урок-конспект
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Урок биологии в 7 классе

Тема: Общая характеристике насекомых

 

Цели: изучить общую характеристику насекомых

Задачи:

1. Учащиеся должны усвоить понятия “насекомые, кутикула, ротовой аппарат, крылья, дыхальца”, знать общие признаки насекомых, черты прогрессивной организации, закрепить знание общих признаков членистоногих.

2. Учащиеся должны уметь работать информацией, отбирать главное, составлять рассказ.

3. Способствовать формированию научного мировоззрения, коммуникативных навыков.

Оборудование: презентация “Общие признаки Насекомых”, видеофрагмент, коллекции насекомых и рисунки насекомых, рабочие листы.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.18 КБ
Office presentation icon pril11.ppt1.11 МБ
Microsoft Office document icon pril22.doc945.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 47                                                                Дата-04.02.13

Предмет - биология

Класс – 7

Тема: Насекомые

Цели: изучить общую характеристику насекомых

Задачи:

1. Учащиеся должны усвоить понятия “насекомые, кутикула, ротовой аппарат, крылья, дыхальца”, знать общие признаки насекомых, черты прогрессивной организации, закрепить знание общих признаков членистоногих.

2. Учащиеся должны уметь работать информацией, отбирать главное, составлять рассказ.

3. Способствовать формированию научного мировоззрения, коммуникативных навыков.

Оборудование: презентация “Общие признаки Насекомых”, видеофрагмент, коллекции насекомых и рисунки насекомых, рабочие листы.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Ход урока

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (В\фр, ВВС “Империя чужих”)

1. Практическая работа “Изучение внешнего строения насекомых” по тексту на рабочих листах, коллекциям и рисункам. Ответы на вопросы: можно ли отнести изучаемые объекты

а) К типу Членистоногие? По каким признакам?

б) К классу Ракообразные? Почему?

в) К классу Паукообразные? Почему?

2. Обобщение результатов практической работы: назовите и запишите характерные признаки насекомых.

3. Как вы думаете, почему эта группа животных названа надклассом? Ваши предположения – почему?

4. Формулировка проблемы, над которой будем работать на уроке.

- Какие особенности насекомых обеспечивают их господство на Земле?

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия, позволившие им стать хозяевами планеты. Эти отличия касаются как строения (внешнего и внутреннего), так и процессов жизнедеятельности.

Для более эффективного изучения большого по объёму материала мы будем работать по группам.

1 группа - Особенности питания и строение ротовых органов насекомых.

2 группа - Способы передвижения и разнообразие конечностей насекомых.

3 группа - Полёт и особенности строения крыльев насекомых

4 группа - Органы чувств насекомых.

1. Работа в группах – 5 мин. (см. рабочие листы)

2. Выступления учащихся - 2 мин. - обсуждение, дополнения, просмотр видеороликов.

3. Заполнение таблицы “Особенности насекомых, связанные с их господством на Земле”

4. Обобщение изученного материала.

Вывод. Благодаря особенностям строения, процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных.

Фамилия _____________

Рабочий лист урока “Характерные особенности насекомых”

I. Практическая работа: “Изучение внешнего строения насекомых”. 4 мин.

  1. Рассмотрите предложенные вам коллекции и фотографии насекомых.
  2. Найдите конечности, обратите внимание на их строение. Сколько их?
  3. Сколько отделов тела у насекомых?
  4. Есть ли органы чувств у насекомых? (усы, усики, глаза сложные или
  5. простые?)
  6. Запишите вывод по практической работе по схеме:

У насекомых…  конечности, их ... пары. Летают с помощью … .

Тело состоит из 3 частей : … , … , … .

На голове органы чувств: глаза … , усики … .

II. Рассмотрите рисунки и прочитайте информацию. 5 мин.

Заполните таблицу по своей информации, а затем, внимательно слушая, по информации других групп. Выступление группы. 2 мин.

Способ передвижения

Ротовые органы

Способ питания

Органы чувств

Среда обитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделайте вывод о причинах многообразия насекомых:

………………………………………………………………

………………………………………………………………

………………………………………………………………

Д/З


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

РОТОВЫЕ ОРГАНЫ НАСЕКОМЫХ.

Ротовые органы насекомых, развившиеся из примитивных придатков тела, приспособлены к самым разнообразным видам пищи. Первым появился ротовой аппарат грызущего типа, приспособленный к кусанию и жеванию.


Грызущий ротовой аппарат (жуки, кузнечики).

Питаются твёрдой пищей. Спереди находится пара мощных верхних челюстей. Они расположены по сторонам ротового отверстия и сдвигаются как щипчики. Нижние челюсти хватают пищу. За ними идёт нижняя губа, образованная второй парой сросшихся нижних челюстей. Перед ротовыми частями располагается верхняя губа,  - это складка. кожи.


Сосущий ротовой аппарат (бабочки, тли, цикады).

Насекомые питаются жидкой пищей. ротовые придатки удлинённые, образуют трубочку, через которую насекомые втягивают в рот жидкую пищу. У бабочки хоботок свёрнут в спираль.


У пчелы грызущее – сосущий ротовой аппарат, в котором наряду с челюстями, в центральной части расположен сосущий хоботок.

 


Лижущий ротовой аппарат(мухи).

Для мух характерен лижущий ротовой аппарат. Они питаются жидкой пищей, растворив её предварительно слюной.







КОНЕЧНОСТИ НАСЕКОМЫХ.

Конечности насекомых приспособлены для:

  1. ходьбы
  2. прыгания
  3. плавания
  4. копания
  5. умывания
  6. сбора пищи



Типичная нога насекомого оканчивается парой коготков. Благодаря коготкам, насекомые могут ходить по отвесным поверхностям, если поверхность имеет неровности, насекомое пускает в ход коготки.


Вытянутые и уплощённые задние ноги некоторых водных жуков снабжены длинными густыми волосками и превращены в вёсла.  




Прыгательная конечность имеет выраженную мускулатуру. Характерна для кузнечиков и саранчи.





 

                                    Интересно знать…

          У взрослых стрекоз длинные стройные ноги покрыты жёсткими волосками. В полёте стрекоза их держит рядом, образуя сачок, которым ловит мелких насекомых.

          Передние ноги многих бабочек имеют желобки, через которые они пропускают усики и очищают их.

На ногах медоносной пчелы есть щёточки для сбора пыльцы, а на задних ногах корзиночки для её переноса.

КРЫЛЬЯ НАСЕКОМЫХ.



Большинство насекомых способны к полёту.

Крылья насекомых – это выросты хитинового

скелета, которые поддерживает сеть жилок.

У насекомых с большими крыльями мышцы прикрепляются непосредственно к основанию крыла

Они поднимают и опускают крылья (бабочка 5 раз в секунду).

У мелких насекомых крылья меньшей величины, они вынуждены чаще взмахивать ими, до 1000 раз в секунду, у них мышцы прикрепляются к груди.



У жёсткокрылых или жуков передняя пара крыльев хитиновая, выполняющая защитные функции.

настоящие крылья – перепончатые, вторая пара.



У двукрылых одна пара перепончатых крыльев. Вторая видоизменена в жужжальца, издающие  специфический звук и являющиеся органами равновесия.  



У чешуекрылых – бабочек – две пары крыльев. покрытых чешуйками разного цвета и создающих разнообразные узоры.








Перепончатокрылые имеют две пары перепончатых крыльев. У некоторых видов, например, у муравьёв, рабочие особи бескрылы.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ НАСЕКОМЫХ.



 

    ЗРЕНИЕ







Глаза сложные. Состоят из множества простых глазков. Зрение мозаичное. Сложные глаза особенно хорошо распознают движение. Движущийся предмет может быть врагом, от которого надо скрыться, или добычей, которую надо поймать. Кроме сложных глаз на голове насекомых есть несколько простых глазков, которые, активируют чувствительность сложных глаз.

Насекомые воспринимают иной диапазон цветов: пчела ясно видит ультрафиолетовый участок спектра, но не чувствительна к красному, то есть пчёлы хорошо видят синие, фиолетовые и жёлтые цветки.

Многие насекомые определяют направление движения по
Солнцу, как по компасу. Медоносные пчелы могут
 определить положение Солнца даже в пасмурный день

 



    СЛУХ




Для большинства насекомых мир беззвучен, но некоторые из них воспринимают различного рода колебания. Настоящими органами слуха обладают сверчки, кузнечики, саранча, цикады и ночные бабочки. Эти органы находятся у них не на голове, а в основном на ногах, или на брюшке, они развиваются из дыхательной системы. Насекомые воспринимают ультразвуки, которые не слышит человек.




  ОБОНЯНИЕ




Усики или антенны позволяют насекомому ощупывать,
нюхать, измерять температуру и влажность, пробовать на
вкус. Антенны усеяны рецепторами запаха - на каждой
антенне у пчелы до 30000 рецепторов, что свидетельствует о большой роли обоняния у насекомых. Запахи играют
важную роль в нахождении самцом самки.



  ВКУС



Рецепторы органа вкуса располагаются у насекомых на
волосках вокруг рта. У многих насекомых рецепторы
находятся на передних ногах и они могут пробовать пищу,
ступая по ней.



  ОСЯЗАНИЕ


Органами осязания является большое количество осязательных волосков, которые связаны с нервными окончаниями. Осязательные волоски пронизывают хитиновый наружный скелет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....

Открытый урок ( конспекты уроков)

Недавно проходил месячник "Педагогичемких идей", где я решился представить на суд открытый урок по теме : "Бег с нзкого старта" и " Техника ловли и передачи мяча"...

Мои уроки (конспекты и презентации к урокам)

Данные уроки разработаны для 11 класса.Первый урок по теме "Развитие кинематографа" разработан по учебнику В.П.Кузовлева. На уроке представлена презентация, учащиеся выполняют компьютерный тест и рабо...

Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)"

Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)". Статья из сборника материалов Поволжской научно-практической конференции им. ак. К.А. Валиева...

Технологическая карта урока. Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)

Тема урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом....

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...