Календарно-тематическое планирование 7 класс по программе Вахрушева "Животные"
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме

Материал содержит перечень тем, содержание предметной направленности и основные виды УУД для этого курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:


   Календарно- тематическое планирование по биологии в 7  классе на 2013-2014 учебный год
                                                               
учитель: Рымина Г.В.
Количество часов в неделю: 2, всего 70
Плановых лаб. работ всего: 9
Учебник: А.А. Вахрушев, Бурский О.В., Г.Э.,Раутин А.С. Биология «От амебы до человека» 7 класс. М.: Баласс 2013
Планирование составлено на основе: Программа по биологии 6-9-й классы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан: 7 класс «Биология. Разнообразие организмов: животные» Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/ под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.-М.: Баласс, 2011

                                                             
   Пояснительная записка.

Календарно – тематическое планирование в 7 классе по предмету «Биология» составлено согласно программе по биологии 6-9-й классы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан: 7 класс «Биология. Разнообразие организмов: животные» Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/ под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.-М.: Баласс, 2010. Учебник: А.А. Вахрушев, Бурский О.В., Г.Э.,Раутиан А.С. Биология «От амебы до человека» 7 класс. Учебник образовательной школы. - М.: Баласс 2007.
Планирование рассчитано на 70 часов, 2 раза в неделю. Планирование включает следующие разделы:
1. Кто такие животные.
2. Сравнительный метод
3. Отличие животных от других организмов
4. Простейшие
5. Низшие многоклеточные
6. Высшие многоклеточные
7. Членистые и моллюски
8. Тип Хордовые
9. Заключение
Контроль за усвоением материала осуществляется посредством проведения 9 лабораторных работ («Наблюдение инфузорий», «Наблюдение за дождевыми червями», «Наблюдение за моллюсками», «Наблюдение за дафниями и циклопами», «Внешний вид насекомого», «Скелет и покровы рыб», «Потери тепла через поверхность», «Скелет и покровы птиц», «Зубная система и мех зверей»).
Календарно – тематическое планирование оформлено в виде таблицы, включающей в себя информацию о номере урока, количестве часов, запланированной и фактической дате проведения уроке, теме урока, названия лабораторных и практических работ, домашнее задание.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

7–9 классы

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.  

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

 риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

  осознание роли жизни (1-я линия развития);

 рассмотрение биологических процессов в развитии  (2-я линия развития);

 использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

 объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология.7 класс От амебы до человека».

Раздел, тема урока

Содержание

Личностные

УУД метапредметные

Зоология-наука о животных.

1

Важнейший метод науки.

Выявить цель науки  зоологии.  Предсказание на основе опыта. Сравнительный метод.Сравнение по существенным и соответственным признакам. Уметь сравнивать живые организмы выделяя существенные соответственные признаки у животных.

Объяснять смысл важнейших биологических терминов: прогноз,сходство, сравнительный метод .

- Осознавать единство и целостность окружающего мира.  -Постепенно        выстраивать собственное целостное мировоззрение.

- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

- Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Общеучебные УД:

- умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.  

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Логические УД:

- установление причинно-следственных связей.

2

Гомологичные органы.

Описывать живых организмы определяя гомологичные и аналогичные органы. Устанавливая родство этих организмов.

Объяснять смысл важнейших биологических терминов: эволюционное родство, гомологи и аналоги.

3

Что изучает систематика.

Определять цели систематики и ее значение.

Назвать систематические категории  в классификации     животных.Объяснять значение классификации животных для понимания целостности живоий природы.

4

План строения животной клетки.

Перечислять основные органоиды клетки. Назвать роль в клетках основных органоидов. Отличать клетки животных от клеток растений.Распознаватьна рисунке основные органоиды животной клетки.Объяснять, почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами.

5

План строения животного.

Объяснять смысл важнейших биологических терминов:орган, система органов, общий план. Назвать системы органов.  Характеризовать строение и функции систем органов. Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязанно.

6

«Исключения», подтверждающие правила.

Повторить основные функции живых организмов в экосистеме. Выявлять исключения из данных правил, уметь приводить примеры и объяснять их назначение.

7

Повторение по теме: «Кто такие животные».

Проверка усвоения знаний по данной теме и выявление уровня сформированности УУД.

Беспозвоночные.

Простейшие.

8

План строения простейших.

Выявить план строения простейших. Описывать жизнедеятельность простейших на примере амебы и инфузории-туфельки.
Назвать среду обитания и способ  передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознать по рисункам и описывать органоиды амебы. Объяснять способ питания и выделения, размножения. Доказывать, что клетка амёбы является самостоятельным организмом.
Лабораторная работа№ 1. «Наблюдение за одноклеточными».

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: -осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;  с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.  

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Познавательные УУД

 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

 Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

9

Размножения-основа жизни.

Формы размножения у простейших.

Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория, малярийный плазмодий).

10

Большая роль маленьких простейших.

Выявлять роль простейших в биосфере и жизни человека. Роль фораминифер и радиолярий в образовании осадочных пород; роль паразитических простейших в регуляции численности позвоночных; болезни человека, вызываемые простейшими (на примере малярийного плазмодия). Представление о природных очагах инфекционных заболеваний. Формировать навыки профилактики этих заболеваний.

11

Низшие многоклеточные беспозвоночные.

Выявлять преимущества и недостатки многоклеточности. Определять результаты разделение функции между клетками и взаимозависимость клеток разных типов. Координация функций клеток. Губки. Регенерация низших многоклеточных.

12 13

Возникновение многоклеточности.

Выявлять преимущества и недостатки многоклеточности. Определять результаты разделение функции между клетками и взаимозависимость клеток разных типов. Координация функций клеток.

14 15

Кишечнополостные - настоящие многоклеточные животные.

Выявлять особенности строения кишечнополостных как настоящих многоклеточных  животных. Описывать двухслойное строение и появление настоящих тканей.Определять усложнение строения: возникновение кишечной полости и полостного пищеварения,нервная система. Полип и медуза – жизненные формы. Объяснять жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных, коралловых полипов и чередование поколений. Знакомство с теорией происхождения коралловых островов Ч. Дарвина.

16 17

Плоские черви – ползающие животные.

Выявить усложнение строения у плоских червей: появление кожномускульного мешка, мезодермы, выделительной системы. жизнедеятельность и Описывать жизненные циклы свободноживущих и паразитических плоских червей. Выявлять приспособления к паразитизму. Жизнедеятельность и жизненные циклы сосальщиков и ленточных червей. Знакомство с мерами профилактики заражения.

18 19

Круглые черви и прогресс.

Знакомство с круглыми червями. Описывать жизнедеятельность и жизненные циклы круглых червей. Узнаватьпо рисункам и называть системы органов. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнить строение органов плоских и круглых червей.

Знакоство с видами паразитических червей и борьбе с очагами вызываемых ими болезней и профилактикой этих болезней.

Выявлять биологический прогресс на примере круглых червей. Биологические термины:первичная полость тела, сквозной кишечник

20

Повторение: «Простейшие и низшие многоклеточные».

Проверка усвоения знаний по данной теме и выявление уровня сформированности УУД. Существенные  признаки, объединяющие всех животных, отличающие их от других групп организмов (наличие пищеварения, подвижность, чувствительность, активный обмен веществ). Исключения из правила.

Знание характерных свойств простейших, кишечнополостных, круглых и плоских червей. Комбинации признаков, отличающих животных этих животных от других групп (способы питания, движения,  поведение, роль в экосистеме).

Высшие многоклеточные беспозвоночные.

21

План строения кольчатого червя.

Сегментированные животные.

Знакомство с планом строения кольчатого червя.
Уметь описывать внешнее строение,способ передвижения.
Лабораторная работа №2. «Наблюдение за дождевым червем».

Описывать внутреннее строение:вторичная полость тела (целом). Роль вторичной полости тела в жизни высших многоклеточных. Сегментация и причина ее возникновения. Возникновение кровеносной системы и примитивных конечностей(параподиев).

Строить логичное Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

22

Кольчатые черви в экосистеме.

 Давать характеристику Типу кольчатые черви. Выявить особенности строения нереиды и ее роль в питании морских рыб. Образ жизни дождевых червей и их роль в процессе почвообразования.

Описывать жизненные циклы. Раздельнополые и гермафродитные кольчатые черви. Типы жизненных форм: подвижные (ползающие, плавающие), роющие, сидячие

23

Животные с наружным скелетом.

Главная адаптация разделение тела на отделы при сохранении сегментации. Хитиновый покров и рост во время линек. Членистые конечности. Разделение функций.

Выявить общие черты планов строения членистоногих: появление наружного скелета (его преимущества и недостатки), распад кожно-мускульного мешка, редукция вторичной полости тела, незамкнутая кровеносная система.

24 25

Тип моллюски. Роль моллюсков в жизни человека.

Тип моллюски. Роль моллюсков в жизни человека. Описывать по плану строение моллюсков. Выявить значение раковины, значение возникновение почек, разбросанной-узловой нервной системы.

Сравнительный анализ брюхоногих, двустворчатых и головоногих. Сравнение по существенным и соответственным признакам. Уметь сравнивать живые организмы выделяя существенные соответственные признаки у животных.
Л
абораторная работа № 3. «Наблюдение за моллюсками». Развивать умения наблюдения за живыми объектами.

26 27

Тип членистоногие. Класс ракообразные.

Ракообразные-водные членистоногие.

 Описывать по плану строение членистоногих.

Тип членистоногие. Класс ракообразные.
Лабораторная работа  № 4. «Наблюдение за дафниями и циклопами.».

Примеры жизненных форм и жизненных циклов (планктонные рачки, криль, краб, дафнии и циклопы, речной рак). Приводить примеры значения ракообразных в жизни человека и питании промысловых животных.

27 28

Тип членистоногие. Класс паукообразные.

Паукообразные-жители суши.

Описывать по плану представителей Типа членистоногих Класса паукообразных.

Выявлять приспособления к жизни на суше.  Паутина: ловчие сети, убежище, кокон и парашют. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (паук, клещ). Роль паукообразных в жизни человека (пауки-мухоловы, ядовитые пауки, клещи – переносчики клещевого энцефалита, возбудители чесоток).

29

Тип членистоногие. Класс насекомые.

Описывать по плану представителей Типа членистоногих Класса насекомых.
Выявлять черты приспособленности:полет насекомых, окраска насекомых.
Лабораторная работа №5. «Внешний вид насекомого».

Приспособления к жизни на суше. Строение ротовых аппаратов. Полет насекомых. Окраска насекомых.

30

Насекомые с полным и неполным превращением.

Насекомые с полным и неполным превращением. Описывать стадии размножения с полным и неполным превращением, приводить примеры таких насекомых.Практически применять эти знания на практике при уходе за культурными растениями.

31 32

Жизненные формы насекомых.

Жизненные формы насекомых на примере представителей отрядов перепончатокрылых и чешуекрылых.

Фитофаги, хищники, паразиты, сапрофаги на примере представителей отрядов прямокрылых, перепончатокрылых, жуков.

33

Насекомые в экосистеме суши.

Выявить роль насекомых в экосистеме, показать все разнообразие. Насекомые -опылители. Насекомые-фитофаги. Насекомые-«вредители». Биологические методы борьбы с «вредителями». Насекомые – обитатели квартир (постельный клоп, таракан). Регуляция численности насекомых. Нарушение природных и создание антропогенных сообществ как причина появления «вредителей». Практически применять эти знания на практике при уходе за культурными растениями, в быту.

34

Повторение «Высшие многоклеточные беспозвоночные».

Проверка усвоения знаний по данной теме и выявление уровня сформированности УУД. Выявление существенных  признаков, объединяющие всех животных к  высшим многоклеточным.

 Сравнительный анализ ракообразных, паукообразных и насекомых.

Позвоночные и их «родня».

Тип Хордовые.

35

Строение и жизненные циклы низших хордовых.

Описать по плану строение и жизненные циклы низших хордовых. Формулировать закон зародышевого сходства и биогенетический закон и их роль в объяснении происхождения позвоночных животных.

Характеристика Позвоночных животных. Позвоночник – внутренний скелет. Бесчелюстные – первые позвоночные.

Распознавать и описывать животных типа Хордовые.Узнавать по рисункам системы внутренних органов.Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Характеризовать особенности строения ланцетника. Доказывать усложнение ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.
Закон зародышевого сходства и биогенетический закон и их роль в объяснении происхождения позвоночных животных.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

-Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

-Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

-Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; -осуществлять логическую операцию -установления родо-видовых отношений; -обобщать понятия; – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.   Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

36 37

Рыбы-водные позвоночные.

Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Как рыба плавает? Непарные и парные плавники, их пассивная(рули глубины) и активная функции. Возникновение челюстей – органов схватывания добычи. Боковая линия. Двухкамерное сердце. Почки.

38

Жизненный цикл рыб.

Описывать жизненный цикл рыб. Выявлять особенности внешнего оплодотворения.  Высокая плодовитость или забота о потомстве. Брачное поведение и брачный наряд. Проходные рыбы. Приводить примеры разных видов рыб и их способов размножения.

39 40

Разнообразие рыб.

Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.Распознавать и описывать наиболее распространённые виды рыб, обитающие в водоёмах  Омской  обл. Перечислить особенности строения кистепёрых и двоякодышащих рыб.
Акулы и скаты. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни.  Кистеперые рыбы - предки наземных позвоночных.

41

Рыбные ресурсы.

Называть представителей промысловых рыб. Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение. Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Обосновать приёмы рационального ведения рыболовства.

Рыбный промысел и его география. Основные группы промысловых рыб. Перепромысел и загрязнение водоемов - главные причины сокращения рыбных запасов. Пресноводное и морское рыборазведение. Реакклиматизация и акклиматизация рыб. Аквариумное рыбоводство.

42 43

Земноводные-первые наземные позвоночные.

Выявить важнейшие черты строения, связанные с жизнью на суше. Усиление опорной функции конечностей: неподвижное прикрепление пояса задних конечностей к позвоночнику. Шея, ее биологическая роль и причины отсутствия у рыб.

Два круга кровообращения и трехкамерное сердце. Исчезновение механизма дыхания костных рыб. Возникновение легочного и кожного дыхания. Интенсификация кожного дыхания: голая влажная железистая кожа. Узнавать отделы скелета земноводных. Описывать внешнее строение земноводных. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравниватьскелет земноводных и костных рыб. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Описывать строение  и функции систем внутренних органов.

44

Дети водной среды.

Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать по выделенным критериям головастика и взрослую особь. Объяснить проявление метаморфоза у головастиков. Сравнивать развитие рыбы и лягушки

Связь размножения с водой.Метаморфоз. Хвостатые и бесхвостые амфибии и их особенности.

45 46

Пресмыкающиеся первые хозяева суши.

Выявить черты усложнения: интенсификация легочного дыхания.,практически полное разделение венозного и артериального токов крови даже при трехкамерном сердце и эффективный газообмен, сухая, лишенная желез кожа, защитный чешуйчатый покров и характер линьки. Экономный водный обмен.Интенсификация бмена и активизация жизнедеятельности. Особенности использования растительных кормов. Усложнение поведения, органов чувств и центральной нервной системы

47 48

Размножение и развитие рептилий.

Прямое развитие (без личинки и метаморфоза). Зародышевые оболочки. Скорлупа или наружные плотные оболочки яиц, препятствующие потере воды и обеспечивающие защиту развивающегося зародыша. Независимость рептилий от водной среды.

49

Современные отряды пресмыкающихся.

Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. Приводитьпримеры ящеров и их среды жизни.Называть причины вымирания ящеров.Объяснять роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе, необходимость охраны

Черепахи, ящерицы, змеи и крокодилы

Роль пресмыкающихся в природных сообществах. Характерные пресмыкающиеся своей местности.

Экономный обмен веществ у рептилий и расточительный обмен веществ у птиц и млекопитающих. Характерные пресмыкающиеся Омской области.

50 51

Класс птицы.

Рожденные для полета.

Выявлять приспособления к полету. Среда обитания и требования, которые она предъявляет к организации птиц. Определять строение и функции пера.   Облегчение тела. Ограничение на использование зеленых растительных кормов летающими птицами.

Интенсивный обмен веществ. Шея с головой и челюсти становятся основным манипулирующим органом. Беззубый клюв, зоб и их биологическая роль. легкие и воздушные мешки. Главный орган чувств - зрение. Усложнение поведения и центральной нервной системы. Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полётом. Находить на рисунках и показывать основные системы органов птиц.

52

Размножение птиц.

 

Называть этапы развития яйца и зародыша. Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом.

Забота о потомстве: крупное яйцо, насиживание и выкармливание, защита птенцов. Брачные инстинкты. Жизненный цикл птицы. Приводить примеры разных приспособлений размножении птиц.

53

В поисках сезонной выгоды.

Сезонные миграции и их причины. Называть причины появления у птиц инстинкта перелёта.Описывать сезонные явления в жизни птиц.Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений.

54

Жизненные формы птиц.

Познакомиться с основными экологическими группами птиц. Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять  особенности строения птиц различных экологических групп.
Воздушные (казадои, стрижи, колибри, ласточки), наземно-бегающие (страусы, дрофы, журавли), дневные хищники, совы, водно-воздушные (чайки, трубконосые).Водно-прибрежные (кулики, пастушки, аистообразные и фламинго), водоплавающие (гусеобразные и пеликаны), ныряющие (гагары, поганки, бакланы, пингвины), наземно-лесные (куриные), древесные (ракшеобразные, кукушки, птицы-носороги, туканы, попугаи, дятлы, голуби, воробьиные).

55

Птицы и люди.

Перечислять роль птиц: в природе, в жизни человека.Приводить примеры хозяйственных групп и пород домашних птиц.

Промысловые и охотничьи птицы и рациональное использование их ресурсов. Охрана птиц и привлечение насекомоядных птиц.

56 57

Класс млекопитающие.

Описывать млекопитающих по плану. Выявлять основные особенности строения и жизнедеятельности:

интенсификация обмена веществ, волосяной покров и разнообразие его функций, вторичное небо, сложная жевательная поверхность щечных зубов, дифференцировка зубной системы и обработка пищи во рту,четырехкамерное сердце, развитие центральной нервной системы и органов чувств

Назвать общие признаки млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенности внешнего строения. Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий.

58

Размножение млекопитающих и забота о потомстве.

Выявить особенности размножения млекопитающих: забота о потомстве: утробное развитие, выкармливание детенышей молоком, обучение.

Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих.Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детёнышей молоком. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша. Объяснять влияние на поведение сезонных изменений.

59

Экологические группы млекопитающих. Насекомоядные и рукокрылые.

Называть основные экологические группы млекопитающих: сумчатых, плотоядных (хищные и насекомоядные), рукокрылых. Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.Сравнивать отряды млекопитающих.

60

Обитатели пастбищ.

Основные экологические группы копытных (хоботные, непарно- и парнокопытные). Промысловые и охотничьи звери и рациональное использование их ресурсов. Домашние звери, разнообразие и происхождение их пород. Характерные млекопитающие своей местности.Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.Сравнивать отряды млекопитающих.Основные экологические группы морских млекопитающих (китообразные и ластоногие).Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Доказывать их принадлежность к классу млекопитающие.Сравнивать отряды водных млекопитающих.

61

На вершине экологической пирамиды.

Основные экологические группы хищных млекопитающих. Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Доказывать их принадлежность к классу млекопитающие.Сравнивать отряды хищных млекопитающих.

62

Отряды грызунов.

Основные экологические группы грызунов млекопитающих. Приводить примеры млекопитающих различных грызунов обитающих в Омской области. Доказывать их принадлежность к классу млекопитающие.Сравнивать отряды  млекопитающих.

63

 Отряд Приматов высшая ступень развития животного мира.

Показать особенности развития приматов, их строения. Доказать, что приматы высшая ступень развития эволюции животного мира.

64

Роль млекопитающих в природе и в жизни человека.  

Промысловые  и охотничьи звери и рациональное использование их ресурсов. Охрана зверей. Домашние звери, разнообразие и происхождение их пород. Характерные млекопитающие своей

65

Повторение: «Хордовые».

Проверка усвоения знаний по данной теме и выявление уровня сформированности УУД. Выявление существенных  признаков, объединяющие всех животных к классу млекопитающих.

66

Развитие животного мира.

Основные этапы развития животного мира на Земле

Назвать основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличии от одноклеточных

Промысловые и охотничьи звери и рациональное использование их ресурсов. Домашние звери, разнообразие и происхождение их пород.

7-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

 определять роль в природе изученных групп животных.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

 приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;    

– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей,  общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей,  моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);

 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви,  моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки),хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);

 характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;

 понимать смысл биологических терминов;

– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;

 проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

 соблюдать и объяснять правила поведения в природе;

 характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...