Рабочая программа
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Антошина Ирина Анатольевна

Рабочая программа по биологии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx51.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                                               «Согласовано»                                                           «Утверждено»

Руководитель МО                                                             Заместитель                                                                 Директор МБОУ СОШ п.Агроном

________________                                                           руководителя по УВР                                                  ________________________                                                                                                           ФИО                                                                                   МБОУ СОШ п.Агроном                                                              ФИО          

Протокол №_____ от                                                        ___________________                                                Приказ №___________ от

«__»___________20____г.                                               «___»__________20__г.                                              «___»____________20____г.

    Рабочая программа педагога 

    Малыхиной Ирины Анатольевны

по биологии

6 класс

                                                                                                                                                                                    Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                             педагогического совета

                                                                                                                                                                                                  протокол №___________от

                                                                                                                                                                                                  «_____»_____________20____г.

                                                       

2013 — 2014 учебный год.

Пояснительная записка

Цели программы:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
  • овладения умениями применять  биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание  позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи программы:

1 – задачи обучения:

1) создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков;
  • продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии и мультимедийные уроки;
  • продолжить развивать у детей общеучебные умения: особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания;

2) закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков;

3) создать условия для развития творческих способностей учеников через систему креативных заданий;

2 – задачи развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной,  эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;
  • продолжить развитие внимания, памяти;
  • особое внимание обратить на развитие мышления (способности    производить анализ и синтез);
  • развивать стремление добиваться особых успехов,
  • продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков;

3 – задачи воспитания:

  • способствовать воспитанию  совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией»;
  • способствовать формированию у обучающихся коммуникативной, экологической и валеологической компетентностей через учебный материал уроков, экскурсии.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004. № 1089;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Сведения о программе:

программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой  (Сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и  лицеев - М., «Дрофа»,  2007  г.), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) и в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования в средней школе. Программа построена на принципиально новой содержательной основе - биоцентризме и полицентризме, раскрытии свойств живой природы, ее  закономерностей,  многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и как явления культуры, что позволяет ученикам, оканчивающим основную школу, получить полное представление о важнейших закономерностях живой природы, о биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.

Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:

согласно программе И.Н. Пономаревой  все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изучаются следующим образом: в 7 классе – «Животные», в 8 классе – «Человек», в 9 классе  - «Основы общей биологии». Это позволяет ученикам, оканчивающим основную школу, получить полное представление о важнейших закономерностях живой природы, о биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы.

Курс «Биология - 6» (раздел: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники») имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, навыков практической деятельности.

Количество учебных часов – 68 (2 часа в неделю), в том числе лабораторных работ – 17, экскурсии – 5 часов.

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);
  • уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);
  • уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, аукцион, ярмарка, телепередача, консилиум и т. д.);
  • уроки, имитирующие деятельность учреждений (суд, следствие, учёный совет, патентное бюро и т.д.)
  • уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-вернисаж, спектакль, студия, салон и т.д.);
  • уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
  • уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
  • интегрированные уроки;
  • лабораторные работы;
  • экскурсии;
  • заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.

Технологии обучения:

  • технология объяснительно-иллюстративное обучение;
  • технология разноуровневого дифференцированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированные технологии обучения;
  • игровые технологии;
  • информационные технологии обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на то, чтобы ученик овладел навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц), подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, описание природных объектов, сравнение их по выделенным признакам.

Для формирования коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия используются коллективные и групповые формы работы, уроки – публичные формы общения, уроки, имитирующие деятельность учреждений, школьники учатся строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе публичных выступлений развивают речь.

Для формирования компетенции решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, технологии проектного обучения по программе Intel-Обучение для будущего, различные формы самостоятельных работ.

Для формирования информационной компетенции обучающиеся учатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, пишут рефераты, готовят сообщения и доклады, готовят презентации; у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Для формирования компетенции  личностного самосовершенствования обучающиеся изучают правила личной гигиены, экологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, учатся заботиться о собственном здоровье. Личностно-ориентированные технологии обучения направлены на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

При формировании социально-трудовой компетенции используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые позволяют обучающимся адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности,  развивают у школьников уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Виды и формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;
  • тематическое тестирование
  • устные зачёты;
  • лабораторный контроль;
  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
  • промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий

Планируемый уровень подготовки обучающихся: базовый.

Информация об используемом учебнике:

Пономарёва Н. И., Корнилова О. А., Кучменко В. С.  Биология: растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. - М., "Вентана-Граф", 2011 г.

Содержание учебной программы:

Введение.

Наука о растениях — ботаника (1 ч)

Царства органического мира и место растений в нем Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

1. Общее знакомство с растениями (6 ч)

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Растение — живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.

Лабораторная работа. Семенные и споровые растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

Экскурсии. Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений.

2. Клеточное строение растений (5 ч)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение — многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты — и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях и органах растений.

Лабораторные работы. Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. Приготовление микропрепарата. Строение растительной клетки (на примере листа элодеи и кожицы лука).

3. Органы цветковых растений (18 ч)

Семя (3 ч)

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Лабораторные работы. Строение семени двудольных и однодольных растений.

Корень (3 ч)

Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня — апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.

Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).

Лабораторные работы. Внешнее строение корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли, пшеницы). Зона роста (растяжения) у корня.

Побег (8 ч)

Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.

Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

Лабораторные работы. Строение вегетативных и цветочных почек. Внешнее строение листа. Годичные кольца (на поперечном срезе (спиле) дерева). Строение корневища, клубня и луковицы.

Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.

Цветок и плод (4 ч)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособительные особенности у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Строение цветка. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Строение соцветий (3—5 разных).

Экскурсия. Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями.

4. Основные процессы жизнедеятельности растений (10 ч)

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.

Лабораторные работы. Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы.

5. Основные отделы царства растений (10 ч)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые).

Лабораторные работы. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Внешнее строение мхов, папоротниковидных и голосеменных растений. Споры мха и папоротника. Строение шишек и семян хвойных растений.

Экскурсии. Представители отделов царства растений в парке (или лесопарке). Весеннее пробуждение представителей царства растений.

6. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (4 ч)

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

7. Царство Бактерии (3 ч)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

8. Царство Грибы. Лишайники (3 ч)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы — Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы, Съедобные и несъедобные грибы.

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лишайники, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Лабораторные работы. Внешнее строение плесневого гриба мукор. Наблюдение разбрасывания спор грибом мукор.

9. Природные сообщества (7 ч)

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме.

Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Лабораторные и практические работы. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Практические работы на пришкольном учебно-опытном участке. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы, на подшефном участке (парк, лес, поле).

Экскурсии. Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества. Жизнь растений в весенний период года.

10. Заключение (1 ч)

Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.

Задания на лето.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Лаборат. работы

Тестирование

Экскурсии

1.

Введение

1

2.

Общее знакомство с растениями

6

1

1

2

3.

Клеточное строение растений

5

2

1

4.

Органы цветковых растений

18

7

1

1

5.

Основные процессы жизнедеятельности растений

11

1

1

6.

Основные отделы царства растений

10

5

1

7.

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле

4

8.

Царство Бактерии

3

9.

Царство Грибы. Лишайники

3

1

1

10.

Природные сообщества

5

1

11.

Заключение

2

1

Требования к уровню подготовки обучающихся

Называть (приводить примеры):

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
  • причины и результаты эволюции;
  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений;
  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;
  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений; клетки, органы и системы органов растений;
  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
  • выращивания культурных.

Владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Литература и средства обучения

  1. Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  3. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.
  6. Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
  7. Академия развития, Академия Холдинг, 2004.
  8. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
  9. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
  10. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.
  11. Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
  13. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
  14. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.

Электронные издания

  1. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
  4. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. – «Просвещение», 2002 г.
  5. Тренажёр по биологии. Пособие к экзамену. 18 вариантов ЕГЭ. – «Меридиан», 2001-2004 гг.

Перечень средств обучения:

  • гербарий по морфологии растений,
  • гербарий с определительными карточками,
  • гербарий сорных растений,
  • коллекция семян и плодов,
  • набор микропрепаратов по ботанике,
  • модели цветков,
  • муляжи грибов,
  • иллюстрации с изображением растений,
  • комплект таблиц по разделу «Растения»,
  • мультимедийные презентации,
  • комплект мультимедийного оборудования.

Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе на 2013-2014 учебный год

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

По факту

1.

Наука о растениях – ботаника.

Биология. Ботаника, царства, многообразие, значение, применение

Стр. 3-7, вопр. стр. 7

6.09

2.

Мир растений. Экскурсия № 1.

культурные, дикорастущие, однолетние, многолетние, лекарственные, декоративные, деревья, кустарники, травы, признаки  растений

П. 1, вопр. стр. 11

9.09

3.

Строение растений.

Признаки растений, хлорофилл, основные органы,

П. 2, вопр. стр. 16 (1-2)

13.09

4.

Семенные и споровые растения. Лаб. раб № 1.

Признаки растений, спора

П. 2, вопр. стр. 16 (3)

16.09

5.

Растение – живой организм.

Система органов, обмен веществ, размножение, рост, развитие

П. 3, вопр. стр. 18

20.09

6.

Условия жизни растений. Экскурсия № 2.

Среда обитания, факторы среды, абиотические, биотические, антропогенные, экология

П. 4, вопр. стр. 22

23.09

7.

Среды жизни растений.

Водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная, приспособленность, многообразие.

П. 5 вопр. стр. 24-25

27.09

8.

Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата. Лаб. раб № 2.

Увеличительные приборы, клетка

П. 6, вопр. стр. 29

30.09

9.

Строение растительной клетки. Лаб. раб № 3.

оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро, пластиды, хлорофилл, обмен веществ, деление, рост

П. 7, вопр. стр. 32

4.10

10.

Процессы жизнедеятельности клетки.

Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, деление.

П.8, вопр. стр. 34

7.10

11.

Ткани растений и их виды.

Ткань,  межклетник, образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая

П.9, вопр. стр. 36

11.10

12.

Обобщение темы «Общее знакомство с растениями».

Вопр. стр. 37

14.10

13.

Семя и его строение. Лаб. раб № 4.

Кожура, рубчик, микропиле, эндосперм, зародыш, двудольные и однодольные

П. 10, вопр. стр.43

18.10

14.

Условия прорастания семян.

Прорастание, запас питательных веществ, температура, кислород, вода.

П.11, вопр. стр.47

21.10

15.

Значение семян.

Размножение, расселение, значение для человека.

П.12, вопр. стр.49

25.10

16.

Корень и его внешнее строение.

Функции корня. Корень, корневая система, главный, боковой, придаточный корни, стержневая и мочковатая корневая система, корневые волоски, чехлик.

П. 13, вопр. стр. 53

28.10

17.

Внутреннее строение корня. Рост корней. Лаб. раб № 5.

Корневые волоски, чехлик

П.14, вопр. стр.55

1.11

18.

Значение корней и их разнообразие. Экскурсия № 3.

Зоны деления, роста, всасывания, проведения. Восходящий и нисходящий ток жидкости.

П.15, вопр. стр. 58-59

11.11

19.

Побег. Строение и значение для растения. Лаб. раб № 6.

Побег, стебель, листья, почки, узел, междоузлие, пазуха, пазушная и верхушечная почки, листорасположение, листовая мозаика

П.16, вопр. стр. 62

15.11

20.

Развитие побегов из почек.

Почка, почечные чешуи, почки вегетативные и генеративные, конус нарастания, рост, прищипка.

П. 17, вопр. стр. 17

18.11

21.

Лист – часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Лаб. раб № 7.

Листья простые и сложные, жилки, жилкование, устьица, кожица, мякоть листа, столбчатая ткань, световые и теневые листья.

П.18, вопр. стр. 69

22.11

22.

Значение листа в жизни растения.

П. 19, вопр. стр. 73

25.11

23.

Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Лаб. раб № 8.

Фотосинтез, испарение воды, газообмен, выделение, листопад, видоизменения листьев.

П. 20, вопр. стр. 79

29.11

24.

Видоизменения подземных побегов. Лаб. раб № 9.

Функции стебля, сердцевина, древесина, сосуды, ситовидные трубки, годичные кольца, розетки, плети, усы, лианы, суккуленты, корневище, клубень, луковица

П.21, вопр. стр. 83

2.12

25.

Цветок, его строение и значение. Лаб. раб № 10.

Семенное размножение, околоцветник, пестик, тычинка,, цветки мужские, женские, растения однодомные, двудомные.

П.22, вопр. стр. 88

7.12

26.

Цветение и опыление растений.

Простые и сложные соцветия

Опыление, оплодотворение, самоопыление, перекрёстное опыление

П.23, вопр. стр. 91

9.12

27.

Плод. Его значение и многообразие форм.

Плод, приспособления к распространению, сухие и сочные, многосемянные, односемянные плоды.

П. 24, вопр. стр. 94

13.12

28.

Растительный организм как живая система.

Биосистема

П.25, вопр. стр. 95

16.12

29.

Обобщение темы «Органы цветковых растений».

Вопр. стр. 95-96

20.12

30.

Тестирование по теме «Органы цветковых растений».

Работа над ошибками

23.12

31.

Почвенное питание растений.

Корневое питание, корневые волоски, удобрения, макро и микроэлементы, плодородие почвы

П.26, вопр. стр. 100

27.12

32.

Воздушное питание растений и фотосинтез.

Воздушное питание, автотрофы и гетеротрофы, лист

П. 27, вопр. стр. 103

13.01

33.

Космическая роль зелёных растений.

Космическая роль растений, энергия, кислород, фотосинтез, хлорофилл.

П. 28, вопр. стр. 106

17.01

34.

Дыхание растений и обмен веществ.

Дыхание, фотосинтез, водообмен.

П.29, вопр. стр. 109

20.01

35.

Значение воды в жизни растений.

Водообмен, экологические группы по отношению к воде

П. 30, вопр. стр. 112-113

24.01

36.

Размножение растений. Оплодотворение.

Размножение, половое (опыление, оплодотворение, гамета, зигота, зародыш),

П. 31, вопр. стр. 117-118

27.01

37.

Вегетативное размножение растений.

Размножение бесполое (вегетативное *клубень, луковица, черенки, прививка, культура тканей*, спорами)

П.32, вопр. стр. 120

31.01

38.

Использование вегетативного размножения растений человеком. Лаб. раб № 11.

Семя, проросток, рост в длину и толщину, развитие

П. 33, вопр. стр. 124-125

3.02

39.

Рост и развитие растительного организма.

сезонные и суточные ритмы, биотические, абиотические, антропогенные факторы

П. 34, вопр. стр. 127

7.02

40.

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Корневое питание, корневые волоски, удобрения, макро и микроэлементы, плодородие почвы

П. 35, вопр. стр.130

10.02

41.

Обобщение темы «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Вопр. стр. 130-131

14.02

42.

Понятие о систематике растений.

Бинарная номенклатура, таксономические единицы

П. 36, вопр. стр.135

17.02

43.

Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водорослей, их значение. Лаб. раб № 12.

Таллом, одноклеточные, колониальные, нитчатые, многоклеточные, зелёные, бурые, красные водоросли, ризоиды

П. 37-38, вопр. стр. 139, 142, 143

21.02

44.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лаб. раб № 13.

Гаметофит, спорофит, земноводные растения, ризоиды, торфообразование

П. 39, вопр. стр. 147

24.02

45.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Лаб. раб № 14.

Папоротники, хвощи, плауны. Образование каменного угля. Проводящие ткани, антеридии, архегонии, спорангии, спорофит, гаметофит, заросток

П. 40, вопр. стр. 151

28.02

46.

Отдел Голосеменные. Лаб. раб № 15.

семя, пыльца, семязачаток

П. 41, вопр. стр. 156

3.03

47.

Отдел Покрытосеменные. Лаб. раб № 16.

Цветок, плод, классы

П. 42, вопр. стр. 161

7.03

48.

Семейства класса Двудольные растения.

Розовые, Бобовые, Капустные, Астровые, Паслёновые, формула цветка, соцветие, плод

П. 43, вопр. стр. 167

49.

Семейства класса Однодольные растения.

Лилейные, злаковые

П. 44, вопр. стр. 171

10.03

50.

Обобщение темы «Основные отделы царства растений»

Вопр. стр. 171-172

14.03

51.

Тестирование по теме «Основные отделы царства растений»

Работа над ошибками

17.03

52.

Понятие об эволюции растительного мира.

Эволюция, ядерные, доядерные, псилофиты, палеоботаника

П. 45, вопр. стр. 176

21.03

53.

Эволюция высших растений.

Искусственный отбор, селекция, центры происхождения, сорняки

П. 46, вопр. стр. 179

31.03

54.

Многообразие и происхождение культурных растений.

Искусственный отбор, селекция, центры происхождения, сорняки

П. 47, вопр. стр. 183

4.04

55.

Дары Старого и Нового Света.

П. 48, вопр. стр. 186-187

7.04

56.

Бактерии. Общая характеристика, строение.

Прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты

П. 49, вопр. стр. 190

11.04

57.

Многообразие бактерий.

Прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты

П. 50, вопр. стр. 193

14.04

58.

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты

П. 51, вопр. стр. 195-196

18.04

59.

Царство Грибы. Общая характеристика. Лаб. раб № 17.

П. 52, вопр. стр. 201

21.04

60.

Многообразие и значение грибов.

Эукариоты, грибница, гифы, плодовое тело, споры микориза, симбионты, паразиты, хищники

П. 53, вопр. стр. 204

25.04

61.

Лишайники. Общая характеристика и строение.

слоевище, накипные, листоватые, кустистые лишайники

П. 54, вопр. стр. 207-208

28.04

62.

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме.

Фитоценоз, Биоценоз. Экосистема. Условия среды

П. 55, вопр. стр. 213

2.05

63.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экскурсия № 4.

ярусность

П. 56, вопр. стр. 216

5.05

64.

Смена природных сообществ.

Временные и конечные сообщества

П. 57, вопр. стр. 219

12.05

65.

Многообразие природных сообществ.

П. 58, вопр. стр. 221

16.05

66.

Жизнь организмов в природе.

П. 59, вопр. стр. 224-225

19.05

67.

Обобщение темы «Природные сообщества»

Стр.

23.05

68.

Весна в жизни природного сообщества. Экскурсия № 5. Задания на лето.

26.05

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...