"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Микушева Татьяна Альбертовна

Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_konspekt_uroka_proshchenie_i_vechnyy_priyut.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Прощение и вечный приют»

Размышление о судьбе мастера в финале романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока.

Обучающие:

  1. проанализировать образ Мастера в главе «Прощение и вечный приют»;
  2. сформировать личностное отношение к герою с активным переосмыслением собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний;

Развивающие:

  1. умение сотрудничать и работать в группе;
  2. умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  3. умение решать проблемы;
  4. умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  5. умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  6. умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважительное отношение к художественному слову.

Оборудование урока.

  1. На партах у каждого ученика опорный конспект урока, текст романа «Мастер и Маргарита», отрывки из критических статей.
  2. На доске: портрет М.А.Булгакова, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита».
  3. Компьютер, видеопроектор.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Приемы: составление кластера, чтение с пометами, эссе.

Ход урока

 

Вступительное слово учителя. (2мин)

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля,

Давно завидная мечтается мне доля -

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег. (Слайд №1)

Известное пушкинское стихотворение подсказало Булгакову название 30-й главы романа - "Пора! Пора!", оно же содержит формулу: "на свете счастья нет, а есть покой и воля", применимую к тому, что получил Мастер в финале произведения.

Он, подобно автору стихотворения, мог бы сказать о себе:
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

В центре нашего урока последний приют, обитель дальняя, которую получил Мастер.

?Как бы вы сформулировали тему нашего урока? 

Ответы учащихся.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Что заслужил Мастер?

Он не заслужил света, он заслужил покой.

«Прощение и вечный приют»

«Прощение и вечный приют» - такова тема урока. А размышление о судьбе Мастера в финале романа и будет целью нашего разговора. Запишите тему урока в опорный конспект. (Слайд №2)

I. Вызов.

“А вам скажу, что ваш роман вам принесет еще сюрпризы”, сказал Воланд Мастеру. До сих пор приносит, никого не оставляя равнодушным. Десятки изданий и переводов, сотни толкований и интерпретаций, из которых можно узнать много интересного, не всегда справедливого. Обратимся к одной из критических статей. Вооружитесь карандашом. Знаки, которыми мы пользуемся,  вам известны.

Поставьте знаки сначала в тексте, сбоку, в специально отведенном месте.

Я это знал(а) – V

новое для меня - +

думал(а) иначе -  

непонятно, нужно разобраться - ?

 (Слайд №3)

Чтение критической статьи.

Ирина Гончаренко. «О романе «Мастер и Маргарита» «с последующим его разоблачением» (Слайд №4) (3мин)

Мастер «не заслужил света», он заслужил «покой», который многие читатели воспринимают как великое благо и награду. И если принять версию, что Булгаков спорит с атеизмом, доводя его до логического конца, то в данном случае мы видим, как раем представляется одна из в лоб названных обителей ада. Цветущие вишни и Шуберт, и ночной колпак, и неразлучная (или неотвязная?) Маргарита — это всё, не забудьте, владения Воланда.

«Романтическому Мастеру» предложена «матрица», соответствующая его вкусам: венецианское окно, свечи, гусиное перо. Представьте себе, что вы навсегда заперты в особнячке с садиком или в комнате с компьютером, в котором нет и не может быть ничего, кроме одной единственной понравившейся вам когда-то игры. И это «покой» Мастера.

Пытаться объяснить, что покой Мастера — самый явный ад, труднее всего. …Для человека с мировоззрением Берлиоза домик с садиком вместо вечного «ничего», наверное, вещи замечательные. Человек, сосредоточенный на земной жизни как на главной и единственной реальности, тоже не поймёт, почему на даче с возлюбленной плохо.

V

?

+

?

-

-

Запишите основные понятия в таблицу.

Работа с  таблицей.

V

+

?

я это знал(а)

новое для меня

.

думал(а) иначе

.

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Сформулируйте то, Что вы знали, что для вас оказалось новым и о чем вы думали иначе. Заполните 1,2,3 столбики. Поделитесь со своими мыслями с группой.

Сформулируем вопросы, требующие внимания в 4 столбике.

  1. Пространство, в которое попадает мастер, это ад или не ад?
  2. Вечный приют – заточение или освобождение?
  3. Покой – это наказание или награда? И главный вопрос!!!

 (Слайд №5) (5мин)

II. Осмысление. Для этого давайте разберемся, что же значит слово «покой»? Попробуйте определить значение этого слова. Запишите в конспект.

1) Работа со словами покой. Прочитайте свои определения.

(Ответы учащихся)

Загляните в словарик (Слайд № 6)

  1. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) 2. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) 3. Мир, тишина, смерть. (Православный словарь) (2 мин)

Вот то, что достается Мастеру,  отсутствие беспокойства, тишина и отдых.

?Что же мы можем сказать о Мастере? Действительно ли он устал? Нужны ли ему мир и тишина? Для этого сформулируйте те самые важные главные ключевые определения, которые характеризуют его трудную, беспокойную жизнь? Запишите их в первый столбик таблицы в вашем опорном конспекте. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Прочитайте, что у вас получилось. (Слайд №7) (3 мин)

Что я знаю о жизни Мастера на земле? (слайд №7)

Что нового я узнал о судьбе Мастера?

Писал гениальный роман

Любил женщину, принадлежавшую другому

Затравлен советскими критиками

Сжег роман

Был арестован

Сидел в психиатрической больнице

Отказался от своего творения

?Можем ли назвать такую жизнь спокойной? Жизнь Мастера на Земле полна страданий и невзгод, которых бы хватило на несколько человеческих жизней.

?Но роман Мастера дописан, жизнь окончена, и что же предлагается ему за пределами земной жизни?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо обратиться к тексту 32 главы. Каждая группа будет выполнять задание по тексту. (10 мин)

Работа по группам. (Играет музыка Шуберта)

  1. Фиолетовая группа. Вопрос: Куда попадает мастер, что это за пространство? (Слайд №8)

Задание. Прочитайте в начале 32 главы описание вечерней земли. Найдите слова, говорящие о том, что осталось за пределами земной жизни. Запишите на лист слова, обозначающие понятия,  которых нет в этом пространстве.

Прочитайте описание летящей на конях свиты Воланда. Герои изменились. Что-то ушло из их облика. Значит, этому тоже нет места за пределами земной жизни? Сформулируйте и запишите эти понятия.  

Ответы учащихся (2 мин)

Пространство

Нет

Усталости

Беспокойства

Несчастья

Масок

Лжи

Шутовства

Это пространство, где уходят ложь и страдания. Все становится истинным. Истинный облик принимают и рыцари Воланда. Торжествует справедливость

Комментарий учителя.

Добро и зло неминуемо связаны в деяниях Воланда. Фантастика снова в романе Булгакова выходит на первый план и помогает ему художественно выразить философские идеи. Но все это дано в фантастической форме, в форме волшебных видений. Все это утопия. Романтический стиль в романе Булгакова становится формой выражения субъективных устремлений автора. Они идилличны, как средневековые мечтания поэтов.

  1. Красная группа. Вопрос: Что не хватало мастеру, творческому человеку, в земной жизни? (Слайд №9)

Задание.

В варианте 1936 года Мастер был наделен, внешним сходством с философом Иммануилом Кантом. Тогда Воланд в финале говорил Мастеру: "Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть комнаты дома. В пудренной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью, будешь ходить, гулять и мыслить". Найдите в 32 главе описание скачущего на коне мастера, сравните два описания. Выпишите из текста романа ключевые слова, характеризующие изменение внешности главного героя.  

Если это философ, о чем мечтает мыслитель? Написать на отдельном листке слова, обозначающие то, чего так не хватало Мастеру и самому Булгакову в жизни.

Ответы учащихся (2 мин)

Мастер – художник, философ

Волосы в косе

Плащ

Ботфорты со шпорами

Возможность мыслить

В последнем полете М. принимает облик философа XVIII в.: "Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате №118-й привычке, сам себе бормотал". Мыслитель мечтает о возможности работать.

Комментарий учителя.

У Булгакова Мастер - это "интеллектуальный обитатель земли", награжденный вечным покоем при переходе из земного времени в вечность. Неслучайно он был наделен, особенно в варианте 1936 г., внешним сходством с Кантом. Тогда Воланд в финале говорил Мастеру: "Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть комнаты дома. В пудренной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью, будешь ходить, гулять и мыслить".
Душевные страдания сломили М., и свое произведение, в отличие от автора трех великих "Критик", напечатанным он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей романтической возлюбленной М. может только в предоставленном Воландом последнем приюте.

 

  1. Синяя группа. Вопрос: Что получил Мастер за пределами земной жизни? (Слайд №10)

Задание.

Найдите в тексте 32 главы диалог Воланда и Мастера. Что предлагает Воланд Мастеру? Что будет делать мастер у себя в вечном доме? Выпишите ключевые понятия на лист бумаги. Как решается Булгаковым проблема свободы творчества, если Мастер – творец, художник? Сравните, какие счастливые мгновения переживал Мастер в домике, когда писал роман?

Ответы учащихся (2 мин)

Мастер - творец

Писать при свечах гусиным пером

Сидеть над ретортой

вылепить нового гомункула

Творить

В "Мастере и Маргарите" Воланд обращался к герою так: "... о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой. Прощайте! Мне пора. Здесь звучит мечта  об абсолютной свободе художника у Булгакова.

Комментарий учителя.

Главной темой в заключительных главах романа Булгакова является тема человеческого счастья и свободы творчества. Эта проблема решается писателем во всей сложности, связывается с проблемой свободы личности в целом.

Поразительна здесь диалектика Булгакова в решении проблемы счастья и свободы художника. Она решается с опорой не только на свой личный опыт. Она решается с опорой на Пушкина, на его гениальные выстраданные стихи: "На свете счастья нет, но есть покой и воля..." (элегия Пушкина: "Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит..."). Мечта об абсолютной свободе художника у Булгакова овеяна таким же трагическим чувством, как у Пушкина.

Полная свобода личности оказывается возможной только в романтических грезах и мечтах.

  1. Белая группа. Вопрос: Что не хватало Маргарите, любящей женщине, на земле? И что она получила, уйдя вместе с Мастером ? (Слайд №11)

Задание.

Найдите описание вечного приюта Мастера в 32 главе. Прочитайте последний монолог Маргариты, обращенный к Мастеру. Судя по нему и вспомнив содержание романа, сформулируйте, чего так не хватало Маргарите в земной жизни? Что она получила в последнем приюте?  Запишите ключевые слова на лист.

Ответы учащихся (2 мин)

Маргарита

 Быть рядом с Мастером

Беречь его сон

Заботиться о нем                                                                                                                                                                                                                                                            

  1. Зеленая группа. Вопрос: Вечный приют, домик в прекрасном саду – заточение или освобождение? (Слайд №12)

Задание.

Найдите описание вечного приюта Мастера в 32 главе. Прочитайте последний монолог Маргариты, обращенный к Мастеру. Выпишите ключевые слова на лист. Найдите детали, говорящие о тишине, покое, недостижимом счастье, которого не было у Мастера и Маргариты в земной жизни. Что символизирует ручей, который должны перейти Мастер и Маргарита?

Ответы учащихся (2 мин)

Вечный дом

Мастер нашел приют

Беззвучие

Венецианское окно

Свечи

Музыка

Сон

Маргарита завершает мысль Воланда: " - Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я".


Комментарий учителя.

У Булгакова же М. уготован только Лимб, пространство между Адом и Раем, где обитают души младенцев, умерших без крещения, и невольные грешники.

Те, кого любит М. - это придуманные им герои. Он получает возможность творить вечно, он освобождается от Понтия Пилата и от памяти о пережитых страданиях, перейдя ручей, символизирующий реку забвения Лету: "Память Мастера, беспокойная, исколотая память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя".

Такая обитель - последний приют булгаковского героя.

Составление кластера из ключевых слов, выписанных учащимися.

Посмотрите на готовый кластер. Вернемся к таблице о Мастере. Заполните второй столбик (2 мин) (Слайд №13)

Что я знаю о жизни Мастера на земле?

Что я узнал существовании Мастера за пределами земной жизни?

Писал гениальный роман

Любил женщину, принадлежавшую другому

Затравлен советскими критиками

Сжег роман

Был арестован

Сидел в психиатрической больнице

Отказался от своего творения

Он  философ, мыслитель, художник

Мечта художника о полной свободе исполняется

Получает возможность творить

Рядом любимая

Освободился от памяти мучений

III. Рефлексия.

? Такое существование - наказание или награда?

Каждый из вас ответит на этот вопрос сам для себя, воплотите свои мысли в синквейнах.

Напишите синквейн, выбрав в качестве первой строчки существительное: награда или наказание?

Напишите синквейн на тему:

Награда или наказание?

1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова – глаголы

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

4.____________________________________

5.____________________________________

IV. Прочитаем отрывок из статьи И.Сухих.

Чтение отрывка из статьи И.Сухих «Евангелие от Михаила». (Слайд №5) (3 мин)

Афоризм о свете и покое выглядит загадочно и вызывает разнообразные трактовки. Булгаковские любовники получают его как последнюю награду, причем уже по ту сторону земного бытия.

Они, как Ромео и Джульетта или герои Грина, умирают в один день и даже мгновение. ( Так обстоит дело в романе о мастере, в сюжете московской дьяволиады смерть превращается в исчезновение.) О той же судьбе, о “прощении и вечном приюте”, в сущности мечтает и повествователь, невидимый Автор, с лирического монолога которого начинается тридцать вторая. Прощение неразрывно связано с прощанием. Вечный приют, вечный дом возможен лишь в вечном покое. (И.Сухих) (Слайд №14)

Домашнее задание.

Написание эссе.

«…он заслужил покой…..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Прощение и вечный приют"

Презентацию можно использовать на уроках по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"....

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...

Презентация "Судьба Мастера и тема искусства в романе "Мастер и Маргарита"

Презентация к конспекту урока"Судьба Мастера и тема искусства в романе "Мастер и Маргарита"....

План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера  Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....

«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление  в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...