Конспект урока биологии в 7 классе отряд Перепончатокрылые
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме
Урок изучения нового материала биология 7 класс "Отряд Перепончатокрылые" с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_biologii_v_7_klasse_otryad_pereponchatokrylye.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 7-м классе
Тема "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"
Цели:
Выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;
раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека;
доказать необходимость охраны этих насекомых
расширять кругозор учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: информационные буклеты, таблицы. Пчёлы, биологический способ борьбы, презентация «Перепончатокрылые»
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать особенности строения пчел, муравьев
Представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи
Знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе
Называть представителей отряда Перепончатокрылые, которые используются при биологических методах борьбы с вредителями
1. Проверка знаний
Задание 1 ( слайд №2)
Определите, к какому отряду относится данная характеристика
Ответы:
А)Стрекозы
Б)Жёсткокрылые
В)Равнокрылые
2 задание (слайд №3)
Найдите ошибку в стихотворении А. Фета «Бабочка»
Ответ:
У бабочки 4 крыла
3 задание (слайд №4)
Объяснить названия отрядов
Ответы:
Жесткокрылые (первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрыльники)
Двукрылые (Хорошо развиты два передние крыла. Задние называются жужжальцами
Чешуекрылые (Крылья покрыты чешуйками)
4 задание (слайд №5)
В предложенном перечне найдите лишнее
Ответы:
Скарабей, божья коровка, жук майский, пчела (отряд Жуки или жесткокрылые)
Красноклоп, щитник, водомерка , шмель(Отряд Клопы или полужесткокрылые)
Кузнечики, кобылки, сверчки, оса (Прямокрылые)
- Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?( Слайд №6)
2. Изучение нового материла
- Сегодня мы с вами переходим к изучению отряда Перепончатокрылых
План изучения нового материала (слайд №7)
Характеристика отряда перепончатокрылых
Жизнь и структура пчелиной семьи
Характерные особенности пчелы медоносной
Значение медоносной пчелы в жизни человека
Биологический способ борьбы с вредными насекомыми
К перепончатокрылым относятся: пчелы, муравьи, пилильщики, осы, шмели, наездники. Распространены они повсеместно, за исключением Антарктиды. Из всех перечисленных насекомых вам скорее всего незнакомы лишь наездники и пилильщики. (Слайд № 8-11)
Наездники- обобщенное название различных перепончатокрылых, личинки которых являются паразитами других насекомых. Нападая на свою жертву для откладки яиц, эти стройные насекомые набрасываются на нее сверху и внешне напоминают наездников, стремящихся усидеть на другом насекомом. (Слайд №12)
- Каковы особенности отряда Перепончатокрылых?
Работа с текстом учебника.
Отряд Перепончатокрылые. насчитывает 150 тыс. видов. Отличительные признаки две пары прозрачных, перепончатых крыльев, из-за чего отряд получил свое название. Задние крылья значительно меньше передних. Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по другому. Это облегчает движение пчел внутри цветка во время сбора пыльцы, а также в ячейках сот, куда они приносят пыльцу. Пчелы и осы способны совершать до 200 взмахов в секунду, поэтому их полет сопровождается звуками высокой частоты. У шмелей частота взмахов значительно меньше, поэтому у них низкое гудение.
( на экране строение пчелы слайд №13).
- Имеют фасеточные глаза, кроме этого на лбу или темени 3 простых глазках.
- Типы ротового аппарата:
Пчелы и осы, шмели - сосущий
Пилильщики, муравьи - грызущий
- У самок перепончатокрылых на конце брюшка располагается яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца.
У наездников он в 2 раза длиннее тела. У жалящих яйцеклад превратился в жало, которое играет защитную роль.
- Назовите характерные особенности пчелы медоносной с полетом и сбором пыльцы
- корзиночка, в которую собирается пыльца
- на внутренней стороне лапок находятся щеточки, которыми пчела счищает с тела пыльцу и вталкивает ее в корзиночку.
- Нужно отметить то, что брюшко с грудным отделом соединено подвижно. Зачем? (такой характер соединения позволяет пчеле жалить)
Жизнь и структура пчелиной семьи Слайд № 14-16
Пчелы живут семьями. Пчелина семья может включать до 80 тыс пчел.
Состав пчелиной семьи работа с текстом учебника
Для пчелиной семьи характерен полиморфизм (многообразие) - наличие в пределах одного вида резко отличающих по внешнему облику особей. Полиморфизм у общественных насекомых связан с разделением функций в семье.
Касты пчелиной семьи
Царица
Трутни
Рабочие пчелы
Самостоятельная работа
- Заполнить таблицу, вписывая недостающую информацию
(учебники на с.87-88 и находим ответы на вопросы)
Таблица
Признаки сравнения |
| ||
Полиморфизм пчел |
| трутень | Рабочая пчела |
Кол-во особей в семье | 1 | Несколько сотен |
|
Из каких яиц развиваются |
| неоплодотворенных | оплодотворенных |
Кормление в личиночной стадии | Зобным молочком |
| Молочком, затем пергой |
Время развития | 16 |
| 20 |
Особенности строения | Крупная пчела, длинное заостренное брюшко связано с ее воспроизводительной функцией | Пчела средней величины с очень крупными глазами, брюшко округлое, связано с поиском матки во время брачного полета |
|
Выполняемые функции |
| Оплодотворение самки | Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья |
Трудиться пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчелы – чистильщицы ячеек (санитары). На 6-14 день происходит развитие железы, вырабатывающая молочко, которым кормят матку. Далее начинает функционировать восковая железа, и пчелы начинают строить соты и заделывать ячейки. На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом. Среди фуражиров имеются разведчицы, которые заняты поиском новых, источников корма.
Значение медоносной пчелы в жизни человека (слайд №17-19)
- Ассоциация при слове пчела ( ответы детей)
Чаще всего пчелы ассоциируются у нас с их способностью производить мед и жалить. Такое представление вполне обоснованно. Уже несколько тысяч лет назад человек начал разводить этих насекомых для получения меда, а их укусы, действительно, болезненны. Однако гораздо важнее для всех еще одно свойство пчел- перенос пыльцы с одного цветка на другой. Урожай гречихи повышается на 41%, подсолнечника- на 40%.
Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи
Мед
Прополис
Маточное молочко
Воск пчелиный
Пчелиный яд
Какое они имеют лечебное значение? (информация в буклете) (см. Приложение 1)
Рецепты народной медицины
3. Закрепление знаний
По плану сделать выводы
Муравьи. Чем они интересны?
Информация из буклета и учебника на с.90-91.
4. Итог урока
Оценки за урок
Литература:
Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, Дрофа, 2000г.
Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии; М, 2004 год
Единая коллекция образовательных ресурсов. Интернет.
Теремов А.А. Занимательная зоология, М, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида
Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....
план-конспект урока в 7 классе Отряд Перепончатокрылые
В этом материале дан план-конспект урока биологии в 7 классе по теме "Отряд Перепончатокрылые"...
Конспект урока биологии по теме: отряды пресмсыкающихся. Крокодилы.
Конспект урока по биологии в 7 классе в школе II вида. В конспекте вкючены задания по коррекционной слуховой работе....
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...