Главные вкладки

    урок "Птицы зимой"
    план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

    Шишова Лилия Михайловна

    Согласно календарно - тематическому планированию данный урок проводится  в 3 четверти и способствует развитию и коррекции недостающих или нарушенных психофизических функций умственноотсалых школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок «Птицы зимой»                                          

     Цель:

    формирование у учащихся знаний о жизни зимующих у нас птиц.

                                             Задачи:

    1.обобщит знания о птицах - высокоорганизованных, многочисленных и широко распространённых совершенных позвоночных животных,

    2.формировать знания о  разнообразии экологических групп птиц, необходимости их охраны, формировать стойкое мировоззрение о единстве мира, тесных взаимосвязях всех живых организмов,

    3.развивать познавательную активность учащихся,

    4.развивать общеинтеллектуальные умения: анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, классификация, группировка,

    5.воспитывать навыки самоконтроля, самооценки, воспитание общеучебных навыков поведения на уроке,

                                         Оборудование:

    мультимедийная установка, компьютерная презентация о птицах, фонограмма «Звуки живой природы», фото птиц .

                                                 Ход урока:

                            1.Организационный момент:

                        -------------------------------------------

    -подготовка к уроку

    -сообщение темы и хода урока.

         Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Многих из них вам знакомы. В нашей местности зимы бывают абсолютно разные. Нынешняя зима удивляет нас своими морозами и обильными снегопадами. В таких условиях птицам трудно добывать себе пищу. Данная тема не самая трудная, поэтому, я надеюсь получать от вас полные и содержательные ответы на протяжении всего урока. Вам нужно внимательно слушать как учителя, так и своих одноклассников. Ход нашего урока вы видите на доске. Также я прошу вас обратить внимание на слова, которые также расположены на доске. Чуть позже мы ещё вернёмся к ним.

                                     2.Основная часть:

                                -------------------------------

    -проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме, рассказы учащихся о птицах в зимнем лесу, проверка домашнего задания.

                   Вопросы к ученикам по домашнему заданию:

     ---------------------------------------------------------------------------------

    -Над какой темой вы работали во время подготовки домашнего задания?

    (Тема, над которой мы работали называется «Птицы леса»)

    -Почему пёстрый дятел большую часть жизни проводит на стволах деревьев?

    (В древесине и в коре деревьев находятся насекомые и личинки, которыми дятел питается).

     -Почему дятел хорошо удерживается на  стволе дерева?

    (Пальцы на ногах у дятла расположены не как у всех остальных птиц  - два пальца направлены вперёд, а два назад. Благодаря этому дятел хорошо удерживается на стволе дерева. Помогает ему вертикально держаться и особое строение перьев хвоста: свободные концы перев хвоста имеют твёрдые стержни, загнутые в сторону дерева, дятел опирается на них. В связи с этим по стволам деревьев он передвигается снизу вверх).

    -Где находят себе пищу синицы?

    (На ветвях деревьев и кустарников. Перелетая с ветки на ветку, они склёвывают различных насекомых, тонким клювом достают насекомых и их личинок даже из самых узких трещин коры).

    -Где ещё может найти себе корм синица?

    (Вблизи жилья человека. Надо подвешивать снаружи форточки кусочки несолёного сала, класть в кормушки семена арбуза, кабачков, тыквы, семечки).

       1 ученик (демонстрация фото большого пёстрого дятла).

    ----------------------------------------------------------------------------------

    (оформленный доклад ученика) Акимов А.

             

                В зимнем лесу можно встретить дятлов нескольких видов. Конечно, чаще всего попадается самый многочисленный - большой пёстрый дятел. И в хвойном лесу, и в смешанном, и в лиственном можно увидеть его. И в саду, и в парке. Ростом он покрупнее скворца. Своему названию соответствует - действительно пёстрый. Самца от самки легко отличить  -у него красное пятно на затылке. Подобно синицам и поползням дятел основательно меняет к зиме свои привычки. Если летом он кормился насекомыми, то теперь ест семена сосны и ели, а также орехи и жёлуди. Это и понятно, такой корм зимой гораздо доступнее. Дятел, в отличие от клеста, едок экономный. Сорванные шишки направо - налево не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена.

             

                    2 ученик ( демонстрация фото снегиря).

                  ----------------------------------------------------------

                   (оформленный доклад ученика) Котова Я.

               Это всё таки действительно необыкновенное зрелище: важный, гордый, большой, красногрудый снегирь где-нибудь на ветке рябины среди красных гроздей… А вокруг - белый снег. Первый снег и первый снегирь! Не только на рябине кормятся снегири, но и на ясене, на клёне, на сорных травах, на разных кустарниках. Самки у этих птиц сильно отличаются от самцов: у них, у самок, грудь не красная, а серовато-бурая.

                       

                       3 ученик (демонстрация фото клеста).

                     -------------------------------------------------------

                     (оформленный доклад ученика) Парежев А.

                Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов в разгар зимы, в лютые морозы, эта птичка-клёст. Сидит себе клестиха в гнезде среди заснеженных веток и высиживает яйца, не зная горя. Ветер воет, метель метёт. Сидит самка две недели, никуда не отлучается. Самец заботливо кормит её. Даже когда вылупляются птенцы, самка не слетает с гнезда, а продолжает согревать клестят своим теплом. Чаще всего у клестов бывает 4 птенца. Около трёх недель дети живут в гнезде, так как не могут самостоятельно питаться. Ведь строение клюва у клестов очень необычное-с острыми, загнутыми, перекрещенными концами, а у птенцов клюв прямой.

                   

                    4 ученик (демонстрация фото кукушки).

                 ----------------------------------------------------------

                     (оформленный доклад ученика) Бауков П.

             

                  Кукушку хорошо знают все. И если кто-то не видел её собственными глазами ( увидеть кукушку не так просто), то слышал, посещая весной или ранним летом лес. Достаточно один раз услышать голос кукушки, чтобы сразу понять, почему ей дали такое имя. Кукушка очень осторожна: заранее из засады высматривает подходящее гнездо, она выбирает момент и в несколько секунд откладывает в него яйца. Кукушонок вылупляется на 2-3 дня раньше своих «братьев и сестёр». Этого времени ему достаточно, чтобы освоится в гнезде. У него уже присутствует врождённый инстинкт выбрасывания: он выбрасывает из гнезда любой предмет, к которому прикасается голой спинкой. Взваливая их на спину, птенец кукушки в короткий срок очищает для себя гнездо.

        Гуськов Миша приготовил вашему вниманию ещё некоторую информацию о кукушке. Пожалуйста, послушайте его сообщение.

                                                 5 ученик.

                                           --------------------

                    (оформленный доклад ученика) Гуськов М.

              Однажды в Англии была организована выставка  яиц кукушки, собранных в 76 гнёздах разных видов птиц. Представлено было 919 яиц самых разных цветов, раскраски и величины. А ведь представлены были далеко не все яйца. Известно, что кукушки подкладывают яйца в гнёзда по крайней мере 150 видов птиц. Казалось бы, всё ясно, кукушки - очень вредные птицы, губящие птенцов многих полезных птиц. А отсюда можно было бы сделать соответствующий вывод и соответственно относиться к этим птицам. Но вывод пока делать рано. Посмотрим на это с другой точки зрения. Во-первых, не будем осуждать кукушку за то, что она плохая мать. Имеются разные мнения касающиеся того, что же заставляет кукушку подкидывать яйца в чужие гнёзда. Но несомненно одно: такое поведение кукушки объясняется не отсутствием материнского чувства, а,  наоборот, заботой о сохранении своего потомства. Кукушонок не может сохранить себе жизнь, не выкинув конкурентов из гнезда: его « приёмные родители» не могут прокормит всё семейство-кукушонок очень прожорлив. И вот эта ненасытность птицы (если говорить о вреде и пользе) искупает её вину за гибель птенцов других птичек. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц, причём «работать» с такой интенсивностью она может несколько часов подряд. А если в лесу, где живёт кукушка, появляется много вредителей, она будет их есть без перерыва, пока не съест всех. На «пир» слетается много кукушек, прилетают даже издалека. Другими словами, одна кукушка уничтожает существенно больше вредных насекомых (и насекомых более опасных), чем уничтожали бы все погубленные кукушонком птенцы.    

         

                             

                                ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

                            ------------------------------------

                         (под фонограмму пения птиц)

                         Объяснение нового материала.

                   ------------------------------------------------

              Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение-всё это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакома картина Саврасова «Грачи прилетели»(демонстрация картины), романсы «Жаворонок» Глинки «Соловей» Алябьева. Учёные подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает около 100 миллиардов особей птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их разнообразие. Но не так просто пережить суровые русские зимы этим прекрасным и в то же время беззащитным обитателям на шей планеты.

       

                               

                                Учитель читает стих

                               ----------------------------------  

                                Кругом всё бело-бело-синее

                                Всё в тонком кружеве теней

                                А лес укрыт пушистым инеем

                                Уснул до первых вешних дней.

                           (демонстрация зимнего пейзажа)

    -Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?

    -Как это отражается на жизни зверей и птиц?

    -Кто из них сегодня нуждается в помощи?

    -Как мы можем помочь птицам?

             

                                         

                                              Учитель

                                         -----------------

             

                Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Но сначала, давайте всё таки определим, какие птицы зимующие, а какие перелётные? (объявляется игра «Распредели птиц на перелётных и зимующих», зимующих птиц надо поместить на кормушку, а перелётных «отправить в полёт, дети делятся на две команды, у каждой команды одинаковое количество картинок различных птиц и нарисованные кормушка и небо).

            А сейчас откройте, пожалуйста, свои тетради. Сегодня 26 февраля 2010 год. Тема урока «Птицы зимой». И возвращаемся к доске, где вы видите названия птиц. Перепишите к себе в тетрадь названия птиц, которые вы видите на доске. Прошу обратить внимание на правильность написания некоторых словарных слов.

    Воробей, ворона, снегирь, клёст, синица, кукушка, галка, дятел, сойка, голубь, рябчик, тетерев, глухарь, сова, куропатка. 

           

             Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

                                         

                                              5 ученик

                                     ----------------------------

                                          Соломатин И.

                   

               Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: сойки уносят жёлуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым рассеивая его семена; склёвывая сочные плоды рябины, черёмухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповреждённые семена вместе с помётом.

                Откройте учебники. Страницы 106 и 108. Найдите и прочитайте, где сказано о значении некоторых птиц в природе.

                                       

                                         

                                               

                                              Учитель.

                                            -----------------

           

                Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 000 насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 000; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

               Откройте учебник на странице 122. Прочитайте текст о жизни птиц зимой. (чтение по абзацам Куликов А., Ивачкина И., Львов С.)

           

               Сильные морозы с обильным снегопадом и ветром осложняют жизнь зимующих у нас птиц. До корма не добраться, а зимний день короток – мало времени, чтобы накопить энергии. Поэтому иногда попадаются замерзающие и гибнущие пернатые. На остановках воробьи и голуби заглядывают в глаза и от холода становятся такими смелыми, что берут крошки и семечки из рук. Можно помочь пережить им это время. (слайд с голубями и воробьями на остановках).

           

                Большинство пернатых, оставшихся у нас на зимовку, не ждут милости от человека, а рассчитывают только на себя. Взять ,к примеру, сойку (слайд). Она уже с осени собирает жёлуди и складывает их в укромных местах. Зимой же запасливой хозяйке достаточно перелетать с одного «склада» к другому. причём сойка легко находит свой провиант даже под толстым покровом снега.

           

               И птички-синички – тоже не плохие заготовители: на листве и ветках деревьев собирают жучков, личинок и до времени прячут их под кору. (слайд).

           

               Среди сухопутных птиц с нами остаются наиболее выносливее –галки, голуби, кедровики, сороки, ястребы, рябчики, тетерева, глухари, серые куропатки, совы, дятлы. (слайд).

           

               Самая живучая – ворона. Она запасов на зиму не делает. какой смысл, когда корма вокруг пруд пруди: лети на любую свалку, выпотроши урну. Семейство вороньих на редкость смышлённые птицы. У них хорошо развит мозг, прекрасная ориентация, великолепная память. они не пропадут, поэтому в городах их стало так много. (слайд).

           

                Куда тяжелее в холодную пору мелким пичужкам – синицам, воробьям, дроздам. Тут главная заповедь – если помогаешь, то регулярно. Можно, конечно, до отвала накормить лебедя хлебом, но когда замёрзнет вода, разжиревшая птица не в состоянии будет взлететь и может погибнуть на льду от холода. (слайд).

             

               Был такой замечательный писатель Евгений Носов (слайд фото). Когда он умер, то на столе нашли лист бумаги с последними словами: «Покормите птиц!». На Руси, их кстати, всегда кормили. Баснописец Иван Андреевич Крылов (слайд фото) целыми днями пролеживал на широченном подоконнике библиотеки и крошил хлеб голубям. А во многих помещичьих усадьбах целые комнаты предоставлялись для зимовья птиц, за которыми ухаживали, чтобы выпустить весной на свободу.

             

                В наших с вами силах оказать помощь тем, кто живёт рядом с нами. Для этого необходимо сделать кормушки. Посмотрите на газету, где фотографиях вы и ваши изделия. Но мало сделать кормушку и повесить её.  Почаще подходите к кормушке, подкладывайте в неё корм для птиц. И однажды, птица сама сядет вам на ладонь, чтобы взять тот желанный корм, которого часто зимой так им не хватает. ( слайд «Покормите птиц зимой»).

                             

    В заключении нашего занятия Бауков Паша прочитает стих  «Покормите птиц зимой…»

                                  Покормите птиц зимой,

                                 Чтоб со всех концов

                                 К вам слетались, как домой,

                                Стайки на крыльцо.

                                 Не богаты их корма,

                                 Горсть одна нужна.

                                Горсть одна – и не страшна

                                Будет им зима.

                                Приручите птиц в мороз

                                К своему окну,

                               Чтоб без песен не пришлось

                               Нам встречать весну!

                                    Домашнее задание

                              ---------------------------------

                На дом запишите в дневники страница 122-124. По тетради знать названия птиц, о которых мы сегодня говорили.

               И дополнительно мне хотелось бы предложить вам разгадать кроссворд «Пернатые друзья» . Если вы правильно ответите на все вопросы, то в выделенном ряду прочитаете название родоначальника всех птиц.

                                   3.Заключительная часть

                              ---------------------------------------

    -подведение итогов, выставление оценок.

    -Что вы сегодня узнали на уроке? ( Мы узнали, что птицы бывают перелётные и зимующие. Узнали о том, что клесты выводят птенцов зимой. Из доклада Гуськова Миши узнали, почему кукушка подбрасывает яйца в чужие гнёзда. Поговорили о значении птиц в природе. Почему нужно подкармливать птиц в зимнее время года).

       Все сегодня хорошо работали на занятии и соответственно получают положительные оценки. Откройте, пожалуйста, дневники. Всем спасибо за внимание и за прекрасную работу.

         

                                     КРОССВОРД

                           «ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

                     

                                              (1_)(_)(_)(_)(_)(_)(_)(_)

                                              (2_)(_)(_)(_)

                                    (3_)(_)(_)(_)(_)(_)(_)

                                    (4_)(_)(_)(_)(_)

                                    (5_)(_)(_)(_)(_)(_)

                                        (6_)(_)(_)(_)(_)(_)(_)

                                             (7_)(_)(_)(_)(_)(_)

                                             (8_)(_)(_)(_)(_)(_)

                          (9_)(_)(_)(_)(_)(_)(_)

                                            (10_)(_)(_)(_)(_)

                         (11_)(_)(_)(_)(_)(_)(_)

                                       (12_)(_)(_)(_)

    1.Дюймовочка спасла её от зимнего холода.

    2.Царь птиц.

    3.Судя по имени, она ничего не слышит

    4.У него клюв, словно отбойный молоток.

    5.Птица-воровка.

    6.Он большой любитель поговорить.

    7.Самая крупная птица на Земле?

    8.В какую птицу превратилась одна царевна?

    9.Она размером с бабочку.

    10.Родственник совы.

    11.Кто предсказывает нам срок жизни?

    12.В сказках эта птица приносит детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие по теме" Зима. Приметы зимы".

    Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида...

    Групповое логопедическое занятие "Зима. Приметы зимы".

    Занятие, направленное на закрепление  знаний о приметах зимы с использованием пиктограмм и мнемотехники для детей с тяжёлой умственной отсталостью....

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

    Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

    "Эх, зима, зима!"

    Обобщение знаний детей о зиме: зимние месяцы, приметы, Новый год....

    Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

    В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...