План-конспект урока по биологии в 8 классе с применением средств ИКТ
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Биология это уникальная наука, так как в отличие от других она интегрирует в себе многие науки. Развивать творческий потенциал школьника позволяет мне использование на уроках информационных технологий  в форме мультимедиа-презентаций,  Smart – технологии. Презентации призваны помочь учащимся получить наглядную информацию о том, что изучается на уроке, повторить пройденный материал. Учитель через мультимедиа-проектор демонстрирует графические возможности приложения к уроку. На экране последовательно создаются все этапы урока, во время демонстрации которого учитель кратко комментирует происходящее на экране, при этом затрачивается меньше времени, которое увеличивается на решение проблемных или творческих заданий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obmen_v-v_i_energii_8_kl.doc884 КБ
Office presentation icon obmen_v-v_i_energii.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №629

План-конспект урока по биологии в 8 классе

с применением средств ИКТ

Урок разработала:

учитель старших классов

Агапова Ульяна Вячеславовна

Uliana-143@mail.ru

Тема урока:                Обмен веществ и энергии

Пояснительная записка

Урок биологии в 8 классе  по теме «Обмен веществ и энергии» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Данный урок должен проводиться в классе, оборудованном смарт-доской.

Необходимо иметь следующее оборудование и программное обеспечение:

Оборудование:

  •  АРМ учителя
  •  Проекционный аппарат
  •  Экран (Смарт доска)

Программное обеспечение:

  •  Операционная система – Windows XP,
  • Smart – технологии


Тема урока:                        Обмен веществ и энергии

Цель:        Раскрыть сущность процесса обмена веществ и энергии как основной функции организма.

Задачи:        1. разъяснить значение пластического и энергетического обмена веществ

                2. раскрыть сущность энергетических процессов в организме

                3. развивать умение устанавливать взаимосвязь между потреблением и                 расходованием энергии для процессов жизнедеятельности организма

                4. продолжить формировать умение работать с различными                                 источниками информации.

Тип урока: урок изучения новых знаний, комбинированный.

Методы урока: словесные, наглядные.

Оборудование:  учебник, раздаточный материал, Смарт-технологии

Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ПРИМЕЧАНИЕ

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Обмен веществ.

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых существ.

        Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой рядом признаков. Одним, из которых является – обмен веществ.

        Любой живой организм, в том числе и человек, - открытая система, которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материла или как источник энергии, выделяя в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергии.

Обмен веществ – поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение и выделение во внешнюю среду образующихся продуктов распада.

  1. Виды и стадии обмена веществ.

        Организм живет и человек получает готовые органические вещества с пищей. Но чтобы эти соединения могли включиться в обмен, они должны быть расщеплены на элементарные части. Этот процесс и осуществляется как вы знаете, в системе органов пищеварения. Пищеварение, транспортировка питательных веществ, кислорода, есть лишь подготовительная стадия обмена веществ.

Задание. Объясните схему «Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ»  

  1. Превращение энергии в организме

Согласно закону сохранения энергии, энергия не возникает и не исчезает бесследно, а переходит из одного вида энергии в другой. Электрическая – передача информации по нервным волокнам с помощью импульса.

Химическая – биосинтез АТФ, белков, жиров, углеводов.

Механическая – сокращение скелетных мышц, сердца, диафрагмы.

Тепловая – поддержка постоянной температуры тела, выделение избытка тепла в окружающую среду.

  1. Расход энергии.

Для жизнедеятельности организма минимальная суточная норма энергии составляет 10500 кДж.

  1. Взаимное превращение веществ в организме

Превращение веществ идут на ферментных системах клеток печени.

Обмен веществ – сложная цепь превращений в организме, начиная с момента поступления из внешней среды питательных веществ и кончая удаление продуктов распада.

При расщеплении 1г углеводов образуется 17,6 кДж энергии.

При расщеплении 1г белков образуется 17,6 кДж энергии.

При расщеплении 1г жира образуется 38,9 кДж энергии.

Схема «Обмен углеводов»

Схема «Обмен белков»

Схема «Обмен жиров»

Задание. Превращение веществ идут на ферментных системах клетках печени. Отсюда, объясните схему «Превращение веществ»

  1. Регуляция обмена веществ в организме

Обмен веществ регулируют определенные системы организма – это нервная и гуморальная.

III. Закрепление изученного материала.

 

Задание. Можно ли судить об изменении интенсивности энергетического обмена по количеству углекислого газа, выделяемого человеком или животным?

Задание составить 5 предложений с усвоенными понятиями, чтобы они в этих предложениях ни разу не повторялись

Ответы учащихся.

IV. Домашнее задание. 

Учебник п.36

        

Список литературы:

  1. Биология: 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений/  А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.-М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах.-М. «Школа XXI век.»

Биология это уникальная наука, так как в отличие от других она интегрирует в себе многие науки. Изучение биологии помогает развитию познавательных интересов учащихся, обеспечивает формирование у школьников ценностных представлений о человеке и окружающем его мире. Развивать творческий потенциал школьника позволяет мне использование на уроках информационных технологий  в форме мультимедиа-презентаций,  Smart – технологии. Презентации призваны помочь учащимся получить наглядную информацию о том, что изучается на уроке, повторить пройденный материал. Учитель через мультимедиа-проектор демонстрирует графические возможности приложения к уроку. На экране последовательно создаются все этапы урока, во время демонстрации которого учитель кратко комментирует происходящее на экране, при этом затрачивается меньше времени, которое увеличивается на решение проблемных или творческих заданий.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок разработала: учитель старших классов Агапова Ульяна Вячеславовна Uliana -143@ mail . ru

Слайд 2

Цель: Раскрыть сущность процесса обмена веществ и энергии как основной функции организма. Задачи: 1. разъяснить значение пластического и энергетического обмена веществ 2. раскрыть сущность энергетических процессов в организме 3. развивать умение устанавливать взаимосвязь между потреблением и расходованием энергии для процессов жизнедеятельности организма 4. продолжить формировать умение работать с различными источниками информации.

Слайд 3

пища органы пищеварения (переваривание) В кровь, лимфу, тканевую жидкость, в клетки, где происходит расщепление в-в и образование новых Жидкие продукты распада кожа, почки, частично легкие легкие углекислый газ О 2 прникает в капилляры кислород пища органы пищеварения (переваривание) В кровь, лимфу, тканевую жидкость, в клетки, где происходит расщепление в-в и образование новых Жидкие продукты распада кожа, почки, частично легкие легкие углекислый газ О 2 прникает в капилляры кислород пища органы пищеварения (переваривание) В кровь, лимфу, тканевую жидкость, в клетки, где происходит расщепление в-в и образование новых Жидкие продукты распада кожа, почки, частично легкие легкие углекислый газ О 2 прникает в капилляры кислород пища органы пищеварения (переваривание) В кровь, лимфу, тканевую жидкость, в клетки, где происходит расщепление в-в и образование новых Жидкие продукты распада кожа, почки, частично легкие легкие углекислый газ О 2 прникает в капилляры кислород пища органы пищеварения (переваривание) В кровь, лимфу, тканевую жидкость, в клетки, где происходит расщепление в-в и образование новых Жидкие продукты распада кожа, почки, частично легкие легкие углекислый газ О 2 прникает в капилляры кислород пища органы пищеварения (переваривание) В кровь, лимфу, тканевую жидкость, в клетки, где происходит расщепление в-в и образование новых Жидкие продукты распада кожа, почки, частично легкие легкие углекислый газ О 2 прникает в капилляры кислород пища органы пищеварения (переваривание) В кровь, лимфу, тканевую жидкость, в клетки, где происходит расщепление в-в и образование новых Жидкие продукты распада кожа, почки, частично легкие легкие углекислый газ О 2 прникает в капилляры кислород пища органы пищеварения (переваривание) в кровь, лимфу, тканевую жидкость, в клетки, где происходит расщепление в-в и образование новых жидкие продукты распада кожа, почки, частично легкие легкие углекислый газ О 2 прникает в капилляры кислород Схема общего обмена веществ и энергии

Слайд 4

Виды обмена веществ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН Диссимиляция Катаболизм Распад органических веществ Удаление продуктов распада Идет с выделением (поглощением) энергии Обмен веществ метаболизм ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН Ассимиляция Анаболизм Синтез органических веществ Усвоение организмом в-в, получаемых из внешней среды; при этом сохраняется постоянство химического состава и запасаются некоторые в-ва Идет поглощение (накопление) энергии

Слайд 5

Стадии обмена веществ Подготовительная Энергетический обмен Пластический обмен Низкомолекулярные в-ва (простые) Низкомолекулярные в-ва (простые) Высокомолекулярные в-ва (сложные) Высокомолекулярные в-ва (сложные) - Q + Подготовительная Пластический обмен Энергетический обмен Подготовительная Пластический обмен

Слайд 6

Задание. Объяснить схему «Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ» Органические вещества пищи РАСПАД в кишечнике до простых в-в: аминокислот, глюкозы, глицерина, жирных к-т Пластический обмен (в клетке) Энергетический обмен (в клетке) распад и окисление органических в-в СО 2 +Н 2 О +Q распад и окисление биосинтез органических в-в

Слайд 7

Превращение энергии в организме ХИМИЧЕСКАЯ химические связи органических в-в пищи Окисление органических веществ МЕХАНИЧЕСКАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТЕПЛОВАЯ

Слайд 8

Расход энергии в организме Вид труда Затраты энергии в сутки Умственный 13500 кДж Механизированный физически 15000 кДж Немеханизированный физически 17300 кДж Тяжелый немеханизированный 20000 кДж 1 кДж = 0,24 ккал 1 ккал = 4,2 кДж Для жизнедеятельности организма необходима энергия 10500 кДж в сутки

Слайд 9

Превращение веществ идут на ферментных системах клеток печени. ЖИРЫ БЕЛКИ УГЛЕВОДЫ Задание. Объяснить схему «Взаимное превращение веществ в организме»

Слайд 10

Взаимное превращение веществ в организме Обмен углеводов Углеводы пищи (крахмал) Фермент амилада, глюкозидаза В ротовой полости солодовый сахар, глюкоза Фермент амилаза В тонком кишечнике глюкоза Синтез в клетках тела и печени гликоген распад + Q СО 2 +Н 2 О При расщеплении 1г глюкозы образуется 17,6 кДж энергии

Слайд 11

Взаимное превращение веществ в организме Обмен белков Белки пищи Фермент пепсин в желудке пептиды Фермент трипсин в тонком кишечнике аминокислоты синтез в клетках организма казеин миозин распад + Q СО 2 +Н 2 О + мочевина + аммиак При расщеплении 1г белка образуется 17,6 кДж энергии

Слайд 12

Взаимное превращение веществ в организме Обмен жиров Жиры пищи Фермент липаза в 12-ти перстной кишке частично глицерин + жирные кислоты Фермент липаза в тонком кишечнике глицерин + жирные кислоты Синтез в клетках тела липоиды распад + Q СО 2 +Н 2 О При расщеплении 1г жира образуется 38,9 кДж энергии

Слайд 13

Регуляция обмена веществ РЕГУЛЯЦИЯ нервная гуморальная Гипоталамус регуляция обмена белков, жиров, углеводов, воды, солей обмен тепла потребление пищи Эндокринные железы Щитовидная железа Поджелудочная железа Надпочечники гормоны участвуют в регуляции обмена веществ и энергии активизируют ферментные системы организма РЕГУЛЯЦИЯ нервная гуморальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект бинарного урока по биологии и химии.

Бинарный урок по биологии и химии....

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"

Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...