросы по обмену веществ.

1 вопрос: У бедуинов женщины всегда полностью закрыты одеждой, лишь для глаз остаётся щель. При этом они часто страдают от размягчения костей. Почему?

2 вопрос: В пищевом рационе жителей Севера эскимосов преобладает жирная пища – рыба, оленина. Какое это имеет значение?

3 вопрос: Одинаковое ли количество пищи надо употреблять лесорубу, трактористу, футболисту и человеку, работающему целый день за компьютером?

4 вопрос: У фермера были две возрастные группы поросят. Первая была постарше,  в её  рационе преобладал зерновой корм. Младшую группу поросят стали подкармливать молоком от только что отелившейся коровы, и они догнали в росте старших поросят. Почему?

Остров Витаминный

 Организуется игра «Витаминное домино». Каждая группа получает набор карточек со сведениями о витаминах и должна как можно быстрее разложить их в определённом порядке согласно правилам игры в домино.


Бери-бери


Витамин Д


Рахит


Витамин А


Куриная слепота


Витамин С


Цинга


Витамин В12


Анемия (малокровие)


Витамин В1


1,4 -2,4 мг

Шиповник, черная смородина


Витамин С


Рыбий жир


Витамин Д


1 мг


Витамин А


0,2 мг


Витамин В12

Зерна злаков, печень


Витамин В1


морковь


Витамин А

Поражение нервной системы

Порт Знаний

1 задание - выполнение тестирования

  1. За счёт пластического обмена

А)расщепляются белки, жиры, углеводы

Б)организм получает энергию

В)поддерживается температура нашего тела

Г)происходит рост, развитие и деление клеток нашего тела

  1. Элемент кальций необходим

А)для переработки глюкозы

Б)для образования костной ткани

В)для улучшения зрения

Г)для образования гемоглобина

  1. Для того, чтобы не было анемии (малокровия) необходим элемент

А)Fe                       Б)Ca                            В)P                               Г)K

  1. Витамины в организме

А)служат источником энергии

Б)участвуют в образовании ферментов

В)являются строительным материалом клетки

Г)участвуют в передаче наследственных свойств

  1. Человеку в сутки необходимо

А)70 г углеводов, 125 г жиров, 450 г белков

Б)  125г углеводов, 450г жиров, 100г белков

В)  100г углеводов, 125г жиров, 125г белков

Г) 450 г углеводов, 100г жиров, 125 г белков

  1. Для нормального функционирования щитовидной железы необходим элемент

А)I                  Б)Ca                  В)K                              Г)Fe

  1. Какие продукты содержат много витамина С

А)печень и свежее мясо

Б)овощи и фрукты

В)рыбий жир и яйцо

Г)хлеб из муки с отрубями

  1. Авитаминоз развивается при

А)недостатке гормонов в организме

Б)недостатке ферментов в организме

В)недостатке витаминов в организме

Г)избытке витаминов в организме

2 задание – составление синквейна по темам: Витамины, Элементы

Пример:

1.Витамины

2.Важные, незаменимые

3.Участвуют, влияют, действуют

4.Регулируют обмен веществ и нормальное протекание процессов жизнедеятельности

5.Фермент

3. Подведение итогов урока. Оценка за урок важна для каждого, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке.  Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75 % от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта Гёте: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"

Использование приемов смыслового чтения на уроке  биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...

Разработка урока "Биология наука о жизни" 9 класс

Разработка урока по теме "Биология наука о жизни"...