основные направления макроэволюции
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Тумакова Наталия Валентиновна

урок для 11 класса в разделе "Эволюция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obshchey_biologii_11_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по общей биологии 11 класс

Тема: «Основные пути и направления макроэволюции»

Пояснительная записка: на изучение данной темы отводится 1 час в общеобразовательной школе в курсе «Общая биология» 11 класс

Цель: сформировать знания об основных путях и направлениях макроэволюции, показать, что биологический прогресс достигается всеми тремя путями эволюции.

Задачи: на примерах показать происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза; рассмотреть на примерах идиоадаптацию, дегенерацию и соотношение между главными путями эволюции; ознакомить с различными видами паразитизма, с главными направлениями эволюции – биологическим прогрессом и регрессом; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: беседа, элементы лекции, самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Оборудование: таблицы по общей биологии, гербарии, схема соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией по А.Н.Северцову

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Макроэволюция как процесс исторического развития крупных таксонов (семейств, отрядов, классов, типов) органического мира не имеет особых механизмов. Она происходит на основе микроэволюции и представляет собой обобщенную картину развития органического мира в его исторической перспективе. Таким образом, макро- и микроэволюционные процессы обусловлены действием одних и тех же элементарных эволюционных факторов.

- Вспомните основные эволюционные факторы?

Мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, миграция особей, изоляция и естественный отбор.

- Назовите методы, с помощью которых изучается макроэволюция.

Палеонтологический, биогеографический, эмбриологический, морфологический и сравнительно-анатомический, генетический.

  1. Пути макроэволюции.

- Что такое эволюция? Процесс исторического развития организмов

- Какова особенность эволюции? Ее прогрессивная направленность по восходящей линии от низших форм к высшим?

- Почему на Земле сохранились и простейшие, и черви и т.д.?

Потому что в процессе эволюции происходило не только усложнение, но и упрощение или исчезновение некоторых органов или систем органов.

- Что наряду с прогрессом наблюдается в эволюции?

Регресс.

-Что в широком смысле означает прогрессивная эволюция?

Общая тенденция исторического развития органического мира от момента его возникновения до появления самых сложных многоклеточных организмов и человека.

Большой вклад в развитие теории макроэволюции внес отечественный ученый А.Н.Северцов. Он сформулировал понятия биологического прогресса и регресса и установил основные пути и направления эволюции.

Запись в тетрадь:

Биологический прогресс характеризуется процветанием вида или группы организмов в целом, его эволюционным успехом. Достигается за счет возрастания приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида.

- Приведите примеры?

Мышевидные грызуны, насекомые, живущие рядом с человеком, сорные растения

Биологический регресс – это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, уменьшение численности вида и площади видового ареала. Проявляется в уменьшении численности вида, преобладании смертности над рождаемостью, сужении ареала, сокращении числа популяций и уменьшении числа систематических единиц.

- Приведите примеры.

Гигантский ленивец, динозавры, саблезубый тигр, древовидные формы хвощей и плавунов.

- Есть ли сейчас организмы на пути биологического регресса?

Реликтовые формы: гинго, секвойя, кистеперые рыбы, первозвери.

-Назовите причины биологического регресса?

Отставание темпов эволюции группы от скорости изменения условий среды. Узкоспециализированным видам трудно приспособиться к новой среде обитания, что резко уменьшает возможности их выживания при смене условий. Одни органы чрезмерно развиваются, другие остаются недоразвитыми. Это мамонты, динозавры (размеры тела), рога у большерогого оленя. Работа с рисунками учебника.

  1. Направления  макроэволюции.

А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен установили, что биологический прогресс в эволюции достигается путем морфологических изменений в трех направлениях – в результате ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.

Составление таблицы учащимися по рассказу учителя, примеры из учебника.

Направление

макроэволюции

Характеристика процесса

Примеры

Ароморфоз

 (арогенез,

морфофизиологический

 прогресс)

Крупные, принципиально новые изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня их организации. В результате усложнения органов приобретаются ранее отсутствовавшие приспособления, что приводит к расширению адаптивных возможностей отдельных групп. Носят общий характер.

У животных: развитие от двухкамерного сердца и одного круга кровообращения у рыб до четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения у птиц и млекопитающих.

Совершенствование органов дыхания, кожных покровов, головного мозга, теплокровность у млекопитающих.

У растений: редукция гаметофита и преобладание спорофита в жизненном цикле, переход от размножения спорами к семенному размножению, появление цветка.

Глобальные ароморфозы: фотосинтез, многоклеточность, половой процесс.

Идиоадаптация

(аллогенез)

Это частные приспособления к условиям обитания, не изменяющие общего уровня организации. Возникающие изменения носят приспособительный характер, иногда имеют узкую специализацию, направленную на адаптацию к конкретным условиям среды.

Все приспособления организмов: окраска и форма тела, особенности строения конечностей и поведения, клюв и крылья у птиц.

Общая дегенерация

(морфофизиологический регресс, катагенез)

Упрощение уровня организации, исчезновением некоторых органов или систем органов. Она вызвана переходом организмов к паразитическому или пассивному, сидячему образу жизни, что ведет к появлению у них существенных отличий от свободноживущих родственных видов.

Растения-паразиты: повилика. Паразитические ленточные черви. Миноги, миксины.

  1. Паразитизм как пример морфофизиологического регресса.

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным дополнительным материалом.

- Выяснить причины паразитизма.

- Назвать основные примеры паразитизма.

- Почему паразитизм нельзя отнести к биологическому регрессу?

Паразитизм

Паразитизм такой тип биологических взаимоотношений между организмами, когда один из них – «паразит» обитает временно или постоянно, на поверхности тела или в глубине органов и тканей другого – « хозяина», питаясь за счет последнего и не оказывая ему взамен никакой услуги. Особенно пышного развития паразитизм достигает у простейших, червей и членистоногих. Некоторые классы этих типов целиком, без единого исключения, состоят из паразитических форм: таковы споровики из простейших, таковы ленточные глисты, сосальщики и скребни из типа червей. Однако не только беспозвоночные животные способны вести паразитический образ жизни: паразиты встречаются даже среди позвоночных. Пример – рыба миксина, которая присасывается к телу другой рыбы, прорывает её покровы, внедряется в полость тела и там обитает.

Среди растений паразитизм имеет широкое распространение. Вспомним о типе бактерий, среди которых имеется множество паразитических форм, и о типе грибов, некоторые классы которых состоят исключительно из паразитических видов, как например класс головневых.

Виды паразитизма

Временный паразитизм характеризуется тем, что паразиты совершают все свое развитие от яйца до стадии взрослого животного вне организма хозяина, на которого они нападают лишь для целей питания, причем нередко, после принятия пищи, они покидают его организм, чтобы снова на него напасть лишь для утоления голода. Таковы многие виды  пиявок, таковы клопы, блохи, комары, многие мухи, некоторые клещи и многие другие членистоногие. Все эти временные паразиты локализуются обычно либо на наружных частях тела хозяев, либо в таких полостях его тела, которые имеют непосредственную связь с внешней средой.

Стационарный паразитизм, в противоположность временному, инвазируют хозяина не только для целей питания, но и для обитания на нем или в нем на продолжительный период, нередко даже на всю жизнь. Локализуются стационарные паразиты чаще всего на внутренних органах хозяина, как находящихся в соответствии с внешней средой, так равно и замкнутых полостях, органах и тканях. Стационарные паразиты являются, таким образом, внутренностными или т.н. эндопаразитами по преимуществу, каковы например, большинство паразитических червей «глисты»,

Постоянный паразитизм - это форма стационарного паразитизма, когда паразит локализуется в организме хозяина в течение всей своей жизни, совершая на нем или в нем весь цикл своего развития. Примером могут служить вши, чесоточные зудни, пухоеды, власоеды, паразитические простейшие, некоторые черви.

В целом ряде случаев паразитизм мог произойти из хищничества, когда хищник нападал на слишком крупную, непосильную для себя добычу, которая не могла стать для него «жертвой», а могла явиться лишь «хозяином». Примером видоизменения хищничества в паразитизм могут служить некоторые насекомые, например, клопы, среди которых имеются как формы, ведущие исключительно паразитарный образ жизни, так равно и формы, ведущие хищнический образ жизни.

  1. Соотношение направлений эволюции

- Как в процессе эволюции происходит смена одних направлений другими?

После возникновения какого-либо ароморфоза начинается длительный период идиоадаптации, одновременно какие-либо группы организмов могут пойти по пути общей дегенерации.

- Рассмотреть схему направлений эволюционного процесса по А.Н.Северцову.

- Перечислите общие черты эволюционного процесса.

Это возникновение целесообразности организмов, т.е. их соответствие условиям обитания и способность меняться по мере изменения этих условий. Другая важнейшая характеристика эволюционного процесса – видообразование, т.е. постоянное возникновение новых видов.

  1. Закрепление материала

Тестовое задание

  1. Разработал вопрос об основных путях достижения биологического прогресса:
  1. Ч.Дарвин; 2) Ж.Б.Ламарк; 3) Э.Геккель; 4)А.Н.Северцов

  1. Для ароморфоза характерно:
  1. приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации;
  2. повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс;
  3. понижение уровня организации, морфофизиологический регресс.

  1. Для идиоадаптаций характерно:

1) приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации;

  1.  повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс;
  2. понижение уровня организации, морфофизиологический регресс

  1. Для дегенерации характерно:

1)приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации;

2)повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс;

3)понижение уровня организации, морфофизиологический регресс

5. К ароморфозам (а), идиоадаптации (б), дегенерации (в) животных относят:

1) конечности позвоночных;

2) появление легочного дыхания у земноводных;

3) скорлупа у яиц птиц и пресмыкающихся;

4) защитные окраски у животных;

5) покровы у пресмыкающихся;

6) иголки у ежа;

7) уплощение тела у придонной рыбы;

8) мешковидное тело саккулины;

9) оперение у птиц;

10) клюв, перепонки на лапах у утки;

11) появление четырехкамерного сердца у птиц и млекопитающих;

12) редукция пищеварительной системы у ленточных червей;

13) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся.

IV. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПРР дошкольного возраста.

Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребност...

Основные направления в литературе (тест для учащихся 9 класса)

Тест для учащихся 9 классов для проверки знаний по оределению литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм)...

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....