Программа лагеря ОЙКОС
проект по биологии по теме

Программа лагеря ОЙКОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programa_lagerya_oikos.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «ДЫХАНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ

НА БАЗЕ МОУ СОШ № 3 Г. РАССКАЗОВО

ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Утверждена  

на заседании

Методического Совета

МОУ СОШ № 3

 г. Рассказово

Тамбовской области.

Паспорт программы

Наименование

Программы

ПРОГРАММА «ДЫХАНИЕ РОДНОГО ГОРОДА» ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НА БАЗЕ МОУ СОШ № 3 Г. РАССКАЗОВО ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Девиз

Мыслить – глобально, действовать – локально на региональном уровне.

Основания для разработки Программы

Закон Тамбовской области  от 29.12.1999 № 96 – 3 «Об образовании»;

Решение Рассказовского городского Совета народных депутатов  от 26.12.2006 № 399 «О бюджете г. Рассказово на 2007 год»;

Соглашение о согласовании «Порядка взаимодействия по вопросам обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»;

Городская целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков г. Рассказово в каникулярное время на 2007 –2010 годы».

Один из путей их реализации –

организация летнего отдыха детей в лагере дневного пребывания на базе школы.

В нем ребенок, попадает в защищающую его школьную среду, имеет возможность реализовать себя, разрешить свои проблемы, расширить кругозор, укрепить здоровье; определить свою жизненную позицию по отношению к самому себе, родителям, окружающим людям, живым существам, своему дому, улице, школе, городу и стране, своей планете Земля. Лето – это время интенсивной практики в области реализации инициативы и самостоятельности детей.  

Название учреждения

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

г. Рассказово Тамбовской области.

Контактная информация

Россия, Тамбовская область, город Рассказово,

 улица Академика Маркова, д. 27,

Телефоны (47531) 3-12-81, 20-2-72.

Сайт учреждения: www.school03.tamb.ru

Директор школы

Кидин Андрей Николаевич.

Заказчик Программы

Администрация МОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области.

Разработчик Программы

Ульянова И.В., учитель биологии и экологии МОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области.

Проблемы, которые решает Программа

Усиление роли школы в становлении самостоятельности, духовно-нравственной ориентации личности школьника, способной противостоять разрушительному воздействию антикультуры, вседозволенности и разрушению ценностных основ здоровья и жизни.

Цель Программы

Совершенствование организации оздоровления, отдыха, занятости учащихся школы в каникулярное время.

Создание комплексной системы непрерывного экологического образования учащихся школы.  

Задачи Программы

Ведущая задача программы:

 создание оптимальных возможностей для оздоровления и творческого развития детей, их гражданского, патриотического становления, экологически осознанной активной жизненной позиции в процессе краеведческой деятельности;

развитие мотивации к трудовой деятельности у подрастающего поколения.

Особенное в Программе

Мотивация отзывчивости детских сердец, их активной жизненной позиции, их любви к родной школе, городу и осознания страниц истории и славы.

Основные направления Программы

  1. Интеграция деятельности педагогов по созданию условий для организации отдыха, оздоровления и занятости школьников в каникулярное время и обеспечения непрерывного экологического образования учащихся школы совместно с другими партнерскими учреждениями города.
  2. Нормативно – правовое и научно-методическое обеспечение организации отдыха, оздоровления и занятости школьников в каникулярное время.
  3.  Совершенствование школьной системы практической деятельности учащихся; организация рабочих мест для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Целевые участники реализации программы

1 отряд: учащиеся 1-4 классов;

2 отряд: учащиеся 5 - 6 классов;

3 отряд: несовершеннолетние подростки в возрасте от 14 до 18 лет (количество по согласованию с государственным учреждением «Центр занятости населения г. Рассказово»).

Виды деятельности учащихся

Преобладающие виды деятельности учащихся:

  • познавательная,
  •  художественно-эстетическая,
  •  коммуникативная,
  •  ценностно-ориентационная,
  •  спортивно-оздорозительная;
  •   трудовая,
  • культурно-досуговая.

Исполнители

Программы

МОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области с участием Музея, Детской библиотеки, Дома творчества, МОУ детского сада № 1 «Звездочка», кинотеатра «Смена», Государственного учреждения «Центр занятости населения г. Рассказово».

Направления работы по Программе

Основные направления работы:

Оздоровительная, воспитательная, познавательная, патриотическая, экологическая, художественно-эстетическая.

Координатор Программы

Администрация МОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области.

Сроки реализации Программы

1 смена - июнь.

10 рабочих дней.

Запрашиваемая сумма

  1. Питание 20 детей из расчета 50 руб. в течение 10 дней работы лагеря. – 10 000 руб.  
  2. Оборудование для школьной метеорологической площадки;

полевых исследований по географии, биологии и химии в природе; создания гербарных экспонатов; коллекций природных объектов. – Для экологического исследования: 5 000 руб.

  1. Палатки – 2шт., туристическое снаряжение. – Для похода на экологическую тропу «Круча»: 5 000 руб.
  2. Инструменты  и средства для ремонтных работ по созданию комнаты для школьного музея: 2 500 руб.
  3. Костюмы для выступления детей. Спортивный инвентарь. Настольные игры для детей. – Для оздоровления, отдыха и творчества детей: 4 500 руб.
  4. Канцелярские товары. Цифровой фотоаппарат. – Для создания фотоматериалов для школьного музея: 8 000 руб.

Итого: 35 000 руб.

Общий бюджет и источники финансирования

Программа финансируется за счет средств федерального, областного, местного бюджета и фонда социального страхования.

Используется имеющаяся материально-техническая база и оборудование МОУ СОШ № 3 (1. компьютеры – 15 шт.; 2. принтер; 3. мультимедийный проектор; 4. DVD; 5. телевизор; 6. модем; 7. приемная спутниковая станция; 8. источники бесперебойного питания; 9. сельхозинвентарь и др.).

Привлечение родительских и спонсорских средств для посещения Музея г. Рассказово, кинотеатра «Смена» г. Рассказово.

Краткое содержание Программы 

Программа носит комплексный характер, поскольку предусматривает организацию по всем названным видам деятельности учащихся по краеведению:

Экскурсии в музей города Рассказово с целью познания истории родного города, названия улиц и земляков, чьи имена увековечены в их названиях;

 Посещение  выставки творческих работ земляков  в городской  детской библиотеке, тематических мероприятий по специально разработанной программе;  

Экологическое исследование чистоты городского воздуха «Дыхание родного города»: Экскурсии учащихся (1-3 классов) по улицам микрорайона школы содержат в себе элементы познания окружающей среды в сочетании с исследовательской работой.

Полученные результаты исследований позднее могут быть обработаны в компьютерном классе, итоги работы обсуждены  на заседании школьного ЭкВОцентра (4-6 классы);

Малая  Робинзонада - поход на экологическую тропу «Круча» (в природный учебно-опытный «кабинет» школы), сочетающий в себе спортивно оздоровительные, туристские элементы с экологической учебой школьников на природе;

Творческая мастерская «Летнее многоцветье»:

 из собранного природного материала для поделок на выставку «Летнее многоцветье» с передачей лучших работ в школьный музей «Робинзонов Природы» для организации совместной выставки в детском саду № 1 г. Рассказово. Посещение Дома творчества города Рассказово – консультирующее обучение детей на встрече с педагогами дополнительного образования - руководителями кружков (по специальной согласованной программе визита).

Социально-значимая трудовая деятельность детей:

Ремонтные работы в комнате школьного музея (подростки);

Трудовой десант на экологической тропе (4-6 класс);

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1-6 класс).           Социально-психологическая адаптация детей:

эта часть программы готовится школьным психологом, который ведет эту работу (индивидуально с ребенком) совместно с воспитателями.

Ожидаемые конечные результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • увеличить число учащихся школы, охваченных организованными формами летнего отдыха, оздоровления, занятости и трудоустройства в каникулярное время;
  • спрогнозировать более широкое знакомство с окружающим миром,  повышение экологической культуры, дополнение исторических, литературных, культурных, экологических знаний, опыта общения в коллективной деятельности для развития творческого потенциала детей и подростков;
  • приобщить детей и подростков к социально-значимому труду и здоровому образу жизни;
  • организовать рабочие места для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Контроль за выполнением

Администрация МОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области.

Промежуточный контроль  

По окончанию каждой смены организаторы и коллектив работников лагеря подводят итоги работы  лагеря, вносят свои предложения по формам и методам работы с детьми.

Психолог школы анализирует поведение детей для последующей коррекции  в плане работы.

Этапы

реализации Программы

  1. Организационно-методический этап.

Нормативно – правовое и научно-методическое обеспечение организации отдыха, оздоровления и занятости школьников в каникулярное время.

  1. Конструирующий этап. Анализ организации совместной экологической деятельности учителей и учащихся, диагностика профессиональной подготовленности педагогов школы к работе в этом направлении.
  2. Этап реализации.

Мероприятия по реализации Программы «Дыхание родного города»

экологического  лагеря дневного пребывания

 на базе МОУ СОШ №3 г. Рассказово Тамбовской области

для детей школьного возраста на летний оздоровительный период.

Содержание

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Подготовительный этап.

1.

  1. Ознакомление и изучение нормативно-правовых документов федерального, областного, муниципального уровня.
  2. Разработка положений и инструкций по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярное время.
  3. Планирование работы в две смены экологического  лагеря дневного пребывания на базе МОУ СОШ №3 г. Рассказово Тамбовской области для детей школьного возраста на летний оздоровительный период июнь – июль 2007 г., количества учащихся.
  4. Определение участников разработки Программы экологического  лагеря дневного пребывания на базе МОУ СОШ №3 г. Рассказово Тамбовской области для детей школьного возраста на летний оздоровительный период 2007 г.
  5. Издать приказы по МОУ СОШ №3 Г. Рассказово об организации летнего отдыха учащихся школы.

Кадровое обеспечение.

  1. Провести инструктаж по обеспечению комплексной безопасности на период организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Администрация, ШМО МОУ СОШ № 3

г. Рассказово Тамбовской области.

1.Организационно-методический этап. Нормативно – правовое и научно-методическое обеспечение организации отдыха, оздоровления и занятости школьников в каникулярное время.

1.1.

Разработка Программы экологического  лагеря дневного пребывания на базе МОУ СОШ №3 г. Рассказово Тамбовской области для детей школьного возраста на летний оздоровительный период 2007 г. и основных направлений работы лагеря. 

 ШМО учителей естественно–научного цикла

МОУ СОШ № 3

г. Рассказово Тамбовской области.

Разработчик Программы экологического лагеря - Ульянова И.В., руководитель ШМО.

1.2.

Планирование конкретных мероприятий МОУ СОШ № 3 в летний период с другими партнерскими учреждениями города: с Музеем г. Рассказово,

Детской библиотекой г. Рассказово,

Домом творчества г. Рассказово,

МОУ детский сад № 1 «Звездочка»,

кинотеатром «Смена»,

 Государственным учреждением «Центр занятости населения г. Рассказово».

Фурсова И.А., зам. директора МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово.

1.3.

Планирование совместной работы с Детской библиотекой г. Рассказово на летний период.

Першина И.А., библиотекарь МОУ СОШ № 3.

1.4.

Организация тематических

экскурсий «История родного города» в Музей города Рассказово:

«История названия улиц города», «Мои земляки», «Родная Природа».

Начальник экологического

Лагеря МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово.

1.5.

Планирование  и организация практической деятельности учащихся на УОУ школы.

Буданцева М.В., заведущий УОУ МОУ СОШ № 3.

1.6.

Организация рабочих мест для временного трудоустройства несовершеннолетних подростков школы совместно с Государственным учреждением «Центр занятости населения г. Рассказово».

Фурсова И.А., зам. директора МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово.

1.7.

Разработка методических рекомендаций для подготовки, организации и проведения экологического исследования чистоты городского воздуха в сравнении с экологической тропой «Круча» с учащимися 4 –6 классов.

Полученные результаты исследований позднее могут быть обработаны в компьютерном классе.

Ульянова И.В., учитель биологии и экологии МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово.

1.8

Разработка методических рекомендаций для подготовки, организации и проведения экскурсий с учащимися (1-3 классов) по улицам микрорайона школы.

ШМО учителей начальных классов МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово.

1.9.

Разработка методических рекомендаций для подготовки, организации и проведения Малой  Робинзонады (4-6 класс) - похода на экологическую тропу «Круча», сочетающего в себе спортивно- оздоровительные, туристские, исследовательские элементы.

Физрук лагеря, преподаватель физической культуры МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово.

1.10.

Определение инструментов, материалов и средства для ремонтных работ по созданию комнаты для школьного музея,   и создания передвижного выставочного оборудования для школьного музея.

Распопова Р.Н., зам. директора МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово.

1.11.

Планирование посещения (06.2007., 07.2007.) Дома творчества города Рассказово – консультирующее обучение детей (по специальной, согласованной программе визита).

Фурсова И.А., зам. директора МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово.

1.12.

Расчет общего бюджета (источники финансирования с со финансированием). Решение вопросов об источниках финансирования.

Администрация, Бухгалтерия МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово.

1.13.

Согласование программы  посещения Дома творчества города Рассказово – консультирующее обучение детей на встрече с руководителями кружков.

Фурсова И.А., зам. директора МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово.

1.14.

Планирование, организация и осуществление трудового десанта на экологической тропе (4-6 класс).



Матвеев Н. В., учитель трудов. обучения.

1.15.

Планирование психологом работы по социально-психологической адаптации детей в летний период.

Некипелова Л.Е., психолог МОУ СОШ № 3.

2. Конструирующий этап. Анализ организации совместной экологической деятельности учителей и учащихся, диагностика профессиональной подготовленности педагогов школы к работе в этом направлении.

2.1.

Непосредственная разработка содержания работы Лагеря дневного пребывания.


МОУ СОШ № 3 г. Рассказово.

2.2

Кадровое обеспечение.

2.3.

Решение вопросов об источниках финансирования. Создание материально-технического обеспечения на базе школы: составление смет, подготовка помещений, комплектация необходимым оборудованием, оформление помещений.

МОУ СОШ № 3 г. Рассказово.

3. Этап реализации. Непосредственное осуществление запланированного.

Программа «Дыхание родного города»

экологического  лагеря дневного пребывания

 на базе МОУ СОШ №3 г. Рассказово Тамбовской области

для детей школьного возраста на летний оздоровительный период.

80 - летию города Рассказово.

Разработчик программы:

Ульянова И.В., учитель биологии и экологии,

МОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области

Девиз: « Мыслить – глобально, действовать – локально на региональном уровне».

Введение

        Программа «Дыхание родного города» экологического  лагеря дневного пребывания на базе МОУ СОШ №3 г. Рассказово Тамбовской области

для детей школьного возраста на летний оздоровительный период 2007 г. разработана в соответствии с городской целевой программой «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков г. Рассказово в каникулярное время на 2007 –2010 годы».

В программе отражены основные цели, задачи и мероприятия по совершенствованию организации летнего отдыха, оздоровления и занятости учащихся МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в соответствии с выбором администрации МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово экологического профиля лагеря дневного пребывания.

Основание для разработки программы.

Городская целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков г. Рассказово в каникулярное время на 2007 –2010 годы» на основании следующих нормативно-правовых документов:

Закон Тамбовской области  от 29.12.1999 № 96 – 3 «Об образовании»;

Соглашение о согласовании «Порядка взаимодействия по вопросам обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»;

 Один из путей реализации - организация летнего отдыха детей в лагере дневного пребывания на базе школы. В нем ребенок, попадает в защищающую его школьную среду, имеет возможность реализовать себя, разрешить свои проблемы, расширить кругозор, укрепить здоровье; определить свою жизненную позицию по отношению к самому себе, родителям, окружающим людям, живым существам, своему дому, улице, школе, городу и стране, своей планете Земля. Лето – это время интенсивной практики в области реализации инициативы и самостоятельности детей.  

Программа решает актуальнейшие проблемы:

«Усиление роли школы в становлении самостоятельности, духовно-нравственной ориентации личности школьника, способной противостоять разрушительному воздействию антикультуры, вседозволенности и разрушению ценностных основ здоровья и жизни», а также проблемы непрерывного экологического образования учащихся в рамках общеобразовательной школы.

Международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды»  и «Об образовании»  созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения.

В соответствии с Российской концепцией общего среднего экологического образования (под редакцией Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.), под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения и воспитания, развитие личности учащихся, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков; целостных ориентаций; поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

  Экологическое образование – стратегическое направление в развитии средней общеобразовательной школы. При этом школа остается единственным источником общетеоретических экологических знаний, формирующих основы мировоззрения учащихся. Не случайно экологическое образование рассматривается как одно из составляющих гуманистического воспитания школьников. Следовать экологическим императивам в практической деятельности – значит в высшей степени проявлять гуманизм, т.е. заботу о следующих поколениях на основе научно-философского наследия В.И. Вернадского о развитии биосферы и цивилизации.

Для решения актуальных задач экологического образования педагогическим коллективом средней школы № 3 г. Рассказово эффективно использовались в единстве процессы обучения, воспитания и развития личности учащихся на разных ступенях.

Педагогический коллектив средней школы № 3 углубленно работает по экологическому образованию учащихся более 25 лет. Были созданы экологическая тропа «Круча» (учебно-просветительский кабинет школы); мини-лаборатория (учебно-опытный участок); клуб «Почемучки» для учащихся начальной школы, музей «Робинзоны природы», экологический воспитательно-образовательный центр, определены традиционные КТД.

Таким образом, организация летнего отдыха детей в лагере дневного пребывания позволяет наиболее полно реализовать цель экологического образования учащихся школы для обеспечения преемственности на разных ступенях непрерывного образования:

-формирования у детей начального образования основных представлений о взаимосвязях человека с природой и ценностях установок по отношению к явлениям и процессам, происходящим в биосфере;

-формирования экологической культуры, здорового образа жизни у учащихся основной школы, приобретения навыков экологически целесообразной деятельности на основе понимания целостности человека и его единства со всеми формами жизни на Земле; понимания системной структуры природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств;

- формирования нравственной и экологической ответственности как черты личности школьников на основе понимания сущности жизни и экологических проблем локального, регионального и глобального уровня, предпосылок и путей их решения, создание условий перехода к устойчивому развитию.

Цель программы:

Совершенствование организации оздоровления, отдыха, занятости учащихся школы в каникулярное время.

Создание комплексной системы непрерывного экологического образования учащихся школы.  

Формирование у учащихся научных и практических знаний и умений, убеждений; ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к природе и здоровью.

Задачи программы:

Ведущая задача программы: создание оптимальных возможностей для оздоровления и творческого развития детей, их гражданского, патриотического становления, экологически осознанной активной жизненной позиции в процессе краеведческой деятельности; развитие мотивации к трудовой деятельности у подрастающего поколения; т. е.:

  • оздоровление детей, формирование здорового образа жизни;
  • создание условий для эффективного общения с целью реализации возрастных интересов детей;
  • воспитание экологической культуры школьников: привитие навыков бережного отношения к природе, оказание «скорой помощи» для «дыхания родного города»;
  • развитие художественных и творческих способностей каждого ребенка посредством участия в коллективной социально-значимой деятельности сверстников;
  • развитие интереса к истории родного города; формирование патриотических взглядов на свой отчий дом, улицу, школу, город, страну, планету.

Таким образом, педагогический коллектив школы в летний период создает условия для обеспечения непрерывного экологического образования учащихся; совершенствует школьную систему практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды.

Данные цели и задачи программы соответствуют психолого-возрастным возможностям учащихся 1-6 классов, реальным потребностям педагогической практики и социальному заказу современного общества.

Основные направления Программы:

  1. Интеграция деятельности педагогов по созданию условий для организации отдыха, оздоровления и занятости школьников в каникулярное время и обеспечения непрерывного экологического образования учащихся школы совместно с другими партнерскими учреждениями города. 
  2. Нормативно – правовое и научно-методическое обеспечение организации отдыха, оздоровления и занятости школьников в каникулярное время.
  3. Совершенствование школьной системы практической деятельности учащихся; организация рабочих мест для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Целевые участники реализации программы:

1 отряд: учащиеся 1-6 классов (20 человек);

3 отряд: несовершеннолетние подростки в возрасте от 14 до 18 лет (количество по согласованию с государственным учреждением «Центр занятости населения г. Рассказово»).

Исполнители Программы:

МОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области с участием Государственного учреждения «Центр занятости населения г. Рассказово»; Музея, Детской библиотеки, Дома творчества, МОУ детского сада № 1 «Звездочка», кинотеатра «Смена» г. Рассказово.

Основные направления работы по программе:

Оздоровительная, экологическая, познавательная, воспитательная, патриотическая, художественно-эстетическая.

Преобладающие виды деятельности учащихся: познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, ценностно - ориентационная, спортивно-оздорозительная; трудовая, культурно-досуговая.

 Именно эти виды деятельности способствуют развитию познания и мышления учащихся, формированию у них научного мировоззрения и осознанной практической деятельности по улучшению окружающей среды своей местности и своего здоровья.

Краткое содержание программы и ожидаемый результат.

Программа носит комплексный характер, поскольку предусматривает организацию всех названных видов деятельности учащихся.

В мини-лаборатории – для труда учащихся по «Календарю работ 1-3 классов» и «Плану работ  4-6 классов» на учебно-опытном участке при создании экологической тропы на учебно-опытном участке, в школьном саду.

Благодаря организации  лагеря дневного посещения на базе школы для учащихся организуются по краеведению:

Экскурсии в музей города Рассказово с целью познания истории родного города, названия улиц и земляков, чьи имена увековечены в их названиях. Посещение и  выставки творческих работ земляков  в городской  детской библиотеке, тематических мероприятий по специально разработанной программе;  

Экологическое исследование «Дыхание родного города»: Экскурсии учащихся (1-3 классов) по улицам микрорайона школы содержат в себе элементы познания окружающей среды в сочетании с исследовательской работой школьников по заданиям школьного Экологического воспитательно-образовательного центра. Полученные результаты исследований позднее могут быть обработаны в компьютерном классе, итоги работы обсуждены  на заседании школьного ЭкВОцентра;

Малую Робинзонаду - поход на экологическую тропу «Круча» (в природный учебно-опытный «кабинет» школы), сочетающий в себе спортивно оздоровительные, туристские элементы с экологической учебой школьников на природе;

Творческая мастерская «Летнее многоцветье» из собранного природного материала для поделок на выставку « Летнее многоцветье» с передачей лучших работ в школьный музей «Робинзонов Природы», для организации совместной выставки в детском саду № 1 г. Рассказово. Посещение Дома творчества города Рассказово – консультирующее обучение детей на встрече в «Городе мастеров» с педагогами дополнительного образования - руководителями кружков (по специальной согласованной программе визита).

Социально-психологическая адаптация детей: эта часть программы готовится школьным психологом, который ведет эту индивидуальную работу совместно с воспитателями непосредственно в лагере.

Все средства, реализуемые в процессе летнего отдыха, обучения и воспитания, способствуют  развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы у учащихся, патриотизма, формированию навыков экологически целесообразного поведения в природе и бережного отношения к окружающей среде.  

Это дает им возможность объективно анализировать экологическую ситуацию, оценивать состояние окружающей среды, принимать личное участие в решении экологических проблем города.

 Это позволяет расширить кругозор учащихся, повысить интерес к знаниям, обеспечить развитие их творческих способностей, применить полученные теоретические знания на практике – в труде, походах, экскурсиях, культурно-полезной и досуговой деятельности.

Механизм реализации программы.

Основывается на совершенствовании методов работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 3 Г. Рассказово, для обеспечения полноценной организации оздоровления, отдыха и занятости учащихся школы в период летних каникул.

Ресурсное обеспечение программы

Общий объем финансирования Программы  будет складываться из средств федерального, областного, муниципального бюджетов и регионального отделения фонда социального страхования. Для финансирования Программы могут привлекаться внебюджетные средства.

Финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних подростков школы  в период каникул осуществляется в соответствии с Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленный, содержательный, организационный характер каникулярного отдыха, оздоровления, занятости учащихся:

  • число учащихся школы, охваченных организованными формами летнего отдыха, оздоровления, занятости и трудоустройства в каникулярное время;
  • более широкое знакомство с окружающим миром,  повышение экологической культуры, дополнение исторических, литературных, культурных, экологических знаний, опыта общения в коллективной деятельности для развития творческого потенциала детей и подростков;
  • приобщение детей и подростков к социально-значимому труду и здоровому образу жизни;
  • использование малозатратных методик экологического исследования учащимися чистоты городского воздуха в сравнении с экологической тропой «Круча»;
  • организованные рабочие места для временного трудоустройства несовершеннолетних учащихся школы.

Контроль и управление реализацией Программы

КОНТРОЛИТУЕТ И КООРДИНИРУЕТ РАБОТУ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ администрация МОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области.

Исполнители Программы несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий, ответственные исполнители Программы обеспечивают текущий контроль и подведение итогов реализации.

Этапы реализации

Подготовительный этап.

Организационно-методический этап.

Формирование теоретической базы. Кадровое обеспечение.

Определение целей и задач, перспектив реализации программы и ее составление.

Кроме того: анализ организации совместной экологической деятельности учителей и учащихся, диагностика профессиональной подготовленности педагогов школы к работе в этом направлении.

Создание материально-технического обеспечения на базе школы: составление смет, подготовка помещений, комплектация необходимым оборудованием, оформление помещений. Решение вопросов об источниках финансирования.

Подготовка программы социально-психологической адаптации детей психологом школы.

Темы экскурсий, исследований, мероприятий определяются исходя из положения программы: освоение окружающего мира по расширяющейся спирали – от «родного гнезда» (дом, улица, школа) до родного города, страны, своей планеты Земля.

 Согласование совместной деятельности с организациями, учреждениями города для налаживания партнерских взаимодействий, необходимых для выстраивания четкой траектории работы, а также для достижения большего воспитательного эффекта.

К работе по реализации программы будут привлечены:

  • МОУ СОШ № 3 г. Рассказово.
  • Детская библиотека г. Рассказово.
  • Городской Дом творчества.
  • Музей города Рассказово.
  • МОУ детский сад № 1 г. Рассказово.
  • Государственное учреждение «Центр занятости населения г. Рассказово».

Основной этап.

Практическое осуществление программы.

Работа лагеря на базе школы №3 г. Рассказово проходит в 2 смены  с корректировкой  по объектам исследования и совместным действиям с организациями  и учреждениями города.

 Ведущая задача программы - создание оптимальных возможностей для оздоровления и творческого развития детей, их гражданского, патриотического становления, экологически осознанной активной жизненной позиции в процессе краеведческой деятельности.

Важные задачи смены - раскрыть таланты и способности детей (спорт, труд, искусство, музыка и т. п.); обеспечить занятость (не должно быть свободной минуты).

Продолжительность смены 21 день. Установленный режим дня.

Для реализации поставленных задач используются следующие формы и методы работы:


Формы и методы работы

На индивидуальном уровне

В работе с отрядом

В работе

со всем

лагерем

Развивающие занятия

*

Беседа

*

*

Консультация

*

*

Игра, забава

*

*

Экскурсия, прогулка, поход

*

Соревнование

*

*

*

Чтение вслух

*

*

Хоровое пение

*

*

Обсуждение итогов дня

*

*

*

Трудовой час

*

*

*

Физ. упражнения, игры

*

*

Сказки, ярмарки, посиделки

*

*

Конкурсы

*

*

*

Костер

*

Праздник

*

*

Турнир

*

*

*

Тренинг

*

Дискотека, бал, карнавал

*

Защита экологических работ (проектов)

*

Рисунки на асфальте

*

Посиделки, огонек

*

Помочь ребенку лучше узнать свой родной город, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, общечеловеческими ценностями планеты Земля – в этом заключается основной смысл.

Содержание программы предполагает синтез двух форм обучения детей, как поход и экскурсия.

Туристский поход – это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, спортивной, исследовательской целью.

Экскурсия – один из способов конкретного и предметного изучения. Природа представляет собой живой музей, в котором надо уметь правильно ориентироваться, так же как нужно учить ориентироваться среди музеев, созданных руками человека.

Немаловажное значение имеет и эмоциональная сторона похода. Даже самая маленькая прогулка уже дает школьнику определенное настроение, целую гамму эмоций. Вот эти-то эмоции и окрашивают полученные знания в яркие, незабываемые тона, делая их в то же время чрезвычайно живучими и прочными. В результате дети часто сохраняют впечатления от таких походов даже тогда, когда становятся взрослыми людьми.  

Программа рассчитана на детей школьного возраста.

Организуя такой лагерь – необходимо обеспечить коллективную деятельность. Это очень необходимо детям – проявить свои способности и помочь при этом друзьям. Здесь и самоутверждение,   и определение своей жизненной позиции, и избавление от многих ложных представлений. Весь лагерь делится на отряды, которые формируются в зависимости от психолого-возрастных характеристик детей и вида деятельности. Отряд выбирает название, девиз и эмблему. Каждый отряд имеет альбом-дневник, отражающий жизнь и деятельность всех членов отряда. Отрядами принимаются правила поведения для выполнения (Этих правил ровно 5, и их надо выполнять), например такие:

  • Правило коллектива: вместе, дружно и с задором.
  • Правило общения: относись к другим так, как ты хотел, чтобы относились к тебе.
  • Правило трудолюбиков: терпение и труд все перетрут.
  • Правило любознатиков: слушай, понимай, запоминай.
  • Правило вежливых: старших нужно уважать, малышей – не обижать.

Заключительный период.

Результатом выполнения этой программы должно стать:

более широкое знакомство школьников с окружающим миром,

укрепление здоровья,

повышение экологической культуры,

дополнение исторических, литературных, культурных, экологических знаний, опыта общения в коллективной деятельности.

По окончанию каждой смены организаторы и коллектив работников лагеря подводят итоги работы  лагеря, вносят свои предложения по формам и методам работы с детьми. Психолог школы анализирует поведение детей для последующей коррекции  в плане работы. Социальный эффект - ожидаемый результат.

Анализируя результаты, следует отметить особенное: мотивация отзывчивости детских сердец, их активной жизненной позиции, их любви к родной школе, городу и осознания страниц истории и славы.

Календарно-тематическое планирование работы

экологической смены  лагеря дневного пребывания

по Программе «Дыхание родного города»

 на базе МОУ СОШ №3 г. Рассказово Тамбовской области

для детей школьного возраста на летний оздоровительный период.

1 день. Весь лагерь делится на отряды, которые формируются в зависимости от психолого-возрастных характеристик детей и вида деятельности. Отряд выбирает название, девиз и эмблему. Каждый отряд имеет альбом-дневник, отражающий жизнь и деятельность всех членов отряда. Отрядами принимаются правила поведения для выполнения (Этих правил ровно 5, и их надо выполнять). Социально-психологическая адаптация детей. Тренинг.

2 день. Экскурсия по улице им. академика Маркова, на которой расположена школа. Рисунки на асфальте. Развивающие занятия. Чтение вслух. Хоровое пение.

3 день. Экскурсия в городской музей: «История названий городских улиц» и с целью познания родной природы.

4 день. В мини-лаборатории – для труда учащихся по «Календарю работ 1-3 классов» и «Плану работ  4-6 классов» на учебно-опытном участке при создании экологической тропы на учебно-опытном участке, в школьном саду. 5 день. Сказки. Физ. упражнения, игры.

6 день. Экскурсия по улице города. Экологическое исследование чистоты воздуха на улицах города. Посещение Дома творчества города Рассказово – консультирующее обучение детей на встрече в «Городе мастеров» с педагогами дополнительного образования - руководителями кружков (по специальной согласованной программе визита).

7 день. Малая Робинзонада - поход на экологическую тропу «Круча» (в природный учебно-опытный «кабинет» школы), сочетающий в себе спортивно оздоровительные, туристские элементы с экологической учебой школьников на природе. Трудовей десант. Игры, забавы.

8 день. Творческая мастерская «Летнее многоцветье» из собранного природного материала для поделок на выставку « Летнее многоцветье» с передачей лучших работ в школьный музей «Робинзонов Природы»,  для организации совместной выставки в детском саду № 1 г. Рассказово.

9 день. Посещение и  выставки творческих работ земляков  в городской  детской библиотеке. Турнир. Конкурсы.

10 день. Защита экологических работ по исследованию чистоты городского воздуха «Дыхание родного города» на основании экскурсий учащихся по улицам микрорайона школы (содержат в себе элементы познания окружающей среды в сочетании с исследовательской работой школьников по заданиям школьного Экологического воспитательно-образовательного центра). Праздник закрытия лагерной смены. Обсуждение итогов дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря труда и отдыха

направленность программы историко- культорологическая. Особенностью является то, что она реализуется в рамках лагеря труда и отдыха. ...

Программа лагеря дневного пребывания "Лесная поляна"

   Работа лагеря «Лесная поляна» по экологическому направлению предполагает совмещение отдыха детей с познавательной деятельностью в соответствии с выбранной тематикой игры. ...

Программа лагеря труда и отдыха "Ростки" для детей 15-16 лет

Авторы программы - Кузина Оксана Юрьевна, Писная Елена Геннадьевна( <a href = "http://nsportal.ru/pisnaya-elena-gennadevna" > сайт учителя английского языка </a> на nsportal.ru)Дорабо...

Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодлия"

Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодилия" расчитана на детей школьного возраста....

программа лагеря с дневным пребыванием РАДУГА.ru

программа шеольного лагеря с дневным пребыванием. создана в 2007 году. переработана с учетом современных требований стандарта...

Программа лагеря дневного пребывания «Лагерь актива»

Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию обучающихся с помощью определенной системы знаний, умений, нав...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...