Технологическая карта урока по теме "Водоросли донные и плавучие"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Методический материал содержит технологическую карту к уроку биологии в 5 классе по теме "Водоросли донные и плавучие". Технологическая карта составлена с учетом современных требований к уроку при переходе на стадарты второго поколения. В ней учтены основные требования к современному уроку и указаны основные УУД формируемые на уроке. В материале есть бланк работы для обучающихся и лист самооценки своей работы на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме:

 « Водоросли донные и плавучие».

Цели. познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.

Предметные результаты:

– формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

     Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. выяснить особенности внешнего строения водорослей;
  2. показать особенности клеточного строения водорослей;
  3. формировать умение вести научный диалог;
  4. совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Оборудование: таблицы, гербарий, , текст и рисунки учебника, технологическая карта урока, учебник “Биология.Обо все живом”. БАЛЛАСС. Москва 2012,.аблица, гербарии «Водоросли», микропрепараты «Спирогира», микроскопы

Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание,планктон бентос,

Тип урока: Изучение нового материала.

«С малой удачи начинается большой успех»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке.

Как часто, ребята, мы сталкиваемся в жизни с явлениями природы причину которых объяснить не можем?

Что мешает нам это сделать?

Что может нам помочь?

Часто ли мы вообще обращаем внимания на эти явления?

Давайте, сегодня на уроке, попробуем найти  причины известного природного явления и научно обосновать его.

Посмотрите на фотографию небольшого пруда, какое явление часто мы наблюдаем в небольших водоемах со стоячей водой?

 Как мы его называем в жизни?

Задумывались ли вы, а с чем связанно это явление?

Давайте найдем объяснение этого природного явления. Так как мы будем выступать в роли ученых биологов которые объясняют нам все явления живой природы, давайте спланируем нашу научную деятельность. Что мы должны по этапно делать, чтобы достичь поставленной цели?



Высказывают свои предположения, обобщив которые делают вывод,

 
















Сформулировать гипотезу;

предположить

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Теперь обратимся к нашему природному явлению.

Какой цвет приобрела вода?

Чем это можно объяснить?

Посмотрите на фотографию, которую я сделала, это капелька воды из емкости в которой вода простояла более месяца. Что мы видим? Какого цвета? У каких организмов мы уже встречали такую окраску и счем она была связана? Чтобы ответить на эти вопросы выполните задание №1. из инструктивной карточки.

Проанализируйте стихотворение в котором говорится о знакомом вам  процессе.

  Листок зеленый-

Труженик хваленый.

Лучик света он поймал

И в сахар упаковал.


  1. Беседа с учащимися.

Подведем итог нашей работы:

-фотосинтез это процесс образования сахара из воды и углекислого газа, за счет энергии солнечного света.

- наличие хлорофилла, солнечного света, воды и углекислого газа условие протекания фотосинтеза.

- в клетках растений для этого процесса есть специальные органы хлоропласты.

Ребята, как вы думаете какое предположение следует сделать из ваших выводов о тех объектах которые мы видим на фотографии?

  1. Как называют растения которые обитают в воде?
  2. А эта среда  благоприятная для растений?
  3. Какое предположение можно сделать?
  4. Первые растения появились в водной среде.
  5. Значит все растения которые растут в воде водоросли?
  6. Как это можно доказать или опровергнуть?

- Как думаете, как можно сформулировать тему урока?  (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Как вы думаете если мы говорим о водной среде, то водоросли могут обитать на какой глубине ?)

Какова главная цель урока?


-Какие задачи мы поставим перед собой для нашего урока?

Изучить строение водорослей

Чем отличаются донные и плавучие водоросли?

































Предположение там где есть свет, вода и углекислый газ (воздух)





растения


водоросли


наиболее благоприятная среда водная.


Предположение: растут в воде.



Водоросли



узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации. 

Регулятивные УУД

3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельн

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала.

Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах. Но некоторые в сырых местах на камнях и почве.

    

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки. Выполните задание №2 из инструктивной карточки. Для этого используйте рисунок на стр.108 рис.18.1.

Проверьте свои ответы. Как можно доказать, что хламидомонада растение?

А вот еще одна загадка природы, вспомните песенку из известного детского фильма про буратино: «Затянулось бурой тиной ??????

Посмотрите ролик, очем внем идет речь?

Показ ролика.

Кокой вывод можно сделать.

Выполните задание №3 из инструктивной карточки. Затем проверте друг у друга и выставите баллы за проделанную работу.

Если мы посмотрим на следующий слайд, мы увидим, что разнообразие водорослей очень большое. С чем это связано?

На какие группы мы можем разделить водоросли по строению?

Какое строение имеет тело многоклеточной водоросли? Выполните задание №4, и заполните в бланке ответов терминологические понятия «слоевище»

Подпишите части слоевища многоклеточных водорослей. Какие части вы выделили, какую роль играют выросты? К чему они крепят водоросли?

Если растения прикреплены к дну как мы можем их назвать? С формулируйте понятие донные водоросли. Вспомните, как в воде находится известная нам хламидомонада, спирогира? Как можно назвать такие водоросли? С формулируйте понятие  плавучие водоросли.

Выполняют задание из инструктивной карточки, заполняют бланки ответов.

Выставляют баллы за выполненную работу.











Просмотр видиофрагмента.

Обсуждения, формулирование вывода.



Выполняют задание производят взаимопроверку.




Одноклеточные и многоклеточные

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации. 

Регулятивные УУД

3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельн

3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Для закрепления материала предлагаю выполнить задание №5. Сформулируйте выводы урока, для этого вставьте пропущенные слова из предложенных, что бы у вас появился текст содержащий выводы урока. Оцените свою работу.

Обучающиеся выполняют работу и заполняют бланк ответов.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 - Какую  цель мы ставили перед уроком?

--Достигли мы этой цели? Смогли мы приоткрыть тайну одной природной загадки?

 -Какое практическое значение имеет для  вас полученные знания и умения?

- Какие термины новые мы узнали разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Оцените свою работу на уроке. У вас есть лист самооценки своей работы на уроке, заполните их. В них проставьте баллы, которые вы заработали на уроке за свою деятельность.


Вопросы:

  1. Каков тип питания у хламидомонады?
  2. Каков способ питания?
  3. Если есть светочувствительный глазок, предположите, как пользуется им хламидомонада?
  4. А если водоем затенен? (поглощает готовые органические вещества)
  5. Каков тип питания при этом?

Высказывают свои предположения, обобщив материал урока. Заполняют лист самооценки.

Регулятивные УУД

1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2.Развивать умения оценивать свою деятельность.

Домашнее задание

 Представители отдела зеленые водоросли

Хлорелла – округлая форма, встречается на подводных предметах, в сырой почве, в зеленом налете на коре деревьев.

Хламидомонада – встречается в воде из застоявшейся лужи, канавы, на глинистой почве, в водоеме, загрязненном органическими веществами. (если поставить в светлое место банку с водой, то вскоре на стенках появится зеленый налет) Главный признак – подвижность.

Плеврококк – наземная форма. Обитает на северной стороне стволов деревьев, образуя характерный изумрудно-зеленый налет. Часто при делении образует пакетики из 2 –4 клеток, которые затем распадаются на отдельные клетки.

  1. Хламидомонада

А) строение

Развивается в больших количествах, вызывает «цветение» воды, приводящее к увеличению содержания СО2 и ядовитых продуктов распада в водоемах, что вызывает гибель рыб. Встречается даже в снегу и на льду.

Б) Понятие «хроматофор»

В) Питание хламидомонады

Вспомнить понятие «фотосинтез», органические вещества глюкоза и крахмал, неорганические вещества – вода и СО2.

  1. Чем интересно Саргассово море? (скопление ягодного саргассума)
  2. Есть ли ягоды у этого растения? Почему? (нет, это водоросль)
  3. Название крупнейшей в мире водоросли? (макроцистис)

           Все растения , которые растут в воде-водоросли.

  1. Поверхность прудов летом может быть сплошь затянута водорослью-ряской
  2. Водоросли не всегда живут в воде.они могут быть и на суше( на коре деревьев,

на почве и в ней).

  1. Хламидомонада обладает двумя пульсирующими вакуолями.
  2. В случае неблагоприятных условий хламидомонады преобразуются в гаметы.
  3. Хлорелла способна поглощать из воды растворенные в ней органические

вещества.

  1. Нитчатая водоросль улотрикс создает тину.
  2. Спирогира представляет собой зеленую нитчатую водоросль.
  3. Хроматофор у спирогиры имеет форму чаши.
  4. Зеленые нитчатые водоросли снабжают воду кислородом.
  5. У большинства бурых водорослей есть широкие листья.
  6. Красные водоросли для создания органических веществ способны использовать

такие солнечные лучи, которые попадают на большую глубину и недоступны

для других водорослей

  1. Морские водоросли накапливают в своем организме йод.


Предварительный просмотр:

Инструктивная карточка к уроку по теме:

«Водоросли плавучие и донные».

Задание №1. «Питание растений».

Прочитайте стихотворение, дайте ответы на вопросы.

 Листок зеленый-

Труженик хваленый.

Лучик света он поймал

И в сахар упаковал.

  1. О каком процессе говорится в данном стихотворении. Свой ответ

проаргументируйте.

  1. О каких условиях необходимых для этого процесса говорится в стихотворении, а о каких не упоминаются?

Ответы занесите в бланк ответов.

Задание №2. «Строение одноклеточных водорослей».

  Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:                                     

  1.  Какая водоросль изображена на рисунке?

    2.Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

    3.Какие функции выполняют указанные структуры хламидомонады?Для работы используйте рис 18.1 на стр.108.

Части клетки укажите в бланке ответов.

Задание №3 «Питание и дыхание растений»

1.Какой газ поглощается,  и какой выделяется в процессе фотосинтеза?

2.Что происходит с органическими веществами в процессе фотосинтеза?

3.Укажите,  какие вещества участвуют в процессе  фотосинтеза.

4.Какой газ поглощается,  и какой выделяется в процессе дыхания?

5.Что происходит с органическими веществами в процессе дыхания?

  1. Ответы занесите в бланк.

Задание№4 «Строение спирогиры».

Какая водоросль изображена на рисунке? (для ответа используй рис18.1 стр. 108)

Сравните строение хламидомонады и спирогиры. Что общего, в чем различия. Результаты занесите в бланк ответов.

 Задание №5 Тело этих водорослей состоит уже множества клеток, но все они одинаковы.

 1.Как называется такое строение,  ты узнаешь,  прочитав текст учебника на стр. 107. Определение нового термина сформулируй в своем бланке ответов, желательно одним предложением.                                        

 2.Как называются водоросли,  которые ведут прикрепленный образ жизни? (сформулируете понятие).  

 3.Как  называются водоросли,  которые находятся в толще воды? (сформулируете понятие)

В этом тебе поможет текст учебника на странице 108-109.

Ответы занесите в бланк.

Задание №6. «Выводы урока». Сформулируйте основные выводы урока. Для этого используйте представленные термины. Вставьте их в предложенные предложения, чтобы получилась законченная мысль.

Задание выполняется в бланке ответов.

   



Предварительный просмотр:

Бланк ответов к теме: «Водоросли донные и плавучие».

Задание№1.

В этом стихотворении говорится о процессе_____________________________________

Для этого процесса необходимо____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов 5.

Задание №2.    В бланке подпишите известные тебе части клетки   хламидомонады.                                                

Внимание. Сопоставьте свои ответы по слайду, за каждый правильный ответ поставьте балл.

Максимальное количество баллов за это задание 6 баллов.

Задание №3.

1.В процессе фотосинтеза  поглощается _______________________и выделяется __________________________________.

2. Органические вещества в процессе фотосинтеза____________________________________________________________

3. Участвуют в процессе  фотосинтеза вещества________________________________________________________________

4. В процессе дыхания  поглощается ___________________________________и  выделяется____________________________________________________________

5. Органические вещества в процессе дыхания__________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 1 балл. (общее количество 5 баллов)

Бланк ответов.

Задание№4.

Сходства

Различия

Хламидомонада

Спирогира






Максимальное количество баллов 11.

Задание№5. Запишите термины.

1.______________________________________________________________________________



                                                 


2.______________________________________________________________________________




3.______________________________________________________________________________



Максимальное количество баллов 3.


 Задание №6. Водоросли это                           , т.к. имеют                             . В основе питания лежит процесс                                 . Главная среда обитания                       . Каждая клетка водорослей имеет типичное строение как любая растительная клетка. В ней есть ядро, цитоплазма, хлоропласты и                                        . Различают одноклеточные и                                        многоклеточные водоросли,  тело которых называют                                         . Если водоросли живут на дне их называют                          , а те которые в толще воды . Как все живые организмы во время дыхания они поглощают                        ,а выделяют              .


 


Термины: фотосинтез, углекислый газ, водная, донные, растения, слоевище, хлоропласты, вакуоли, кислород, планктон.


 Максимальное количество баллов 10 баллов.


 За  всю работу на уроке максимальное количество баллов, которые  можно заработать -  30. Подсчитай свои баллы и сравни со шкалой,  предложенной ниже.


 «отлично» - 30-26 баллов; «хорошо» -26-22 баллов, если ты набрал меньше баллов переделай работу дома.                                                                                                                                                                                                       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...