тематическое планирование 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме

кургузикова надежда ивановна

Программа Понамарева НИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaya_biologiya_9_klass.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено   на   ШМО,   заседание №2

от   ______________________  

Руководитель ________ /Кургузикова НИ

Согласовано ________________________

Зам. директора по УВР _______________

                                     /Калякина ОВ./

Календарно – тематическое планирование по биологии

на 2013-2014 учебный год в 9 классах.

2 часа в неделю, 68 часов.

Учитель – Кургузикова Надежда Ивановна.

Учебник: И. Н. Понамарева Биология: 9 класс-М: Вентана – Граф, 2009.

Программа: И. Н. Понамарева, Н. М. Чернова, Вентана –Граф, 2009.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

Введение общую биологию (4ч).

В теме: Экскурсия №1 «Биологическое разнообразие вокруг нас».

1.

Биология – наука о живом мире. Методы исследования в биологии.

2.09-7.09

Урок ознакомления с новым материалом.

Проблемное обучение

Биология, культивирование,  ботаника, зоология, биология человека, микробиология, генная инженерия, биотехнология.

П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации..

Р-Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки.          

К-Уметь работать в парах, аргументировать свою точку зрения.

Л- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 1, вопрос 1, 2 (по выбору письменно).

1.1.Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.  Методы изучения живых   объектов.

2.1.1.  Уметь объяснять роль   биологии  в  формировании  современной  естественнонаучной   картины   мира,  в практической  

деятельности  людей  и  самого  ученика;

2.

Общие свойства живых организмов.

2.09-7.09

Комбинированный урок.

Коллективное взаимообучение

Углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты. Клетка – единица живого. Самовоспроизведение, раздражимость, приспособленность, рост и развитие, эволюция. 

П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Р-Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения.          

К-Уметь работать в парах, аргументировать свою точку зрения.

Л- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 2, вопрос 2,3 устно.

2.2  Признаки  организмов .  Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

2.1  Клеточное  строение   организмов   как доказательство  их родства,  единства   живой   природы.

1.2.1  Понимать обмен   веществ   и   превращение   энергии

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

3.

Многообразие форм живых организмов. Среды жизни живых организмов, Клеточное разнообразие.

9.09-14.09

Комбинированный урок

ИКТ

Биосфера, гидробионты, Прокариоты, эукариоты, вирусы,  биосистема. Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоцентрический.

П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Р-Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения.          

К-Уметь работать в парах, аргументировать свою точку зрения.

Л- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 3, вопросы на повторение темы.

3.5. Биологическое

разнообразие видов как результат эволюции.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов  и  окружающей  среды.

1.1.3  Знать признаки популяций ,  экосистем, биосферы.

4.

Экскурсия №1 «Биологическое разнообразие вокруг нас».

9.09-14.09

Экскурсия, коллективное взаимообучение

Биоразнообразие, приспособление к экологическим средам и факторам.

Р- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

П-. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л. умения выделять нравственный аспект поведения.






Отчет

3.5. Биологическое

разнообразие видов как результат эволюции.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов  и  окружающей  среды.

2.2.2  Уметь описывать биологические объекты.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

Основы учения о клетке (10 ч).

Л/р. №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».

1.

5

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. История цитологии. Клеточная теория.

16.09-21.09

Урок ознакомления с новым материалом

ИКТ

Цитология. Клетка – основная структурная и функциональная единица живых организмов.

Р. Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самооценки.

П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал.

К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Л-  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 4, вопрос 1 письменно.

2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы.

2.2.Одноклеточные   и   многоклеточные  организмы.

2.3.1  Распознавать и описывать на   рисунках основные  части  и   органоиды клетки.

2.5  Умение сравнивать биологические  объекты.

2.

6

Химический состав клетки, его постоянство.  Общность химического состава клетки. Углеводороды, липиды: их разнообразие и свойства.

16.09-21.09

Комбинированный урок.

Проблемное обучение

Макро- и микроэлементы, гомеостаз. Вода и минеральные соли, углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Мономеры и полимеры.

Р. Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самооценки.

П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал.

К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Л-  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 5, вопросы в тетради.

2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы.

2.3.1  Распознавать и описывать на   рисунках основные  части  и   органоиды клетки.

2.5  Умение сравнивать биологические  объекты.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

3.

7

Белки: свойства, структура, функции. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

23.09-28.09

Комбинированный урок.

ИКТ.

Структура белка, глобула, конформация, катализаторы, денатурация и ренатурация, ферменты. Нуклеотиды, рибоза, дезоксирибоза, аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. ДНК, РНК. Полинуклеотидные цепочки. Комплементарность.

Р. Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самооценки.

П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал.

К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Л-  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 6, вопросы в тетради.

2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы.

2.3.1  Распознавать и описывать на   рисунках основные  части  и   органоиды клетки.

2.5  Умение сравнивать биологические  объекты.

4.

8

Строение клетки: плазматическая мембрана,  ядро, цитоплазма. Прокариоты, эукариоты, вирусы.

23.09-28.09

Комбинированный урок.

Коллективное взаимообучение

Плазматическая мембрана, хромосомы, ядро, ядрышко, кариоплазма. Цитоплазма, органоиды, включения, нуклеотиды, прокариоты, эукариоты, вирус.

Р. Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самооценки.

П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал.

К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Л-  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 7, вопросы после §

2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Вирусы –  неклеточные формы  жизни .

2.2.Одноклеточные   и   многоклеточные  организмы.

2.3.1  Распознавать и описывать на   рисунках основные  части  и   органоиды клетки.

2.5  Умение сравнивать биологические  объекты.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

5.

9

Органоиды клетки и их функции.

Л/р. №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».

30.09-5.10

Комбинированный урок

ИКТ

Мембранные и немембранные органоиды, ЭПС, вакуоль, комплекс Гольджи. Лизосомы, митохондрия, кристы, пластиды: хлоропласты, хромопласты,   лейкопласты, хлорофилл, граны, тилакосты. Рибосомы, полисомы, клеточный центр, микротрубочки.

П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал.

К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Л-  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 7 - §8, выучить строение клетки. Вопрос 2 (по выбору).

2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Вирусы –  неклеточные формы  жизни .

2.2.Одноклеточные   и   многоклеточные  организмы.

2.3.1  Распознавать и описывать на   рисунках основные  части  и   органоиды клетки.

2.5  Умение сравнивать биологические  объекты.

6.

10

Обмена веществ – основа существования клетки. Понятие об обмене веществ, анаболизм и катаболизм.

30.09-5.10

Комбинированный урок. Проблемное обучение.

Обмен веществ или метаболизм, анаболизм (ассимиляция), катаболизм (диссимиляция), АТФ.

П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал.

К. Умение работать в группах.

Л-  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 9, вопросы после §

4.7  Обмен   веществ   и   превращение   энергии  в  организме.

1.2.1  Понимать обмен   веществ   и   превращение   энергии.

2.5  Уметь сравнивать  биологические  объекты и делать выводы.

7.

11

 Биосинтез белков в живой клетке. Понятие о биосинтезе, этапы биосинтеза: транскрипция, трансляция.

7.10- 12.10

Лекция, ИКТ

Биосинтез,  гены, генетический код, транскрипция, кодон, антикодон, акцептор, трансляция, матрица.

П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал.

К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Л-  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 10, вопросы в тетради.

4.7  Обмен   веществ   и   превращение   энергии  в  организме.

1.2.1  Понимать обмен   веществ   и   превращение   энергии.

2.5  Уметь сравнивать    объекты и делать выводы.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

8.

12

Биосинтез углеводов – фотосинтез. Понятие о фотосинтезе.

7.10- 12.10

Комбинированный урок.

Проблемный урок

Фотосинтез, световая и темновая стадии, фотолиз. Тилакоид, грана, ламелла, строма, хлорофилл, АТФ. Стадии: световая и темновая, условия протекания и значение.  

П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал.

К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Л-  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 11, вопрос в тетради.

4.7  Обмен   веществ   и   превращение   энергии  в  организме.

1.2.1  Понимать обмен   веществ   и   превращение   энергии.

2.5  Уметь сравнивать  биологические  объекты и делать выводы.

9.

13

Обеспечение клеток энергией. Понятие о клеточном дыхании. Функция дыхания.

 

14.10-19.10

Комбинированный урок, ИКТ

Клеточное дыхание, анаэробная (гликолиз) и аэробная стадии дыхания.

П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал.

К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Л-  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

§ 12, вопросы на повторение темы.

4.7  Обмен   веществ   и   превращение   энергии  в  организме.

1.2.1  Понимать обмен   веществ   и   превращение   энергии.

2.5  Уметь сравнивать  биологические  объекты и делать выводы.

10.

14

Обобщение по теме «Клетка».

14.10-19.10

Обобщение, ИКТ

Клетка – основная  структурная и функциональная единица  живого.

П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал.

К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Л-  Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Индивидуальные задания.

2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.

4.7  Обмен   веществ и   превращение энергии  в организме.

1.2.1  Понимать обмен   веществ   и   превращение   энергии.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

Размножение и индивидуальное развитие организмов – онтогенез (5 ч).

Л/р. № 2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток».

1.

15

Размножение живых организмов. Половое и бесполое размножение.

21.10-26.10

Урок ознакомления с новым материалом

Коллективное

взаимообучение

Половое размножение, гаметы, зигота, спермий, сперматозоид, яйцеклетка, конъюгация. Бесполое размножение, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, спорофит. спорообразование, гаметофит.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

§ 13, вопрос 1,2.

2.1. Гены  и   хромосомы

1.2.1 Понимать развитие ,

размножение ,  наследственность   и   изменчивость.

3.3 Размножение растений

3.4. Размножение животных

2.

16

Митоз. Понятие о делении клетки.. Роль митоза.

Л/р. № 2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток».

21.10-26.10

Комбинированный урок, ИКТ

Митоз, центромера, хроматиды, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, интерфаза. Гаплоидные и диплоидные наборы хромосом.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему .

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия..

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки

§  14, вопросы после §

2.1. Гены  и   хромосомы

1.2.1 Понимать развитие ,

размножение ,  наследственность   и   изменчивость.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

3.

17

Образование половых клеток. Мейоз как особый тип деления клетки. Фазы мейоза. Роль в природе.

28.10-2.11

Комбинированный урок

Мейоз І и ІІ, соматические и половые клетки, гаплоидный и диплоидный набор хромосом. Гомологичные хромосомы, бивалент, кроссинговер, сперматогенез, овогенез (оогенез).

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем.

К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки

§ 15, вопрос в тетради и вопрос  2.

2.1. Гены  и   хромосомы

1.2.1 Понимать развитие ,

размножение ,  наследственность   и   изменчивость.

4.

18

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.  Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

28.10-2.11

Комбинированный урок, ИКТ

Периоды онтогенеза: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Метаморфоз.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки

§ 16, вопросы на повторение темы.

2.1. Гены  и   хромосомы

1.2.1 Понимать развитие,

размножение,  наследственность   и   изменчивость.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

5.

19

Обобщение по теме: «Онтогенез».

2четверть

11.11-16.11

Обобщение, коллективное взаимообучение

Биологическая роль полового и бесполого размножения.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 П: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

Индивидуальные задания.

1.2.1 Понимать развитие,

размножение,  наследственность   и   изменчивость.

Основы генетики (9 ч).

Л/р. № 3 «Решение  генетических задач».

1.

20

Генетика. Предыстория. Начало генетических исследований. Значение, основоположники.

11.11-16.11

Урок ознакомления с новым материалом

Генетика, гены, селекция, биотехнология.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Структурирование знаний, Поиск и выделение необходимой информации.  

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.



§ 17, вопросы в тетради

2.1.1Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

2.

21

Основные понятия генетики.

18.11- 23.11

Комбинированный урок

Наследственность и изменчивость, фенотип и генотип, локус, аллеи, гетерозиготные и гомозиготные организмы.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Структурирование знаний.  

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 18, выучить термины.

2.2 Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

3.

22

Генетические опыты Г. Менделя. Методы исследования Менделя. Законы наследственности Менделя: единообразия первого поколения, закон расщепления.

18.11- 23.11

Комбинированный урок

Скрещивание, гибриды 1 и 2 поколения, моно - дигибридное скрещивание. Гетеро- и гомозиготные организмы, доминантные и рецессивные признаки, чистота гамет.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Структурирование знаний.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 19,  задания в тетради, выучить термины.

2.2 Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

4.

23

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Л/р. № 3 «Решение  генетических задач».

25.11-30.11

Комбинированный урок, проблемное обучение

Дигибридное скрещивание, рекомбинация, анализирующие скрещивание, таблица Пинетта.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Структурирование знаний.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 20, вопрос 1, задачи в тетради.

2.2 Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

5.

24

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

25.11-30.11

Комбинированный урок, ИКТ

Сцепленные гены, закон сцепления или Моргана, кроссинговер.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Структурирование знаний.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 21, вопросы в тетради.

2.1. Гены  и   хромосомы .

2.2 Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

6.

25

Взаимодействие генов и их множественное действие. Понятие о гене. Типы влияния генов. Условия проявления признаков.

2.12-7.12

Комбинированный урок, критическое мышление

Ген, аллельные и неаллельные гены, локус. Полимерия, плейотропия, генотип, фенотип, среда генотипическая, степень выраженности признака.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Структурирование знаний.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 22, задачи в тетради.

2.1.Гены  и   хромосомы .

2.2 Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

7.

26

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

2.12-7.12

Комбинированный урок, ИКТ

X- и Y- хромосомы, аутосомы, кариотип, сцепленное с полом наследование.

Наследование, сцепленное с полом; дальтонизм, гемофилия, болезнь Дауна, моно - и полисомия, мутагены. Генные болезни и аномалии.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. 

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 23, задачи в тетради.


§ 26, задачи в тетради.

2.1.Гены  и   хромосомы .

2.2 Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, пед. технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

8.

27

Наследственная изменчивость. Закон Н. И. Вавилова

 Л/р. №4 «Выявление проявлений генотипических и фенотипических у растений разных сортов».

9.12-14.12

Комбинированный урок, коллективное взаимообучение

Изменчивость: генотипическая, комбинативная, мутационная. Мутагены, естественные и искусственные мутации. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Вавилова

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. 

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 24, вопросы в тетради.

2.1.Гены  и   хромосомы .

2.2 Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

9.

28

Модификационная и онтогенетическая  изменчивость. Норма реакции.

Генофонд и  генетическое разнообразие.

Л/р. №5 «Изучение изменчивости у организмов».

9.12-14.12

Комбинированный урок, ИКТ

Модификационная и онтогенетическая  изменчивость, норма реакции, модификации, приспособительные адаптации.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. 

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.


§ 25, вопросы на повторение темы

2.1.Гены  и   хромосомы .

2.2 Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

Основы селекции растений и животных (5 ч).

1.

29

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции.

16.12-21.12

Урок ознакомления с новым материалом

ИКТ

Селекция, искусственный отбор, гибридизация, гетерозис, мутагенез, естественные и искусственные мутации, полиплоидия.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Давать определения понятиям.

К. умение слушать и вступать в диалог.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 27, вопрос 1,2

2.1.Гены  и   хромосомы .

2.2 Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

2.2 Приемы  выращивания   и   размножения домашних животных.


2.

30

Особенности селекции растений. Методы и достижения селекции растений. Достижение селекционеров нашей страны.

16.12-21.12

Комбинированный урок, коллективное взаимообучение

Полиплоидия, искусственная гибридизация, тритикале.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем

К. Учиться критично относиться к своему мнению.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 28 вопросы в тетради.

2.1.Гены  и   хромосомы .

2.2 Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие ,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

2.2 Приемы  выращивания   и   размножения растений.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

3.

31

Центры происхождения культурных растений.

23.12-28.12

Лекция

ИКТ

Центры происхождения культурных растений.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем

К. Учиться критично относиться к своему мнению.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 29, вопросы в тетради.

2.5  Умение сравнивать  биологические  объекты

4. 32

Особенности селекции животных. Из  истории одомашнивания. Методы селекции животных.

23.12-28.12

Комбинированный урок, проблемное обучение


Доместикация, инбридинг, аутбридинг, искусственное осеменение клонирование.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем

К. Учиться критично относиться к своему мнению.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.




§ 30, вопросы 1,2.

2.2 Наследственность   и

изменчивость –свойства организмов.

1.2.1. Знать рост, развитие,

размножение, наследственность   и  изменчивость.

2.2 Приемы  выращивания   и   размножения животных.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

5.

33

Основные направления селекции микроорганизмов. Использование микробов человеком. Методы селекции микроорганизмов: генная  и клеточная инженерия.

3 четверть

13.01-18.01

Комбинированный урок, ИКТ

Индуцированный мутагенез, биотехнология, генная  и клеточная инженерия.

Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат.

П - Представлять  информацию в виде  таблиц, схем. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем

К. Учиться критично относиться к своему мнению.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 31, вопросы на повторение темы.

2.2 Наследственность   и

изменчивость  – свойства  организмов.

1.2.1. Знать размножение, наследственность   и  изменчивость.





Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч).

Экскурсия №2 «Приспособительные черты организмов к наземной жизни».

1.

34

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотезы происхождения  жизни.

13.01-18.01

Урок изучения нового материала. Проблемное обучение

Биогенез и абиогенез, панспермия.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Составлять план и последовательность действий.  Осознавать качество и уровень усвоения.

П. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем.

К.. Уметь слушать и вступать в диалог. 

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 32, вопросы после §

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.

2.1.1  Уметь объяснять роль   биологии  в  формировании  современной  

естественнонаучной   картины   мира

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

2.

35

Современные представления о возникновении жизни на земле. Биохимическая гипотеза А. И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Коацерваты как предшественники организмов.

 20.01-25.01

Комбинированный урок, ИКТ

Коацерваты, теория эволюции живой материи, генетическая теория происхождения жизни.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Составлять план и последовательность действий.  Осознавать качество и уровень усвоения.

П. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем.

К.. Уметь слушать и вступать в диалог. 

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 33, вопросы после §

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира. Усложнение  растений   и  животных в процессе  эволюции.  

2.1.1  Уметь объяснять роль   биологии  в  формировании  современной  естественнонаучной   картины   мира

3.

36

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород, формирование почв.

20.01-25.01

Комбинированный урок, коллективное взаимообучение

Гетеротрофы, автотрофы. Брожение, фотосинтез, дыхание, биологический круговорот веществ в природе, биосфера.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Составлять план и последовательность действий.

П. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Представлять информацию в виде таблиц и схем.

К.. Уметь слушать и вступать в диалог. 

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 34, вопросы 1,2,3.

1.2.1  Понимать обмен   веществ   и   превращение   энергии

2.1.1  Уметь объяснять роль   биологии  в  формировании  современной  естественнонаучной   картины   мира

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

4.

37

Этапы развития жизни на Земле. Общее направление эволюции жизни.

27.01-1.02

Комбинированный урок, ИКТ

Эры, периоды, эпохи. Катархей, архей, протерозой, палеозой,  мезозой, кайнозой.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Составлять план и последовательность действий.

П. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Представлять информацию в виде таблиц и схем.

К.. Уметь слушать и вступать в диалог. 

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 35, вопросы на повторение темы.

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира. Усложнение  растений   и  животных в процессе  эволюции.  

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию  растений и животных.

5. 38

Экскурсия №2 «Приспособительные черты организмов к наземной жизни».

27.01-1.02

Урок применения знаний и умений, коллективное взаимообучение

Эволюция, приспособленность, абиотические факторы.

Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Составлять план и последовательность действий.

П. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Представлять информацию в виде таблиц и схем.

К.. Уметь слушать и вступать в диалог. 

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.




Отчет об экскурсии

5.1  Влияние   экологических  факторов   на   организмы .

Приспособления  организмов к различным экологическим факторам.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов и среды.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

Учение об эволюции (11 ч).

1.

39

Идея развития органического мира в биологии. Появление идей об эволюции. Теория  эволюции Ж-Б Ламарка.

3.02-8.02

Урок изучения нового материала, ИКТ

Эволюционное учение, креационизм, эволюция.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 36,  вопросы 1,2,3

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.  Усложнение

растений  и  животных в процессе  эволюции.

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию  растений и животных.

2.

40

Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира.  Исследования Ч. Дарвина

3.02-8.02

Лекция, ИКТ

Дивергенция, адаптация изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию. Структурировать знания.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 37, вопросы 1,2

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.  Ч . Дарвин –

основоположник  учения  об  эволюции. Усложнение

растений  и  животных в процессе  эволюции.

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию  растений и животных.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

3.

41

Движущие силы эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование.

10.02-15.02

Комбинированный урок, проблемное обучение

Изменчивость, наследственность, борьба за существование, конкуренция.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 37, вопросы в тетради.

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.  

1.2.1 Знать наследственность   и   изменчивость.

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию  растений и животных.

4.

42

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность к среде обитания.

10.02-15.02

Комбинированный урок. ИКТ

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность к среде обитания.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

Вопросы в тетради.

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.  Биологическое  разнообразие   как  основа   устойчивости  

биосферы и  результата   эволюции.

1.2.1 Знать наследственность   и   изменчивость.

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию  растений и животных.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

5.

43

Современные  представления об эволюции органического мира. Популяция как элементарная единица эволюции. Важнейшие понятия СТЭ.

17.02-22.02

Лекция, проблемное обучение

Популяция, дивергенция, наследственная изменчивость, факторы эволюции: естественный отбор, мутационный процесс, популяционные волны, изоляция.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию. Структурировать знания.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 38, выучить термины

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира. Биологическое  разнообразие   как  основа   устойчивости  

биосферы и  результата   эволюции.

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию  растений и животных.

6.

44

Вид, его критерии. Популяционная структура вида.

17.02-22.02

Комбинированный урок, коллективное взаимообучение

Вид, критерий вида: морфологический, физиолого-биохимический, географический, экологический, репродуктивный.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию. Структурировать знания.

К. Отстаивать свою точку зрения.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 39,  вопросы в тетради.

2.2  Признаки  организмов .  Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов .

5.1. Знать популяцию .

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию  растений и животных.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

7.

45

Процессы видообразования.  Понятие о микроэволюции. Видообразование в результате географической изоляции. Видообразование в пределах одного вида.

24.02 – 1.03


Изучение нового материала, ИКТ

Микроэволюция, видообразование, аллопатрическое и симпатрическое видообразование.  

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 40, вопрос 1.

2.2  Признаки  организмов .  Наследственность   и

изменчивость  –  свойства  организмов .

5.1. Знать популяция .

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  эволюцию  растений и животных.

8.

46

Макроэволюция – результат микроэволюций.

24.02 – 1.03

Комбинированный урок, коллективное взаимообучение

Макроэволюция,  надвидовые группы.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 41, вопросы после §

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира. Биологическое  разнообразие   как  основа   устойчивости  

биосферы и  результата   эволюции.

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию  растений и животных.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

9.

47

Основные направления эволюции. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

3.03-8.03

Комбинированный урок. ИКТ

Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 42, вопросы в тетради.

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира. Биологическое  разнообразие   как  основа   устойчивости  

биосферы и  результата   эволюции.

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию  растений и животных.

10.

48

Основные закономерности биологической эволюции.

3.03-8.03

Комбинированный урок, проблемное обучение

Эволюция – необратимый непрограммированный процесс исторического развития.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 43, индивидуальные задания.

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира. Биологическое  разнообразие   как  основа   устойчивости  

биосферы и  результата   эволюции.

2.1.2.  Уметь объяснять родство,  общность  происхождения   и   эволюцию  растений и животных.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

11.

49

Влияние деятельности человека  на микроэволюционные процессы в популяции. Проблема вымирания и сохранения  редких видов. Ценность биоразнообразия в устойчивом развитии природы.

10.03-15.03

Комбинированный урок

Биоразнообразие, экология, национальные парки, заповедники, заказник.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П. искать  и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания.

К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

Вопросы на повторение темы.

5.3. Роль  человека   в

биосфере.  Экологические  проблемы.  Последствия

деятельности человека в  экосистемах.

2.1.6  Уметь объяснять необходимость защиты окружающей   среды.

Происхождение человека (6 ч).

1.

50

Эволюция приматов. Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными.

10.03-15.03

Урок ознакомления с новым материалом, коллективное взаимообучение

Дриопитеки, Человек разумный, рамапитеки.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 44, вопросы в тетради.

4.1  Сходство  человека   с  животными  и   отличие  от   них .

4.13. Биологическая  природа  и   социальная   сущность  человека .

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

2.

51

Доказательства эволюционного происхождения человека. Накопление фактов об происхождении человека.

17.03-22.03

Комбинированный урок, ИКТ

Рудименты, антропогенез, социальные и биологические факторы антропогенеза.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 45, вопросы 1,2

4.1  Сходство  человека   с  животными  и   отличие  от   них .

4.13. Биологическая  природа  и   социальная   сущность  человека .

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.

3.

52

Ранние этапы эволюции человека. Австралопитеки. Стадии антропогенеза.

17.03-22.03

Комбинированный урок, проблемное обучение

Австралопитеки, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.





§ 46, вопросы в тетради.

4.13. Биологическая  природа  и   социальная   сущность  человека .

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

4.

53

Поздние этапы эволюции человека. Ранние неоантропы. Современные люди.

Человеческие расы, их родство и происхождение

4 четверть

31.03-5.04

Комбинированный урок, коллективное взаимообучение

Кроманьонец, человек разумный, социальные факторы, культурная среда.

Раса, расы: негроидная, европеоидная, монголоидная. 

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

§ 47. вопросы в тетради.

§ 48, вопросы 1-3.

4.13. Биологическая  природа  и   социальная   сущность  человека .

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.

5.

54

Человек как житель биосферу и его влияние на природу Земли.

31.03-5.04

Комбинированный урок, ИКТ

Биосфера, сельскохозяйственная , промышленная, научно- техническая революции.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л – нравственный выбор.

§ 49, повторить тему по вопросам.

5.3. Роль  человека   в

биосфере.  Экологические  проблемы.  Последствия

деятельности   человека   в   экосистемах.

2.1.6  Уметь объяснять необходимость защиты окружающей   среды.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

6.

55.

Обобщение по теме: «Антропогенез».

7.04-12.04

Урок обобщения и систематизации знаний,  ИКТ

Биосоциальная природа человека, антропогенез.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - возможности познаваемости мира  и объяснимости на основе достижений науки.

Индивидуальные вопросы.

4.13. Биологическая  природа  и   социальная   сущность  человека .

3.5  Учение  об  эволюции  органического  мира.

Основы экологии (13 ч).

Л/р. №6 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Л/р. №7 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего стола».

Экскурсия №3 «Весна в жизни живых организмов и оценка состояния окружающей среды».

1.

56

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

7.04-12.04

Урок ознакомления с новым материалом, ИКТ

Экология, экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные; среды:  водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.  Гидробионты, аэробионты, эдафобионты, эндобионты, симбионты.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - Осознавать целостность окружающего мира.

§ 50, вопросы в тетради

5.2  Экосистемная  организация  живой   природы .

5.1  Влияние   экологических  факторов   на   организмы .

Приспособления  организмов   к  различным   экологическим факторам.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов  и  окружающей  среды

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

2.

57

Общие факторы действия факторов среды на организм. Законы. Учет действия факторов в хоз-ве

14.04-19.04

Комбинированный урок, коллективное взаимообучение

Законы: оптимума, ограничивающего фактора, комплексного действия факторов, экологической индивидуальности. Периодичность, фотопериодизм.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - Осознавать целостность окружающего мира.

§ 51, вопросы в тетради. Индивидуально: приспособленность к температуре и влажности.

5.1  Влияние   экологических  факторов   на   организмы .

Приспособления  организмов   к  различным   экологическим факторам.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов  и  окружающей  среды.

2.4  Уметь выявлять  изменчивость   организмов ,  приспособления  организмов   к  среде  обитания.

3.

58

Приспособленность организмов к действию факторов среды. Адаптации: морфологические, экологические, физиологические.

Л/р. №6 «Приспособленность организмов к среде обитания».




14.04-19.04

Комбинированный урок. Коллективное взаимообучение

Адаптации, планктон, экологические группы, пойкилотермные и гомойотермные организмы. Суточные, сезонные и приливно-отливные ритмы. Адаптации.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - Осознавать целостность окружающего мира.

§ 52, вопросы индивидуальные

5.1  Влияние   экологических  факторов   на   организмы .

Приспособления  организмов   к  различным   экологическим факторам.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей  среды.

2.4  Уметь выявлять  изменчивость   организмов ,  приспособления  организмов   к  среде  обитания.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

4.

59

Биотические связи в природе.

21.04-26.04

Комбинированный урок, ИКТ

Хищничество, паразитизм, собирательство, пастьба. Конкуренция, взаимовыгодные связи: мутуализм, симбиоз.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - Осознавать целостность окружающего мира.

§ 53, вопросы1-3.

5.1. Взаимодействия  разных  видов  

( конкуренция ,  хищничество ,  симбиоз ,  паразитизм )

2.3. Уметь выявлять типы  взаимодействия  

разных видов  в экосистеме

5.

60

Основные понятия экологии популяций. Взаимосвязь организмов в популяции. Демографические и пространственные характеристики:

21.04-26.04

Комбинированный урок, проблемное обучение

Популяция: плотность, численность рождаемость, смертность, выживаемость. Структура: демографическая, возрастная, пространственная, этологическая.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - Осознавать целостность окружающего мира.

§ 54, вопросы в тетради.

5.1. Популяция.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей  среды.

6.

61

Функционирование популяции во времени. Регуляция численности популяции.

28.04- 3.05

Комбинированный урок, коллективное  обучение

Суммарный коэффициент, биотический потенциал, емкость среды. Популяция как биосистема.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы.

К-Уметь работать в составе творческих групп.

Л - Осознавать целостность окружающего мира. 

§ 55,  вопросы в тетради

5.1. Популяция.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей  среды.


Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

7.

62

Сообщества.  Структура сообщества живых организмов. Экологические ниши. Роль видов в биоценозах.

28.04- 3.05

Комбинированный урок. ИКТ

Сообщества, биоценоз, видообразователи или эдификаторы, экологические ниши, доминанты.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - Осознавать целостность окружающего мира.

§ 56, составить вопросы.

5.2  Экосистемная  организация  живой   природы.  Роль

производителей , потребителей   и   разрушителей  органических   веществ   в  экосистемах  и   круговороте веществ   в  природе.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов  и  окружающей  среды

8.

63

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.  Учение В. И. Вернадского и В. Н. Сукачева.  Структура экосистемы.

05.05-10.05

Комбинированный урок,  проблемное обучение

Биогеоценоз, экосистема и биосфера, абиотические компоненты, редуценты,  продуценты, консументы. Трофические связи и уровни, правило 10 %.  

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - Осознавать целостность окружающего мира.

§ 57,  вопросы 1-3.

5.2  Экосистемная  организация  живой   природы.  Роль

производителей , потребителей   и   разрушителей  органических   веществ   в  экосистемах  и   круговороте веществ   в  природе.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов  и  окружающей  среды

9.

64

Развитие и смена биогеоценозов. Саморазвитие биоценозов. Значение знания о смене сообществ.

05.05-10.05

Комбинированный урок, ИКТ

Саморазвитие биоценозов, первичные и вторичные сукцессии, пионерные (незрелые) и зрелые сообщества.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы.                

К-Уметь работать в составе творческих групп,

Л - Осознавать целостность окружающего мира.

§ 58, вопросы 1-3

5.2  Экосистемная  организация  живой   природы.  Роль

производителей , потребителей   и   разрушителей  органических   веществ   в  экосистемах  и   круговороте веществ   в  природе.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов  и  окружающей  среды

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

10.

65

 Основные законы устойчивости живой природы.

12.05-18.05

Комбинированный урок, ИКТ

Цикличность в экосистемах, отрицательные обратные связи, биоразнообразие, взаимная дополняемость и заменяемость.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - Осознавать целостность окружающего мира.

§ 59,  вопросы1-2.

5.2  Экосистемная  организация  живой   природы.  Роль

производителей , потребителей   и   разрушителей  органических   веществ   в  экосистемах  и   круговороте веществ   в  природе.

2.1.4  Уметь объяснять взаимосвязи организмов  и  окружающей  среды

11.

66

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Отношение человека к природе.

Л/р. №7 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего стола».

12.05-18.05

Комбинированный урок, коллективное взаимообучение

Антропогенное воздействие: Истощение природных ресурсов, снижение биологического разнообразия. Рациональное использование природных ресурсов и охраны природы.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска.

Л – нравственный выбор.






§ 60. Повторить тему по вопросам

5.3. Роль  человека   в

биосфере.  Экологические  проблемы.  Последствия

деятельности   человека   в   экосистемах.

2.1.6  Уметь объяснять необходимость защиты окружающей   среды.

Тема урока, содержание.

Дата

Тип урока, технология

Основные понятия

УУД

Домашнее задание

Подготовка ГИА

12.

67

Экскурсия №3 «Весна в жизни живых организмов и оценка состояния окружающей среды».

19.05-24.05

Урок применения знаний и умений, коллективное взаимообучение

Приспособленность к факторам среды, сезонные изменения в природе.

П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты.                

К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь.

Л - Осознавать целостность окружающего мира.

Отчет по экскурсии.

5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособление

организмов к различным экологическим факторам. Связи в живой природе. Взаимодействия разных видов в природе. Сезонные  изменения в природе.

2.2.2  Умение описывать биологические объекты

Заключение (1 ч).

1.

68

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты.

19.05-24.05


Урок обобщения и систематизации знаний


Биологическое разнообразие, охрана природы, экологически чистые производства.

П-Уметь структурировать учебный материал.                  

Р-Уметь определять цель работы.                

К-Уметь работать в составе творческих групп,

Л - Осознавать целостность окружающего мира






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...