Конспект урока биологии в 7 классе отряд Перепончатокрылые
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

Шамараева Ольга Васильевна

Урок изучения нового материала биология 7 класс "Отряд Перепончатокрылые" с использованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7-м классе

Тема "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

Цели:

Выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;

раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека;

доказать необходимость охраны этих насекомых

расширять кругозор учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:    информационные буклеты,  таблицы. Пчёлы, биологический способ борьбы, презентация «Перепончатокрылые»

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать особенности строения пчел, муравьев

Представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи

Знать значение этих насекомых в жизни  человека, их роль в природе

Называть представителей отряда Перепончатокрылые, которые используются при биологических методах борьбы с вредителями

1. Проверка знаний

Задание 1   ( слайд №2)

Определите, к какому отряду относится данная характеристика

Ответы:

А)Стрекозы

Б)Жёсткокрылые

 В)Равнокрылые

2 задание  (слайд №3)

Найдите ошибку в стихотворении  А. Фета «Бабочка»

Ответ:

 У бабочки 4 крыла

3 задание (слайд №4)

Объяснить   названия отрядов

Ответы:

Жесткокрылые  (первая пара крыльев превратилась в жесткие  надкрыльники)

Двукрылые  (Хорошо  развиты два передние крыла. Задние  называются  жужжальцами

Чешуекрылые   (Крылья покрыты чешуйками)

4 задание (слайд №5)

В предложенном перечне найдите лишнее

Ответы:

Скарабей, божья коровка, жук майский, пчела (отряд Жуки или жесткокрылые)

Красноклоп, щитник, водомерка , шмель(Отряд Клопы или полужесткокрылые)

Кузнечики, кобылки, сверчки, оса (Прямокрылые)

- Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?( Слайд №6)

2. Изучение нового материла

- Сегодня мы с вами переходим к изучению отряда Перепончатокрылых

План изучения нового материала (слайд №7)

Характеристика отряда перепончатокрылых

Жизнь  и структура пчелиной семьи

Характерные особенности пчелы медоносной

Значение медоносной пчелы в жизни человека

Биологический способ борьбы с вредными насекомыми

 

 К перепончатокрылым относятся: пчелы,  муравьи,  пилильщики, осы, шмели, наездники.  Распространены они повсеместно,  за исключением Антарктиды.  Из всех перечисленных насекомых вам скорее всего незнакомы лишь наездники и пилильщики. (Слайд № 8-11)

Наездники- обобщенное название различных перепончатокрылых, личинки которых являются паразитами других насекомых. Нападая на свою жертву для откладки яиц, эти стройные насекомые набрасываются на нее сверху и внешне напоминают наездников, стремящихся усидеть на другом насекомом. (Слайд №12)

- Каковы особенности отряда Перепончатокрылых?

 Работа с текстом учебника.  

Отряд Перепончатокрылые. насчитывает 150 тыс. видов. Отличительные признаки две пары прозрачных, перепончатых  крыльев, из-за чего отряд получил свое название. Задние крылья значительно меньше передних.  Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по другому. Это облегчает движение пчел внутри цветка во время сбора пыльцы, а также в ячейках сот, куда они приносят пыльцу. Пчелы и осы способны совершать до 200 взмахов в секунду, поэтому их полет сопровождается звуками высокой частоты. У шмелей частота взмахов значительно меньше, поэтому у них низкое гудение.

( на экране   строение пчелы  слайд №13).

- Имеют фасеточные глаза, кроме этого на лбу или  темени 3 простых глазках.

- Типы ротового аппарата:

Пчелы и осы, шмели - сосущий

Пилильщики, муравьи - грызущий

- У самок перепончатокрылых на конце брюшка располагается яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца.

У наездников он в 2 раза длиннее тела. У жалящих  яйцеклад превратился в жало,  которое играет защитную роль.

- Назовите характерные особенности пчелы медоносной с полетом и сбором пыльцы  

- корзиночка, в которую собирается пыльца

- на внутренней стороне лапок находятся щеточки, которыми пчела счищает с тела пыльцу и вталкивает ее в корзиночку.

 - Нужно отметить то, что  брюшко с грудным отделом соединено подвижно. Зачем? (такой характер соединения позволяет пчеле жалить)

Жизнь и структура пчелиной семьи Слайд № 14-16

 Пчелы живут семьями. Пчелина семья может включать до 80 тыс пчел.

Состав пчелиной семьи  работа с текстом учебника

Для пчелиной семьи характерен полиморфизм (многообразие) - наличие в пределах одного вида резко отличающих по внешнему облику особей. Полиморфизм у общественных насекомых связан  с разделением функций в семье.

Касты пчелиной семьи

Царица

Трутни

Рабочие пчелы

Самостоятельная работа

- Заполнить таблицу, вписывая недостающую информацию

(учебники на с.87-88 и находим ответы на вопросы)

Таблица

Признаки сравнения

 

Полиморфизм пчел

 

трутень

Рабочая пчела

Кол-во особей в семье

1

Несколько сотен

 

Из каких яиц развиваются

 

неоплодотворенных        

оплодотворенных

Кормление в личиночной стадии        

Зобным молочком

 

Молочком, затем пергой

Время развития

16        

 

20

Особенности строения        

Крупная пчела, длинное заостренное брюшко связано с ее воспроизводительной функцией

Пчела средней величины с очень крупными глазами, брюшко округлое, связано с поиском матки во время брачного полета        

 

Выполняемые функции        

 

Оплодотворение самки

Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья

Трудиться пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчелы – чистильщицы ячеек (санитары). На 6-14 день происходит развитие железы, вырабатывающая молочко, которым кормят матку. Далее начинает функционировать восковая железа, и пчелы начинают строить соты и заделывать ячейки. На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом. Среди фуражиров имеются разведчицы, которые заняты поиском новых, источников корма.

Значение медоносной пчелы в жизни человека (слайд №17-19)

- Ассоциация при слове пчела ( ответы детей)

Чаще всего пчелы ассоциируются у нас  с их способностью производить мед и жалить. Такое представление вполне обоснованно. Уже несколько тысяч лет назад человек начал разводить этих насекомых  для получения меда, а их укусы, действительно, болезненны.  Однако гораздо важнее для всех еще одно свойство пчел- перенос пыльцы с одного цветка на другой.   Урожай гречихи повышается на 41%, подсолнечника- на 40%.

Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи

Мед

Прополис

Маточное молочко

Воск пчелиный

Пчелиный яд

Какое они имеют лечебное значение? (информация в буклете) (см. Приложение 1)

Рецепты народной медицины

3. Закрепление знаний

По плану сделать выводы

Муравьи. Чем они интересны?

 Информация из буклета и учебника на с.90-91.

4. Итог урока

Оценки за урок

Литература:

Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, Дрофа, 2000г.

Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии; М, 2004 год

Единая коллекция образовательных ресурсов. Интернет.

Теремов А.А. Занимательная зоология, М, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

план-конспект урока в 7 классе Отряд Перепончатокрылые

В этом материале дан план-конспект урока биологии в 7 классе по теме "Отряд Перепончатокрылые"...

Конспект урока биологии по теме: отряды пресмсыкающихся. Крокодилы.

Конспект урока по биологии в 7 классе в школе II вида. В конспекте вкючены задания по коррекционной слуховой работе....

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...