Урок по теме "Млекопитающие. Приматы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Скачко Мария Павловна

Урок по теме "Млекопитающие. Приматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Многообразие млекопитающих. Отряд приматы.

Цели: продолжить формировать понятия многообразие млекопитающих; изучить особенности отряда приматы; раскрыть биологические особенности представителей подотрядов полуобезьян и высших приматов; развивать логическое мышление, аудиовизуальный канал восприятия, умения анализировать и делать выводы.

Задачи урока: дать общую характеристику отряда; изучить особенности внешнего строения и жизнедеятельности ; познакомиться с многообразием животных входящих в этот отряд их значением в природе и жизни человека; познакомиться с мерами охраны отряда и отдельных видов.

Учебно-наглядный комплекс: учебные таблицы, презентация, СД-диск, учебники.

Форма проведения урока: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа, просмотр презентации, работа с учебником и таблицей.

Ход урока:

Организационный момент: Повторение признаков класса млекопитающих и подкласса плацентарные, понятия систематического родства животных.

Сегодня мы знакомимся с одной из самых удивительных групп животных - приматами. Всем известны слова с корнем «прима»- примадонна, прима-балерина - что они означают?

Итак «приматы»- означают первые. Почему они первые, а остальные вторые, трети и т.д. нам предстоит сегодня выяснить. Выясним какие морфологические, анатомические, этологические особенности этих животных дают нам основания называть их приматами. К приматам относятся обезьяны, полуобезьяны и человек, поэтому некоторые морфологические признаки легко представить на себе и это будет биологически корректно.

В Древнем Египте несколько тысяч лет  существовал культ обезьян, они изображены на многих памятниках того времени. Фараоны украшали себя хвостами павианов. На гробницы фараона изображены 20 павианов защищающих его душу в загробном мире. И лишь в период рассвета римской империи стали фигурировать, как объекты породи и смеха. По мере становления христианства обезьяны стали все меньше изучаться, ведь они так похожи на человека, а человек подобие божье, что дискредитировало эту версию. Во многих странах Японии, Индии, Китае, Перу эти животные обожествляются и поныне.

Каковы же общие признаки этого отряда? К приматам относятся самые разнообразные по внешнему облику и размерам животные:  самый маленький примат - карликовый мышиный лемур - живущий на Мадагаскаре 62 мм, вес 300 грамм; самый тяжелый примат- самец горной гориллы его вес 310 кг; горная горилла является также и самой высокой обезьяной его рост достигает до 180 см.          

Однако у них есть ряд общих признаков: относительно большая черепная коробка, глазницы почти всегда направлены вперед, большой палец противопоставлен остальным, на пальцах у большинства ногти, при передвижении по земле опираются на всю стопу, значительно развит головной мозг, особенно большие полушария переднего отдела, на поверхности которого многочисленные борозды и извилины. Большинство ведет древесный образ жизни, в связи, с чем у них развиты органы зрения и слуха. Приматы видят одновременно обоими глазами один и тот же предмет. Питаются смешанной пищей с преобладанием растительной, многие поедают мелких животных, особенно насекомых. Размножаются круглый год, самки рожают 1-2 детенышей. Имеют одну пару молочных желез. Распространены в тропиках и субтропиках, известно около 200 видов.

Какие же основные из этих признаки позволили приматам подняться так высоко в эволюционном плане:

Рука - хватательная, пятипалая, пальцы 4+1, подвижные, обеспечивают недоступные другим животным возможности схватывать предметы , образовывать горсть, совершать различные движения, то есть рука –уникальный специализированный орган труда.

Глаза - расположены на лицевой стороне черепа, зрение стереоскопическое, объемное.

Головной мозг - высокоразвитый с сильно развитыми полушариями переднего мозга, дает возможность для возникновения условных рефлексов, мышления, речи и других психических процессов.

Весь комплекс рука-глаза-мозг является фундаментальной предпосылкой сложного поведения, связанного с применением различных предметов для достижения своих жизненных потребностей: высоко висящий банан обезьяна достает, ставя ящики друг на друга и используя палку, мнут листья и этой губкой извлекают дождевую воду из дерева, с помощью щеста преодолевают водоемы и очищают шерсть.

По своему образу жизни чаще стадные животные, хотя среди них есть те которые живут парами и в одиночку. Стадо - это величайшее благо, во главе стоит вожак, самая сильная особь, принимающая решения драться или нет, идти или остановиться на ночлег, регулирует отношения в стаде. Заполнить таблицу

Многообразие млекопитающих

Название отряда

Особенности строения

Особенности размножения

Местообитание

Представители

Приматы

Перейдем к изучению конкретных представителей отряда приматы

Подотряд Полуобезьяны

Объединяет  лемуров, долгопят, тупай. Зверьки мелкие, покрыты густой шерстью, хвост длинный покрыт густой шерстью. Большой палец не у всех противопоставлен остальным, на пальцах когти. распространены в Юго-Восточной Азии, Индонезии, Мадагаскаре, тропической Африке. Большинство из них насекомоядные.

Подотряд высшие приматы или обезьяны.

Большая часть живет тропических лесах, некоторые выбирают скалистые горы. Все они хорошо приспособлены к лазанью у некоторых хватательный хвост, который используется как руль при прыжке, для качания на ветвях, при добывании пищи. Питаются растительноядными и животными кормами. Органы чувств развиты неравномерно зрения и слух хорошо, обоняние осязание плохо.

К этому подотряду относятся широконосые обезьяны ( игрунки. Ревуны, паукообразные) ;узконосые (мартышки, макаки, павианы, мандрилы) и человекообразные (гориллы, орангутаны,шимпанзе)

Наиболее интересными для нас являются наши ближайшие родственники человекообразные обезьяны.

Орангутаны

Крупные обезьяны рост до 150 см, а вес до 200 кг. Тело покрыто густыми красновато-оранжевыми волосами. Всю жизнь в основном проводят на деревьях, этому способствует короткие задние и сложенные в виде крючка передние конечности. Свое названия получили от малайского слова «лесной человек». На землю спускаются редко. Строят гнезда высоко на деревьях. В основном держаться небольшими группами. У самки обычно рождается один детеныш, которого она вскармливает в течении 3-4 лет молоком

Горилла

Самая крупная из человекообразных обезьян-рост до 200 см и вес до 250 кг. Обитают в густых непроходимых лесах. Держаться группами стадами по 30 особей. Во главе старый самец с серебряной полоской на спине. У них короткая толстая шея, глубоко посаженные глаза, широкий и плоский нос. Толстые губы. Тело покрыто косматой серовато- коричневатой шерстью.

Шимпанзе

Достаточно крупные обезьяны – 170 см и 50 кг. Живут стадами во главе с самцом вожаком. Образ жизни полуназемный. Строят себе гнезда иногда даже с крышей от дождя. Для добывания корма способны использовать разные предметы, очень сообразительны, легко обучаются, в неволе могут, есть ложкой, пить из чашки.  Хьюманзе -1996 год самец Оливер.1,2 м и 50 кг, прямая осанка необычные уши, ходил только на двух ногах, пользовался туалетом, пил кофе, любил выкурить сигарету. Другие шимпанзе не обращали на него внимания. Новый вид, секретный эксперимент? – 100 % шимпанзе.

Люди, обезьяны – мы очень похожи. На любого человека большое впечатление производит прикосновение обезьян друг к другу руками (рукопожатие), губами (поцелуй). Лакомый кусочек обезьяны выпрашивают протянутой рукой ладонью вверх, ковыряют палочкой в ушах, зубах... Обезьяны – единственные животные, способные, как и человек, к преднамеренному обману

Вывод: сложное поведение приматов – еще одно подтверждение того, что они «первые».

Где-то в Заире бродят последние из уцелевших в природе 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В тропических лесах разных континентов вымирают лори, игрунки, колобусы, тамарины, индри, тупайи, долгопяты. Вымирают и другие животные. Но в случае с приматами, человек испытывает не только чувство вины и жалость, как ко всем зависящим от нас существам... Ведь они – ближайшие наши родственники, живой привет нам из нашего эволюционного прошлого. Кто спасет их? Мы – люди!

Если суммировать все известные ныне и могущие быть выраженными количественно показатели сходства человека с человекообразными обезьянами, то окажется, что в процентном соотношении оно составляет 90–99%.
Что вместили в себя эти 1–10% различий? Все, что отличает человека от обезьяны. И тут мы подошли к любопытному философскому феномену, который можно назвать феноменом «чуть-чуть».
Этот феномен давно известен в искусстве, литературе, физике, химии. О нем писал Л.Толстой, часто говорят художники и музыканты. Суть его в следующем: на определенном уровне развития небольшие изменения могут совокупно привести к новому качеству. Это узлы перехода от одной меры к другой, из одного состояния в другое.
Рассказывают, что однажды П.Пикассо изменил в созданной им статуэтке слона только положение бивней – он получил замечание: бивни не могут быть задраны кверху, и привел их в соответствие с законами анатомии. И искусство погибло, скульптура превратилась в зооэкспонат.
А вот пример из физики: нагрейте воду комнатной температуры на 1–2
о – никто и не заметит, что она стала «чуть-чуть» теплее. Но добавьте 2о на уровне 98оС – вода закипит, активно превращаясь в пар.
По-видимому, нечто сходное произошло в эволюции высших приматов. Казалось бы, совсем незначительные биологические изменения у антропоидов во многих системах органов, всего «чуть-чуть», где – больше, где – меньше, привели в совокупности к гигантскому качественному скачку: появился человек.

В заключении необходимо отметить большое практическое значение приматов- некоторые из них объект охоты местного населения, других используют в медико-биологических исследованиях, нельзя забывать и об эволюционном значении.

  Работа с тестом.

Домашнее задание.

Проверка знаний полученных знаний:

Выберите все правильные ответы

  1. Приматы, как и другие млекопитающие, имеют:

  1. волосяной покров
  2. ногти
  3. возможность размножаться круглый год
  4. конечности хватательного типа

  1. Приматы, в отличие от других млекопитающих:

  1. ведут дневной образ жизни
  2. имеют 5-лые конечности хватательного типа
  3. заботятся о потомстве
  4. обладают бинокулярным зрением

  1. К низшим приматам относятся

1.  лемур

2.   шимпанзе

3.  долгопяты

4.  тупаи

  1. К человекообразным обезьянам относятся

  1. Макаки
  2. Мартышки
  3. Орангутанги
  4. Гориллы

  1. Какие особенности строения и образа жизни сделали приматов первыми

  1. Стадный образ жизни
  2. комплекс рука - глаза - мозг
  3. преимущественно древесный образ жизни
  4. рождение 1-2 детенышей

Ответы     1-1   2-2,4   3-1,3,4    4-3,4   5-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).

Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....

План- конспект урока "Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика"

Тема: Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика. Цель. Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усво...

Открытый урок по теме "Отряд Приматы"

Разработа урока по теме "Отряд Приматы". С использованием ИКТ...

урок по теме "Приматы"

разработка урока по теме "Приматы"...

Урок по биологии "Эволюция приматов" 11 класс

Урок позволяет развивать понятие «эволюция», сформировать представление школьников об одном из возможных вариантов эволюции приматов, об особенностях дриопитеков, австралопитеков; развиват...

Технологическая карта урока биологии в 7 «В» классе по теме "Головоногие моллюски - "приматы моря".

Тип урока: Комбинированный урок (проблемный урок)Задачи урока:Предметные:- формировать умение отличать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски по особенностям внешнего и внутреннего строения от пре...

Презентация к уроку "Головоногие моллюски - приматы моря"

УМК: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2017.Учебник: Биология. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. М. Конс...