обобщающий урок на тему "Вода" 6 класс вспомогательной школы 8 вида
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме


Обобщающий урок, в котором используется ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.odt29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: обобщить , систематизировать, проверить знания учащихся по разделу «Вода».

Оборудование: карта земного шара, компьютер, красные, желтые и зеленые кружки, стеклянная банка, фильтр бумажный, песок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Сдача рапорта.

  1. Сообщение темы и цели урока.

   На магнитофоне включена запись со звуком морского прибоя.

  • Послушайте. Что вы слышите? (Звук дождя)
  • Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (О воде)
  • Верно. Сегодня мы повторим все, что узнали о воде.

  1. Обобщение изученного материала.

Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

  • Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, - это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Большая часть поверхности Земли покрыта океанами, морями, реками, озерами. Вода входит в состав всех живых организмов. Потеря воды — это смерть. Потеряло растение половину своей воды — погибло, а животному того меньше надо потерять, чтобы погибнуть. А для многих живых организмов вода — дом родной. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне ее.
  • А теперь давайте прочтем пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду.

(Слайд №1, дети читают по одной пословице)

  • «Снега надует — хлеба прибудет, вода разольйтся — сена наберется» (русская пословица) (без воды ни хлеба, ни сена не будет)
  • «Вода мать полей, а без матери не проживешь» (китайская пословица) (на полях ничего без воды не вырастет)
  • «Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец» (английская пословица) (мы начинаем ценить воду только тогда, когда ее нет)
  • «Капля за каплей — образуется озеро, а перестанет капать — образуется пустыня» (узбекская пословица). (без воды растения погибают, и образуется пустыня)
  • А сейчас с вами вспомним свойства воды. Для этого проведем небольшую игру «Светофор». Я читаю вопросы и три ответа, если вы считаете, что правильный ответ первый, то поднимаете красный кружок, второй — желтый кружок, третий — зеленый кружок. Если же вы думаете, что правильный два ответа, то поднимаете два кружка соответственно порядку.

(Слайд №2, объяснять правила по этому слайду)

  • 1. При нагревании вода: а) сжимается; б) расширяется; в) ничего не происходит. (ответ б — желтый кружок)
  • 2. Если опустить предмет в воду: а) его не видно; б) он хорошо виден; в) еле заметен. (ответ б — желтый кружок)
  • 3. Если пропустить мутную воду через фильтр: а) очищается; б) загрязняется; в) остается прежней. (ответ а — красный кружок)
  • 4. Вода имеет: а) цвет; б) запах; в) ничего не имеет. (ответ в — зеленый кружок)
  • 5. Если в воде размешать соль: а) раствориться; б) раствориться не до конца; в) с ней ничего не произойдет. (ответ а — красный кружок)
  • 6. При охлаждении вода: а) сжимается; б) ничего не происходит; в) расширяется. (ответ а — красный кружок)
  • 7. Если поставить на мороз бутылку с водой, плотно закрытую пробкой, то при замерзании воды бутылка: а) сузится; б) ничего не произойдет; в) разорвется на части. (ответ в — зеленый кружок)
  • Молодцы, ребята. Вы все отлично знаете свойства воды. А теперь отгадайте загадки. Его полным-полно зимой.

Так скользко — не дойдешь домой.

На речках и прудах встает

Прозрачный, хрупкий, чистый... (Лед)

(Слайд №3, появляется картинка льда.)

  • Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег)

(Появляется картинка снега.)

  • Змея разлеглась у меня на пути,

Ползет, а меня не пускает пройти,

Ползет, оставаясь на месте своем.

Ты знаешь, о чем говорю я? О чем? (Река)

(Появляется картинка реки.)

  • Стуча от холода зубами

Мы рано вышли за грибами.

С утра так дышится легко,

Но мы попали в «молоко»,

А, может, двойника «кефира»,

И сразу стало как-то сыро.

Залез за ворот и в карман

Белесый, призрачный... (Туман)

(Появляется картинка тумана.)

  • Что мы видим на картинках? (Лед, снег,реку и туман)
  • Что общего между ними? (Это вода, только в разных состояниях)
  • А какие состояния воды вы знаете? (Твердое, жидкое и газообразное)
  • Назовите мне твердое состояние воды. (Лед)
  • При какой температуре он тает? (При температуре выше 0)
  • Во что превращается лед, когда тает? (В воду)
  • Из какого состояния вода переходит в какое? (Из твердого состояния в жидкое)
  • Что происходит с водой при нагревании? (Вода закипает)
  • При какой температуре она закипает? (При температуре +100  и превращается в пар)
  • Где мы можем это увидеть? (Когда кипит чайник)
  • Из какого состояния в какое переходит вода? (Переходит из жидкого в газообразное)
  • Что происходит с паром при охлаждении? (Он превращается в капельки воды)
  • Где мы можем это увидеть? (Утром, когда появляется туман)
  • А о том, что же такое туман, нам еще раз расскажет ученик. (Один ребенок подготавливает доклад о тумане)

Туман — это густой пар, водяные пары в низших слоях воздуха, над поверхностью земли. Днем над рекой или землей воздух нагрелся и в нем собралось много водяного пара. Вечером воздух остыл, стал холодным и водяной пар превратился в капельки воды, и над землей появился туман. Будто облако легло на землю. Туман может быть везде: и в городе, и в деревне. А пригреет солнышко, туман исчезнет: опять раствориться в воздухе.

  • А сейчас мы посмотрим мультфильм. Смотрим его внимательно и пробуем ответить на вопрос: о каком явлении природы в нем рассказывается.

(Слайд №4. Дети смотрят мультфильм «Заяц Коська и родничок».)

  • Так о каком же явлении природы в нем рассказывается? (О круговороте воды в природе)
  • Верно, ребята. Вы правильно ответили. Вода с поверхности водоема или почвы испаряется и превращается в пар. Пар поднимается вверх. Высоко над землей всегда холодно, и водяной пар превращается в маленькие капельки. Из водяных капелек образуются тучи и облака. Облака легкие, белые, а тучи тяжелые и серые. Из тяжелых туч капли воды падают вниз в водоем и на почву в виде дождя. И снова вода с поверхности водоемов и почвы испаряется. Так и происходит круговорот воды в природе.
  • А где же вы используете воду?
    (Слайд №5, схема использования воды)
  • Вода используется в быту. Кто сможет пояснить эти слова? (Вода необходима человеку для питья, приготовления пищи. Мытья посуды, стирки белья, влажной уборки жилых помещений)
  • Верно, молодец. А как используют воду в сельском хозяйстве? (Вода расходуется при уходе за домашними животными: на поение, приготовление корма, для мытья кормушек; вода также нужна для полива огорода и разведения удобрений)
  • Как вы думаете, нужна вода в медицине? (Да. Различные водные растворы применяются в медицине. Водный раствор питьевой соды, например, используют при полоскании горла)
  • Верно.  И последний пункт нашей схемы — это водный транспорт. Кто сможет это мне пояснить? (По воде плавают корабли, пароходы, лодки)
  • Молодцы. Вы все знаете об использовании воды. А знаете ли вы, как ее оберегать? (Да)
  • Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
    С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
    Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
    Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?

Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.

  • В настоящее время проблема загрязнения водной среды является очень актуальной. Мы уже говорили, без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает наносить вред водным объектам. Как же человек загрязняет воду? (Сбрасывает отходы, нефть и нефтепродукты. Строят на берегах рек фабрики и заводы)
  • Часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушайте старинную легенду. В отвесной скале одной из гор человек просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который из-за сиюминутной выгоды расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава была его не долгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня. Как вы понимаете слова «деревня высохла»? (так как в деревне воды больше не было, то все люди уехали из деревни, и ее больше не стало)
  • Приподные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Каждую каплю воды нужно беречь. Вода — это наше природное богатство.
  • «Вода — это жизнь», - гласит старая восточная мудрость. И об этом вы не должны забывать.

IV. Подведение итогов.

  • Давайте подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? (О воде)
  • Какими свойствами обладает вода? (Без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет форму, растворитель)
  • Назовите три состояния воды. (твердое, жидкое, газообразное)
  • Где используется вода? (В сельском хозяйстве, в быту, в транспорте, в медицине и т. д.)
  • Как уберечь воду от загрязнения? (На фабриках и заводах ставить очистительные сооружения, не сбрасывать нефть и нефтепродукты в воду)
  • Молодцы. Все сегодня отлично поработали. (Выставление отметок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (вспомогательная школа)

Данное тематическое планирование составлено к учебнику Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида....

Тематическое планирование по чтению в 9 классе (вспомогательная школа)

Тематическое планирование к учебнику по чтению для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида. Авторы-составители А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова...

выпускной для 9 класса вспомогательной школы (для детей инвалидов )

Этот сценарий я составила для своей дочери в специализированную школу (для детей с нарушениями опорно-двигательгого опарата)...

Рабочая программа по предмету "Русский язык". 8 класс (вспомогательная школа)

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: в 2 сб. / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, ...

Анкета по профориентации учеников 9 класса вспомогательной школы

Предлагаю Вашему вниманию анкету по профориентации учеников 9 класса коррекционной школы....

Методические разработки"Система изучения правил правописания в начальных классах вспомогательной школы"

Тема: «Система изучения правил правописания в начальных классах вспомогательной школы» Для изучения в младших классах вспомогательной школы вы¬делены расходящиеся с произношением написания, которые мо...