Психолого-валеологическая мастерская "Ощущение чуда"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Соколова Мария Александровна

формирование экологических знаний через систему психологического тренинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

4-я Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России

(Горная Адыгея, 1 – 13 июля 2005 г.)

Мастерская Н.А.Мясниковой, М.А.Соколовой

«Ощущение чуда»

(эколого-психологическая программа)

Наталья Александровна Мясникова, учитель биологии СОШ № 3 г. Муром Владимирской области

Мария Александровна Соколова, психолог основной общеобразовательной школы пос. Муромский, г. Муром Владимирской области.

Цель работы: формирование экологических знаний через систему психологического тренинга.

 

Оборудование и материалы:

Мяч, веревка, клубок ниток, булавки. По числу участников: платок на глаза, карандаш, лист бумаги, ручка, фломастер, бумага.

Порядок работы (инструкция для ведущих занятие):

Этап

Содержание

Время,

мин

Оборудование и материалы

Примечания

1. Начало работы

Знакомство. Рассаживание по кругу

10

2. Разминка

Упражнения на создание работоспособности:

«Здравствуйте»

«Черные шнурки»

«Никто не знает...»

«Атомы и молекулы»

20

мяч

Цель этого этапа - сплочение группы, снятие неуверенности, напряжения, создание атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, активное включение участников в работу и др. Последнее упражнение «Атомы и молекулы» выводит на основную тематику занятия - изучение экосистемы.

3. Работа по теме

Информация  по теме «Экосистема» (экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные)

Проводится эвристическая беседа на тему «Экосистема», где рассматриваются такие понятия, как экосистема, биогеоценоз, экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные…)

4. Работа на маршруте

Исследование экосистемы через ощущение и восприятие: «Слепая цепь»

40

Веревка, платок на глаза

Это основной этап. Для закрепления теоретических знаний, рассмотренных на предыдущем этапе, и более полного восприятия окружающей природной среды, проводится упражнение «Слепая цепочка», где максимально активизируются все органы чувств. Участникам завязываются глаза, их выстраивают друг за другом, соединяют между собой веревкой (руки свободны). На маршруте запрещается разговаривать. Ведущий проводит группу по заранее намеченному маршруту, включающему в себя различные природные объекты (камни, ручей, бревна, деревья и т.д.). После прохождения маршрута группу укладываем на землю, осторожно снимаем повязки с глаз. Спустя некоторое время участники делятся полученными ощущениям. Далее ребятам предлагается ответить на вопросы: Какие моменты наиболее запомнились? Как вы себя чувствовали в роли «слепых»? Испытывали ли вы чувство дискомфорта, неуверенности? Что слышали вокруг? Какие запахи почувствовали? и др. (Форма: групповое обсуждение).

5. Разминка

Упражнения-активаторы на стимулирование работоспособности.

«Передай быстрее»

«1,2,3,4,5…»

«Ноев ковчег»

15

Карандаш, лист бумаги, булавки

Учитывая длительность занятия, к данному этапу у ребят  наступает утомление. Для  поддержания высокой работоспособности необходимо смена деятельности. С этой целью вводятся упражнения-активаторы.

6. Продолжение работы по теме

Изучение структуры экосистемы:

- продуценты;

- консуненты;

- редуценты;

- пищевая цепь;

- сукцессия.

30

Клубок ниток,

бумага, фломастер, булавки

На данном этапе продолжаем рассматривать теоретические вопросы по структуре экосистемы ( консументы, продуценты, редуценты, сукцессия). При этом используем следующие  упражнения «Пирамида жизни», «Плетение паутины», «Сукцессия», которые способствуют закреплению теоретического материала в форме сюжетно-ролевой игры.

7. Разминка

Упражнения-активаторы

«Разговор слепого, глухого, немого»

10

См. п. 5

8. Продолжение работы по теме

Моделирование экосистемы

«Я создаю фантастический мир»

Обсуждение возможности функционирования созданной экосистемы. Использование проективной методики «Несуществующее животное»

30

Лист бумаги, карандаши, ручки

Предлагаем участникам смоделировать несуществующую на Земле экосистему. Все вместе задаем параметры экосистемы (рельеф, температура, водный  режим и т.д.). Далее каждому участнику группы предлагается нарисовать фантастическое существо, которое могло бы выжить в заданных условиях. Затем обсуждаем, пригодно ли каждое из созданных организмов к существованию  в данной экосистеме. Это задание используется также  для психологической цели. При применении проективной методики «Несуществующее животное» составляются психологические портреты личности участников. Результаты ребятам сообщаются  в индивидуальном порядке после занятия.

9. Завершение работы

Выводы. Подведение итогов. Обмен впечатлениями.

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода это чудо, которое надо беречь

Устный журнал с темой «Вода это чудо, которое надо беречь» предназначен для проведения в 5 - 6 классах. Мероприятия позволяют расширить кругозор учащихся, а так же получить новые знания....

Вода это чудо, которое надо беречь

Устный журнал с темой «Вода это чудо, которое надо беречь» предназначен для проведения в 5 - 6 классах. Мероприятия позволяют расширить кругозор учащихся, а так же получить новые знания....

Ты чудо!

Для стенда в учительской или оформления кабинета педагога-психолога. Можно слово женщина,поменять на человек и использовать на информационном стенде педагога-психолога....

Психолого-валеологическая разработка "Шишки, желуди, орехи...."

Цель работы: дать валеологическую оценку образа жизни, выявить факторы, влияющие на здоровье и рассмотреть способы предупреждения и снятия стресса....

Статья "Чудо ручки - чудо штучки"

Статья посвящена выставке детского творчества "Чудо ручки - чудо штучки" (работы 3D ручками)...

Конспект открытого занятия «Чудо-птичка на палочке», в рамках реализации социально-творческого проекта "Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"

Конспект открытого  занятия  «Чудо-птичка на палочке»,в рамках реализации социально-творческого проекта"Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"...