История закаливания и его значение в укреплении здоровья человека.
классный час по биологии (6 класс) по теме
Материал рассказывает об истории применения человеком различных видов закаливания, а также о том, как это происходит сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie_organizma.doc | 465 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час. История закаливания и его значение в укреплении здоровья человека.
Цель: Формирование у детей убежденности в необходимости систематического закаливания и воспитание потребности в этом.
Задача:
- Ознакомить со средствами и правилами закаливания
- приобщение учащихся к русской национальной культуре, приобщение к здоровому образу жизни
Условия жизни современного человека отличаются повышенным комфортом. За достижения НТР человек расплачивается своим здоровьем, постепенно теряя защитные механизмы и приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Для того чтобы сохранить здоровье, необходимо вести здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни включает в себя здоровый сон, здоровое питание, соотношение продолжительности труда и отдыха, выбор здорового вида отдыха, выбор здоровой одежды, закаливание.
В толковом словаре В.Даля написано: “Закаливать человека – значит приучать его ко всем лишениям, нуждам, воспитывать в суровости”
Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды. Закаливание осуществляется естественными природными факторами (воздух, его движение, температура, вода, солнце, атмосферное давление).
Немного из истории закаливания
Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.
Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть. Закаливание в этих странах преследовало цель укрепления здоровья, так и выработку у человека способности переносить всевозможные лишения. По свидетельству Плутарха, закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание продолжалось в общественных домах во все более суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось 12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Горячей водой им разрешали мыться всего несколько раз в году. И в зрелые годы люди должны были жить так, как предписывал обычай.
Древние римляне в значительной степени заимствовали и трансформировали древнегреческую культуру. У них важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и весьма вместительные здания, построенные из великолепных сортов мрамора (термы Диоклетиана (505-506 гг.) вмещали 3500 купающихся).
В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, широко использовались песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки для приема солнечных ванн.
Закаливание как профилактическое средство широко рекомендовали такие видные ученые древности, как Гиппократ, Демокрит, Асклепиад и другие.
Гиппократ писал: «Что касается состояния погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным».
Одним из средств закаливания является пребывание под солнечными лучами. Целительное действие солнечных лучей было хорошо известно в Древнем Египте, о чем свидетельствуют надписи на стенах древних храмов. Первым же врачом, рекомендовавшим применение с лечебной целью солнечных ванн, был Гиппократ.
В Древнем Китае профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. «Мудрый, — говорилось в «Трактате о внутреннем», — лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?». Поэтому в древнекитайской медицине большое внимание уделялось мероприятиям, способствовавшим укреплению здоровья. Важнейшими средствами для этого считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета.
Одним из важнейших направлений в медицине Древней Индии было предупреждение заболеваний, использование различных упражнений, например йоги, направленных на поддержание и укрепление здоровья, достижение нравственного и психологического равновесия. Об использовании воды в Древней Индии с целью укрепления здоровья человека говорится в священных индусских книгах «Веды»: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды».
Особое значение закаливанию придавалось на Руси. Здесь оно носило массовый характер. «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», — писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.
Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня.
Русские детишки с детства бегали в одних рубашках без шапки, босиком по снегу в трескучие морозы. Детей начинали парить в бане и купать в холодной воде сразу после рождения. Даже при каждом не здоровье и каждом крике.
История закаливания тесно переплетается со всеми аспектами истории славянского народа, например, в библиографических памятниках «домострой» и «поучения Владимира Мономаха» можно найти рекомендации по закаливанию и воспитанию детей. Создается впечатление, что в России большинство известных личностей занимались и пропагандировали закаливания и здоровый образ жизни.
Наш великий полководец Михаил Кутузов требовал от офицеров соблюдения методик закаливания и гигиены. К тому же в армии было замечено, что раненые офицеры, которые лежат после боя намного ближе к огню умирают гораздо чаще, чем настолько же раненые солдаты, но лежавшие дальше от огня.
Даже один из величайших и известнейших Русских ученых В. И. Павлов часто купался в Неве и в 80 летнем возрасте, и в любую погоду, не боясь простуды и холодных дней. Лев Николаевич Толстой с ранней весны и до выпадения снега предпочитал ходить босиком, И. А. Крылов часто купался в проруби. Даже бунтарь и гений Русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин любил принимать по утрам ванны со льдом, заменяя ими посещения врачей и прием бесполезных лекарств.
Даже известный Русский писатель, мыслитель и поэт А. Н. Радищев писал в своей книге «О человеке, о его смертности и бессмертии», о значительном благотворном действии на человека как правильного питания, температуры, свежего воздуха, воды и солнечных лучей.
У народов крайнего севера закаливание вообще было насущной жизненной необходимостью, без этого практически невозможно нормально существовать в подобных экстремальных условиях. Якуты часто по нескольку суток, несколько раз в день натирали новорожденных снегом и обливали ледяной водой. Тунгусы и Остяки обкладывали младенцев снегом и обливали ледяной водой, а затем закутывали их в оленьи шкуры.
Да чего стоят только старинные русские развлечения и игры, с легкостью дошедшие и до наших дней. Вспомните такие исконно Русские занятия как детей, так и взрослых - катание на санках, лыжах, или коньках, игра в снежки, купание в прохладной воде, зимняя и не только рыбалка, прыжки через костер, пускание самодельных корабликов весной и другие. Действительно такие развлечения, которые одновременно включают в себя и занятие закаливанием, как раз под стать одному из самых стойких к морозу и близких к истории закаливания славянскому народу.
Закаливать свой организм можно воздухом, водой и солнцем.
Закаливание воздухом известно с незапамятных времен. Это самый простой и вместе с тем очень эффективный способ сохранения и укрепления здоровья. Кожа и находящиеся в ней температурные рецепторы обладают большой чувствительностью к изменениям температуры внешней окружающей среды организма. Особенно это относится к тем органам тела, которые обычно закрыты одеждой. Поэтому очень важно, чтобы воздушные процедуры проводились в обнаженном или полуобнаженном (по пояс) виде. В этом случае площадь воздействия будет достаточно большой и можно ожидать не только местного, но и достаточно выраженного общего эффекта. Закаливание воздухом спасает человека от сквозняков. При данном виде закаливания на человека действует комплекс факторов: атмосферное электричество, скорость движения воздуха, температура. Начинают закаливаться с воздушных полуванн, затем принимают полные воздушные ванны при комнатной температуре по 10 минут. Затем, ежедневно прибавляя по 5 минут, доводят процедуру до 35-40 минут. Затем переходят на открытый воздух. По мнению специалистов, человек должен не менее 2 часов в день быть в обнаженном состоянии. Вот почему скифы при выполнении физических упражнений полностью снимали одежду.
Закаливание организма водой давно и хорошо всем известно. Биологический эффект водной процедуры наблюдается достаточно быстро, и выраженность его более очевидна. Это связано с тем, что вода по сравнению с воздухом обладает большей теплоемкостью и теплопроводностью и поэтому вызывает более сильное охлаждение организма, чем воздушные ванны той же температуры. Так, например, при температуре воздуха 24°С человек в обнаженном виде чувствует себя вполне комфортно. Между тем нахождение в воде той же температуры вызывает ощущение прохлады. Таким образом, водные процедуры являются более сильным средством закаливания, чем все остальные. Кратковременные (2-3 минуты), прохладные (ниже 30') водные процедуры повышают возбудимость, увеличивают силу мышц. Также действуют кратковременные (1-2 минуты) очень горячие процедуры (выше 40'). Тёплая вода(36-40') понижает мышечную напряженность, вызывает сон.
Закаливающие водные процедуры разделяют на обтирание, обливание, душ и купание. Обтирание представляет собой самую простую форму закаливания. Это наиболее слабая водная процедура со сравнительно низкой эффективностью. Ее осуществляют с помощью махрового полотенца или губки, смоченных в воде. Обливание - следующая по интенсивности водная закаливающая процедура. Кроме температурного фактора в этой процедуре добавляется некоторое незначительное механическое воздействие на кожу. Душ оказывает наиболее сильное влияние на кожные покровы человека. Это связано с тем, что помимо температурного фактора присоединяется довольно интенсивное механическое воздействие на кожу падающей струн воды. Купание - один из распространенных и хорошо известных с древних времен методов оздоровления и закаливания. В этот момент организм человека подвергается комплексному воздействию разнообразных в качественном отношении факторов внешней среды. Благоприятное действия купания в открытых водоемах в теплое время года связано не только с температурным фактором, происходит воздействие на кожные покровы воздушных ванн, а также солнечной радиации. Кроме того, в осуществлении плавания принимают участие разные группы мышц, происходит нагрузка на все функциональные системы организма: сердечно - сосудистую, дыхательную, эндокринную, мышечную, нервную, иммунную (защитную).
Самое благоприятное воздействие на организм человека оказывают морские купания. Морские купания обычно происходят при достаточно высокой температуре воздуха и йоды.
В действии холодной воды можно отметить три фазы:
1 фаза. Кожа бледнеет. Это связано с резким сужением кровеносных сосудов.
2 фаза. Через некоторое время сосуды расширяются, появляется ощущение тепла, порозовение кожи.
3 фаза. Если холодная вода продолжает действовать дальше, то она вызывает застой крови, кожа синеет.
Для закаливания используют первые две фазы. Третью нельзя допускать!
Некоторые советы к началу купального сезона:
1. В воду входите сразу, войдя по грудь, два раза окунитесь и плывите.
2. Не купаться разгорячённым или охлаждённым. Не купаться с испариной на коже.
3. Выйдя из воды, разотритесь полотенцем до потепления.
4. После купания не загорайте, это снимает закаливающий эффект.
5. Не ходите и не лежите в мокром купальнике - это приводит к болезням тазовых органов и поясницы.
Наиболее доступными в быту способами закаливания являются полоскания носоглотки прохладной водой, обтирание шеи; не следует укутывать шею слишком теплыми шарфами. Для закаливания носоглотки у часто болеющих школьников можно применять ходьбу босиком по увлажненному полу или сочетать ходьбу по сухому полу с ходьбой по увлажненному коврику.
Летом и зимой можно организовать ходьбу и бег по сырому песочку (в песочнице, в специальном домашнем манеже или на берегу водоема) или по утренней траве, увлажненной росой. Все это простые увлекательные для ребенка и достаточно эффективные формы оздоровления, которые наряду с закаливанием укрепляют мышцы и связки стоп и голеней, обеспечив профилактику и, в ряде случаев, коррекцию плоскостопия. Можно рекомендовать также ходьбу босиком по скошенной траве, по опавшей хвое в лесу, по земле после летнего дождя и т. д.
Закаливание солнцем
Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и тепловых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен веществ. Кожа лучше противостоит внешним вредным влияниям и регулирует теплообмен. Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита. Но принимать солнечные ванны нужно грамотно. В первые дни продолжительность их не должна превышать 5—6 мин. Постепенно после появления загара их можно увеличить до 10 мин. Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2—3 раза.
Принципы закаливания
а) Систематичность использования закаливающих процедур. Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям
б) Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия. Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно.
в) Последовательность в проведении закаливающих процедур. Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.
г) Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья. Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему.
д) Комплексность воздействия природных факторов. К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечное облучение.
Вопросы для закрепления:
- Зачем необходимо закаливание?
- Когда и где впервые появились различные способы закаливания?
- Какое значение закаливанию придавали на Руси?
- Как можно использовать воздух для закаливания организма?
- Какие правила нужно соблюдать при закаливании водой?
- Для чего необходимо солнце при закаливании?
- Какие принципы закаливания вы знаете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закаливание организма и его значение в укреплении здоровья
Всем известно, что закаливание приносит большую оздоравливающую пользу для организма человека (проверено годами на своём организме). Эта презентация расскажет о закаливании и его роли в укреплении здо...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...
Музыка на службе укрепления здоровья человека (внеурочная деятельность и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) доработана в 2018 году Смотреть вкладку "АУДИО"
Материалы данной работы могут быть использованы как на уроках музыки, во внеурочной деятельности, а также в работе с родителями в целях пропаганды оздоровления человека средствами ...
§7.4_8кл_Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества....
Открытый урок ОБЖ в 8 классе по теме «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества»
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, поточная.Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие: игровые, адаптивная гимнастика, технология инд...
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества...