Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (9 класс) по теме:
    Методическая разработка урока биологии в 9 классе "Клетка эукариот - биологическая система?"

    Соломенцева Светлана Николаевна

    Урок с применением проектной методики. Способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Предусмотрено использование компьютерной презентации, подготовленной учителем, создание и защита мини - проектов, созданных учащимися.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    урока биологии

    в 9 классе

    с применением проектной методики

    по теме

    «Клетка эукариот – биологическая система?»

    Пояснительная записка

    В педагогике слово «проект» известно уже около 300 лет.  Это слово происходит от итальянского глагола ‘‘projicere’’, что означает «разрабатывать», «планировать»,  «браться за что – либо».

    В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся опытом.

    Метод проектов позволяет учащимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности, возможность реализовать свои способности, открывает перед каждым учащимся возможность проявить себя, проверить свои способности.

    Кроме всего прочего, использование проектной методики позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует его учебные умения и навыки.  Выступления учащихся превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе защиты презентаций ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в их дальнейшей жизни.

            Данный урок разработан по теме «Клетка эукариот – биологическая система?».  Рассчитан на учащихся 9 класса, обучающихся по «Программе основного общего образования по биологии авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, М.: Дрофа, 2006 год».        В разработке урока предусмотрено использование компьютерной презентации к уроку, подготовленной учителем, создание мини-проектов учащимися в ходе урока.

    Так как часто проекты выполняются группой учащихся, вместе с детьми определены правила работы в группах, которые являются обязательными для всех.

    - все члены команды равны, руководит работой команды лидер;

    - в команде не должно быть «спящих», все активно работают над решением проблемы;

    - команды не соревнуются;

    - любая точка зрения заслуживает внимания;

    - ответственность за конечный результат несут все члены команды;

    - каждый в команде должен получить удовольствие от совместной работы и от чувства уверенности в себе.

    Целеполагание

    Цель: создание педагогической ситуации для формирования представления о клетке эукариот как системе.

    Задачи:

    Образовательные: изучить строение эукариотической клетки и функции её органоидов как структурно-функциональной системы.

    Воспитательные:  воспитывать ответственность за конечный результат, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей.

    Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности, культуру оформления работы; способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

    Тип урока: изучение нового материала, комбинированный с применением проектной методики.

    Литература: Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». - М.: Дрофа, 2011 год; ЦОР http://www.edu54.ru/node/52555

    Оснащение: ПК; Таблицы «Животная клетка» и «Растительная клетка»; листы формата А4; фломастеры, сигнальные карточки, оценочный лист.

    Приложение № 1 «Презентация к уроку»

    Приложение № 2 «Оценочный лист»

    Оцените, пожалуйста, выступления по 5-бальной шкале (от 0 до 5 баллов) по приведенным ниже критериям. По желанию Вы можете добавить свои критерии. В графе «особое мнение» запишите свои замечания и пожелания. Спасибо.

    Критерии

    Группа

    №1

    Группа №2

    Группа №3

     Группа

    №4

    Группа №5

    Группа №6

    Полнота представления материала

    Логическая последовательность

    Самостоятельность изложения

    Наличие ошибок и неточностей

    Грамотность речи

    Оформление доклада

    Ответы на вопросы

    Особое мнение

    Приложение № 3 «Сигнальный опрос – “Светофор”»

    А). Одна из главных частей клетки, содержащая набор хромосом, хранящих и передающих наследственную информацию. (ядро)

    Учащиеся поднимают карточку чёрного цвета.

    Б). Органоид растительной клетки, в котором идёт фотосинтез с образованием углеводов. (хлоропласты)

    Учащиеся поднимают карточку зелёного цвета

    В).” Силовые станции” клетки, в которых осуществляется синтез АТФ и содержится собственная ДНК (митохондрии)

    Учащиеся поднимают карточку оранжевого цвета

    Г). Органоиды, образующиеся в комплексе Гольджи и выполняющие функции переработки ненужных клетке веществ. (лизосомы)

    Учащиеся поднимают карточку жёлтого цвета

    Д) Органоиды, состоящие из двух частичек, небольших по размерам, но выполняющих очень важную функцию – синтез белков. (рибосомы)

    Учащиеся поднимают карточку синего цвета.

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Решаемые задачи

    Деятельность учителя

    Предполагаемая деятельность учащихся

    I. Мотивационно-целевой

    1. Организационный момент

    1.2 Рефлексия состояния

    1. Актуализация знаний.

     Выход на постановку субъективных целей.

    Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

    Привлечение внимания учащихся.

    Самооценка своего состояния.

    Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

    Формирование интереса к проблеме.

    Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.

    Приветствие:

    «Здравствуйте, ребята!

    Давайте улыбнемся мы друг другу,
    И к новым знаниям протянем руку.

    Раздает заранее приготовленные листки бумаги.

    «Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».

    Вводное слово учителя:* У американского эколога Б. Коммонера есть «закон», раскрывающий суть системы рационального природопользования: «Всё связано со всем». (Слайд 1). Но есть мнение, что его можно применить и в отношении к клетке. Каково ваше мнение по этому поводу?

    Приветствуют учителя

    Оценивают своё состояние, настроение. Делают записи

    Высказывают своё мнение.

    * «Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков… Но все это видимая красота, ощущаемая, осязаемая. Организмы бывают одноклеточные и многоклеточные  (Слайд 2), прокариотические и эукариотические (Слайд 3).  А давайте попробуем заглянуть вовнутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать больше об этой стороне живой природы. Я приглашаю вас совершить путешествие в самую маленькую ячейку жизни – клетку».

    1.4 Выход на цель урока

    Делает акцент на тему урока

    (Слайд 4)

    Какова цель нашего урока?

    Запись темы урока. 

    Участвуют в определении общей цели урока.

    Цель нашего урока – Изучить особенности строения и функционирования структурных компонентов клетки. Выяснить, является ли клетка эукариот системой? (Слайд 5)

    II. Организационно-деятельностный.

    2.1 Организация и осуществление проектной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

    Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности. Развитие творческих способностей.

    Организует деятельность в парах для проектной работы.

    1. Учащиеся разделяются на группы;

    2 Из общего перечня органоидов клетки каждая группа выбирает 1 или 2 органоида; выбор проводится «вслепую» - учащиеся выбирают карточки с названием того или иного органоида, перевёрнутые надписью вниз;

    3 Задание обсуждается совместно с учителем, члены группы формулируют цель работы: описать строение органоида клетки, охарактеризовать его функцию (предпочтение отдаётся образной, запоминающейся форме);

    4 Наглядно изобразить органоид на бумаге (формат А4), сделать подписи, выявить и сформулировать ёмкие лаконичные характеристики строения и функций органоидов клетки

    III. Рефлексивно-оценочный

    3.1 Рефлексия

    3.2 Рефлексия своего личного участия в работе

    3.3 Сигнальный опрос – “Светофор”

    3.4 Домашнее задание

    Возможность реализовать свои способности, проявить себя и проверить свои способности.

    Получение ответа на проблемный вопрос.

    Самооценка

    Обеспечивает защиту проектов

    Вывод: (Слайд 6-7)

    Оцените свою работу по 10-тибальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение.

    Анализирует активность обучающихся,  хвалит за проекты,  

     акцентирует внимание на различного рода недочетах

    Организует сигнальный опрос (Приложение 3)

    Творческие задания на выбор:

    - Синквейн «Клетка»

    - Кроссворд «Клетка»

    - Терминологический словарь по теме.

    (Слайд 8)

    Защита проектов. Оформление («сборка») на доске наглядной модели понятия «Клетка», презентация своей части работы;

    Задают вопросы.

    Работа с оценочным листом (Приложение 2)

    Выставляют оценку с обоснованием своего решения.

    Сигналят, узнав органоид клетки по описанию его функций.

    Записывают домашнее задание в дневник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

    Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

    Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...

    Методическая разработка урока биологии для 9 класса по теме "Видообразование"

    Материал включает презентацию к уроку и технологическую карту проведения занятия. Направлен на развитие УУД школьников....

    Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Определение пола. Наследование, сцепленное с полом»

    Урок, показывающий сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизирующий знания об особенностях половых хромосом, аутосом....

    Методическая разработка урока биологии в 9 классе «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма»

    Цели урока: Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном ...