Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Жданова Светлана Вячеславовна

В  6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение вида источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно или под руководством педагога найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и представить; освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в  узнаваемых жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами; регулярных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведение эколого-просветительской деятельности; субъект- субъектного  отношения к природе; ценности принципа предосторожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ № 12

__________________________________________________________________

        Согласовано        Утверждаю

        на заседании МО        Директор    

        «29» августа 2013        ГОБОУ ЦППРК №12

        Брайтфельд В.Н.

        «30» августа 2013

                             

                                     Программа

   «Окружающая среда и ее опасности»

        6 класс

                                                 Составитель:

                                                 Жданова С.В.

        Учитель ГОБОУ ЦППРК №12

                                    ВКК    

        

 

                                        Великий Новгород

2013

Пояснительная записка

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, безопасность и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностных и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой. В программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видов деятельности обучаемых и соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального образования.

В основной школе на базе сформированных универсальных учебных действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленные рефлексивно - оценочные действия. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина,  потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное – коллективное, мораль – право, наука – традиции бытового поведения).

Ведущие источники отбора содержания – наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая ориентация.

Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная   общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика, здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России.

 Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.

В  6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение вида источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно или под руководством педагога найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и представить; освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в  узнаваемых жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами; регулярных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведение эколого-просветительской деятельности; субъект- субъектного  отношения к природе; ценности принципа предосторожности.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно -научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьсберегающей практической деятельности.

При разработке содержания данной  программы основу составили:

  • Программа "Основы безопасности жизнедеятельности: Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» Под общей редакцией А. Т. Смирнова, Москва, «Просвещение» 2010 год.
  • Программа внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Ю.А. Либеров. – М. Просвещение, 2012 год.

Цель программы:

 Формирование экологически образованной личности , осознающей ответственность за личный вклад в экологическую  безопасность, готовностью к социальному партнерству, законопослушанию, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья и безопасности жизни своей и  людей.         

              Задачи программы:

  1. Формирование у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности, готовности к общественной деятельности экологической направленности.
  2. Формирование бережного и рационального отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
  3. Развитие личных  качеств, обеспечивающих грамотное и ответственное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, формирование личного опыта самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания подросткового возраста .
  4. Освоение знаний: об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях, экологических рисках и способах их контроля, этических и правовых нормах экологической безопасности, экологической составляющей разных культур.

Организация деятельности

Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю. Группы комплектуются из обучающихся 6 классов.

Структурно программа состоит из 7 разделов

Раздел    1    Экология человека                                                включает 4 темы.

Раздел     2      Безопасность человека в природных условиях    включает 10  тем.

Раздел    3     Информация как экологический фактор          включает 8 тем.

Раздел    4      Опасные ситуации в природных условиях          включает 5 тем.

Раздел  5      Экологическая безопасность и информационной среде  включает 8 тем.

Раздел 6        Ресурсосбережение , его виды                               включает 24 тем.

Раздел 7     Опасные ситуации в твоей жизни                 включает 7   тем.

Тематическое планирование занятий «Окружающая среда и ее опасности»

(68 ч   6 класс)

п\п

 темы, раскрывающие данный раздел программы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

        Раздел 1           Экология человека       4 часа

1

2

3

4

Что изучает экология человека

Человек в природном и социальном окружении

Химические, физические экологические факторы

Биологические и информационные экологические факторы

Раскрывать понятие  «экология человека»

Перечислять экологические проблемы человека, связанные с быстрым изменением его природного и социального окружения

Перечислять группы экологических факторов жизни человека и понимать их влияние

Раздел 2       Безопасность человека в природных условиях        10 часов

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Природа и человек

Подготовка к активному отдыху на природе

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

Экологически грамотное поведение на природе

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Добровольная автономия человека в природной среде

Вынужденная автономия человека в природной среде

Обеспечение экологической жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

Доказывать, что источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.

Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.

Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.).

Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды

        Раздел 3    Информация как экологический фактор         8 часов

15

16

17

18

19

20

21

22

Природная информация как среда жизни человека

Формы сохранения ценной биологической информации

Генная модификация растений и животных как проблема

Алкоголизм как фактор, снижающий здоровье человека

Курение как фактор, снижающий здоровье человека

Наркомания как фактор, снижающий здоровье человека

Общение с природой, его формы

Роль природных объектов для здоровья человека

        Устанавливать взаимосвязи между разнообразием информации, биологическим разнообразием и выживанием человека

Приводить примеры способов сохранения  генетической информации вымирающих видов растений и животных

Собирать информацию о влиянии курения, алкоголя, наркотических веществ на здоровье человека

Обосновывать значение  общения с природой для  здоровья человека

        Раздел 4  Опасные ситуации в природных условиях

 (5 ч)

23

24

25

26

27

Опасные погодные явления

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

Укусы насекомых и защита от них

Клещевой энцефалит и его профилактика

Растения опасные в природных условиях

Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

Описывать признаки ложной информации.

Называть способы проверки экологической информации на достоверность

Раздел 5       Экологическая безопасность и информационной среде (8 ч)

28

29

30

31

32

33

34

35

Экологическая безопасность технических средств   связи

Опасность мобильных телефонов  и пути защиты от их вредного влияния

Опасность компьютеров и пути защиты от их вредного влияния

Безопасность видео  и аудио среды человека

Опасность гомогенных и агрессивных пространств

Видеоэкология

Опасности звуковой среды. Шум и вибрация

Опасности электричества и предупреждение несчастных случаев

Перечислять технические средства связи.

В тезисной форме представлять информацию об их влиянии на здоровье человека.

Перечислять способы безопасного пользования техническими средствами связи.

Называть существенные признаки гомогенных и агрессивных пространств.

Объяснять их опасность для здоровья человека.

Приводить примеры преобразования гомогенных и агрессивных видео  сред в безопасные для здоровья человека.

Представлять информацию о способах обеспечения безопасной аудио - и видео среды в виде тезисов.

        Раздел 6            Ресурсосбережение, его виды  (24 ч)

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

Чувство меры как признак взрослости

Рачительность и скромность в народном фольклоре

Бережное отношение к природе в литературе

Бережное отношение к природе в документальном кино

Бережное отношение к природе в художественном кино

Бережное отношение к природе в картинах художников

Бережное отношение к природе в песенном творчестве

Бережное отношение к природе в верованиях разных народов

Международная Хартия Земли о бережном отношении к природе

Ограниченность природных ресурсов на планете

Экономное потребление как проявление экологической ответственности

Ограничение потребления как условие здоровья и долголетия человека

Энергосбережение

Пресная вода и человечество

Леса и забота о них на территории Новгородской области

Этот бесплатный бесценный воздух. Проблемы Новгородской области

Почвы как объект охраны и улучшения. Проблемы Новгородской области

Полезные ископаемые и их разработка на территории Новгородской области

Рыбные ресурсы. Проблемы Новгородской области

Животные Новгородской области и их охрана

Особо охраняемые дикорастущие растения

Деятельность человека и экология насекомых

Охраняемые территории Новгородской области

Цвети, наш край!

Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений) нерачительного отношения к природным ресурсам.

 Своими словами пересказывать смысл рекомендаций хартии Земли по бережному отношению к природе.

 

Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия.

Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.

Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья.

Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

 Представлять результаты проектов на занятиях и мероприятиях Центра

        Раздел 7      Опасные ситуации в твоей жизни       (7 ч)

60

61

62

63

64

65

66

Общие понятия об опасных ситуациях природного характера

Опасности геологического происхождения их причины и последствия

Опасности метеорологического происхождения их причины и последствия

Опасности гидрологического происхождения их причины и последствия

Опасности биологического  происхождения их причины и последствия

Социальные опасности в жизни подростка

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития подростка

Объяснять понятия опасных ситуаций природного характера

Объяснять смысл принципа предосторожности, применять его в работе с информацией об опасных ситуациях природного характера

Называть источники информации из которых можно узнать об  опасных ситуациях природного характера Великого Новгорода и Новгородской области

Выполнять инструкцию по грамотному поведению в  опасных ситуациях природного и социального характера

Обосновывать свое поведение с точки зрения безопасности и здоровья личности

67

68

Устный журнал «Мы- новгородцы, земля – наша гордость!»

Праздник «Сберечь природу - наш долг!»

Участие в просветительской работе в Центре

Обобщить знания и практические умения по темам за учебный год и поставить задачу на следующий

Результаты:

личностные

-формулировать личные учебные задачи по освоению модели безопасного и экологически грамотного поведения

-анализировать личный опыт безопасного и экологически грамотного поведения, проводить самооценку

-согласовывать поведение в совместных делах, работу в группе со своими интересами

-высказывать личную точку зрения

метапредметные

-приводить примеры применения грамотного поведения для выявления опасных ситуаций природного и социального характера

-представлять модель успешного поведения в опасных ситуациях  природного и социального характера

-собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете

-выступать с собственным  мнением по вопросам опасных ситуаций  природного и социального характера

-называть принципы и правила работы в команде

предметные

представления

-о предмете изучения окружающей среды и ее опасностей

- связи современных проблем человека с изменением природного и социального окружения

-об информации как новом экологическом факторе жизни

умения

-высказывать мнение об информации и ее источниках поведению в  опасных ситуациях природного и социального характера

-обосновывать значение природы для здоровья человека

-использовать разнообразные материалы для обоснования грамотного поведения в природе и обществе

-в учебно-практических и учебно – жизненных задачах применять изученные материалы

-участие в экологическом просвещении.

   

 Литература

Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С.Н. Глазачев,               О.Н. Козлова. – М., 1997.

Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе /            А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 1984.

Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998.

Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М., 2005.

Новолодская Е.Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей / Е.Н. Новолодская / / Начальная школа плюс до и после. – 2005. - №12. – С. 3 – 9.

Практическая экология для школьников: сборник практических деловых экологических игр: в помощь преподавателям учебных заведений / под ред. Л.А. Коробейниковой. – Иваново, 1995.

Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник /    Н.Ф. Реймерс. – М.: Просвещение, 1992.

Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения: 5 – 11 кл. / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – М.: ВАКО,2008.

Суравегина И.Т. Экология и мир; метод. пособие для учителей / И.Т. Суравегина, В.М. Енкевич: под общ. ред. И.Т. Суравегиной. – М.: Новая школа, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Твой здоровый образ жизни» 7 класс

Забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их валеологическое воспитание, представляется весьма актуальной  педагогической задачей. В связи с этим в 7 классах как пропедевтика курса «...

Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 5 класс

Цель программы: формирование потребности  обучающихся соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые в безопасности жизнедеятельности....

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Зеркало души»

Программа предполагает:       пропаганду и усвоение лучших духовных, моральных и нравственных принципов;       информационно-методическую ра...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Художественная мастерская» 7-11 классы

Рабочая программа «Художественная мастерская» призвана ознакомить с главными особенностями основных техник живописи и графики....

Программа объединения дополнительного образования детей «В мире биологии»

Программа объединения дополнительного образования детей «В мире биологии» (модифицированная, естественно-научной направленности)(Возраст обучающихся: с 13 до 15 лет. Ср...