урок по теме "Распространение плодов и семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Использование на уроке  стихотворений и загадок, как средство повышения интереса к предмету, как средство  привлечения внимания ребёнка к удивительному в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rasprostranenie_plodov_i_semyan_6_kl.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Распространение плодов и семян.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов             и семян, с различными приспособлениями к распространению, возникшими в процессе эволюции.

Оборудование: коллекции плодов и семян, набор муляжей овощей и фруктов, крылатки клена, репейник, гроздь  рябины, набор открыток «Удивительные растения», таблицы.

                                                              Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка знаний учащихся.

       А) Индивидуальный опрос:

  • по карточкам (3 учащихся);
  • у доски:

            1-й ученик: составьте  схему классификации плодов. Какие

                   признаки лежат в основе этой классификации?            

                   (сухие, сочные, односемянные, многосемянные).

                   после того, как первый ученик закончит, вызываются еще

                   четверо учащихся:

            2-й ученик: напишите все известные вам сухие односемянные

                   плоды. Какие растения имеют такие плоды?

            3-й ученик: напишите все известные вам сухие многосемянные

                   плоды. Какие растения имеют такие плоды?

            4-й ученик: напишите все известные вам сочные односемянные

                   плоды. Какие растения имеют такие плоды?

            5-й ученик: напишите все известные вам сочные многосемян –

                   ные плоды. Какие растения имеют такие плоды?

         Б) Работа с классом (фронтальный опрос):

  • Из чего развивается плод?
  • Какое строение имеет плод?
  • По каким признакам можно отличить плод от других органов растения?
  • Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

  (проверка ответа первого ученика у доски)

          В) Проверка умения узнавать плоды на рисунках, приводить примеры

               растений, имеющих такие плоды (фронтально). Работа с муляжами

               овощей и фруктов

           (проверка ответов у доски)

  1. Подготовка к усвоению новых знаний (беседа).

  • Что такое семя?
  • Какова роль семян в жизни растений?
  • Много ли семян образуется у одного растения?

Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,      

                мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь –

                около 27 млн.

  • Какое значение для жизни растений имеет образование у них большого числа семян?
  • Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?
  • Как решает эту проблему природа?

                                                Вс. Рождественский

                        Одуванчик.

         Когда идешь тропинкою,

         Куда ни глянь, в полях

         Белеют чудо-шарики

         На тонких стебельках.

        Сквозные, серебристые,

        Они, как пух, легки,

        Стоят и не качаются

        От ветерка с реки.

   

        Но лишь пройдется осенью

        Других ветров волна, -

        Срываются, взвиваются

        На воздух семена.

       Летят пушинки чистые

       За луг, за сад, за лес…

       И к нам парашютистами

       Спускаются с небес.

Учитель:  цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются                                            

                плоды и семена, какие приспособления к распространению они

                имеют.

  1. Изучение нового материала

  1. Способы распространения плодов и семян.

 Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих

                загадках?      

       

           Пролетают вереницы –

           Новоселы - птицы;

           Прилетят домой

           И крылья долой.

          Коробка запечатана,

          А в ней берёза спрятана –

          С ветками, с сережками,

          С белыми одежками.

          Коробку ветер носит –

          Где-нибудь да бросит.

(На доске записывается первый способ распространения)

  1. На сучке – арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Все раскатилось.

Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля – слева, пуля – справа…

На кого идет облава?

Есть матери с чудными замашками:

Швыряют детей вверх тормашками.

Что за диво: плод плюётся –

Целым в руки не даётся.

(записывается второй способ)

  1. Расцветаю всюду смело

И порой бывает так.

Что вцеплюсь я озверело

Даже в самых злых собак.

(записывается третий способ распространения).

          4. Вопрос: О каком еще способе распространения идет речь в    

                             стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»?

                                             Лесной ручей певуч и звонок

                                             Мы гоним плот к большой реке.

                                             Вот желудь – крошечный бочонок,

                                             Упав, плеснулся в омутке.

                                             По всем законам полагалось

                                             Ему бы здесь пойти ко дну

                                             Да спас листок случайный – парус

                                             Он вынес желудь на волну.

                                             Волна, как искорка дробиться

                                             И дар свой к берегу несёт

                                             Ему в земле бы укрепиться,

                                             А там уж он не пропадёт.

                                             В зелёном встанет океане,

                                             Где без границ лесная ширь.

                                             Как в сказке оцаре Салтане

                                             Плывет в бочонке богатырь.

                 (записывается четвертый способ распространения)

  Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными

                способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и

                человеком.

Учитель: о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. человек участвует  

                  в  распространении не только пассивно, но и активно, именно   че -  

                  ловек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много

                  семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую.

                  Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу,  кукурузу – из

                  Мексики.

                         

 Вопрос: Какие приспособления имеют растения, чтобы их семена и плоды  

                разносил ветер, животные и человек, чтобы семена сами вылетали из

                плодов?

  1. Приспособления к распространению плодов и семян.

        Самостоятельная работа учащихся с учебником, выполнение задания

         № 102 в «Рабочей тетради».

                     (проверка выполнения заданий)

Учитель: процесс распространения плодов и семян не случайный, многооб -    

                  разные приспособления у плодов и семян выработались в результате

                  длительного развития растительного мира на Земле. Способ распро –

                  странения зависит от конкретных условий среды.

  1. Закрепление знаний учащихся

Беседа по вопросам:

  • Как распространяются плоды и семена в природе?
  • У желтой акации створки созревших бобов раскрываются с такой

Силой, что семена разлетаются в разные стороны. Объясните,

Какое это имеет значение для растений?

  • Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледови –

того океана обнаружил семя тропического растения. Семя было

величиной с тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег

холодного океана?

  • Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встре –

чается и в Америке. Как он мог переселиться в Америку и на другие континенты?

                -   На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это    

                    имеет значение для растения?

  1. Итог урока.

Дом. задание: параграф 31, № 103 в рабочей тетради, провести наблюдение в

                         природе о распространении плодов и семян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Распространение плодов и семян

Урок расчитан для сельской школы.После повторения домашнего задания доступно излагаются  способы распространения плодов и семян.Предлагаются биологические задачи с учетом регионального компонента...

Конспект урока "Распространение плодов и семян"

Конспект урока в 6 классе "Распространение плодов и семян" к учебнику В.В. Пасечника. Урок содержит биологическую игру, задание по заполнению таблицы....

Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".

Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....

Повторительно-обобщающий урок "Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян"

Класс 6Предмет биологияТема «Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Данный урок проведён по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных ...

Урок – исследование с использованием ИКТ по теме «Плоды. Распространение плодов и семян».

Урок – исследование с использованием ИКТпо теме «Плоды. Распространение плодов и семян».Раздел биологии 6-го класса....

Конспект урока биологии "Распространение плодов и семян"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса.В ходе урока у учащихся продолжают формироваться универсальные учебные действия. Деятельность учащихся разнообразна....