Урок-обобщение по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Успех обучению биологии в школе во многом зависит от создания таких ситуаций, которые вызывали бы у ученика интерес к предмету, желание узнавать что-то новое и делиться этим с другими.

Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр на уроках. “Начните показывать картинки, играть, - писал К.Д. Ушинский, - и класс заговорит, а главное заговорит свободно, непринужденно”[10]. Хотя эти слова были сказаны по поводу обучения родному языку, они имеют глубокий смысл - учится играя.

В толковом словаре Академии Наук читаем: “Игра — занятие, которое имеет определенные правила и служит для удовольствия, отдыха, является видом спорта”[7].

Возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста заставляют нас, учителей, применять разнообразные виды работ при обучении биологии. Иначе дети быстро устают, их внимание становится неустойчивым, и они перестают воспринимать материал. Одной из таких видов работ, оживляющих урок, развивающих интерес учеников является урок-игра.

В моей практике я уже много лет успешно провожу уроки обучения и повторения знаний в 7 классе в игровой форме. Мои коллеги по методическому объединению и в школе отмечают успех такой формы работы, с удовольствием вспоминают эти уроки, берут на заметку, дают положительные отзывы. Учителям нравится, что ребята на таких уроках ведут себя непринужденно, азартно, увлеченно, что даже слабые ученики вносят посильную лепту в работу команд, преодолевая свою стеснительность и скованность. На таких уроках закрепляется изученный материал, развивается логическое и абстрактное мышление, воспитывается умение работать в коллективе.

Разработку подобного урока я и предлагаю вашему вниманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме "Земноводные и пресмыкающиеся" 633455

Кушенова Светлана Алексеевнаучитель

Разделы: Преподавание биологии

“...Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, 
а ее однообразием и односторонностью”. 
К.Д. Ушинский.

Успех обучению биологии в школе во многом зависит от создания таких ситуаций, которые вызывали бы у ученика интерес к предмету, желание узнавать что-то новое и делиться этим с другими.

Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр на уроках. “Начните показывать картинки, играть, - писал К.Д. Ушинский, - и класс заговорит, а главное заговорит свободно, непринужденно”[10]. Хотя эти слова были сказаны по поводу обучения родному языку, они имеют глубокий смысл - учится играя.

В толковом словаре Академии Наук читаем: “Игра — занятие, которое имеет определенные правила и служит для удовольствия, отдыха, является видом спорта”[7].

Возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста заставляют нас, учителей, применять разнообразные виды работ при обучении биологии. Иначе дети быстро устают, их внимание становится неустойчивым, и они перестают воспринимать материал. Одной из таких видов работ, оживляющих урок, развивающих интерес учеников является урок-игра.

В моей практике я уже много лет успешно провожу уроки обучения и повторения знаний в 7 классе в игровой форме. Мои коллеги по методическому объединению и в школе отмечают успех такой формы работы, с удовольствием вспоминают эти уроки, берут на заметку, дают положительные отзывы. Учителям нравится, что ребята на таких уроках ведут себя непринужденно, азартно, увлеченно, что даже слабые ученики вносят посильную лепту в работу команд, преодолевая свою стеснительность и скованность. На таких уроках закрепляется изученный материал, развивается логическое и абстрактное мышление, воспитывается умение работать в коллективе.

Разработку подобного урока я и предлагаю вашему вниманию.

Урок — обобщение по темам “Земноводные” и “Пресмыкающиеся”.

Цель: углубление и обобщение знаний о земноводных и пресмыкающихся, активизация познавательного интереса учащихся на уроках биологии.

Задачи:

  • Проверить и систематизировать знания и умения учеников по теме;
  • Воспитывать стремление к самосовершенствованию, к самореализации через умение работать в группах.
  • Развивать монологическую речь, мышление, познавательную активность в ходе игры.

Оборудование: цветные таблицы “Класс Земноводные”, “Класс Пресмыкающиеся”, дидактический материал (карточки с заданиями, конверты с рисунками, кроссворды), Красная книга Тверской области.

Примечание: Игра командная, поэтому команды можно сформировать заранее или перед началом уроком. Надо проследить, чтобы по силам они были примерно равны. Проводит игру ведущий (обычно это учитель — предметник), ему помогает жюри из приглашенных учителей и старшеклассников, свободных от уроков. Жюри же и подводим итоги каждого конкурса и игры в целом. По итогам можно провести награждение, отметить наиболее активных игроков в команде.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Тема, задачи и цель урока.
  3. Основной этап урока — выбор команд, жюри и игра.

Конкурс 1.

Работа по вопросам учителя.

Каждая команда отвечает на три вопроса. Другая команда может дополнять ответы. Время ограничено, команды отвечают по очереди.

Команда 1

  1. Какие особенности строения земноводных (на примере лягушки) позволяют им жить на суше и на воде.
  2. Если голодной лягушке положить мертвых насекомых, будет ли она их есть? Почему?
  3. Язык лягушки не может проталкивать пищу к глотке. Кто же выполняет эту работу? Как?

Ответы на некоторые вопросы: 2. Нет – глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насекомых.[8] 3. Глаза выполняют работу вместо языка. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды.[8]

Команда 2

Докажите, что пресмыкающиеся — настоящие наземные животные.

Как правильно выразится: “укусила” или “ужалила” змея? Почему?

Желтопузики (ящерицы) спят с закрытыми глазами, а ужи и гадюки — с открытыми. Как это можно объяснить.

Ответы на некоторые вопросы: 2. Правильно “укусила”. Многие слышали о том, что ядовитые змеи жалят жертву, отравляя ее ядовитым жалом. В действительности жало есть у пчел, ос, а не у змей. Иногда за жало принимают раздвоенный язык змей, но так они улавливают запахи. В жертву же они впрыскивают яд с помощью ядовитых зубов.[8] 3. Дело в том, что у ящериц глаза прикрыты подвижными веками. А у змей – края век срастаются, и глаза, как и все тело, покрыты роговым чехлом, только прозрачным.[5]

Баллы:

  • За полный ответ — 2 балла.
  • За не полный ответ — 1 балл.
  • За дополнение — 0.5 — 1 балл.

Конкурс 2

Биологический диктант или тестирование.

Выпишите отдельно признаки земноводных и признаки пресмыкающихся с помощью чисел.

I Земноводные: , , ,.. .

II Пресмыкающихся: , , ,.. .

Утверждения:

  1. Постоянная температура тела.
  2. Непостоянная температура тела.
  3. Обитают и в воде и на суше.
  4. Обитают в основном на суше.
  5. Два круга кровообращения, трехкамерное сердце.
  6. Один круг кровообращения.
  7. Дышат только с помощью легких.
  8. В дыхании участвуют легкие и слизистая кожа.
  9. Обитают только в воде.
  10. Имеют жабры.
  11. Голая кожа покрыта слизью (в основном).
  12. Кожа сухая с роговыми чешуями.
  13. Размножаются только на суше, оплодотворение внутренне.
  14. Размножаются только в воде, оплодотворение наружное.

Ответы: I — 2,3,5,8,11,14; II — 2,4,5,7,12,13.

Максимальное количество баллов — 6 (+0.5 балла за каждый верный ответ и -0.5 балла за каждый неверный ответ).

Конкурс 3

Решение кроссвордов.

Кроссворд “Пресмыкающиеся”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

6

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

в

 

 

 

р

 

8

 

 

 

 

 

1

п

р

е

с

м

ы

к

а

ю

щ

и

е

с

я

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

р

 

 

 

т

 

щ

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

5

 

 

а

 

3

ч

е

р

е

п

а

х

а

 

 

 

о

 

 

г

 

 

н

 

 

 

н

 

р

 

 

 

 

2

г

а

д

ю

к

а

 

 

 

 

 

 

н

 

и

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

т

 

 

 

 

 

 

и

 

ц

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

т

 

 

 

 

 

 

ц

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

1. Название класса холоднокровных животных, приспособленных к наземно-воздушной среде.

2. Ядовитая змея, обитающая в том числе и в нашей Тверской области.

3. Животные, имеющие костный панцирь, покрытый роговыми пластинами.

По вертикали:

4. Это животное похоже на огромных ящериц, бывают до 8 метров в длину, а тело их покрыто роговыми щитками, сердце четырехкамерное.

5. Существо более древнее, чем ящеры-великаны, обитающее на острове Новая Зеландия, животное – ископаемое .

6. Одна из самых крупных ящериц с массой тело до 130 кг.

7. Безногая ящерица, которую часто путают со змеей.

8. Типичный представитель отряда чешуйчатые, обитатель смешанных лесов, способна отбрасывать хвост при опасности для жизни.

Ответы.

  • По горизонтали: 1. Пресмыкающиеся. 2. Гадюка. 3. Черепаха.
  • По вертикали: 4. Крокодил. 5. Гаттерия. 6. Варан. 7. Веретенница. 8. Ящерица.

Кроссворд “Земноводные”.

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

1

л

я

г

у

ш

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

7

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

2

з

е

м

н

о

в

о

д

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

 

д

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

3

к

о

к

о

и

 

4

т

р

и

т

о

н

ы

 

ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

1. Это животное живет почти по всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера Сибири и высокогорных районов.

2. Название класса, к которому относятся хладнокровные животные, приспособленные к жизни в наземно-воздушной и водной средах.

3. Маленькие лягушки, обладающие смертоносным ядом и обитающие в Южной Америке.

4. Животные из отряда Хвостатые земноводные, обитающие в нашей зоне.

По вертикали:

5. Животные, обитающие на Кавказе, имеющие ядовитые кожные железы, хвостатые. Окраска — черная, с яркими желтыми пятнами.

6. Представители отряда Безногие.

7. Древесные лягушки, обитающие и в России.

8. Это животное отряда Бесхвостые земноводные имеет грубую кожу, покрытую бугорками.

Ответы.

  • По горизонтали: 1.Лягушка. 2. Земноводные. 3. Кокои (кокоа). 4. Тритоны.
  • По вертикали: 5. Саламандры. 6. Червяга. 7. Квакша. 8. Жаба.

Максимальная сумма баллов — 8, по 0.5 балла за угаданное слово.

Дополнительный балл получает команда, которая выполнила задание раньше назначенного времени и без ошибок.

Конкурс 4

Узнать животных и назвать характерный признак.

Карточки для команды 1 и команды 2.

Количество баллов: по баллу за угаданное животное, дополнительно 0.5 балла за названный характерный признак. Максимально 7.5 баллов.

Ответы: Конверт №1: 1 — Квакша. 2 — Тритон. 3 — Остромордая лягушка. 9 — Черепаха. 10 — Кобра.

Конверт №2: 4 — Лягушка прудовая. 5 — Тритон карпатский. 6 — Жаба обыкновенная. 7 — Гадюка обыкновенная.

Конкурс 5

Составить название животных из букв данных слов.

Дано несколько слов. Из букв этих слов нужно составить новые слова - названия земноводных и пресмыкающихся.

1. тон, три.

2. басма, и, мот.

3. код, ил, рок.

4. репа, а, чех.

Задание на скорость, кто вперед и верно угадает все четыре слова, то получает 4 балла. Чем меньше слов угадано — тем меньше баллов.

Ответы: 1 - тритон, 2 – амбистома, 3 – крокодил, 4 – черепаха.

4. Обобщение по вопросу “Значение Земноводных и Пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана животных” в форме беседы. (Жюри в это время подводит итоги)

4.1 Систематическое положение Земноводных и Пресмыкающихся.

Ответ: царство Животные, тип Хордовые, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся.

4.2. Количество видов и отрядов.

Ответ: Земноводных 4800 видов, 3 отряда – Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Пресмыкающихся 6000 видов, 4 отряда – Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые.

4.3. Земноводные России и Тверской области.

Ответ: Хвостатые и Бесхвостые, всего 24 вида, из них в Тверской области 10 видов. Это тритоны – обыкновенный и гребенчатый; лягушки – травяная, остромордая, прудовая, озерная; жабы – зеленая и обыкновенная, и другие.

4.4. Пресмыкающиеся России и Тверской области.

Ответ: В России 72 вида, из них в Тверской области 6 видов: обыкновенная гадюка, прыткая ящерица, степная черепаха, веретеница, уж обыкновенный, желтопузик, уж водяной и другие.

4.5 Значение пресмыкающихся и земноводных в природе.

Ответ: земноводные регулируют численность беспозвоночных, поедая пауков, насекомых, слизней, червей, а пресмыкающиеся еще грызунов и растения. Сами служат добычей для птиц, зверей, то есть являются важным звеном природных биоценозов.

4.6 Значение для человека.

Ответ: земноводные используются как лабораторные животные, за что им поставлены памятники во Франции, Японии, России, Соединенных Штатах Америки; мясо саламандр и лягушек съедобно, земноводные являются индикаторами, так как их кожа очень чувствительна к загрязнениям; некоторых земноводных содержат в аквариумах и террариумах для красоты. Некоторые пресмыкающиеся приносят пользу человеку, поедая моллюсков, грызунов, вредящих сельскому хозяйству. Морских черепах промышляют из-за вкусного мяса, а крупных змей и крокодилов добывают для получения красивой и прочной кожи; иногда черепахи наносят ущерб бахчам, а водяные ужи – рыбным хозяйствам; некоторые пресмыкающиеся могут разносить возбудителей болезней человека и сельскохозяйственных животных; опасны укусы ядовитых змей, но на основе змеиного яда создано много ценных лечебных препаратов для лечения болезней сердца и суставов.[5]

4.7 Виды, занесенные в Красные книги России и Тверской области.

Ответ: многие виды амфибий стали редкими, в Красную книгу России занесены: уссурийский когтистый тритон, малоазиатский тритон, камышовая жаба и другие. В Красную книгу Тверской области занесены 4 вида земноводных: жаба зеленая, чесночница обыкновенная, тритон гребенчатый, жерлянка краснобрюхая. Пресмыкающихся в Красной книге России 21 вид: пискливый геккончик, западный удавчик, гюрза, средняя ящерица и другие. В Тверской области охраняются: веретенница ломкая, ящерица прыткая, медянка обыкновенная.

Вывод: амфибии и рептилии поддерживают равновесие в природе. Они часть биосферы и тесно связаны с другими организмами.

5. Итоги игры, итоги урока.

6. Д/з : составить ребусы, рассказы с ошибками, синквейны или презентации по данной теме (по желанию) .

Список литературы.

1. Александровская Т.О., Васильева Е.Д., Орлова В.Ф. Рыбы, амфибии, рептилии Красной Книги СССР; Береги природу! М.; 1998.

2. Биологический энциклопедический словарь. М.; 1986 — Энциклопедия для детей. Том 2. М.; “Аванта+”, 1995.

3. Жизнь животных: Земноводных, пресмыкающиеся; том 1-7. М.; Посвящение 1986.

4. Зоология для учителя. Хордовые. М.; “Просвещение”, 1985.

5. Константинов В.М. И др., Биология: 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений — М.; Вентана-Граф, 2009.

6. Красная книга Тверской области/ Ред. А.С. Сорокин. - Тверь: ООО “Вече Твери”, ООО “АНТЭК”. - 2002.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук, М.; ООО “ИТИ Технологии”, 2003.

8. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология: 7-8 класс. Поурочные разработки к учебникам — Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. И другие — М.; ВАКО, 2004.

9. Трофимова Г.В. Урок — возможны варианты/ Биология в школе, №5, 1991.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.; 1954.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Пресмыкающиеся" (урок-обобщение)

Цель:  - обобщение знаний по классу пресмыкающиеся;показать их роль в природе и жизни человека; общность строения, отличительные особенности, приспособленность пресмыкающихся к среде обитани...

Урок-обобщение по биологии в 7 классе по теме "Пресмыкающиеся"

Обобщающий урок по теме "Касс пресмыкающиеся" ставит своей целью обобщить и систематизировать знания обучающихся о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания,...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...