Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Технологическая карта по биологии. Учебник Т.С. Суховой и Т.А. Дмитриевой для 6 класса  раздел "Древние обитатели Земли бактерии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?

Буланова Татьяна Михайловна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №10»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Пояснительная записка

  • Учебно-методический комплект, поддерживающий ФГОС ООО:
  • УМК «Вентана – Граф», серия «Алгоритм успеха» из линии «Живая природа», автор учебника Т.С. Сухова, Т.А. Дмитриева Биология 6 класс.
  • Технология - системно-деятельностного подхода.
  • Методы - интерактивные, мультимедийные, проектные, активные методы обучения.
  • Средства обучения- учебник, презентационный материал.
  • Класс - 6. Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса: большинство ребят со средним уровнем способностей. 5 человек – с высоким уровнем познавательного потенциала. Остальные учащиеся отличаются как слабым уровнем самоорганизации, так и низкой  мотивацией. Хорошо работают по образцу. Большинство учащихся со смешанным типом восприятия. Следовательно, для данного класса подходит групповой метод работы с использованием активных методов обучения, где задания направлены на формирование универсальных учебных действий.

Учащиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей. Большая часть класса (81%) – кинестетики; при этом  у 64% класса хорошо развит визуальный канал восприятия, и  44% - аудиалы. Все ребята отличаются особенностями темперамента и различным интеллектуальным мышлением, поэтому использование в работе материалов, различных  видов деятельности и форм работы, активизирующих разные группы детей оправданы.

  • Раздел программы -  «Древние обитатели Земли бактерии»;
  • Знания, умения, навыки - приобретут умения корректировать свою деятельность, разовьют умения осмысления деятельности ( сформируют появление потребностей к выявлению причин затруднений в собственной деятельности), закрепят навыки работы  различными способами и действиями, продолжат формировать коммуникативные универсальные действия (социальное взаимодействие, участие в диалоге, полилоге).

Значимость данного урока в воспитании учащихся - биологические знания, полученные на уроке, являются  научной основой организации здорового образа жизни каждого ученика. 

Тема – «Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?»

Цели - Формировать способность ученика   решать  учебно-познавательные и учебно-практические задачи и умения корректировать свои действия на примере темы « Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?»

Задачи урока:

Образовательные:

Создать условия для возникновения потребностей включения в деятельность («Хочу изучить взаимосвязь знаний о болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними»).

Развивающие:

Актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («Надо осмыслить зависимость состояния здоровья от соблюдения правил гигиены»).

Воспитывающие:

Установить тематические рамки и создать основу коррекционных действий («Могу продуктивно работать в группе. Я ответственен за сохранение своего здоровья и здоровья своих близких»).

  • Вид разработки – урок;
  • Тип урока - урок отработки умений и рефлексии;
  • Педагогические технологии - технология программированного обучения, технология продуктивного чтения; проблемно-диалогического обучения, проектная технология.
  • методы - проблемного обучения, игровые технологии, групповые.
  • Методические приёмы:
  • самостоятельная работа с учебником;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • постановка проблемных вопросов.
  • образовательные ресурсы: учебник, сайт «Уроки биологии ONLINE», сайт www.moi-universitet.ru
  • литература для учителя и для учащихся:
  • Биология 6 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, Т.А. Дмитриева. – М.: Вентана - Граф, 2013. – 256 с., ил.
  • Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 2011.-160 с.
  • Биология: энциклопедия для детей, том 2 / М. Аксёнова, С. Исмаилова и др., издание второе, переработанное и дополненное. Москва “Аванта+”, 1994.
  • Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).

оборудование для учителя и для учащегося: мультимедийный проектор, компьютер, карточки «капельки воды», картинка «ванна», «фото Архимеда», лист формата А3, листы с «мишенями».

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1

Организация начала занятия. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

 Приветствует детей, создает позитивный настрой.

Учитель: Доброе утро, ребята!

Посмотрите фрагмент фильма («Болезнетворные бактерии» из материалов Всероссийского сайта  «Уроки биологии ONLINE»

http://biology-online.ru/uroki-onlain/6-klass-biologija-bakterii-gribov-rastenii/urok-onlain-carstvo-bakterii.html))  и ответьте на вопрос: "Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?"

Ученики приветствуют Доброе утро, солнце! - 1 ряд. Доброе утро, небо!-2 ряд. Доброе утро, вода! - 3 ряд.  Доброе утро всем! - все вместе

Вместе с детьми делается вывод, что урок посвящен влиянию опасных бактерий на здоровье и способам борьбы с ними.

-Личностные: создание позитивного настроя и действия смыслообразования – переход от предыдущей темы к новой.

Информационная – наиболее подготовленные обучающиеся смогут обучить наименее подготовленных.

Познавательные: логические – составить из предложенного единую логическую цепочку.

-Знаково-символические – задание в условном изображении

-Коммуникативная – в процессе выполнения задания обучающиеся общаются

2

3

4

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Этап локализации индивидуальных затруднений.

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Учитель использует метод "Попади в десяточку".

 Цели и задачи использования метода

- погружение в тему - актуализация требований к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»).

Учитель нарисовал на доске изображение мишени. На мишени с цифрами, ближе к середине стоит цифра 10. Для каждой цифры своя актуализация темы. Предлагает ученикам, работающим в паре, выбрать свою цифру - свой вид коррекции деятельности.

Учитель использует метод "Острова"

Цель и задачи метода : выяснение опасений и ожиданий от выполнения поставленной цели.

Необходимые материалы: лист с нарисованными островами.

Учитель использует метод "Архимед"

Цели и задачи метода:

формирование навыков самостоятельной и групповой работы над информацией, помещенным в учебнике

 

Технология проведения: учитель рассказывает легенду об Архимеде и ванне, предлагает ребятам совершить свои открытия -  составить схему  по теме урока. В центре листа записать тему урока, со всех сторон  размещаются «капельки» воды - основное содержание темы.

Ученики, работающие в паре, выбирают свою цифру - свой вид коррекции деятельности

1 - наблюдение за происходящим,

3 - выполнение заданий по образцу,

6 - приводят свои примеры,

10 - развивают  знания и умения для улучшения качества жизни, сохранение своего здоровья и близких.

Ученикам( работающим в паре) необходимо выбрать свой остров: остров Радости, остров Интереса, остров Недоумения, остров Восторга, или Бермудский треугольник, который символизирует опасения и ожидания от выполнения поставленной задачи.

Ученики выполняют  первое задание: в центре листа записывают тему проекта"Схема возможной передачи болезнетворных бактерий" и

на «капельках» перечисляют основные составляющие темы (количество «капелек воды» не ограничено, на усмотрение группы). Представить результаты своей работы.

2 задание: к каждой «капельке» записать по 2-3 примера, раскрывающего основное содержание.

 3задание: подвести итоги, обязательно обсудить  в паре: "Какой способ возможной передачи болезнетворных  бактерий  для меня стал открытием?"

-Личностные  - обучающиеся сами выбирают цель своей коррекции.

Познавательные, включая общеучебные и логические: свою деятельность можно регулировать.

-Регулятивные, включая действия саморегуляции: проверка действий в соответствии с инструкцией, прогнозирование своей работы.

Коммуникативные: умение работать в паре.

-Знаково-символические: найти связь цели и желания выполнения заданий.

-Личностные: интеллектуальная деятельность.

Коммуникативные: умение согласовать свои действия.

Познавательные: Бермудский треугольник. Что это такое?

-Личностные:

интеллектуальная деятельность;

-Регулятивные:

управление своей деятельностью;

инициативность и самостоятельность,

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные, включая общеучебные и логические: "открыть" новый для обучающегося способ передачи болезнетворных бактерий, осознанное и произвольное построение схемы,

организовывать  достижение цели .

Коммуникативные:

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.    

5

6

7

Этап реализации построенного проекта, обобщения  и выявление затруднений

Релаксация

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и включения в систему знаний и повторения.

Учитель, используя метод «Ковер идей».

Цель: Создать условия для решения поставленной проблемы «Сформулировать правила личной гигиены» Учитель разделил обучающихся по цвету бумаги на группы, обозначил проблему на доске.  Учитель предложил ответить учащимся на вопрос: почему возникает проблема личной гигиены?

Учитель обозначает поиск решения проблемы: что можно изменить?

Учитель предлагает каждому обучающему ответить на вопрос : что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию?Учитель предлагает подвести итог.

Учитель предлагает посмотреть презентацию и послушать  музыку

 http://gtra.ru/pom7.htm

Учитель предлагает выполнить тест «Бактерии - обитатели планеты»  на стр. 238

 Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. И на общем плакате закрывает своим цветным листом «проблему».Подводят итоги и с лучшим ответом: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать, по решению группы, выступает один ученик.

Обучающиеся подводят итог  "Чьи идеи украсили ковер?"

Ученики слушают музыку.

Обучающиеся сверяют  ответы по эталону и ставят себе оценку.

Личностные:

индивидуализация деятельности: что я сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию.

Регулятивные:

управление своей деятельностью,

инициативность и самостоятельность, осознание проблемы.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: умение общаться.

Регулятивные: пример чередования  труда и отдыха

Познавательные: знакомство с автором произведения.

Коммуникативные: умение слушать.

Познавательные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Регулятивные:

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: интеллектуальное развитие . Коммуникативные: умение представить свой результат

8

Рефлексия

Какой остров вы выберите в конце урока?

Поаплодируем себе.

Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение

Аплодируют себе и одноклассникам.

Познавательные: ориентация  в своей системе знаний – отличие  нового от уже известного.

Личностные: проявление интереса к теме урока, стремление к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. Коммуникативные: умение представлять себя.

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§ 3. Пронаблюдать, все у вас в семье выполняют правила гигиены. Результаты обсудить с членами семьи.

Запись в дневники.

Познавательные: все ли в семье выполняют правила гигиены.

Регулятивные: как исправить негативную ситуацию.

Личностные: проявление интереса.

Коммуникативные: развитие навыков опроса, интервьюирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терроризм - как уберечь себя ?

Урок в 8 классе по теме: «Терроризм: как уберечь себя? »Цели:Обучающие: изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.Развивающие: сформировать у обучаю...

Классный час: « Как уберечь себя от влияния вредных привычек».

                    иинформирование учащихся о вреде наркомании и табакокурении; ознакомление учащихся со стратегией принятия решений; вос...

Урок по теме: «Как уберечь себя от опасности на урока химии» 8 класс

Формирование у обучающихся умений и навыков действий при пожаре, умений и навыков обращения со спиртовкой;  воспитание психологической готовности правильно оценить обстановку, уверенность в своих...

Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?

Технологическая карта к уроку "Можно ли сохранить себя и близких от воздействия опасных бактерий" 6 класс...

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему «Здоровый образ жизни» Как уберечь наших детей от пагубного воздействия вредных привычек?

Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от вас. Я предлагаю тему нашей встречи: «Как убе...

«Как уберечь наших детей от пагубного воздействия вредных привычек»

советы как уберечь наших детей от пагубного воздействия вредных привычек...