Рабочая программа 9 класс Трайтак
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Светлана Викторовна Метелева

Тематическое планирование, требования к выпускникам, литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_traytak.docx61.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27»

           

      РАССМОТРЕНО:                                                          СОГЛАСОВАНО:                                                                  УТВЕРЖДЕНО:

на заседании кафедры                               заместитель  директора по УВР                                       директор МБОУ «Средняя

(Протокол №___от _______)                                _____________   О.В. Неганова                                  общеобразовательная школа № 27»            

Руководитель кафедры                                «___»  сентября    2013 г.                                               _______________     М.С. Толчина

__________ __Молькова В.В.                                                                                                                        Приказ №____ от    ________2013г.                                                                                                                      

 

Рабочая программа курса

Биология 9 класс

общеобразовательных учреждений

(базовый уровень)

УМК: Трайтак Д.И.

                                                                         

                                                                                                                                                     

 Составитель рабочей программы:

                                                                                      учитель биологии Метелева С.В.

                                                               первой квалификационной  категории    

                                                                                   

г.. Дзержинск Нижегородской области

2013/2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по алгебре составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным  решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденным  приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии авторской программы   для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.

                Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса.  В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии  на ступени основного общего образования, в ней так же заложены предусмотренные стандартом возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

На основании требований государственного образовательного стандарта в образовательной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;     овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;    воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе                Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часа в9 классе, из расчета -2 учебныч часа в неделю:

Рабочая программа основана на использовании учебно – методического комплекта:

1 Примерной программы основного общего образования по биологии авторской программы   для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.

2. Учебник 9 класса. Биология. Т.М. Ефимова, А.О.Шубин, Л.Н.Сухорукова; под ред. Д.И. Трйтака 2-е изд.стер.- М. Мнемозима,2009 г.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по биологиие учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственнго стандарта основного общего образования по биологии к уровню подготовки выпускников.

. Содержание  курса

(70 ч: 2 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Живые системы — объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого.

Раздел I

ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (26 ч)

Химический состав живого (6 ч)

Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ.

Строение и функции клетки — элементарной живой системы

(11ч)

Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции прокариотической и эукариотической клеток.

Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотрофов и гетеротрофов. Фотосинтез. Энергетический обмен. Биосинтез РНК и белка.

Жизненный цикл клеток. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организма. Типы деления клеток.

Организм — целостная система (9 ч)

    Вирусы неклеточная форма жизни. Вирусы-бактериофаги.

   Одноклеточные и многоклеточные организмы.  Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Деление клеток простейших организмов. Спорообразование. Почкование. Вегетативное размножение. Значение бесполого размножения в природе.

Образование и развитие половых клеток. Половое размножение. Особенности полового размножения у растений и животных. Осеменение и оплодотворение.

Двойное оплодотворение у цветковых растений. Значение полового размножения в природе и эволюционном развитии живого.

Индивидуальное развитие организмов. Этапы и стадии онтогенеза животных и растений. Влияние факторов окружающей среды на рост и развитие организмов. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Законы действия экологических факторов на живые организмы. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Практические работы

«Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений».

«Сравнение строения растительной и животной клеток». «Изучение тканей растений и животных». «Отработка приемов вегетативного размножения растений». «Влияние длины светового дня на развитие растений».

Раздел П        

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ — ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМОВ (12 ч)

Основные закономерности наследственности и изменчивости (7 ч)

Основные понятия генетики: гены, аллели, генотип, фенотип.

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Независимое расщепление признаков при дигибридном скрещивании.

Хромосомная теория наследственности. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное определение пола организмов.

Основные формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение наследственной изменчивости.

Генетика и практическая деятельность человека (5 ч)

Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение.        

Селекция наука о методах создания новых сортов растений, пород животных. Порода. Сорт. Этапы развития селекционной науки. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых пород и сортов. Достижения селекционеров в создании продуктивных пород животных и высокоурожайных сортов культурных растений. Значение селекции.

Практическая работа

«Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений».

Раздел Ш

НАДОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ (14 ч)

Популяции (4 ч)

Основные свойства популяции как надорганизменной системы. Половая и возрастная структура популяций. Изменение численности популяций. Сохранение и динамика численности популяций редких и исчезающих видов.

Биологические сообщества (4 ч)

Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Типы взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе.

Практическая работа

«Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе»

Экосистемы (6 ч)

Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды.

Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем.

Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании.

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.

Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.

Практические работы

«Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме».

«Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе (на примере конкретной экосистемы)».

Раздел IV

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (14 ч)

Эволюционное учение (7 ч)

Додарвиновская научная картина мира.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат действия факторов эволюции.

Вид как макробиологическая система. Критерии вида. Современные представления о видообразовании. Доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).

Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)

Гипотеза А. И. Опарина о происхождении жизни. Единство химического состава живой материи. Геохронология жизни на Земле. Понятие о палеонтологии как науке о древней жизни.

Усложнение строения растений в процессе эволюции (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Главные отличительные признаки основных отделов растений. Многообразие видов растений — условие устойчивости биосферы и результат биологической эволюции. Охрана растительного мира.

Многообразие видов животных как результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Усложнение строения животных

организмов   в   процессе   эволюции   (на  примере   позвоночных). Охрана редких и исчезающих видов животных.

Происхождение и эволюция человека (3 ч)

Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения человека от животных. Доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Различия между человеком и человекообразными обезьянами. Основные этапы эволюции человека.

Роль деятельности человека в биосфере. Экологические проблемы, пути их решения.

Практические работы

«Изучение внутривидовой формы борьбы за существование». «Изучение доказательств эволюции».

Резервное   время  — 2 ч.

Примерное тематическое планирование уроков биологии

для 9 класса

(68 часов по 2 часа в неделю)

Учебник Т.М. Ефимова А.О. Шубин, , Л.Н. Сухорукова  Биология.. Москва. Мнемозима  2009 год

§, п.п.,

Д\з

Название темы

Тип урока

Элементы содержания, требования к уровню подготовки

Лабораторные опыты

Способы отслеживания уровня усвоения материала

Оборудование урока, информационное обеспечение

Подготовка

ГИА

ЕГЭ

Введение

введение

1

1.Задачи раздела. Свойства живых систем.

вводный

Основные признаки живого

Работа с текстом

2

2. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого

вводный

Методы изучения биологии, уровни организации

таблица

Рисунки учебника

А-1

Раздел 1. Живые системы: клетка, организм..

Химический состав живого

Стр. 8-11

3

1. Неорганические вещества.

комбинированный

Вода. Минеральные соли, буферность

Работа с рисунком

Рисунки учебника

А-4

Стр. 8-11

4

2. Органические вещества

комбинированный

Многообразие органических веществ

Д.О. Демонстрация схем структуры царств живой природы.

доклады

Схема «Эволюция органического мира»

А-3

5

3.Строение и функции белков.

комбинированный

Структура и функции белка

Текст учебника

В-2

6

4.Строение и функции нуклеиновых кислот.

комбинированный

ДНК, РНК

таблица

Молекула ДНК

С-5

7

5.Строение и функции углеводов

комбинированный

Классификация углеводов

таблица

В-2

8

6.Строение и функции липидов.АТФ

комбинированный

АТФ, свойства липидов

таблица

ТЕМА 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период.

Стр.12-13

4

1. Развитие биологии в додарвиновский период.

комбинированный

Д.О. Биография ученых.

Доклады

А-3

Стр. 15-17

5

2. Работы Линнея по систематике растений.

комбинированный

Систематика, взгляды Линнея

Д.О. Жизнь и деятельность Ж.Б.Ламарка.

Доклады

ТЕМА 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

Стр. 18-20

6

1. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. 

комбинированный

Биография Дарвина

Д.О. Биография Ч.Дарвина.

Работа с текстом

Доклады

Стр. 20 – 23

7

2. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

комбинированный

Этапы искусственного отбора, результаты И.о.

Д.О. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

таблица

Электронное учебное пособие

Стр. 24-28

8

3.Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

комбинированный

Результаты Е.о.

тест

Электронное учебное пособие

Стр. 29-30

9

4. Вид – элементарная эволюционная единица.

комбинированный

Вид, критерии вида

Л.Р.№1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений

Оформление Л.Р.

Гербарии растений.

Стр. 31-34

10

5. Борьба за существование и естественный отбор.

обобщающий

Формы борьбы за существование

тест

учебник

ТЕМА 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды, как результат действия естественного отбора

Стр. 35-44

11

1.Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

комбинированный

Мимикрия. Покровительственная окраска. Форма тела

таблица

А-15

Стр.45-52

12

2. Забота о потомстве физиологические адаптации.

комбинированный

Виды заботы о потомстве, адаптации

Л.Р.№2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

тест

Форма приспособленности организмов к среде обитания.

ТЕМА 1.5. Микроэволюция. 

Стр. 53-55

13

1. Вид – как генетически изолированная система. Популяционная структура вида.

комбинированный

Популяция, структура популяции

Работа с текстом

А-15

Стр.55-58

14

2. Популяция – элементарная эволюционная единица.

комбинированный

популяция

Д.О. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования.

Живые растения, гербарии и коллекции растений и животных.

А-16

ТЕМА 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

Стр.60-66

15

1. Главное направление эволюционного процесса. Биологический прогресс и  биологический регресс.

комбинированный

Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Д.О. схемы соотношений путей прогрессивной биологической эволюции.

таблица

Фото представителей животных и растений внесенных в красную книгу.

Стр.66-70

16

2. Основные закономерности эволюции.

комбинированный

Конвергенция, дивергенция

Д.О. Примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе.

Докладыпрезентации

17

3. Результаты эволюции.

обобщающий

тест

ТЕМА 1.7. Возникновение жизни на Земле.

Стр.71-73

18

1. Органический мир как результат эволюции.

комбинированный

Начальные этапы развития органического мира

Д.О. Схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развитие царств растений и животных.

таблица

Схема «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мирна»

презентация

19

2. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов

комбинированный

Естественная классификация

Работа с текстом

ТЕМА 1.8. Развитие жизни на Земле.

Стр.78-88

20

1. Развитие жизни на Земле  в Архейскую и Протерозойскую эры.

комбинированный

Архейская, протерозойская эра,

Д.О. Репродукция картин З.Буриана, отражающие фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

таблица

учебник

А-30

Стр. 94-101

21

2. Происхождение человека. Место человека в живой природе.

комбинированный

Этапы происхождения человека

Д.О. Модели скелетов человека и позвоночных животных

таблица

Модели скелета человека и позвоночных животных.

22

3. Свойства человека, как биологического вида.

обобщающий

тест

Раздел 2. Структурная организация живых организмов.

Тема 2.1. Химическая организация клетки.

Стр.104-107

23

1. Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества.

обобщающий

тест

А-3

А-3

Стр.107-112

24

2. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки.

обобщающий

Д.О. объемных моделей, структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновый кислот.

тест

Модель ДНК.

А-4

А-4

ТЕМА 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Стр. 113-117

25

1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

комбинированный

Пластический. Энергетический обмен

таблица

В-5

Стр. 117-121

26

2. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы.

комбинированный

Работа с текстом

Стр.113-121

27

3. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

комбинированный

биосинтез

Работа с текстом

В-4

В-4

ТЕМА 2.3 Строение и функции клеток.

Стр.122-124

28

1. Прокариотические клетки; форма и размеры. Место и роль прокариот в биоценозах.

комбинированный

Прокариоты, эукариоты

таблица

Стр.125-132

29

2. Эукариотическая клетка. Особенности строения растительной клетки.

комбирированный

Л.Р.№3 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Оформить Л.Р.

Микроскопы, готовые микропрепараты

Стр.133-136

30

3.Деление клеток. Митоз.

комбинированный

Митоз, фазы митоза

А-18

Стр. 137-141

31

4. Биологический смысл и значение митоза.

обобщающий

тест

В-4

Стр.142-143, доклады

32

5. Клеточная теория строения организмов.

комбинированный

Д.О. материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Работа с текстом

Доклады.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Тема 3.1. Размножение организмов.

Стр.146-149

33

1. Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.

комбинированный

Формы размножения, бесполое размножение

Д.О. плакатов иллюстрирующий способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур.

Презентации.

Стр.150-155

34

2. Половое размножение животных и растений.

комбинированный

Половое размножение

Д.О. Микропрепаратов яйцеклеток.

тест

Микроскопы, готовые микропрепараты

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Стр.156-161

35

1. Эмбриональный период развития.

комбинированный

Бластула. Зародышевые листки и их производные

Д.О. Схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Работа с рисунками

А-23

Стр.162-166

36

2. Постэмбриональный период развития.

комбинированный

метаморфоз

Д.О. Иллюстрирующий процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных.

тест

Коллекция развития насекомых с неполным превращением.

Стр.166-169

37

3. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

комбинированный

Работа с текстом

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков.

Стр.172-174

38

1. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.

комбинированный

Гибридологический метод, моногибридное скрещивание

Работа с терминами

39

2. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.

комбинированный

Дигибридное, рецессивный признак, доминантный

Работа с терминами

Стр.174-175

40

3. Гибридологический метод изучения наследственности.

комбинированный

наследственность

С-6

Стр.188-192

41

4. Генетическое определение пола.

комбинированный

С-6

Стр.188-192

42

5. Генетическое определение пола.

комбинираванный

задачи

43

6. Генотип как целостная система.

обощающий

тест

Стр.192-195

44

7. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

комбинированный

Аллельные гены

Стр.191

45

8. Решение генетических задач, составление родословных.

Урок-решение задач

Л.Р.№4 «Решение генетических задач, составление родословных».

задачи

С-6

Стр.176-178

46

9. Решение генетических задач, составление родословных.

Урок-решение задач

С-6

Стр.178-183

47

10. Решение генетических задач.

обобщающий

Сам.работа

С-6

Тема 4.2. Закономерности изменчивости.

Стр.196-197

48

1. Основные формы изменчивости.

комбинированный

Модификационная изменчивость

Работа с рисунком

Стр.198-200

49

2. Генотипическая изменчивость.

комбинированный

геном

таблица

Стр.198-200

50

3. Мутации. Значение мутаций.

комбинированный

Мутации, причины возникновения мутаций

конспект

Стр. 201-203

51

4.Комбинативная изменчивость.

комбинированный

Комбинативная изменчивость

Работа с текстом

Стр.201-203

52

5. Фенотипическая, или модификационная изменчивость.

комбинированный

Л.Р.№5 «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)».

Оформить П.Р

Линейка, листья растений.

.

доклады

53

6. Роль условий внешней среды, в развитии и проявлении признаков и свойств.

обобщающий

Д.О. Примеры модификационной изменчивости.

тест

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Стр.205-206

54

1. Центр происхождения и многообразия культурных растений.

комбинированный

Д.О. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их предков.

Таблица»Центры происхождения культурных растений»

Стр.207-210

55

2. Достижение и основные направления современной селекции.

обобщающий

селекция

Д.О. коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Стр.211-213

56

3. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

обобщающий

доклады

Электронное учебное пособие

Стр.211-213

57

4. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

обобщающий

тест

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции.

Стр.216-221

58

1. Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы.

комбинированный

Биосфера, структура

Д.О. схем иллюстрирующих структуру биосферы.

таблица

Таблица «Строение биосферы»

А-36

Стр.221-225

59

2. Естественные сообщества живых организмов.

комбинированный

Цепи питания

Л.Р.№6 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

Оформить Л.р.

А-35

Стр.229-230

60

3. Формы взаимоотношения между организмами.

комбинированный

Хищники, паразиты. Микориза. симбиоз

Л.Р№7 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных в данной экосистеме».

таблица

фото

А-35

Тема 5.1. Биосфера и человек.

Стр.269-273

61

1. Природные ресурсы и их использование.

комбинированный

П.Р.№1 «анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

Презентации, доклады.

Стр.274-284

62

2. Проблемы рационального природопользования, охраны природы.

комбинированный

Д.О. карт, заповедных территорий нашей страны.

Работа с текстом

презентации

Заключение.

63

1. Обобщение курса биологии 9 класса.

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

64

1.Повторение. Решение задач на молекулярную генетику.

65

2. Повторение. Решение задач на молекулярную генетику.

66

3. Повторение. Решение задач на молекулярную генетику.

67

4. Повторение. Решение задач на дигибридное скрещивание.

68

5. Повторение. Решение задач на дигибридное скрещивание.

69

6. Повторение. Решение задач: наследование признаков, сцепленных с полом.

70

7. Повторение. Решение задач: наследование признаков, сцепленных с полом.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны:

знать/понимать

  1. Царства живой природы. Признаки живого. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Ткани.
  • Клетка – единица строения всех живых организмов.
  • Химический состав живой клетки.
  • Особенности строения и жизнедеятельности клеток животных.
  • Деление клетки.
  • Хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации.
  • Особенности строения и функции основных тканей животных.
  • Взаимосвязь клеток как основа целостности организма.
  • Рассматривание микрообъектов в микроскоп.
  1. Строение и жизнедеятельность живого организма;
  • Признаки организма: клеточное строение, постоянство химического состава, питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, воспроизведение.
  • Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных животных.
  • Гетеротрофный способ питания.
  • Организмы – паразиты.
  • Одноклеточные животные – возбудители заболеваний животных и человека.
  • Регуляция процессов жизнедеятельности.
  • Поведение животных.
  • Взаимосвязь органов и систем как основа целостности организма.
  • Связь организма животных со средой обитания.
  • Роль животных в жизни и хозяйственной деятельности человека.
  • Биологические основы разведения сельскохозяйственных животных.
  • Охрана животных.
  • Наблюдение, эксперимент, моделирование как методы изучения строения и жизнедеятельности животных.
  1. Взаимосвязь организма и среды.
  • Среды обитания животных.
  • Приспособленность к среде обитания.
  • Экологические факторы.
  • Изменения среды обитания животных под воздействием антропогенного фактора.
  • Меры охраны среды обитания животных.
  • Наблюдения в природе.
  1. Природные и искусственные сообщества.
  • Понятие о природном сообществе.
  • Понятие о виде, популяции как структурной единице вида.
  • Цепи питания.
  • Организмы – продуценты, консументы, редуценты.
  • Круговорот веществ.
  • Изменения природных сообществ под влиянием деятельности человека.
  • Охрана видов животных и природных сообществ.
  1. Многообразие живых организмов. Классификация животных и эволюционное      учение.
  • Царства живой природы.
  • Основные таксономические единицы в царстве животных.
  • Классификация животных.
  • Основные признаки царства, подцарств, типов, классов, отрядов, семейств, видов.
  • Усложнение животных в процессе эволюции.
  • Доказательства эволюции.
  • Породы животных, причины их многообразия.
  • Роль животных в природе и народном хозяйстве.
  • Сохранение генофонда животного мира.
  • Наблюдение.

        Уметь:

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности животных для обоснования условия их содержания;
  • о видах, популяциях /природных сообществах для обоснования мер их охраны.
  • Сравнивать:
  • царства живой природы;
  • строение и функции клеток животных с клетками растений, бактерий, грибов.
  • ткани животных и растений;
  • типы животных, классы хордовых;
  • природные и искусственные сообщества.
  • Наблюдать:
  • сезонные изменения в жизни животных;
  • взаимоотношения и поведение животных.

Узнавать:

  • ткани животных на микропрепаратах;
  • органы, системы органов на таблицах и рисунках;
  • наиболее распространенные виды животных своего региона, домашних животных.

Делать выводы:

  • о клеточном строении животных;
  • о единстве органического мира;
  • об историческом развитии животного мира;
  • о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов, систем органов.

Соблюдать правила:

  • работы с микроскопом при рассматривании микропрепаратов;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов по изучению поведения животных;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  • поведения в природе.

комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

     Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.

Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.)

Содержание программы

Содержание программы соответствует Программе основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.

          Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Биология. 9 класс: учеб. для  общеобразовательных учреждений /

Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 2-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2009. -288 с.

методических пособий для учителя:

  • Учебник. 9 класс Биология. Основы общей биологии. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. -  М.: Вентана-Граф, 2010.
  • О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Биология. Биология в основной школе. 9-ый класс. Рабочая тетрадь (2 части). – М.: Вентана-Граф, 2010.
  • О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Биология. Биология в основной школе. 9-ый класс. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2010.
  • Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. -  М.: Мнемозина, 2000.
  • Л.П.Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А.Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. 6-9 классы. Методическое пособие. -  М.: Вентана-Граф, 2004.
  • Т.С.Сухова, В.С. Кучменко. Биология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной средней школы. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  • В.С Кучменко, В.В. Пасечник. Задания и вопросы с ответами и решениями. Школьная олимпиада. Учебно-методическое пособие по биологии. - М.: АСТ* Астрель, 2009.
  • В.Р.Дольник, М.А.Козлов. Электронный атлас для школьника. Основы общей биологии. CD-R. Интерактивная линия, 2008.
  • Электронные уроки и тесты. Биология. CD-R. Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа к учебнику 5-6 класса: Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак

Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Феде...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...