Психолого-валеологическая разработка "Шишки, желуди, орехи...."
методическая разработка по психологии (8 класс) по теме

Соколова Мария Александровна

 

Цель работы: дать валеологическую оценку образа жизни, выявить факторы, влияющие на здоровье и рассмотреть способы предупреждения и снятия стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_myasnikovoi_i_sokolovoi-valeologiya-sait.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

5-я Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России

(Новгородская область, 1 – 15 июля 2006 г.)

Мастерская Н.А.Мясниковой и М.А.Соколовой

«Шишки, желуди, орехи…»

(психолого-валеологическая программа)

Мясникова Наталья Александровна - учитель биологии СОШ № 3 г. Муром Владимирской области

Соколова Мария Александровна - психолог основной общеобразовательной школы пос. Муромский, г. Муром Владимирской области.

Цель работы: дать валеологическую оценку образа жизни, выявить факторы, влияющие на здоровье и рассмотреть способы предупреждения и снятия стресса.

Оборудование: ручки, карандаши, рабочая тетрадь (Приложение 5).

Ход занятия:

Часть 1. Психологические игры на создание работоспособности

и сплочение рабочей группы

Варианты игр:

«Черные шнурки». Ведущий предлагает поменяться местами по какому-либо признаку, при этом сам стремиться занять освободившееся место. «Поменяйтесь местами те, у кого черные шнурки…» и т.п.

«Здравствуйте». Каждый по очереди выходит в центр круга, и здоровается со всеми любыми способами, не повторяя уже использованные варианты. Все остальные повторяют предложенное приветствие.

«Мадам Шамкина». Играющие стоят в кругу. Ведущий сообщает: « Где-то среди нас прячется мадам Шамкина. Нам надо узнать, где она. У нее есть один отличительный признак - плохие зубки. Поэтому мы все спрячем свои зубки и будем друг друга спрашивать: «Ты не видел мадам Шамкину?» (Говорящий при этом похож на беззубую старушку). Тот, кто покажет свои зубки – и есть мадам Сямкина…»

Можно использовать другие игры психологического содержания

Часть 2. Здоровье, стресс, факторы здорового образа жизни (эвристическая беседа, тестирование, обсуждение результатов)

  1. Дискуссия на тему здоровья. Результаты записываются в рабочую тетрадь. Основные тезисы дискуссии:

Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).

Физическое здоровье – это состояние, при котором нет структурных и функциональных нарушений в организме и хорошо выражены адаптивные реакции на различные социальные и геофизические факторы среды обитания.

Психическое здоровье – это отрицание и преодоление болезни, стремление жить таким образом, чтобы не заболеть.

Социальное здоровье – это социальная активность человека, его деятельность согласно потребностям семьи и общества.

  1. Работа в микрогруппах по выявлению факторов здорового и нездорового образа жизни и их последствий. Результаты обсуждения записываются в рабочую тетрадь

Факторы образа жизни (список неполный)

Здоровый образ жизни

Нездоровый образ жизни

Полноценный отдых

Неполноценный отдых

Активная жизненная позиция

Социальная пассивность

Удовлетворенность работой, физический, духовный комфорт

Неудовлетворенность жизненной ситуацией, переутомление

Рациональное питание

Нерациональное питание

Высокая медицинская активность

Низкая медицинская активность

Экономическая и материальная независимость

Вредные привычки

Регулярная физическая и двигательная активность

Гиподинамия

Активное общение с природой

Отсутствие общения с природой

  1. Формирование понятия «болезнь». Определение записывается в рабочую тетрадь.

Болезнь – неспособность организма реализовать свои биологические и социальные функции.

  1. Проведение теста «Как вы беспокоитесь о своем  здоровье?» (Приложение 1). Обсуждение результатов.

  1. Формирование понятия «стресс». Результаты записываются в рабочую тетрадь. Основные положения обсуждения:

Стресс – это состояние нервно-психического напряжения.

Виды стресса: 1) физиологический; 2) психический (информационный или эмоциональный).

  1. Работа в группах «Моделирование стрессовой ситуации». На примере модельных ситуаций рассматриваются фазы прохождения стресса.

Дискуссия: Влияние стресса на организм. Понятие толерантности. Состояние тревоги как основное свойство личности, обуславливающее вероятность возникновения стресса.

  1. Проведение теста на выявление тревожности (Приложения  2 и 3).

 

  1. Проведение теста «Левый – правый: тип характера», через который выявляется воздействие факторов стресса в зависимости от типа характера (Приложение  4).  

  1. Смена вида деятельности. Игры-активаторы на создание работоспособности (смотри часть 1).

Часть3. Способы предупреждения дистресса и его последствий

  1. Дискуссия на тему дистресса. Результаты записываются в рабочую тетрадь. Основные тезисы дискуссии:

Питание:

Продукты, усиливающие стресс: рафинированные продукты; сладости, десерты; готовые концентраты; сладкие безалкогольные напитки.

Продукты, снижающие стресс: сырые овощи, фрукты, зелень, ягоды; орехи, сухофрукты; мед; свежевыжатые соки.

Физическая нагрузка:

Нагрузка, снижающая стресс: бег, плавание, аэробика, лыжи, гребля, йога.

Нагрузка, усиливающая стрессовое состояние: спортивные игры с более сильным противником; чрезмерная нагрузка.

Другие способы предупреждения и снятие стресса: 1) аутотренинг, медитация; 2) водные процедуры; 3) дыхательная гимнастика (дыхание по системе йоги и система дыхания  Стрельниковой); 4) ведение дневника; 5) смехотерапия; 6) общение с природой.

  1. Отработка практических навыков снятия стресса:
  • Обучение участников занятия элементам дыхательной гимнастики по Стрельниковой;
  • Крик – как способ снятия стресса;
  • Водные процедуры;
  • Основы аутотренинга и медитации.

  1. Разминка. «Советы наоборот». Закрепление материала занятия через антитезисы (разрабатываются участниками занятия):
  • Поддерживайте в себе враждебность ко всему и ко всем! Будьте недоверчивы! При любой неприятности взорвитесь от гнева, а если не сможете, то загоните ярость поглубже  в себя.
  • Все, что не имеет отношения к делу - чепуха и скука, поэтому не позволяйте себе никаких слабостей!
  • Ни в коем случае не отвлекайтесь на такие глупости, как книга, кино, спорт. Это занятие для бездельников!
  • У вас никогда нет ни секунды свободного времени. Поэтому не теряйте его даже на дружескую беседу.
  • Вы ни в ком не нуждаетесь, это другие нуждаются в вас. Никому не уступайте и требуйте всегда по максимуму. И, самое главное, не относитесь к серьезным вещам с юмором: ведь жизнь – ужасно неприятная штука!

  1. Формулирование антистрессовой программы поведения:
  • Вставайте  раньше, чем обычно - и  вы избежите раздражения с раннего утра. Так вы обеспечите спокойствие и организованность дня.
  • Не полагайтесь на свою память – заведите ежедневник. Так вы избежите постоянно беспокоящего чувства, как будто вы что-то должны сделать, но не помните что именно.
  • Делайте сегодня то, что отложили на завтра. Планируйте наперед!
  • Если вас что-то раздражает – уберите источник раздражения!
  • Ослабьте ваши стандарты, будьте более гибкими. Иногда совершенство не достижимо, или оно не всегда стоит затраченных усилий.
  • Считайте ваши удачи! Воспоминания о них могут уменьшить ваше раздражение в случае, когда опять что-нибудь произойдет не так, как хотелось бы.
  • Избегайте общения с хронически озабоченными людьми.
  • Во время работы найдите время размять тело и подвигаться.
  • Высыпайтесь. Если необходимо, то используйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.
  • Создайте из хаоса порядок, чтобы не искать в панике нужную вещь.
  • Улучшите свой внешний вид и хорошее настроение вам будет обеспечено!
  • Не вешайте на себя ярлыков типа: «я некрасив…», « я слишком полный..», « я очень глупый…» и т.п
  • Делайте выходные дни как можно более разнообразными!
  • Научитесь прощать и забывать! Будьте добрее! Примите тот факт, что люди и мир вокруг вас несовершенны!

Приложение 1

Тест « Как вы беспокоитесь о своем здоровье?»

На предлагаемые вопросы ответьте «Да» или «Нет»:

  1. регулярно ли вы проходите медицинские обследования?
  2. покупаете ли и читаете книги по медицине?
  3. вам нравиться смотреть по телевизору передачи о здоровье?
  4. регулярно ли вы покупаете и употребляете витамины?
  5. стараетесь не есть того, что плохо сказывается на вашем здоровье?
  6. используете ли вы травы и другие средства народной медицины?
  7. часто говорите о своем здоровье или болезни?
  8. если у вас болит голова, беспокоитесь, что это может быть опухолью мозга?
  9. кажется  ли вам, что страдаете необычными недугами?
  10. имеете привычку ложиться в постель, если вы расстроены или обеспокоены?
  11. начинает ли у вас что-нибудь болеть (например, голова), когда вы много и напряженно работаете?
  12. вас обвиняли когда-нибудь в симуляции болезни?
  13. пропуская важные, но неприятные встречи, вы оправдываетесь тем, что плохо себя чувствуете?
  14. приходилось ли вам притворяться, что у вас что-нибудь болит, чтобы не ходить в школу, когда были ребенком?
  15. ваша мама сильно волновалась, когда вы болели в детстве?
  16. вы сразу ложитесь в постель, когда простужаетесь?
  17. боитесь ли заразиться инфекционными заболеваниями?
  18. часто ли посещаете врача?
  19. много ли лекарств держите дома?
  20. есть ли в вашей семье наследственные заболевания?
  21. сильно ли беспокоитесь о своем здоровье?
  22. вы ежедневно проверяете свой вес?
  23. часто ли у вас кружится голова?
  24. у вас  бывает ускоренное сердцебиение?
  25. регулярно рассматриваете свой язык?

Обработка результатов теста:

Подсчитайте очки: каждый положительный ответ приносит 1 очко, каждый отрицательный – 0.

14-35 очков. Вы ипохондрик и своим чрезмерным беспокойством о здоровье можете вызвать у себя какую-нибудь болезнь. Научитесь расслабляться и принимать вещи такими, какие они есть. Следите за своим здоровьем, но пусть это не играет определяющей роли в вашей жизни.

4-13 очков. У вас достаточно разумное отношение к здоровью. Но не позволяйте этой заботе стать целью вашей жизни. Интерес может легко перерасти в ненормальное состояние ипохондрии.

3 очка и меньше. У вас вполне разумное отношение к своему здоровью.

Приложение  2

Опросник ситуативной тревожности

Инструкция: зачеркните  цифру справа в зависимости о того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ



Утверждения

вовсе нет

пожалуй так

верно

соверш.

верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Приложение 3

Опросник личностной тревожности

Инструкция: зачеркните цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО.



Утверждения

вовсе нет

пожалуй так

верно

соверш.

верно

1

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

2

Я обычно быстро устаю

1

2

3

4

3

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

4

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

5

Я долго принимаю решения, и из-за этого нередко проигрываю

1

2

3

4

6

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

7

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

9

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10

Я вполне счастлив

1

2

3

4

11

Я принимаю слишком близко к сердцу

1

2

3

4

12

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

14

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Всякие пустяки отвлекают  меня

1

2

3

4

18

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3

4

19

Я уравновешенный человек                                                      

1

2

3

4

20

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Обработка результатов теста:                                                                                                                                                                                                         

             Ключ к обработке результатов теста   

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Номер суждения

Ответы

Номер суждения

Ответы

1

4 3 2 1

1

4 3 2 1

2

4 3 2 1

2

1 2 3 4

3

1 2 3 4

3

4 3 2 1

4

1 2 3 4

4

1 2 3 4

5

4 3 2 1

5

1 2 3 4

6

1 2 3 4

6

4 3 2 1

7

1 2 3 4

7

4 3 2 1

8

4 3 2 1

8

1 2 3 4

9

1 2 3 4

9

1 2 3 4

10

4 3 2 1

10

4 3 2 1

11

4 3 2 1

11

1 2 3 4

12

1 2 3 4

12

1 2 3 4

13

1 2 3 4

13

1 2 3 4

14

1 2 3 4

14

1 2 3 4

15

4 3 2 1

15

1 2 3 4

16

4 3 2 1

16

4 3 2 1

17

1 2 3 4

17

1 2 3 4

18

1 2 3 4

18

1 2 3 4

19

4 3 2 1

19

4 3 2 1

20

4 3 2 1

20

1 2 3 4

Сумма СТ=

Сумма ЛТ=

Обработка результатов: подсчитать сумму баллов по всем ответам. При интерпретации показателей можно применять следующие ориентировочные оценки тревожности:

До 30 баллов – низкая тревожность;

31-44 балла - умеренная;

45 и более - высокая тревожность.

Приложение 4

                                   

                                 

                                Тест «Левый-правый: тип характера»

Ответ на условия тестов – «правый» или «левый» - обозначьте соответствующими буквами «П» и «Л».

Ведущая рука.

Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если  левый – вы человек эмоциональный, правый – аналитический склад ума.

Ведущий глаз.

Попробуйте прицелиться, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Если зажмурить ведущий глаз, вы заметите, что мишень сместится относительно мушки. Левый ведущий глаз говорит о мягком и уступчивом характере, правый – о твердом, настойчивом, более агрессивном.

Поза Наполеона.

Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, вы склонны к кокетству, правая – к простоте и простодушию.

Аплодисменты.

Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

Результаты теста:

Если отдельно взятый тест помогает определить какую-то из черт вашего характера, то их сочетание позволяет выделить его тип.

ПППП - для такого человека характерны консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (стереотип). Он не любит конфликтовать и ссориться.

ПППЛ – для такого сочетания тестов – левый на фоне правых или наоборот – соответствующая черта характера (в данном случае нерешительность)

ППЛП – кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с такими людьми необходим юмор и решительность. Очень контактный тип характера. Наиболее часто встречается у женщин.

ПЛПП – характер, сочетающий в себе аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у  деловых женщин. Медленное привыкание, осторожность, в отношениях некоторая холодность  и некоторая терпимость.

ППЛЛ – редкий тип характера. Близок к третьему, но мягче. Наблюдается  некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).

ПЛПЛ - слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого типа характера беззащитны, подвержены различным влияниям. Встречается, как правило, у женщин.

ЛППП - встречается очень часто. Основная черта – эмоциональность, сочетается с недостаточной настойчивостью в главных жизненных вопросах (брак, образование и т.д.). Поддается чужому  влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми.

ЛППЛ. Мягкость большая, чем у предыдущего типа характера, наивность. Требует особого, внимательного отношения к себе – тип маленькой королевы.

ЛЛПП – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов. Склонность к самоанализу.

ЛЛЛП – эмоциональный, решительный и энергичный человек. Но часто наспех принятые решения приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. мужчины с таким характером менее эмоциональны.

ЛЛЛЛ – тип характера антиконсервативный, способность на старые вещи взглянуть по-новому. Наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, переходящее в замкнутость.

ЛПЛП – самый сильный тип характера. Таких людей трудно в чем-либо убедить. Они с трудом меняют свою точку зрения. Но в тоже время энергичны, упорно добиваются поставленных целей

ЛПЛЛ – похож на предыдущий. Но люди неустойчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к «самокопанию», с трудом находят себе новых друзей.

ПЛЛП – мягкий характер, «умело» конфликтуют, любят путешествовать. Легко находят друзей, часто меняют свои увлечения.

ПЛЛЛ – непостоянство и независимость, желание сделать все самому присуще этим людям. Способность анализировать помогает им успешно решать сложные задачи. Обычно мягкие, приятные на первый взгляд, они часто чересчур становятся требовательными и даже жестокими.  

Приложение 5. Рабочая тетрадь

(отдельным файлом)

Список  используемой литературы:

Белл Р. «Йога: простые упражнения». М.: Махаон, 2000

Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для ВУЗов, 2-е изд-е.-М.: Флинта: Наука, 2002

Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум.- М.: Флинта: Наука, 2002

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. « Гроссмейстер общения», 3-е издание. М.: Смысл, 2000

Митина Л.М., Асмаковец Е.С. « Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М.:МПСИ: Флинта, 2001.

Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. « Психологические методы изучения личности». М.: МПСИ: Флинта, 1998

Психогимнастика в тренинге./Под ред. Н.Ю. Хрящевой,- Спб.: « Речь», Институт Тренинга, 2000

Шоу Б. «Спортивная йога».- М.: Изд-во Эксмо, 2003

Юнас Я.. Дюрик П. Детская Энциклопедия здоровья.-Изд-во «Освета»,1986

Энциклопедический справочник медицины и здоровья.- М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004

Энциклопедия для детей « Человек».- М.: Аванта, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-валеологическая мастерская "Ощущение чуда"

формирование экологических знаний через систему психологического тренинга....

Проект "Выращивание саженцев дуба из желудя в школьном питомнике""

ПРОЕКТ«Выращивание саженцев дуба из желудя в школьном питомнике»...

История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб".

ФГОС.  История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб"...

Тема открытого урока: «Орех, как продукт и слово «орех», как грамматическая категория».

Тема проекта кулинарной мастерской и русского языка:  «Любимые орешки».        ...

Внеурочное занятие "Изготовление объемных фигурок из природного материала: шишек, желудей, каштанов"

Урок ручного труда в классе коррекции. Изготовление объемных фигурок из шишек, желудей, каштанов с помощью пластилина....

Сценарий выступления агитбригады школьного лесничества Желудь

Сценарий выступления агитбригады  школьного лесничества "Желудь" МОУ "Колосковская СОШ" Валуйского района Белгородской области. (Звучит торжественная музыка (1)Выходят вс...

ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ПРОДУКЦИОННЫЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ОТ ЖЕЛУДЯ К ДУБУ»

Проект «От желудя к дубу» разработан для учащихся 8-9 классов коррекционной школы VI вида с легкой умственной отсталостью. Нацелен на экологическое воспитание учащихся, их социализацию, ра...