Конспект урока "Белки"
план-конспект урока (биология, 10 класс) на тему

Тихонова Елена Викторовна

Конспект урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_belki.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зареченская СОШ Собинского района, Владимирской области

Конспект урока

по биологии в 10 классе

«Строение и функции белков»

Учитель: Тихонова Елена Викторовна

(1 квалификационная категория)

                                                     2012

Конспект урока

Тема:

Строение и функции белков.

Цель:

Систематизировать и углубить у учащихся учебно-познавательные компетентности в области изучения строения и функций белков.

Задачи:

Образовательные (предметные):

Конкретизировать и углубить знания учащихся

А) строение белка  

Б) классификация белков

В) уровни организации белковой молекулы

Г) функции белков  


Развивающие (метапредметные):  

А) развитие необходимости понимания важнейшей биологической роли белков в мире живой природы

Б) развивать методы исследования живой природы развитие коммуникативных умений

 

Воспитательные:

 А) Овладение опытом межличностной коммуникации корректное ведение диалога участие в работе парой  

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, презентация, инструкция к лабораторной работе на каждую парту, тексты по теме и оборудования для проведения практической и лабораторной работы.

Литература:

1. Каменский А.А. Общая биология. 10-11 кл.: учеб. для  общеобразоват. учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.- 367, [1]с.: ил.

2. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменский, Е.А Криксунова, В.В. Пасечник / авт.- сост. И.В Лысенко.- Волгоград: Учитель, 2007.- 217с.

3. Корабельникова Т.А. Деятельностный подход в обучении и его применение на уроках химии М.: Чистые пруды, 2009.- 31с.

Тип урока:

Комбинированный

Понятия:

Белки, протеины, протеиды, пептидная связь, первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков; денатурация, ренатурация, ферменты.









План урока:

  1. Организационный момент  (1 мин).
  2. Вызов  (5 мин).
  3. Изучение нового материала  (20 мин).
  4. Рефлексия (тест) 13 мин.
  5. Домашнее задание  1 мин.

Конспект урока:

Орг. Момент.

Вызов.

Добрый день. Присаживайтесь. Рада Вас видеть. Кто отсутствует? Среди органических веществ  в живых организмах самыми важными являются белки. Содержание в клетках может колебаться от 50 до 80%.  «Жизнь есть способ существования белковых молекул», - Энгельс (см. презентацию). Вы уже имеете определенные знания о строении и функциях белков. Предлагаю вспомнить их. Учитель записывает на доске слово белок, ставит от него в  разные стороны стрелочки и предлагает составить кластер (что известно о белке). Кластер учителя на обратной стороне доски, где содержатся дополнительные сведения,  а также те моменты, которые изучались в 9 классе.  Затем обсуждаем и сравниваем  кластеры  и делают вывод, что известно о белках, а что неизвестно учитель предлагает сформулировать цель урока: углубить знания по теме строение и функции белков.


Содержание кластера учителя:

Образуются в результате реакции полимеризации.
Остатки аминокислот соединяются посредством пептидной связи.

Белки классифицируют на простые и сложные.

Существует четыре уровня организации белковых молекул:

А) первичная

Б) вторичная

В) третичная  

Г) четвертичная


Белки выполняют многообразные функции в организме.

Белки подвергаются денатурации и ренатурации.





Изучение нового материала (осмысление):


Текст на партах;

работа с учебником




Игровое задание







Беседа








Записать в тетради














Рассказ с использованием таблиц и слайдов








Самостоятельная работа с учебником, со слайдами






















Работа с текстом учебника




































Практическая работа





Функции белков (работа с учебником, с тетрадью, со слайдами)






















Рассказ учителя




 Строение   белков.

Длинные белковые цепи построены всего из 20 различных типов аминокислот. Биологи называют их  «волшебными» аминокислотами. Аминокислоты имеют общий план строения, но отличаются друг от друга по строению радикала. Соединяясь, молекулы аминокислот образуют так называемые пептидные связи. Реакция, на рисунке  13, называется реакцией полимеризации. В результате взаимодействия аминогруппы одной аминокислоты с карбоксильной группой другой аминокислоты выделяется молекула воды, а освобождающиеся электроны образуют ковалентную связь, которая получила название пептидной.  


Две аминокислоты, соединившись, образуют дипептид, три – трипептид.  Продолжите ряд, (4 - тетрапепсид, 5 - пентапептид, 6 - гекса… , а много - полипептид). Если вам в тексте учебника попадутся термины «полипептид», «полипептидная молекула», то вы уже будете знать, что речь идет о молекуле белка.информация учителя.


Белковые молекулы могут быть короткими и длинными, например:

  1. Инсулин - гормон поджелудочной железы, состоит из двух цепей: в одной 21, а в другой 30 аминокислотных остатков.
  2. Миоглобин — белок, мышечной ткани, состоит из 153 аминокислот.
  3. Коллаген- состоит из трех полипептидных цепей, каждая из которых содержит около 1000 аминокислотных остатков. 

 

Помогите мне сформулировать определение понятия «белок».

Белок – это  

 - низкомолекулярное соединение или высокомолекулярное? (высокомолекулярное)

 - можем мы назвать ее биополимером? (да)

 - аргументируйте свою мысль (биополимеры – это крупные органические молекулы, состоящие из мономеров)

 - что является мономером белковой молекулы? (аминокислоты)

 - сколько видов аминокислот может входить в состав белковой молекулы? (20)

 - белок относится к гомополимерам или гетерополимерам? Аргуменитруйте свою мысль. (к гетерополимерам, потому что в состав белков входят отличающиеся друг от друга мономеры – 20 аминокислот).


Белок это нерегулярный биополимер, мономерами которого являются аминокислоты.

По составу белки можно классифицировать:

  1. протеины – состоят только из белков
  2. протеиды – белок + небелковая часть:

а. гликопротеиды – аминокислоты + углеводы

б. липопротеиды – аминокислоты + жиры

в. нуклеопротеиды – аминокислоты + нуклеиновая кислота

г.  металлопротеиды – аминокислоты + металлы (гемоглобин)



Уровни организации белковой молекулы (см. презентацию).

Молекулы белков имеют сложную пространственную структуру.

Линейная последовательность аминокислот в составе полипептидной цепи представляет первичную структуру белка. Она уникальна для любого белка и определяет его форму, свойства и функции.


Вторичная структура белков представляет  собой спираль или гармошку. Витки спирали или ребра гармошки удерживаются водородными связями между группами — СООН и —NН2— . Хотя водородные связи малопрочные, но благодаря их значительному количеству в комплексе они обеспечивают довольно прочную структуру.


Третичная структура представляет собой причудливую, но для каждого белка специфическую конфигурацию, имеющую вид клубка (глобулу). Прочность третичной структуры обеспечивается ионными, водородными и дисульфидными (—S—S—) связями между остатками цистеина, а также гидрофобным взаимодействием.


Четвертичная структура характерна не для всех белков. Она возникает в результате соединения нескольких глобул в сложный комплекс. Например, гемоглобин крови человека представляет комплекс из четырех таких субъединиц, инсулин – из двух.


Денатурация и ренатурация белков.

Проблемные вопросы:

1. Почему врачи рекомендуют «сбивать» температуру больного, если она превышает 38 °С? (Из-за возможной тепловой денатурации белков).

2. Почему из сваренного яйца никогда не появится цыпленок? (Белки яйца необратимо теряют структуру из-за тепловой денатурации).


Денатурация — это утрата белковой молекулой своей структурной организации: четвертичной, третичной, вторичной, а при более жестких условиях — и первичной структуры (рис. 19). В результате денатурации белок теряет способность выполнять свою функцию. Причинами денатурации могут быть высокая температура, ультрафиолетовое излучение, действие сильных кислот и щелочей, тяжелых металлов и органических растворителей.

Денатурация может быть обратимой и необратимой, частичной и полной. Иногда, если воздействие денатурирующих факторов оказалось не слишком сильным и разрушение первичной структуры молекулы не произошло, при наступлении благоприятных условий денатурированный белок может вновь восстановить свою трехмерную форму. Этот процесс называется ренатурацией, и он убедительно доказывает зависимость третичной структуры белка от последовательности аминокислотных остатков, т. е. от его первичной структуры.


Вопросы к тексту:

  1. Что называется денатурацией? (утрата белковой молекулой своей структурной организации)
  2. Что может явиться причиной денатурации? (высокая температура, ультрафиолетовое излучение, действие сильных кислот и щелочей)
  3. В каком случае возможно восстановление структуры белковой молекулы? (если не произошло разрушение первичной структуры белка)
  4. Как называется этот процесс? (ренатурация)
  5.  Какая структура белковой молекулы обеспечивает свойства белка и ее пространственную конфигурацию? (первичная)


Выполните опыты и объясните их результаты:

Белок яйца является типичным протеином. Выясните, что с ним произойдет, если на него подействовать водой, спиртом, ацетоном, кислотой, щелочью, растительным маслом, высокой температурой и т. д.


Нарисуйте таблицу. Какие функции белков вы знаете?


Функция

Сущность

Пример

Структурная

Образование мембраны клеток и органоидов и др. структур

Коллаген

кератин

Регуляторная

Регулирование обмена веществ в организме

 гормоны:

 инсулин

 глюкагон

Защитная

-При попадании в организм чужеродных белков и микроорганизмов в лейкоцитах образуются защитные белки

-защита от потери крови при ранении в результате свертывания

-антитела


-фибриноген

Транспортная

Присоединение и перенос химических элементов по организму

гемоглобин

Сократительная

Осуществление всех типов движения

Актин, миозин

Запасающая

Резерв для организма, плода

Яичный альбумин

Токсическая


Змеиный яд

Энергетическая

Не основной, но источник энергии в клетке

Расщепление 1г

Сигнальная

Узнавание молекул мембраной клетки

гликопротеины

Ферментативная, каталитическая

Каталитическое ускорение биохимических реакций в клетке

Белки-ферменты

Пепсин, трипсин


Изучим подробнее каталитическую функцию белков.


Каталитическая   функция -   одна   из важнейших функций белков. Все биохимические реакции протекают с огромной скоростью благодаря участию в них биокатализаторов - ферментов. Определение: ферменты - это белки, ускоряющие протекание реакций. Скорость ферментативных реакций в десятки тысяч (а иногда и в миллионы раз) выше скорости реакций, идущих с участием неорганических катализаторов. Например, пероксид водорода без катализаторов разлагается медленно: 2Н2О2 -> 2Н2О + О2. В присутствии солей железа (катализатора) эта реакция идет несколько быстрее. Фермент каталаза за 1 сек. расщепляет до 5 млн. молекул Н2О2.

Известно более 2000 ферментов. Несмотря на большое количество и разнообразие ферментов, все их по особенностям строения можно разделить на две группы: простые белки и сложные белки. У сложных ферментов помимо белковой части имеется добавочная группа- кофактор (например, у многих витаминов).

Активный центр фермента взаимодействует с молекулой субстрата с образованием фермент-субстратного комплекса. Затем фермент-субстратный комплекс распадается на фермент и продукт (продукты) реакции. 

Согласно гипотезе, выдвинутой в 1890 г. Э. Фишером, субстрат подходит к ферменту, как ключ к замку, то есть пространственные конфигурации активного центра фермента и субстрата точно соответствуют друг другу. Субстрат сравнивается с «ключом», который подходит к «замку» — ферменту.

В 1959 году Д. Кошланд выдвинул гипотезу, по которой пространственное соответствие структуры субстрата и активного центра фермента создается лишь в момент их взаимодействия друг с другом. Эту гипотезу называют гипотезой «руки и перчатки» (гипотезой индуцированного соответствия).


Поскольку все ферменты являются белками, их активность наиболее высока при физиологически нормальных условиях: большинство ферментов наиболее активно работает только при определенной температуре. При повышении температуры до некоторого значения (в среднем до 50 °С) каталитическая активность растет (на каждые 10 °С скорость реакции повышается примерно в 2 раза). При температуре выше 50 °С белок подвергается денатурации и активность фермента падает.

Кроме того, для каждого фермента существует оптимальное значение рН, при котором он проявляет максимальную активность.

На скорость реакции влияет также концентрация субстрата и концентрация фермента. При увеличении количества субстрата скорость ферментативной реакции растет до тех пор, пока количество молекул субстрата не станет равным количеству молекул фермента. При дальнейшем; увеличении количества субстрата скорость увеличиваться не будет, так как происходит насыщение активных центров фермента. Увеличение концентрации фермента приводит к усилению каталитической активности, так как в единицу времени преобразованиям подвергается большее количество молекул субстрата.



































Рефлексия

Лабораторная работа. Наблюдения расщепления пероксида водорода ферментом каталазой.


Цель: выявить роль фермента каталаза в клетках и выяснить, как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях, в различных условиях среды. (Цель учащиеся формулируют сами после того, как познакомятся с инструктивной картой стр. 46 учебника).


Материалы и оборудование: клубни картофеля, вареный картофель, 3%-ный пероксид водорода, ступки фарфоровые с пестиками, терки для картофеля, пробирки (2—3 мл), пипетки, спиртовка.


Ход работы.

1. Измельчите клубень сырого картофеля до состояния кашицы. Возьмите две пробирки и в каждую положите небольшое количество измельченного картофеля.

2. Прилейте по 2 мл Н2О2 (пероксида водорода) в пробирки с сырым картофелем, с кусочком вареного картофеля. Запишите наблюдаемые вами явления. Объясните результат.


В выводе дайте ответы на вопросы:

1. О чем свидетельствует выделение кислорода в некоторых пробирках?

2. Почему этот процесс наблюдается не во всех пробирках?


Дополнительная информация.

1. Фермент каталаза имеется в каждой растительной и животной клетке.

2. Этот фермент расщепляет пероксид водорода с образованием молекулы воды и кислорода.

3.Фермент каталаза, расщепляя пероксид водорода, играет защитную роль, обезвреживая ядовитое вещество (Н2О2), которое непрерывно образуется в клетке в процессе ее жизнедеятельности.


Тест (самостоятельная работа учащегося по отработке основных терминов и понятий:

  1. Из названных соединений  выберите структурный компонент белка

А) нуклеотид

Б) аминокислота

В) глюкоза

2. Назовите белки-катализаторы.

     А) гормоны

     Б) ферменты

     В) антиоксиданты

3. Какая химическая связь участвует в образовании первичной структуры белка?

    А) водородная

    Б) пептидная

    В) сульфидная

4. Вторичная структура как правило имеет форму…

      А) спирали

      Б) глобулы

      В) вытянутой цепи

5. Третичная структура имеет конфигурацию…

       А) спирали

       Б) складок

       В) глобулы

6. Синонимом понятия белок является термин

      А) липид

      Б)полипептид

      В) нуклеотид

7. Белки, выполняющие защитные функции называются?

    А) антигенами

    Б) гормонами

    В) антитела

 Взаимопроверка тестов. Критерии оценок.

 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3», более 3 – «2».

Домашнее задание:  

Параграф 11. Знать определение терминов. Знать строение белковой молекулы, объяснять функции белков, приводить примеры.

*по желанию подготовить письменное сообщение по темам «Энзимология на современном этапе».  

     

Характеристика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...