Выступление на школьном методическом объединении
методическая разработка по биологии по теме

Коновалова Анастасия Александровна

«Развитие познавательной активности на уроках биологии средствами устного народного творчества»

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим содержание образования обогащается новыми умениями, технологиями, где особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.Проблема повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся-сложная проблема,охватывающая разнообразные стороны процесса обучения и воспитания,требующая совершенствования как содержания,так и методов и приёмов обучения,глубокой перестройки самих форм организации учебной работы.Еще Л.А. Луцкая,старший преподаватель кафедры методики биологии МГПИ им. В.И. Ленина приводила такую цитату: «Следует подбирать такие методы и приёмы работы,которые усиливают интерес учащихся к изучаемому предмету и способствуют активации их мышления…»

 

В деле гармоничного воспитания детей, привития им интереса к получению знаний значительное место принадлежит устному народному творчеству.

Устное народное творчество – неисчерпаемый источник. Оно не только отображает жизнь народа, его историю, мораль, язык, народную мудрость. Через сказки, песни, поговорки можно более глубоко познать то или иное явление природы, раскрыть смысл той или иной темы. К.Д. Ушинский писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной четкостью выражают суть достаточно сложных вещей…»

1. Роль сказки в усвоении и закреплении материала

Очень часто на своих уроках, особенно в 6,7 классах, где по своим физиологическим и психологическим возрастным показателям детям необходимы моменты непринужденного восприятия материала, я использую подачу информации в виде сказки.

Дидактические сказки учат детей понимать и беречь природу. В них вымышлены события и разговоры между живыми существами. Основные биологические факты в сказках даются с научной достоверностью. Сказки можно использовать как в начальных, так и в средних классах. Перед чтением сказки необходимо сказать несколько слов о теме, затрагиваемой в ней. В ходе обсуждения школьники охотно ответят на вопросы и сами расскажут о своих наблюдениях в жизни природы. Такая форма общения позволяет легко и непринужденно закрепить новые знания.
Творчески работающий учитель находит программный материал, который можно подать в форме сказочного повествования. Курс биологии для 6 класса Бактерии. Грибы. Растения под редакцией Пасечника В.В. позволяет использовать в обучении дидактические сказки. 

Так, например, в уроке «Движение веществ по растению» можно преподнести объяснение части нового материала в виде «Сказки о дождике, которая хотела напоить дерево».

                

Домашнее задание: сочинить сказку о том, куда еще могла попасть Дождинка, путешествуя по растению и что могло с ней произойти?         

Домашнее задание: придумать, какими другими героями из мира насекомых можно заменить Кузнечика и Бабочку.

Я привела лишь 2 примера по использованию сказок как фрагментов ведение урока. Их может быть бесконечное множество. Особенно на уроках в 6-х классах. Детишки входят впервые в кабинет биологии и, начиная изучать такой сложный и такой интересный предмет, ждут чуда.

2. Загадки и их использование на различных этапах урока

Не меньший интерес на уроке у детей вызывает использование загадок. Загадка – это сжатое поэтико-аллегорическое описание какого-либо предмета или явления. Подается она в форме вопроса. Загадки вмещают в себя сумму сравнительных признаков и требуют установить, о чем идет речь. Основное назначение загадок – проверить смекалку учащихся, оценить их знания, наблюдательность, внимательность, причем в совершенно не принужденной форме.

Дети очень любят загадывать и отгадывать загадки, которые развивают их процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение. Загадки служат и воспитательной цели. Они помогают формированию эстетических вкусов, развивают способность эмоционально воспринимать окружающий мир.

Поэтому на уроках своих я очень часто использую загадки, как в качестве побуждающего фактора к мыслительной деятельности, так и в качестве закрепления материала, как способ переключения внимания детей, так и как способ отдыха.

Так, на уроке «Типы плодов» после составления таблицы, я детям даю закрепление загадки с просьбой определить тип плода того или иного растения.

С помощью загадок можно не только закреплять, но и проверять знания учащихся.

Так, например, на уроке «Лишайники», при опросе по предыдущей теме «Значение грибов», можно заполнить корзину съедобными грибами, откладывая в сторону ядовитые. И это все с помощью загадки.

Каков результат? И дети отдохнули от предшествующего опроса (работа у доски, с карточками, устные ответы), и мне отрадно, что знают они как съедобные грибы от ядовитых отличить.

Можно давать загадки как игровые задания на уроке, сочиняя их самим или заимствуя у коллег.

3. Дидактические стихи.

На своих уроках, особенно в старших классах, я при объяснении какой-то темы применяю стихи. Стихи могу читать как я, так и дети. Причем, в классе могут быть ученики, сами сочиняющие стихи. Это тоже способствует активизации познавательной деятельности в биологии.

4. Дидактические игры.

На уроках биологии я провожу следующие виды игр:

1) Тренировочные игры - для закрепления знаний и умений, такие, как биологическое лото, кроссворды, ребусы, занимательные рассказы и задачи, сказки – игры, загадки, биологические примеры, анаграммы.

2) Познавательно – контрольные игры – применяю при контроле знаний у обучающихся. Они могут проходить в соревновательной форме, сказка – ложный рассказ, сказка – загадка, сказка – задача.

3) Сюжетно – ролевые игры – участники могут быть в различных ролях, например, в роли акулы и ската, в роли лягушки или змеи, в роли птицы или насекомого.

4) Творческие игры – учащиеся стимулируют приобретённые знания, творчески их используют.

Волей-неволей приходишь к выводу, что только собственное творчество учителя на уроках может привести к творчеству детей.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_vystupleniya.doc353.5 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей "Воспитание толерантности школьников"

В данном выступлении приводится ряд методов и приемов воспитания толерантности школьников....

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"...

Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла"Развивающие тесты на уроках географии"

Материал содержит  информацию об уроках ФГОС(типы уроков,виды развивающих тестов на уроках)...

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...