Календарно-тематическое планирование 6 класс по программе Вахрушева и Ловягина
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

В тематическом планировании указаны основные разделы и темы курса ботаники в 6 классе и учтены по  возможности требования ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Способы оценки, оценка результатов дея        тельности

предметные

метапредметные

личностные

самооценка

Оценка, результат

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ (16 часов).

1

Строение цветка (самые разные цветки устроены по одному плану)

Объяснять смысл важнейших биологических терминов .

Определять основные органы цветка на схемах, таблицах, рисунках  и на гербарных экземплярах .

Харак -зовать  их строение и  особенности.

Объяснять функции цветка  в жизнедеятельности цветкового растения.

Сравнивать различные  цветки . определять черты их приспособленности к условиям среды

Общеучебные УД:

- умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.  

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Логические УД:

- установление причинно-следственных связей.

- Осознавать единство и целостность окружающего мира.  -Постепенно        выстраивать собственное целостное мировоззрение.

- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

- Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

определяют проблему урока,   после актуализации знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности;

2

Опыление цветковых растений (опыление: внешний мир помогает растению)

Определять основные  способы опыления цветкового растения.

 Показывать  особенности строения  цветков с разным способом опыления.  

Сравнивать различные цветки,  определять черты их приспособленности к способам опыления.

 Приводить примеры.

Использовать знания биологии для ухода за растениями  выращивания растений на приусадебном участке.

 

определяют проблему урока,   после актуализации знаний и решение биологических заданий;

Тест, оценивание письменных заданий

3

Соцветие – средство облегчить опыление

Характеризовать соцветие, его строение,  показывать их особенности на   рисунках.

Объяснять функции соцветия  

жизнедеятельности цветкового растения .

Сравнивать различные соцветия.

Использовать знания биологии для ухода за растениями.

определяют проблему урока,   после актуализации знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности;

4

Плод – орган защиты и расселения семян

Характеризовать строение плода.

Определять  различные типы плодов на рисунках, муляжах и таблицах.

Объяснять функции  плода в жизнедеятельности цветкового растения .

Сравнивать различные типы плодов. Определять черты их приспособленности к условиям среды

 Использовать знания биологии  в повседевной жизни и приусадебном участке.

определяют проблему урока,   после актуализации знаний и решение биологических заданий;

 оценивание устных ответов

5

Прорастание семян (пробудившись, семя становится проростком)

Разобрать условия прорастания семян, развивать навыки простых биологических опытов

определить проблему урока, выявляют способы доказательства и  разрабатывают  план их выполнения.

л/р, устные и письменные ответы.

6-7

Корень – якорь, насос и хранилище

Определять корень, как основной орган цветкового растения на схемах, таблицах, рисунках  и на гербарных экземплярах.

Характеризовать строение   корня, показывать  типы корневых систем и их особенности на  растениях .

Объяснять функции  корня в жизнедеятельности  растения .

Сравнивать различные типы корни,  и определять черты их приспособленности к условиям среды,

 приводить примеры приспособлений.  

Использовать знания биологии для ухода за растениями .

Проводить биологические опыты и эксперименты  и объяснять их результаты .

определяют проблему урока,   после актуализации знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности;

8-9

Побег, его строение (побег состоит из стебля, листьев и почек, хотя это не всегда очевидно)

Определять основные органы побега на схемах, таблицах, рисунках  и на гербарных экземплярах .

Характеризовать строение   побега.  Показывать их особенности в связи с условиями обитания.

Объяснять функции побега в жизнедеятельности цветкового растения

Сравнивать различные   побеги.  

Использовать знания биологии для ухода за растениями  при их выращивании.  

Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

определяют проблему урока,   после актуализации знаний и решение биологических заданий;

л/р, устные и письменные ответы.

10

Стебель, его строение и функции (стебель – опора и транспортная магистраль)

Характеризовать строение стебля.

Объяснять функции  стебля в жизнедеятельности  растения.

Сравнивать различные виды стеблей.

 Приводить примеры приспособлений стеблей к различным условиям.

определяют проблему урока,   после актуализации знаний и решение биологических заданий;

11-12

Лист, его строение и функции (лист испаряет воду и усваивает свет

Находить  на схемах, таблицах, рисунках  и на гербарных экземплярах листья.

Характеризовать их строение и разнообразие. Выявлять их особенности  и

объяснять функции.

Сравнивать различные  листья и определять черты их приспособленности к условиям среды.

Использовать знания биологии для ухода за растениями.  

определяют проблему урока,   после актуализации знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности;

13

Вегетативное размножение – способ получения

нового растения без семян

Сравнивать различные способы размножения  и объяснять их биологический смысл.

Показать практическое значение вегетативного размножения.

Развивать практические умения работы с комнатными растениями для их вегетативного размножения

определяют проблему урока,   после актуализации знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности;

14

Как люди используют растения

Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека.

Показать многообразие цветковых растений на примере однодольных, познакомить с культурными растениями Омской области

пп

определить проблему урока, разрабатывают темы творческих заданий и план их выполнения.

самооценка своей деятельности;

15

Цветковые растения. Повторение

Расширить кругозор учащихся о  многообразии органов   цветковых растений.

16

Цветковые растения. Контроль

Проверка усвоения знаний по данной теме и выявление уровня сформированности УУД.

пррр

Контроль результатов  по критериям. Заполнение листа индивидуальных достижений ученика по теме «Цветковые растения».

СИСТЕМАТИКА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (11 часов).

17

Двудольные и однодольные растения

Объяснять смысл важнейших биологических терминов.

Характеризовать двудольные и однодольные растения  и определять классы растений по гербарию и живым растениям.

Приводить примеры растений различных классов.

Описывать растения  употребляя специальную терминологию.

 Различать на живых объектах и таблицах двудольные и однодольные  растения своей местности.

Показать многообразие цветковых растений на примере однодольных и двудольных. Познакомить с культурными растениями Омской области

Познавательные УУД

 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

 Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности

18

Мотыльковые (Бобовые) – ароматные источники белков,

обогащающие почву

Характеризовать Мотыльковые  растения и определять их представителей  по гербарию и живым растениям.

Приводить примеры растений Мотылькового   семейства.

Характеризовать признаки  данного семейства.

Описывать растения , употребляя специальную терминологию.

Объяснять роль Мотыльковых растений в природе и жизни человека.

 

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности

л/р, устные и письменные ответы.

19

Паслёновые – картофель и его съедобные и ядовитые родственники

Характеризовать представителей семейства Паслёновых   и определять их представителей по гербарию и живым растениям.

Приводить примеры растений   семейства Паслёновых .

Характеризовать признаки  данного семейства.

Описывать растения , употребляя специальную терминологию.

Объяснять роль  Паслёновых растений в природе и жизни человека. Знать съедобные и ядовитые растения данного семейства.

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности

л/р, устные и письменные ответы.

20

Капустные (Крестоцветные) – цветки похожие, а побеги и плоды разные

Характеризовать представителей семейства Крестоцветных   и определять их представителей по гербарию и живым растениям.

Приводить примеры растений   семейства  Крестоцветных.

Характеризовать признаки  данного семейства.

Описывать растения , употребляя специальную терминологию.

Объяснять роль   Крестоцветных растений в природе и жизни человека.

Показать многообразие цветковых растений на примере двудольных, познакомить с крестоцветными культурными растениями Омской области

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий,практические наблюдения;

самооценка своей деятельности

л/р, устные и письменные ответы.

21

Розоцветные (Розовые) – украшение и угощение

Характеризовать представителей семейства  Розоцветных  и определять их представителей по гербарию и живым растениям.

Приводить примеры растений   семейства  Розоцветных.

Характеризовать признаки  данного семейства.

Описывать растения , употребляя специальную терминологию.

Объяснять роль  Розоцветных растений в природе и жизни человека.

Показать многообразие цветковых растений на примере  двудольных. Познакомить с розоцветными культурными растениями Омской области.

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий и практических наблюдений

самооценка своей деятельности

л/р, устные и письменные ответы.

22

Зонтичные (Сельдереевые) – морковь и её родственники

Характеризовать представителей семейства  Зонтичных  и определять их представителей по гербарию и живым растениям.

Приводить примеры растений   семейства  Зонтичных .

Характеризовать признаки  данного семейства.

Описывать растения , употребляя специальную терминологию.

Объяснять роль   Зонтичных растений в природе и жизни человека.

Показать многообразие цветковых растений на примере двудольных, познакомить с зонтичными культурными растениями Омской области.

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических познавательных заданий разного уровня;

л/р, устные и письменные ответы.

23

Сложноцветные (Астровые) – соцветия, похожие на цветки

Характеризовать представителей семейства  Сложноцветных   и определять их представителей по гербарию и живым растениям.

Приводить примеры растений   семейства   Сложноцветных .

Характеризовать признаки  данного семейства.

Описывать растения , употребляя специальную терминологию.

Объяснять роль  Сложноцветных растений в природе и жизни человека.

Показать многообразие цветковых растений на примере двудольных, познакомить с сложноцветными культурными растениями Омской области.

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических познавательных заданий разного уровня;

л/р, устные и письменные ответы.

24

Лилейные – околоцветник простой, но часто яркий

Характеризовать представителей семейства  Лилейных   и определять их представителей по гербарию и живым растениям.

Приводить примеры растений   семейства  Лилейных.

Характеризовать признаки  данного семейства.

Описывать растения , употребляя специальную терминологию.

Объяснять роль   Лилейных растений в природе и жизни человека.

Показать многообразие цветковых растений на примере однодольных, познакомить с лилейными культурными растениями Омской области.

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических познавательных заданий разного уровня;

л/р, устные и письменные ответы.

25

Злаки (Мятликовые) – хлеб человечества

Характеризовать представителей семейства Мятликовых   и определять их представителей по гербарию и живым растениям.

Приводить примеры растений   семейства Мятликовых .

Характеризовать признаки  данного семейства.

Описывать растения , употребляя специальную терминологию.

Объяснять роль   Мятликовых растений в природе и жизни человека.

Показать многообразие цветковых растений на примере однодольных, познакомить со злаковыми культурными растениями Омской области.

л/р, устные и письменные ответы.

26

Холод и засуха – ежегодные бедствия

Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Приводить примеры приспособлений цветковых растений.

Формировать у учащихся простые навыки ухода за культурными растениями.

определить проблему урока, разрабатывают темы творческих заданий и план их выполнения.

27

Цветковые растения. Систематика. Повторение

Проверка усвоения знаний по данной теме и выявление уровня сформированности УУД. Расширить кругозор учащихся о систематических группах  цветковых растений.

Применение полученных знаний и умений на уроках  и в жизни.

определить проблему урока, актуализация знаний;

разработка алгоритма  принципы классификации  растений организмов;

Контроль результатов учителем по критериям. Заполнение листа индивидуальных достижений ученика по теме «Систематика цветковых растений».

СООБЩЕСТВА РАСТЕНИЙ (7 часов).

28

Сообщество леса (лес – деревья создают особую среду)

Раскрыть механизм взаимосвязей в природе;

Сформировать понятие о природном сообществе леса, как своеобразном сообществе живых организмов в определенных природных условиях.

Приводить примеры приспособлений растений к проживанию в лесу и объяснять их значение.

Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в лесу, для пропаганды природоохранного поведения

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления.

3. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5. Составлять тезисы, р

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

выделение существенных признаков различных типов взаимоотношений в природе.

29

Сообщество луга и степь (луг и степь – сплетение трав в почве и воздухе)

Раскрыть механизм взаимосвязей в травянистых сообществах;

Сформировать понятие о природном сообществе луга и степи, как природном сообществе живых организмов приспособленных к недостатку влаги и избытку света.

Приводить примеры приспособлений растений к условиям этих сообществ и объяснять их значение.

Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека.

Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе , для пропаганды природоохранного поведения

30

Сообщество болота (болота – сырые и безводные)

Раскрыть механизм взаимосвязей в природе;

Сформировать понятие о природном сообществе болота, как природном сообществе живых организмов приспособленном к существованию в условиях избытка влаги.

Приводить примеры приспособлений растений к условиям окружающей среды и объяснять их значение.

Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека .

Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе , для пропаганды природоохранного поведения

31

Тундра – растительность высокогорий и северных широт

Раскрыть механизм взаимосвязей в тундре.

Сформировать понятие о сообществе, как особом сообществе живых организмов.

Приводить примеры приспособлений растений к условиям окружающей среды  и объяснять их значение.

Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека .

Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе , для пропаганды природоохранного поведения

Выполнение познавательных заданий разного уровня и типов.

32

Пустыня оживает ненадолго

Раскрыть механизм взаимосвязей в пустыне.

Сформировать понятие о пустынном сообществе, как особом сообществе живых организмов приспособленных к существованию в условиях недостатка влаги.

Приводить примеры приспособлений растений к условиям окружающей среды  и объяснять их значение .

Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека .

Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе , для пропаганды природоохранного поведения

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических познавательных заданий разного уровня;

33

Сообщества растений.  Контроль.

Проверка усвоения знаний по данной теме. Расширить кругозор учащихся о разнообразии  природных сообществ.

Применение полученных знаний и умений на уроках  и в жизни

Выполнение познавательных заданий разного уровня и типов.

Тестовая контрольная

34

Цветковые растения (систематика). Сообщества.  Контроль

Проверка усвоения знаний по данному курсу.Расширить кругозор учащихся о разнообразии  растений.

Применение полученных знаний и умений на уроках  и в жизни

Выполнение познавательных заданий разного уровня и типов.

Итоговое собеседование

35

Цветковые растения. Контроль.

Проверка усвоения знаний по данному курсу.

Применение полученных знаний и умений на уроках  и в жизни.

Выполнение познавательных заданий разного уровня и типов.

Комплексная контрольная работа

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

56  классы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

56-й  классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

56-й  классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

56-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

 объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

 приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений  изученных семейств цветковых растений (максимум  называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);

 определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);

 объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;

 понимать смысл биологических терминов;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

 соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

  • различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

6-й КЛАСС (35 ч., 1 ч. в неделю)

«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ:  ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ»

Часть 1. Цветковые растения (15 ч.)

Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков. Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление. Типы соцветий. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян.

Корень, его строение, формирование и функции (механическая, поглощение воды и минеральных веществ). Почва и ее роль в жизни растения. Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Проведение веществ. Ксилема и флоэма в стебле. Камбий. Лист, его строение и функции.

Вегетативное размножение растений, его формы.

Значение цветковых растений в жизни человека.

Лабораторные работы: Изучение строения цветков. Сбор плодов и семян. Проращивание луковицы. Изучение строения листа. Укоренение черенка.

Часть 2. Систематика цветковых растений (11 ч.)

Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение розоцветных, мотыльковых, пасленовых, зонтичных, сложноцветных, лилейных и злаков на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности.

Холод и засуха и приспособление растений к их переживанию.

Лабораторные работы: Описание двудольного растения по плану. Проращивание семян фасоли. Проращивание клубня картофеля. Изучение органов растения на примере  кочана капусты. Формула цветка. Проращивание и изучение корнеплода моркови.

Часть 3. Сообщества растений (6 ч.)

Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое растение). Взаимосвязь растений друг с другом и с другими живыми организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека.

Охрана растений.

Практическая работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Часы по выбору учителя: 3 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое планирование 7 класс по программе Вахрушева "Животные"

Материал содержит перечень тем, содержание предметной направленности и основные виды УУД для этого курса....

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...