Использование инновационных образовательных технологий
методическая разработка по биологии по теме

Бондарева Виктория Игоревна

Активизация познавательной деятельности обучающихся через использование современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование инновационных педагогических технологий  на уроках и во внеурочной деятельности»

Бондарева Виктория Игоревна,

учитель биологии МОУ школа №2,

г.о.  Жуковский

Современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы  выпускники школ  были способны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.  Они должны грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. В соответствии с запросом общества федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость перехода  от информационной модели обучения к деятельностной  и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и использования  в образовательном процессе  инновационных  педагогических технологий.

Инновационные педагогические  технологии  направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.  В своей работе использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно - ориентированное обучение, которое  помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность. В  системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется  функция и  форма организации урока, к нему предъявляется ряд особых требований, которым я стараюсь следовать. Одним из целевых ориентиров на уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить технологию  дифференцированного обучения, модульное обучение, технологию проблемного  обучения, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии.  В своей работе активно использую технологию   проблемного   обучения, которая является стержневой в системе комплекса личностно-ориентированных  технологий, так как преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована только в процессе самостоятельной работы по выполнению заданий  проблемного  характера.  Данная технология  направлена на развитие всесторонне гармонической  личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. При проблемном обучении  у  учащихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. Использование технологии проблемного  обучения позволяет  повышать интерес  обучающихся к изучению предмета. Каждому ребенку предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт.

Я стала в эвристической беседе ставить перед учащимися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.

Учащиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности,  я всегда стараюсь оказать учащимся  коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.

Чаще всего на своих уроках я  стараюсь сочетать  традиционное обучение с элементами  проблемности,  с включением отдельных проблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включаются знания, получаемые ими и в готовом виде  - из изложения учителя, текста учебника и т.д.

Один из примеров структуры  проблемного   урока: актуализация знаний, постановка проблемы,  работа по теме урока с обсуждением, закрепление,  домашнее задание.

Актуализация знаний - предлагаю дать определение базовых понятий, необходимых для изучения темы, выполнить тестовые задания, напоминаю алгоритм выполнения заданий.

Для постановки проблемы  использую видеоматериалы, изречений, поговорки, исторические факты, рисунки.

Для обеспечения личностно-ориентированного подхода в основной части  урока  пользуюсь различными методами и приемами для развития познавательной деятельности обучающихся, совершенствования их возможностей и способностей.

Учитывая возрастную периодизацию и основные виды деятельности, характерные для возраста, использую для решения проблемы элементы группового и коллективного  обучения.  Уроки  моделирую в режиме самостоятельного группового  обучения. Выполняя  проблемное  задание в группе, ученик расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознаёт свои потребности.

Организую деление на группы  с учетом взаимных привязанностей, симпатий, с учётом  успеваемости.  Каждая группа получает задание, оно бывает персональное для каждой группы или одно для всех. В групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы.

После выполнения заданий при обсуждении результатов работы группа отчитывается перед классом. В итоге обучающиеся вместе находят правильный ответ на поставленную проблему. По ходу отчёта группы направляю деятельность учащихся, управляю дискуссией.

Свой ответ группа представляет в виде схем, таблиц, рисунков; обучающиеся составляют тесты, вопросы репродуктивного и творческого характера для взаимопроверки и предлагают к ним ответы.

Контроль и оценку знаний осуществляю в виде взаимопроверки, разноуровневых тестов, биологического диктанта.

В ходе  урока  проводится рефлексия: ответы на вопросы, высказывание своего мнения. Например:

  1. с каким настроением работал, доволен ли собой?
  2. насколько комфортно работалось в группе?
  3. в чём затруднялся? Как оценил свою работу?
  4. какие были проблемы, как их смогу преодолеть?
  5. что нового, полезного узнали на  уроке ?

В заключение   урока  подвожу итог работы групп, даю оценку их деятельности.

  1. Проблемное обучение является очень эффективным средством   повышения   познавательной   активности учащихся. Знания, добытые путем собственного поиска, надолго становятся достоянием человека. Проблемные задания, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.
  2. Проблемное обучение способствует развитию логического мышления учащихся и этим содействует их умственному развитию. Мышление не только начинается с задачи, проблемы, но и в дальнейшем протекает в форме возникновения и решения ряда последовательных познавательных задач, проблемы в целом.
  3. Таким образом, проблемный подход в обучении  по своей сущности является ведущим средством активизации учения школьников. Проблемное обучение - обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных образовательных технологий на уроках ОБЖ

Приведен сценарий урока в 6-ом классе, разработанный на примерах уроков по ознакомлению шестиклассников с методикой проектирования предстоящей деятельности при попадании в экстремальную ситуацию. ...

Использование инновационных образовательных технологий на уроках иностранного языка

Использование  инновационных образовательных технологий  на уроках иностранного языка...

Опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

Технология ТРИЗСущность теории решения исследовательских задач (ТРИЗ)ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образова...

Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...

Анализ эффективности использования инновационных образовательных технологий

В материале представлен анализ использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка: проектной технологии. ИКТ. проблемно - диалогического обучения...

Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий

Доклад к педсовету на тему: Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий...

доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Рассматриваются  образовательные технологии используемые в образовательном учреждении....