Урок на тему: Класс Птицы
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Алимпиева  Галина Александровна

4. Место и роль урока в изучаемой теме: 27 урок в разделе «Многообразие животных».

5.Цель урока:

Дидактическая цель - создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.

1.Образовательные цели –  ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.

2.Развивающие цели: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним  строением и размножением.

3. Воспитательные цели: Бережное отношение к природе;

показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновывать необходимость их охраны.

На уроке будут созданы условия для: пропедевтического ознакомления с категориями предмета «Биология»

6. Ожидаемые результаты: соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической карты.

7.Тип урока: Урок изучение нового материала.

8. Методы: проблемный

9. Формы работы: индивидуально- коллективная, парная, групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Ф.И.О. учителя: Горшкова Галина Александровна

2.Класс 7.  Предмет: Биология

3. Тема урока: Класс Птицы.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: 27 урок в разделе «Многообразие животных».

5.Цель урока:

Дидактическая цель- создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.

1.Образовательные цели –  ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.

2.Развивающие цели: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним  строением и размножением.

3. Воспитательные цели: Бережное отношение к природе;

показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновывать необходимость их охраны.

На уроке будут созданы условия для: пропедевтического ознакомления с категориями предмета «Биология»

6. Ожидаемые результаты: соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической карты.

7.Тип урока: Урок изучение нового материала.

8. Методы: проблемный

9. Формы работы: индивидуально- коллективная, парная, групповая.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Организационный момент

Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире.

С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться.

Улыбка позволяет передавать наши чувства.

Попробуйте с помощью улыбки передавать свое настроение.

Вижу, что оно у вас радостное и деловое. Подарите свои улыбки нашим гостям.

Садитесь.

А теперь внимание на экран.

Разгадайте ребусы (Презентация 1-3 слайд)

Познавательные  УУД:

1.формируем умение извлекать информацию из схем иллюстраций;

2.

2.Актуализация знаний

Назовите систематическое положение данной группы живых организмов(Слайд-4)

Логическое (анализ объектов с целью выделения признаков)

3.Сообщение темы и цели

Итак, тема нашего урока - ?

(Слайд -5.  Класс Птицы)

Общеучебные (структурирование знаний) формируем умение обобщать и классифицировать по  признакам.

4.Целеполагание и мотивация (Планируемые результаты)

Какова же цель нашего урока?

(Слайд -6.)

Наши задачи-  (Слайд -7).  

Познавательные УУД:

1..Общеучебные (самостоятельное выделение и формирование познавательной цели)

 Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

5.Усвоение новых знаний и способов действий













Работа в группах, получение продукта от группы




























































































































































































































































6. Первичная проверка понимания







7. Закрепление знаний и способов действий















































8. Подведение итогов



9. Рефлексия





Птицы- наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов.

Птицу  нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

На основе, каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица?

Инструкция по работе в группе

Задания для 1 группы

1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы». Перечислите доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся.

а) Прочитайте внимательно тексты;

б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь;

в) сделайте вывод по данному вопросу.

2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 2;8. стр.65 - 66 .

3. Домашнее задание:

1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7

2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138

                                                   2В-отряд Страусообразные стр.140

                                                    3В-отряд Нандуобразные стр.140-141

3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные 

Птицы.

Птицы – специализированный класс высших позвоночных, приспособленных к полету. Птицы во многом сходны с рептилиями. От них птицы унаследовали роговые чешуи на задних конечностях и роговой чехол, покрывающий клюв. Но роговые чешуи тела рептилий у птиц превратились в перья. Перьевой покров создает обтекаемую форму тела и поддерживает его во время полета. Перья – рулевые и маховые – участвуют в полете, а пуховые перья вместе с контурными способствуют сохранению постоянной температуры тела. Кожа у птиц сухая. Копчиковая железа выделяет маслянистую жидкость, которой смазываются перья, что предохраняет перо от намокания.

     Скелет птицы приспособлен к полету: кости скелета тонкие, прочные; полости трубчатых костей заполнены воздухом; поясничные и крестцовые позвонки, прочно соединяясь. Служат надежной опорой туловищу. На грудине имеется большой выступ – киль. К нему прикрепляются хорошо развитые мышцы, приводящие в движение крылья.

     Череп состоит из тонких костей, прочно соединенных между собой, в мозговой коробке большие глазницы, кости челюстей лишены зубов. Перетирание пищи и высокая активность ферментов обеспечивают высокую скорость переваривания пищи.

     Легкие имеют ячеистое строение. Воздушные мешки являются дополнительным органом дыхания при полете и предохраняют организм от перегревания. При вдохе часть воздуха поступает в легкие, часть – в воздушные мешки, а при выдохе воздух из легочных мешков поступает опять в легкие. Таким образом осуществляется двойное дыхание.

     Сердце четырехкамерное, что обеспечивает полное разделение артериальной крови от венозной. Поэтому тело птицы снабжается максимально насыщенной кислородом кровью. Температура тела постоянная (40 – 50 C 0) Органы выделения – почки, мочеточники. Мочевой пузырь отсутствует, что облегчает полет. Потери воды не велики, а отсюда потребности в воде ограничены.

     Головной мозг развит сильнее, что обеспечивает более сложное поведение. Органы чувств – зрение и слух (наиболее развиты). Птицы раздельнополые, яйцекладущие, оплодотворение внутреннее.  Яйца согревают  постепенно, откладываются по одному через определенные промежутки времени а – это тоже одно из приспособлений к полету.

     


Задание для 2 группы.

Изучение внешнего строения птиц.

1. Рассмотрите чучело  птицы .

а) отметьте, чем покрыто тело птицы;

б) какие отделы тела лишены оперения;

в) как налегает перо одно на другое;

г) все ли перья на теле одинаковые ( по размерам, окраске, строению);

д) как расположены на голове глаза;

е) какую форму имеет клюв;

ж) чем покрыты ноги птицы;

з) как расположены пальцы на ногах

Сделайте вывод: 

3. Домашнее задание:

1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7

2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138

                                                   2В-отряд Страусообразные стр.140

                                                    3В-отряд Нандуобразные стр.140-141

3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные. 

Задание для 3 группы.

1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы»  ответьте на вопрос -  Как приспособлено внутреннее строение и размножение птиц к полёту.

а) Прочитайте внимательно тексты;

б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь;

в) сделайте вывод по данному вопросу.

2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 1; 9; 10.

3. Домашнее задание:

1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7

2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138

                                                   2В-отряд Страусообразные стр.140

                                                    3В-отряд Нандуобразные стр.140-141

3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные. 

.

    Задания для 4 группы

Работа с природным объектом

1. Опишите строение биологического объекта.

 а) рассмотрите наборы перьев птицы (используйте лупу и рисунок 112 стр. 135);

б) выясните, как устроено перо;

в) в чем разница между контурным и пуховым перьями ( для этого препаровальной иглой попробуйте разнять бородки на опахале контурного и пухового перьев).

2. Выполните задание в тетради на печатной основе №3; 5; 6. Стр. 65 -66.

3. Домашнее задание:

1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7

2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138

                                                   2В-отряд Страусообразные стр.140

                                                    3В-отряд Нандуобразные стр.140-141

3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные.

В ходе работы обучающиеся готовя продукт своей деятельности (т.е.собраную информацию оформляют в форме краткосрочного мини- проекта).

Представитель каждой группы демонстрирует свой мини-проект.

Выполнение теста: Выберите правильный ответ.

1.Перья  способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как

а) состоят из ствола  и опахала;

б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью;

в) воздух, который находиться между ними, обладает малой теплопроводностью;

г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе.

2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть

а) хвост;                      б) шея;                       в) крылья;                 г) когти.

3. Обтекаемая форма тела птиц -  это приспособление к:

а) полету;                                                        в) размножению;      

б) защите от хищников;                               г) поиску корма.

4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует о их родстве с

а) пресмыкающимися;                               в) млекопитающими;

б) земноводными;                                      г) кольчатыми червями.

5. У птиц не является приспособлением к полету:

а) обтекаемая форма;                                в) когти;

б) крылья;                                                      г) образование цевки.

Самооценка

Ответы:

1-в; 2-в;  3-а;  4-а;  5-в.

Проанализируйте и оцените успешность достижения цели  при работе в группе




 

 



 

















Познавательные УУД:

1.формируем умение извлекать информацию из текста,  иллюстраций обрабатывать, её, делать вывод;

2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

5. формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

6. формируем умение владеть методами исследования;

7. формируем умение организовать работу в группе для достижения цель


Регулятивные УУД:

1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и дополнительного текста;

2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. формируем умение работать самостоятельно


Коммуникативные УУД:

1. формируем умение слушать и понимать других;

2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии поставленными задачами;

3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;


Личностные УУД:

1. формируем умение выражать свои эмоции;

2. формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. формируем умение сотрудничать с одноклассниками при работе в группе.

Духовно-нравственное развитие:

1.воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать поступки, в том числе речевые;

2.воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3.гражданско-патриотическое воспитание;

4. экологическое и эстетическое воспитание .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снегирь

Слайд 2

Ласточка

Слайд 3

Синица

Слайд 4

ЦАРСТВО ….. ТИП ….. ПОДТИП ….. КЛАСС ….. отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением

Слайд 5

ТЕМА: КЛАСС ПТИЦЫ

Слайд 6

Цель: ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.

Слайд 7

ЗАДАЧИ: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним строением и размножением.

Слайд 8

Птицы – наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов. Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным. На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица?

Слайд 9

РАБОТА В ГРУППАХ

Слайд 10

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ Выберите правильный ответ. 1.Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как а) состоят из ствола и опахала; б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью; в) воздух, который находиться между ними, обладает малой теплопроводностью; г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе. 2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть а) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти. 3. Обтекаемая форма тела птиц - это приспособление к: а) полету; в) размножению; б) защите от хищников; г) поиску корма. 4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует о их родстве с а) пресмыкающимися; в) млекопитающими; б) земноводными; г) кольчатыми червями. 5. У птиц не является приспособлением к полету: а) обтекаемая форма; в) когти; б) крылья; г) образование цевки.

Слайд 11

Ответы 1-в 2-в 3-а 4-а 5-в

Слайд 12

ВЫВОД: Птицы более высокоорганизованны по сравнению с пресмыкающимися; Тело птицы покрыто перьями, а передние конечности превратились в крылья; За счет интенсивного обмена веществ температура тела постоянная; Особенности внешнего, внутреннего строения и размножения птиц позволили приспособиться к полету.

Слайд 13

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Выпишите номера правильных суждений. 1. Все птицы способны к полету. 2. Птицы – самый крупный класс по числу видов среди других классов наземных позвоночных животных. 3. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: три из них направлены вперед, а один назад. 4. Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов. 5. Летательная поверхность крыла образована контурными перьями. 6. Перьевой покров голубя не имеет пуха. 7. Пуховые перья и пух – это одно и то же. 8. Контурное перо состоит из стержня и опахала. 9. Туловище птицы покрыто кроющими и пуховыми перьями. 10. Маховые перья у большинства птиц прикрепляются к локтевой кости и костям кисти.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦЕЛЬ: Изучить особенности внешнего строения птиц

Слайд 2

Внешнее строение птиц

Слайд 3

Клюв в жизни птицы - Строят гнёзда - для защиты и угрозы - чистят перья - добывают, удерживают пищу - удерживает орудия для разбивания яиц

Слайд 4

Форма клюва

Слайд 5

строение и роль ног в жизни птиц Ноги помогают ухаживаь за опереньем Попугай лапой подносят пищу ко рту Некоторые птицы ногами ловят, умершвляют и носят добычу.

Слайд 6

Фазан ходит по земле на трех крепких пальцах с уплощенными когтями. Воробей охватывает ветки длинными гибкими пальцами с острыми когтями Длинные, крестообразно раскинутые четыре пальца цапли удобны для ходьбы по топким местам Белая куропатка ходит по снегу на широкой, оперенной «четверне" Рябчик может ходить по веткам, земле и снегу. строение и роль ног в жизни птиц

Слайд 7

строение и роль ног в жизни птиц

Слайд 8

Типы и роль перьев птицы

Слайд 9

Строение пера

Слайд 10

ВЫВОД: Внешнее строение птиц, приспособлено к воздушно-наземной и водной среде обитания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦЕЛЬ: Познакомиться с характерными особенностями внутреннего строения и размножения птиц в связи с приспособленностью к воздушной среды обитания.

Слайд 2

Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету

Слайд 3

В расширении пищевода – зобе – пища может временно храниться, размягчаясь; в мускульном отделе желудка пища тщательно перетирается; в железистом отделе желудка и кишечнике пища быстро переваривается под действием ферментов; толстая кишка впадает в клоаку. Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Пищеварительная система

Слайд 4

Бронхи, пронизывающие небольшие лёгкие, соединены с десятком воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в лёгкие и в мешки, при выходе в лёгкие проходит насыщенный кислородом воздух из воздушных мешков. Таким образом увеличивается интенсивность газообмена ( принцип двойного дыхания) Кроме того, воздушные мешки позволяют изменять плотность тела при нырянии, а также предохраняют внутренние органы от перегрева, удаляя избыток тепла Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Дыхательная система

Слайд 5

Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. Интенсивное кровообращение обеспечивается большим объёмом четырёхкамерного сердца и большей частотой его сокращения (до 1000 ударов в минуту у колибри). У птиц два круга кровообращения. Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Кровеносная система

Слайд 6

Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок. У птиц хорошо развиты зрение, слух и чувство равновесия; Глазные яблоки большие и малоподвижные; ограниченность поля зрения компенсируется подвижностью шеи. Слух особенно хорошо развит у охотящихся в темноте птиц; Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Нервная система

Слайд 7

Органы выделения птиц – крупные бобовидные тазовые почки. Мочевой пузырь отсутствует. У самцов развиты парные половые железы – семенники, в то время как у самок сохраняются только левый яичник и яйцевод. Семяпроводы от семенников впадают в клоаку. органы размножения и выделения Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету

Слайд 8

Размножение и развитие птиц

Слайд 9

Виды птенцов гнездовые выводковые

Слайд 10

ВЫВОД: Внутреннее строение и размножение птиц приспособлено к воздушной среде обитания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по теме: "Класс Птицы"

в результате овладения содержанием модуля изучить особенности  строения птиц; уметь выявлять черты приспособленности птиц к полету (во внешнем и внутреннем строении); развивать навыки самостоятел...

Презентация к обобщающему уроку на тему "Класс Птицы"

Урок-КВН. Обучающиеся в игровой форме повторяют знания о птицах. Материал содержит региональный компонент....

Конспект урока на тему: "Класс Птицы"

Автор УМК: В.Б Захаров, Н.И. СонинТема урока: "Класс Птицы"Тип урока: обобщение и систематизация знаний...

Учебно-методическая разработка урока на тему "Класс Птицы. Общая характеристика" 7 класс

В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.Поэтому, современному педагогу необходимо ...

Урок по теме "Класс Птицы. Приспособление птиц к полёту"

Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в паре,Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, о...

Обобщающий урок по теме «Класс птиц. Многообразие птиц». 7 класс.

Все модели приемов, которые используются на уроке, направлены на развитие познавательных способностей учащихся: развитие быстроты реакции, развитие психических механизмов, лежащих в основе познаватель...

Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»

ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий.  По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений;  По этапу формирования навыка: ит...