Дыхание у растений 6класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Назарова Галина Михайловна

План - конспект открытого урока

Учитель биологии 1 категории:  Назарова Галина Михайловна

Место работы МКОУ Вишняковская сош Урюпинского муниципального района Волгоградской области (Сычевский филиал)

Предмет   Биология     Класс   6                

Тема урока Дыхание у растений   

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Учебно-методический комплект: Линия В.В. Пасечника, издательство «Дрофа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon plan.zip17.84 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект открытого урока

Учитель биологии 1 категории:  Назарова Галина Михайловна 

Место работы МКОУ Вишняковская сош Урюпинского муниципального района Волгоградской области (Сычевский филиал)

Предмет   Биология     Класс   6                 

Тема урока Дыхание у растений   

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 

 Учебно-методический комплект: Линия В.В. Пасечника, издательство «Дрофа»

 

Тема урока: Дыхание у растений

Цель: Создать условия для:

  1. формирования у учащихся (опыта деятельности):

-выявлять элементы содержания ключевых понятий (дыхание);  

-сравнивать ключевые понятия (дыхание - фотосинтез) по заданным критериям.

  1. развитие навыков:

-извлечения учебной информации на основе сопоставленного анализа рисунков, моделей,

схем, натуральных биологических объектов, коллекций;

-перевода информации из одной знаковой формы в другую: из рисунка в полный текст; из анимации в таблицу:

-выявление затруднений в реализации логических операций – сравнение

Задачи урока:

  1. Выявить в процессе индивидуальной познавательной деятельности содержание ключевого понятия дыхание растений на уровне первичного знакомства с ключевыми понятиями.
  2. Анализировать в процессе работы в парах содержание рисунков для получения представления о сущности и значении дыхания растений;
  3. Сравнить ключевые понятия дыхания и фотосинтез по заданным критериям для уточнения сущности этих процессов;
  4. Выявить затруднения учащихся использования знаний для решения учебных задач.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся вопрос:

-Вы  уже знаете, что при фотосинтезе растения выделяют в окружающую среду кислород. Почему же в спальне все же не рекомендуется, нельзя много ставить комнатных растений?

Учитель. Изучив тему сегодняшнего урока «Дыхание растений» мы ответим на этот вопрос.

Изучение нового материала.

Учитель знакомит учащихся с планом урока

1.Определение понятия дыхания

2.Значение дыхания

3.Сущность процесса дыхания

4.Отличие фотосинтеза и дыхания

5.Особенности дыхания растений.

-Учитель демонстрирует слайд  «Газообмен» к главе 2, параграфу 11. Учитель предлагает учащимся извлечь из содержания слайда имеющуюся информацию

Учитель организует беседу с целью выяснения значения дыхания.

Учитель подводит итог:

В процессе дыхания в организме поступает кислород, который расщепляет сложные органические вещества с выделением энергии. Энергия используется для роста, размножения и т.д.

Учитель подчеркивает, что источником энергии для растений является не фотосинтез, а дыхание. Фотосинтез является источником энергии только для образования крахмала.

Объяснение учителя:

Под «дыханием» понимают два последовательных процесса:

А) доставку кислорода в кровь или непосредственно клеткам и удаление углекислого газа.

Б) расщепление органических веществ с участием кислорода.

Учитель помогает учащимся раскрыть особенности дыханий растений.

Учитель. Давайте вспомним, что мы узнали о процессе дыхания.

Все названные вами характерны для дыхания всех живых организмов.

Но все организмы разные.

-Как осуществляется дыхание у растений?

Как поступает кислород в растение и как выделяется углекислый газ.

Для этого у растений есть специальные приспособления – устьица и чечевички.

Демонстрируется слайд «Работа устьиц».

 Есть и специальные приспособления, например, дыхательные корни.

Демонстрируется слайд «Дыхательные корни».

Закрепление знаний.

Учитель организует выполнение лабораторных работ «Дыхание растений», «Дыхание семян», «Дыхание корня».

Одна из этих работ оформляется письменно в тетради.

(Требование к оформлению  лабораторной работы: Название работы. Описание хода работы.  Вывод.)

По ходу выполнения работ учитель консультирует учащихся.

По окончании работы учитель собирает тетради на проверку.

Подведение итогов урока.

Учитель возвращает учащихся к вопрос:

-Почему в спальне нельзя ставить много комнатных растений?

(Ночью фотосинтез не осуществляется, кислород не выделяется, а дышат растения круглосуточно с выделением углекислого газа. Воздух  в комнате становится перенасыщенным углекислым газом).

Учитель организует рефлексивную деятельность

Выстраивают свои предположения, но, как правило, затрудняются ответить.

Записывают тему урока в тетрадь.

Записывают в тетрадь план изучения темы.

Анализируют содержание слайда, анализируют определения ключевых понятий с целью выделения элементов содержаний понятий. Переводят информацию из рисунка в схему. Извлекают следующую информацию:

-определение понятию «дыхания»

-процесс дыхания осуществляется в организмах растений, животных, человека. Записывают определение понятия «дыхание» в тетрадь.

Принимают участие в беседе с целью выяснения значения процесса дыхания.

Слушают учителя.

Учащиеся выполняют сравнения дыхания и фотосинтеза по заданным учителем параметрам. Заполняют таблицу.

Повторяют сущность и значения дыхания6

-поступает кислород, выделяется углекислый газ;

-при дыхании происходит расщепление органических веществ;

-образуется энергия.

Выделяют особенности дыхания растений.

Разделяются на пары, занимают места у компьютеров. Знакомятся с содержанием лабораторных работ. Сравнивают понятия, определяющие общие понятие «дыхание». Обсуждают выполнение работы.

Выполняют работы и оформляют работы.

Анализируют познавательную деятельность, выявляют затруднения при осмыслении новых фактов и использования знаний для решения учебных задач.

Домашнее задание:

Параграф 11, выполнение виртуальных лабораторных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

«Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».

Занятие  фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий"...

"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"

План конспект урока   по  программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....

Проверочная работа в формате ГИА по теме - «Дыхание. Система дыхания»

Цель работы: Проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Дыхание. Система дыхания». Можно использовать...

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"...

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"...