Егэ 2013
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Куренкова Валентина Степановна

демонстрационный материал к экзамену

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege-2013.docx98.98 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В 2013 ГОДУ ЕДИНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ.

Инструкция по выполнению работы.

   На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

   Часть 1 содержит 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

   Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8): 3 – с выбором трех верных ответов из шести, 3 – на соответствие, 2 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

   Часть3 содержит 6 заданий с развернутым ответом (С1-С6).

   Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

   Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

   Баллы, полученные вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

ЧАСТЬ 1(А)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1-А36) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А 1. Уровень организации живого, на котором осуществляется круговорот веществ и энергии

1) биогеоценотический                3) популяционный

2) организменный                         4) тканевый

А 2. Сходство клеток эукариот заключается в наличии  у них

1) органоидов движения              3) клеточной мембраны

2) оболочки из клетчатки             4) оболочки из хитина

А 3. Органоид клетки, в состав которого входят две мембраны, - это

1) клеточный центр                      3) эндоплазматическая сеть

2) аппарат Гольджи                      4) митохондрия

А 4. Образование из одной материнской клетки двух клеток с диплоидным набором хромосом характерно для процесса

1) митоза                                       3) созревания яйцеклетки

2) кроссинговера                          4) мейоза

А5. Одноклеточную зеленую водоросль хламидомонаду по способу питания относят к

1) сапротрофам                            3) хемотрофам

2) фототрофам                             4) паразитам

А 6. В ходе полового размножения организмов у потомков наблюдается

1) полное воспроизведение родительских признаков и свойств

2) перекомбинация признаков и свойств родительских организмов

3) сохранение численности женских особей

4) преобладание численности мужских особей

А 7. Определите генотип организма, если известно, что он образует два типа гамет контролирующих формирование одного признака

1) АА                                    3) Аа

2) аа                                      4) Ав

А 8. Гибриды F1, полученные при скрещивании растений земляники с красными и белыми плодами, имели плоды розового цвета; это свидетельствует о проявлении

1) множественного действия генов

2) независимого расщепления признака

3) неполного доминирования

4) сцепленного наследования

А 9. Разнообразие подводных и надводных листьев стрелолиста – пример

1) модификационной изменчивости

2) действия мутагенов

3) комбинативной изменчивости

4) различия в генотипах разных клеток

А 10. Какие бактерии улучшают азотное питание растений?

1) брожения                             3) уксуснокислые

2) клубеньковые                      4) сапротрофные

А 11. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток, -

1) ситовидные трубки             3) сосуды

2) волокна                                4) клетки камбия

А 12. Семенное размножение характерно для

1) папоротника орляка            3) сосны сибирской

2) плауна булавовидного        4) мха сфагнума

А 13. Нервная система узлового типа характерна для

1) белой акулы                         3) пресноводного полипа гидры

2) двустворчатого моллюска  4) белой планарии

А 14. У бесчерепных животных скелет

1) костный                                3) состоит из хитина

2) хрящевой                              4) представлен хордой

А 15. Какой цифрой обозначен на рисунке орган, в который воздух попадает из гортани?

1) 1                                            3) 3

2) 2                                            4) 4

   

 

А 16. Большой круг кровообращения в организме человека берет начало в

1) левом желудочке                 3) правом предсердии

2) левом предсердии               4) правом желудочке

А 17. Вещества, содержащие азот, образуются при биологическом окислении

1) жиров                                   3) углеводов

2) белков                                  4) глицерина

А 18. Повышение содержания сахара в крови человека свидетельствует о нарушении функции

1) щитовидной железы           3) поджелудочной железы

2) надпочечников                    4) гипофиза

А 19. Переносчик возбудителя энцефалита –

1) вошь                                     3) чесоточный клещ

2) блоха                                    4) таёжный клещ

А 20. Популяция служит структурной единицей

1) рода                                    3) семейства

2) вида                                    4) отряда

А 21. Согласно эволюционной теории главной причиной борьбы за существование является

1) модификационная изменчивость

2) скачкообразный мутационный процесс

3) необратимость процесса видообразования

4) ограниченность существующих ресурсов

А 22. Органы, выполняющие одинаковые функции, но не имеющие сходного плана строения и общего происхождения, называют

1) атавизмами                         3) гомологичными

2) аналогичными                    4) рудиментарными

А 23. Примером ароморфоза служит

1) уплощение тела у донных рыб

2) возникновение многоклеточных организмов

3) редукция кишечника у паразитических червей

4) возникновение у животных покровительственной окраски

А 24. Какой пример иллюстрирует симбиотические отношения организмов?

1) шмель и клевер                    3) лось и волк

2) синица и гусеница               4) уж и лягушка

А 25. Какая из указанных экосистем характеризуется наибольшей устойчивостью?

1) овраг                                     3) плодовый сад

2) дубрава                                 4) березовая роща

А 26. Космическая роль растений в биосфере состоит в

1) участии в круговороте веществ

2) аккумуляции солнечной энергии

3) выделении углекислого газа в атмосферу

4) поглощении воды и минеральных веществ

А 27. К информационным биополимерам клетки, обеспечивающим передачу наследственной информации в ряду поколений, относят

1) гликоген                               3) полипептид

2) фосфолипид                         4) полинуклеотид

А 28. Источником молекулярного кислорода, образующегося в процессе фотосинтеза, служит

1) углекислый газ                    3) вода

2) глюкоза                                4) АТФ

А 29. В ходе первого деления мейоза образуются

1) две клетки с двойным набором хромосом

2) две клетки с одинарным набором хромосом

3) четыре клетки с двойным набором хромосом

4) четыре клетки с одинарным набором хромосом

А 30. Определите генотипы родительских форм при дигибридном скрещивании, если в потомстве первого поколения наблюдается расщепление признаков в соотношении 1:1:1:1.

1) ААВВ и аавв                         3) АаВв и АаВв

2) АаВв и аавв                           4) Аавв и ааВВ

А 31. Близкородственное скрещивание организмов используют в селекции для получения потомства

1) жизнестойкого                      3) гетерозиготного

2) гибридного                            4) гомозиготного

А 32. Какие животные имеют незамкнутую кровеносную систему?

1) бесчерепные                          3) кольчатые черви

2) членистоногие                      4) хрящевые рыбы

А 33. Лимфатические сосуды у человека несут лимфу в

1) лёгочные артерии

2) полые вены большого круга

3) артерии большого круга

4) вены малого круга

А 34. Безусловное торможение возникает у человека при

1) появлении нового сильного раздражителя

2) неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем

3)передаче нервного импульса с вставочного нейрона на двигательный

4) проведении нервных импульсов по спинному мозгу

А 35. Незначительное число хищников по сравнению с травоядными животными объясняет

1) закон зародышевого развития

2) хромосомная теория

3) правило экологической пирамиды

4) необратимость эволюционного процесса

А 36. Верны ли следующие суждения о видообразовании?

А. Пространственная изоляция, при которой ареал исходного вида расчленяется на отдельные изолированные друг от друга фрагменты, - основа экологического видообразования.

Б. Видообразование – один из результатов микроэволюции, важным условием которого считают превращение изолированной популяции в новый вид.

1) верно только А                         3) верны оба суждения

2) верно только Б                         4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2(В)

   Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является последовательность цифр. Выпишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких – либо символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

   В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В 1.

Биологическое значение мейоза состоит в

1)  появлении новой последовательности нуклеотидов

2)  образовании клеток с удвоенным числом хромосом

3) образовании гаплоидных клеток

4) рекомбинации участков негомологичных хромосом

5) новых комбинациях генов

6) появлении большого числа соматических клеток  

Ответ:__________

В 2.

По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1) растут в течение всей жизни

2) питаются готовыми органическими веществами

3) имеют тело, состоящее из нитей -гиф

4) имеют клеточное строение

5) имеют ограниченный рост

6) отдельные виды способны образовывать микоризу

Ответ:_________

В 3. Среди экологических факторов укажите биотические

1) наводнение

2) конкуренция между особями вида

3) понижение температуры

4) хищничество

5) недостаток света

6) образование микоризы

Ответ:_________

   В заданиях В4-В7 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В 4. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.

                 НАСЕКОМЫЕ                                             ТИПЫ

                                                                                    РАЗВИТИЯ

А) медоносная пчела                                 1) с неполным превращением

Б) майский жук                                          2) с полным превращением

В) азиатская саранча

Г) капустная белянка

Д) обыкновенный комар

Е) зелёный кузнечик

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е

В 5. Установите соответствие между  характеристикой желёз и их типом.

           ХАРАКТЕРИСТИКА                                     ТИП ЖЕЛЁЗ

А) имеются выводные протоки                    1) внешней секреции

Б) отсутствуют выводные протоки              2) внутренней секреции

В) выделяют секрет в кровь

Г) выделяют секрет в полости тела

     или органов

Д) выделяют секрет на поверхность

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

В 6. Установите соответствие между строением и функцией и органическим веществом, для которого они характерны.

                     СТРОЕНИЕ                                         ВЕЩЕСТВА

                  И ФУНКЦИИ

А) состоят из остатков молекул                            1) липиды

     глицерина и жирных кислот                             2) белки

Б) состоят из остатков молекул

     аминокислот

В) защищают организм от переох-

     лаждения

Г) защищают организм от чуже-

     родных веществ

Д) являются биополимерами

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

В 7. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции.

          ХАРАКТЕРИСТИКА                 НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) многообразие видов                             1) биологический прогресс

Б) ограниченный ареал                             2) биологический регресс

В) небольшое число видов

Г) широкие экологические

     адаптации

Д) широкий ареал

Е) уменьшение числа популяций

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е

 В заданиях В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В 8. Установите последовательность возникновения групп беспозвоночных животных в процессе исторического развития.

1) кишечнополостные

2) плоские черви

3) членистоногие

4) кольчатые черви

5) одноклеточные животные

Запишите в таблицу правильную последовательность цифр.

 

ЧАСТЬ 3 (С)

    Для записи ответов на задания этой части (С1−С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2–С6 – полный развёрнутый ответ. Ответы записывайте четко и разборчиво.

С 1. Обоснуйте вредное воздействие на организм человека антибиотиков.

С 2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Фотосинтез происходит в хлоропластах растительных клеток. 2. В световой фазе осуществляется распад молекулы углекислого газа под влиянием света. 3. Молекулярный кислород образуется в темновую фазу. 4. В темновой фазе процессы синтеза сопровождаются образованием молекул АТФ. 5. В ходе фотосинтеза из углекислого газа  и воды образуется глюкоза.

С 3. Объясните физиологический механизм чихания у человека.

С 4. Какие ароморфозы способствовали возникновению высших растений.

С 5. Фрагмент цепи ДНК содержит 18 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов в молекуле иРНК, число видов молекул тРНК, участвующих в синтезе белка, число аминокислотных остатков в белковой молекуле.

С 6. Гетерозиготную самку дрозофилы с красными глазами скрестили с самцом, имеющим красные глаза. Указанные признаки сцеплены с полом, т. е. гены находятся только в половых Х-хромосомах. Красный цвет доминирует над белым. Определите генотипы  родителей, потомства и возможное численное расщепление потомства по фенотипу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 6 класс на 2013 - 2013 учебный год

расчитанный на 6 часов в неделю, 204 в год, п оучебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Математика 6 класс, Учебник для образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007 г....

Рабочая программа по предмету «Алгебра и начала математического анализа» в 10-11 классах на 2012/2013, 2013-2014 учебные годы

Данная программа рассчитана на 272 учебных часа (136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В учебном плане для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне отводится 3 часа в неделю, 1 час...

Демо-версии ЕГЭ 2013! ... Демо-версии ЕГЭ 2013 на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/

Демо-версии ЕГЭ 2013! ... Демо-версии ЕГЭ 2013 на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/ ...

Анализ МО за 2012-2013 уч.гг и План работы на 2013-2014гг

Анализ работы МО учителей-предметников гуманитарного цикла...

Выступление на педагогическом совете школы 29 августа 2013 года Тема: «Анализ работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год»

1.Перспективы развития системы образования в современных условиях, внедрение педагогических и информационных технологий в образовательный процесс для повышения качества знаний учащихся.2. Работа...

Планы и анализ работы проблемно-методической группы (2012-2013, 2013-2014 гг)

Планы и анализ работы проблемно – методической группы  «Повышение мотивации учения и познавательного интереса учащихся в малочисленной школе»Предлагаю познакомиться с анализом работы проблем...

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...