Конспект урока "Биосинтез белков"
план-конспект урока по биологии по теме

Макаров Денис Анатольевич

Конспект урока для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_biosintez_belkov.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:     « Биосинтез   белков»

  • Цель: познакомить с процессами транскрипции и трансляции.
  • Задачи:
  • - ввести понятия гена, триплета, кодона, кода   ДНК, транскрипции и трансляции,
  •  объяснить сущность процесс биосинтеза белков.
  • развить внимание, память, логическое мышление.                

Оборудование:  таблицы по биосинтезу белков, магнитная доска, динамическое пособие.

                                                      Ход урока:

  1. Оргмомент  урока. (2 мин)

  1. Изучение нового материала. (24 мин)

А)    Важнейшим процессом ассимиляции в клетке является синтез присущих ей белков.В клетке содержатся тысячи белков – какие-то денатурируют, какие-то заново создаются, а синтез некоторых в специализированных клетках нужен постоянно .  Мы знаем, что первичная структура белка – это цепь аминокислот, а ДНК –это цепь из нуклеотидов.  Как же зашифрована     информация о первичной структуре белка в ДНК?

Вся молекула ДНК поделена на отрезки, кодирующие аминокислотную последовательность одного белка. Запишем определение гена. Участок ДНК , в котором содержится информация о первичной структуре одного белка, называется геном.

М. р.  Мозговой штурм через решение созданной проблемы.

Б)  Генетический код. Каждой аминокислоте белка в ДНК  соответствует последовательность из трёх  расположенных друг за другом нуклеотидов – триплетов.

Свойства кода.

  • Код триплетен
  • Код однозначен
  • Код непрерывен
  • Код  универсален.

Рассмотрите на таблице генетический код, обратите внимание на запись аминокислот, они обозначаются  несколькими буквами ( трёмя).

В) Транскрипция.

Показать на таблице.  Определение – информация с гена ДНК переписывается  на  иРНК .

Процесс протекает в ядре и начинается с фермента ДНК – полимеразы.

Образовавшееся и РНК перемещается через поры  ядра в цитоплазму на рибосому.

Г) Трансляция.

На тот конец и-РНК с которого необходимо начинать синтез белка, нанизывается рибосома. Рибосома перемещается по молекуле и-РНК прерывисто, «скачками»,  задерживаясь на каждом триплете приблизительно 0,2 с  и захватывает только 6 нуклеотидов.

Строение т-РНК:

  • 20 видов т- РНК
  • напоминает по форме лист клевера
  • не верхушке антикодон
  • на черешке листа специальный фермент прикрепляет аминокислоту

За 0,2 с т- РНК способно распознать своим антикодоном триплет,  на котором находится рибосома. Аминокислота отсоединяется от черешка листа и пресоединяется пептидной связью к растущей белковой цепочке.

Эта операция повторяется столько раз, сколько аминокислот должен содержать строящийся белок.  

М. р. Применение электронного ресурса диск «биология»-10 кл. Использование динамической модели учащимися.

Д) Зарисуем схему биосинтеза белка в тетрадь.

М. Р. Использование  ЛСМ.

Е) Решение задач.

Задача № 1

Сколько нуклеотидов содержит ген, кодирующий белок миоглобин, если в его состав входит 155 аминокислот?

Задача № 2

Фрагмент молекулы ДНК ( ген) содержит 1326 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот входит в состав белка, который кодируется этим геном?

Задача № 3.

В одной цепочке молекулы ДНК имеется 31% адениловых остатков, 25 % тимидиновых остатков и 19 % цитидиловых  остатков. Рассчитайте, каково процентное соотношение нуклеотидов в двухцепочечной  ДНК.

М. р. Применение дифференцированного обучения при решении задач из материалов КИМов.

  1. Закрепление материала. (15мин)

Ответьте, правильно ли данное высказывание  (да - нет).

  1. Одна аминокислота кодируется несколькими триплетами.
  2. Один триплет кодирует несколько аминокислот.
  3. Один ген  эукариот кодирует один белок.
  4. Антикодон  тРНК  УАА  соответствует кодону иРНК  АУУ.
  5. Транскрипция протекает в цитоплазме.

Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих в процессе синтеза белка.

А) Поступление молекулы и-РНК  из ядра в цитоплазму.

Б) Взаимодействие молекул т-РНК, несущей первую аминокислоту, с рибосомой в комплексе с и-РНК.

В) образование пептидной связи.

Г) Образование молекулы и-РНК на матрице ДНК.

Д) Отсоединение синтезированного белка от рибосомы.

Е) Связывание молекулы и-РНК с рибосомой.

 

Работа с тестами по теме (самостоятельно).              

  1. Реакции биосинтеза белка, в которых последовательность триплетов в и- РНК обеспечивает последовательность аминокислот в молекуле белка, называют:

А) гидролитическими

Б) матричными

В) ферментативными

Г) окислительными.

Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации?

А) ген-иРНК-белок-свойство-признак.

Б) признак-белок-иРНК-ген-ДНК

В) иРНК-ген-белок-признак-свойство

Г) ген-признак-свойство.

  1. Роль матрицы в синтезе молекул и РНК выполняет:

А) полипептидная нить

Б) плазматическая  мембрана

В) мембрана эндоплазматической сети

Г) одна из цепей молекулы ДНК

  1. Антикодону ААУ на транспортной РНК соответствует триплет на ДНК-

А) ТТА      Б) ААТ         В) ААА       Г) ТТТ

  1. Белок состоит из 50 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована первичная структура этого белка?

А) 50       Б) 100         В) 150       Г) 250

  1. Информация о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу

А) АТФ        Б) р РНК      В) т РНК      Г) и РНК

  1. В рибосоме при  биосинтезе  белка располагаются два триплета и РНК,  к которым в соответствии с принципом комплементарности присоединяются кодовые триплеты

А) ДНК         Б) р РНК         В) белка          Г) т РНК

Заполнить таблицу. (каждому ученику  индивидуальная карточка.)

ДНК( фрагмент)

ТГЦ

АГТ

ТАА

ЦГА

ГАЦ

и-РНК( фрагмент)

Антикодоны

т-РНК

Полипептид

( фрагмент)

М. р. Применение различных видов проверки знаний – соответствие, последовательность, тесты по материалам КИМов.

4.Задание на дом. (2 мин)

Параграф № 26

Ответить на вопросы в конце параграфа.

 Решить задачу.

Содержание нуклеотидов в цепи иРНК следующее: аденилового нуклеотида-35%, гуанилового –27%, цитидилового-18%, урацилового-20%. Определите процентный состав нуклеотидов участка двухцепочечной молекулы ДНК, являющегося матрицей для  этой  иРНК.

М. р. В параграфе данной темы недостаточно материала для решений задач.

  1. Итоги урока. (2 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ППО Тема: Аппликация «Белка с орехом».о ППО

Тема:    Аппликация  «Белка  с  орехом».Цели:   -  повторить  название  диких  и  домашних  животных...

Конспект урока "Белки"

Конспект урока....

Конспект урока "Биологические свойства белков"

Особенности химического строения, структура белковой молекулы, свойства белков и их биологические функции рассматриваются на уроке изучения нового материала "Биологические свойства белков"....

Конспект урока "Белки"

Конспект урока по теме "Белки" в 10 классе...

Конспект урока "Белки"

Конспект урока для 11 класа ( базовый уровень)...

10 класс Биология ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ. КОНФОРМАЦИИ БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. ФЕРМЕНТЫ

Тема 3.Органические вещества. Белки. Конформации белковой молекулы. Классификация белков. Функции белков.Ферменты...

Лабораторная работа Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Цель: овладение навыками проведения химических опытов, подтверждающих свойства белков и их нахождение в продуктах питания; познакомиться с реакциями, доказывающими наличие в белках ароматического коль...