Мастер- класс "Земноводные"
методическая разработка по биологии по теме

Мастер- класс по теме приводит примеры подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер- класс "Земноводные"21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс  «Подготовка к ГИА и ЕГЭ по биологии»

Учитель биологии  МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша  Петухов С.Ю.

ГИА и ЕГЭ становится для выпускников уже обычным делом, но, тем не менее, до сих пор вызывает страх и стрессовые реакции. От чего же зависит степень волнения на экзамене? Не только от того, насколько вы уверены в своих силах, и как вы выучили материал. Особую роль здесь играет интеллектуально-психологическая готовность.

Сама форма ГИА  и  ЕГЭ предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. Следовательно, готовность учащегося к ЕГЭ должна включать в себя такие качества как:

  1. эффективная умственная деятельность в непривычных условиях,
  2. анализ задания вне зависимости от привычных схем,
  3. умение интуитивно определить верное направление решения или ответ,
  4. владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания,
  5. запомнить и увидеть парадоксальное, необычное  в обычном
  6. связать теоретические знания с практикой, с жизненными ситуациями,
  7. посмотреть на уже привычные, усвоенные знания с другой, непривычной стороны.
  8. психофизическое состояние подростка, (которое во многом зависит от эмоционального настроя, уверенности в собственных силах и возможностях, а также от умения управлять своим эмоциональным состоянием, справляться со своим страхом, насколько он умеет преодолеть стресс.)

Все эти составляющие являются основой психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ. Таким образом, природа возможных трудностей и страхов на экзамене в большей степени психологическая, поэтому наш мастер класс будет  посвящен некоторым приемам  подготовки  к экзаменам

Знание и умение учитывать эти особенности может значительно облегчить подготовку к экзамену и повысить результат.

Эти приемы мы рассмотрим на примере повторения учебного  материала по классу Земноводные.

«Кое   что  о жабонятах»

Слайд 1

«Зелененькою тряскою

Покрыта гладь пруда

Под зыбкою замазкою

Колышется вода»

Слайд 2

Кто такие  жабонята?

Жабонята (жабон) – слово древнерусского языка, сохранившееся в белорусском языке. В русском языке сохранилось слово «жбан» - деревянный сосуд для воды. А где вода – там сырость, а где есть сырость – там лягушки и жабы. И тка мы сегодня будем говорить о Земноводных.

Слайд  3

Земноводные – удивительный класс животного мира, представители которого живут в двух средах жизни; в воде и на суше.

Внешнее и внутреннее строение земноводных приспособлено к условиям их обитания.

Слайд   4

Среди земноводных наиболее  известны жабы и лягушки. Как вы думаете – какая связь между лягушкой и ногой?

Лягушка – слово одного корня, что и слова лягнуть, ляжка, лодыжка то есть – нога. Итак, мы с вами выяснили кто такие жабонята. Давайте  повторим, что мы знаем о них.

Слайд  5

Когда мы смотрим на лягушку, первое, что бросается в глаза – короткие передние и длинные, согнутые  задние ноги. Это позволяет лягушке передвигаться большими прыжками. Проще говоря движение лягушки – принцип пружины.

Слайд  6

Второе, что мы видим – кожа лягушки. Она всегда влажная, так как через неё постоянно испаряется вода. За счет испарения воды температура тела земноводных всегда на 5-8 градусов ниже температуры окружающей среды. Это свойство использовали в старину крестьяне. Хозяйки клали лягушку в кринку с молоком, и оно не скисло, так как охлаждалось.

Слайд 7

Дыхание у земноводных – нагнетательного типа, за счет мышц рта, которые действуют как насос. Дышат земноводные кожей и легкими.

ДЫХАНИЕ

             ЛЕГКИЕ                                                                             КОЖА

65 %  О2                                 поглощается                       35% О2

32 %  СО2                               выделяется                         68 % СО2

Слайд  8

Правильно ли с математической точки зрения выражение:

4 = 1 +7 + 1 + 7

Нет. А биологической точки зрения правильно.

4 – отдела позвоночника.

1 – шейный отдел, 1 позвонок

7 – грудной отдел, 7 позвонков

1 – крестцовый отдел, 1 позвонок

7 – хвостовой отдел, 7 позвонков  (У лягушек его нет, т. к. они относятся к отряду Бесхвостые)

Слайд  9

У меня в руках фотоаппарат. Что общего он может иметь с лягушками?

Оказывается фокусировка зрения у лягушки,  устроена так же как в современных фотоаппаратах.

ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

РОГОВИЦА-----------------------ЗРАЧОК-------------------------ХРУСТАЛИК

Световые лучи в воздухе                                                    Световые  лучи в воде

        ПРЕДМЕТ

Глаз лягушки можно сравнить с радаром зенитного орудия. Он смотрит вверх, вниз, вбок одновременно. На основе строения глаза лягушки  разработан военный прибор РОНИТРОН. Он классифицирует движущиеся предметы на: полезные, вредные, безразличные.

Слайд  10

Если глаз лягушки – радар зенитного орудия, то само орудие – язык. Липкий, свернутый в трубочку, выстреливающий со скоростью 15 м. в секунду.

Слайд  11

Все земноводные – хищники, растительноядных среди них нет – так как у них замедлен обмен веществ.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадет в ловушку

И комар и мушка.

Слайд 12

Мошка, комарик проглочен. Но  пищу, лягушки не пережевывают, хотя у них есть зубы, а проталкивают её в горло языком. Языку помогает глазное яблоко, которое давит на пищу. Мышцы глазного яблока прикрепляются к  средней мигательной перепонке, которых на глазу лягушки три. Получается, сколько раз лягушка моргает, столько раз она и глотает.

Слайд  13

На мне варежки. Варежки мы надеваем, когда на улице холодно. А когда холодно лягушки впадают в спячку. Спячка может продолжаться до двух лет. Для того, чтобы пережить спячку в тканях лягушки накапливается жир. А впадаю в спячку, лягушки прижимают лапки к брюшку. Так лучше сохраняется теплообмен.

Слайд  14

Физкультминутка.

На речушке две подружки,

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались

Полотенцем растирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вот здоровье, в чем секрет

Всем друзьям физкультпривет.

Под низом ваших кресел прикреплены бумажки. Кто их нашел – работает с тестом, взятым из книги подготовки к ЕГЭ по биологии. А мы с вами продолжаем. Работа с залом. Вспомните литературные произведения, где персонажем являются лягушки и жабы.

Слайд 15

Царевна лягушка

Слайд 16

Лягушка путешественница (В. Гаршин). Какую биологическую ошибку допустил писатель?

Лягушки не любят путешествовать, для них характерно чувство дома – ХОМИНГ

Слайд  17

Принцесса и лягушка

«Братец медведь и сестрица лягушка» (Сказки дядюшки Римуса Д. Харриса)

«Война мышей и лягушек» В. Жуковский

«Квакша» К. Паустовский

«Жаба» Г.Х.Андерсен

«Жалейкин и лягушонок» Н. Сладков

«Зайцы и лягушата» Л.Н. Толстой

Слайд  18

Народные приметы, связанные с лягушками.

Слайд  19

Пословицы и поговорки про лягушек.

Слайд  20 -22

10  фактов из жизни лягушек.

Слайд 23

Проверка выполнения задания

Слайд 24

 Выводы. Чему мы научились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства."

Творческий проект: " Тыс ам - мастер декоративно- прикладного искусства",  задуман как коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов и разработок эскизов для работы...

"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе

Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...

Мастер-класс по теме Построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм

Тема: Построение графиков функций с помощью Мастера ДиаграммЦель: Формирование навыков построения графиков с помощью Мастера диаграмм, расширение представления о возможностях электронной таблицы...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Мастер-класс «Глиняных дел мастера»

Мастер-класс«Глиняных дел мастера»...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...