Классный час "Курить - здоровью вредить"
классный час по биологии (8 класс) по теме

Типикина Тамара Ивановна

Формирование у учащихся сознательного, негативного отношения к курению и понимания необходимости вести здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

классного часа на тему: «Курить - здоровью вредить!

Цель:

Формирование у учащихся сознательного негативного отношения к курению и понимания необходимости вести здоровый образ жизни.

Задачи:

- информировать учеников о вредном влиянии табачного дыма на организм

человека;

- показать влияние курения на физическую и умственную работоспособность

учащихся;

- использовать результаты исследовательской работы учащихся с целью

предупреждения курения

Форма классного часа: выступление группами, круглый стол.

Оборудование: ноутбук, проектор.

Оформление:

- плакаты и рисунки ребят о вреде курения;

- пустые упаковочные пачки из-под сигарет;

- подборка литературы о вреде курения

Звучит музыка.

Учитель: Когда вы гуляете по улицам города, то невольно разглядываете фасады домов. Вот старинный, но очень крепкий дом. Кирпич к кирпичу, и словно время не тронуло его. Сто лет стоял он и ещё сто прослужит на радость людям. А другой дом весь в трещинах, перекосился и словно врос в землю. Почему же? Всё зависит от крепости фундамента. Его не видно, но по внешнему виду здания можно сказать, насколько он крепкий. Вот так и люди – как дома.

Человеческий фундамент – здоровье – закладывается смолоду. Как утверждают медики, организм человека формируется от рождения до 20 – 25 лет. 25 лет строится фундамент здоровья каждого из нас. В эти годы его легко подорвать, сломать, разрушить. Главные взрывные силы – табак, алкогольные напитки, наркотики. Эта “банда убийц”, как назвал Поль Брег табак, алкоголь и наркотики, разрушает организм всякого, кто их принимает, вызывает различные болезни, сокращает жизнь. Особенно опасны они для организма растущего, ещё не окрепшего. Жизнь доказывает, что большинство людей начинает принимать эти вредные вещества именно в молодые годы по неопытности, по глупости, подражая старшим или не умея отказать сверстникам.

Приобретённый опыт и стереотипы с годами закрепляются и становятся пристрастием, болезненной потребностью. К сожалению, в последние годы всё большее число юношей и девушек вовлекается в мир пьянства, алкоголя и особенно табака. Это не может не тревожить каждого, кто думает о судьбе России.

Вопрос. А знаете ли вы ребята, какие вредные вещества содержатся в табаке?

- ответ учеников.

Просмотр презентации  «Курить – здоровью вредить!»

(презентация составлена учениками)

Ученик 1. (слайд №3)

В табачном дыму содержатся различные вещества. К основным, вредно действующим веществам, относятся: никотин. Никотин – маслянистая прозрачная жидкость с неприятным запахом и горьким вкусом, на воздухе окрашивается в коричневый цвет и хорошо растворяется в воде, алкоголе. Это очень сильный нейротропный яд, который сначала резко возбуждает нервную систему, а затем вызывает её паралич (выключение нервной системы). Смертельная доза для человека – всего 0,01 – 0,08 грамма. При выкуривании одной сигареты в дыме находится 0,008 грамма никотина, из которых через альвеолы легких в кровь всасывается около одной четверти.

Проникнув в организм, никотин через кровь легко и быстро проникает почти во все органы и ткани. Например, через 2-3 минуты после вдыхания табачного дыма он уже достигает головного мозга, оказывая на него специфическое дурманящее действие, которое особенно заметно у некурящего (а если оно мало заметно, то это тревожный сигнал – реактивность мозга на никотин изменилось, это – начало болезни!). После окончания курения содержание никотина в мозге начинает падать примерно через тридцать минут, зато он начинает накапливаться в других тканях, сохраняясь там довольно долго (до двух недель его еще можно обнаружить в организме современными методами). Впоследствии никотин выводится через печень, легкие, почки, отравляя все на своем пут

Ученик 2. Одним никотином опасность табачного дыма не исчерпывается. В нем имеется целый букет ядов, который «вкушает» вместе с ароматным дымом незадачливый курильщик. Самыми яркими из них являются аммиак, угарный газ, анилин, сероводород, синильная кислота, канцерогенные углеводороды. Достойным завершением этого черного списка является Наконец, в табачном дыме обнаружен радиоактивный элемент полоний (слайд  4-7)

Ученик 1. Табачный деготь содержит около сотни химических веществ, в том числе мышьяк, радиоактивный изотоп калия, целое семейство канцерогенов: бензпирен, дибензпирен, бензантрацен и другие (слайд 8)

Взгляните на слайд 9  и запомните эти вещества, которые убивают живой организм.

Учитель: Табачные изделия, несмотря на активные профилактические мероприятия, продолжают триумфальное шествие по странам и континентам. Пленниками этого многоликого и коварного врага, по далеко не полным данным ВОЗ, стало около половины мужчин и четверти женщин нашей планеты. В России курит более 40 млн. взрослого населения (около 50% мужчин и 15% женщин).

Причём, что особенно тревожно, количество потребляемых в мире сигарет не уменьшается, а ежегодно увеличивается на 2,1%, а в так называемую табачную зависимость попадает около 93% курящих. Иными словами, из 100 курящих 93 заболевают никотинизмом и требуются огромные усилия целой армии врачей, чтобы избавить их от опасной для здоровья привычки.

Мы решили выяснить, как складывается ситуация  с курением в нашей школе. Для этого провели опрос среди учащихся 5-11 классов, и выяснилось, что 18,3% от общего количества учеников курят сигареты (слайд 11)

(Исследовательская часть была проведена группой учащихся заранее)

Ученик 1. (представляет презентацию-отчёт о работе)

По данным опроса можно сделать следующий вывод: с каждым годом количество курящих ребят возрастает, курят не только мальчики, но и девочки. Наибольший процент курящих наблюдается среди мальчиков 9-х и девочек 11-х классов. Интерес к курению повышается с 7-го – 9-е классы, период переходного возраста (слайд 12-13).

Ученик 2.

Мы попытались установить причину курения (слайд 14). Для этого мы провели анкетирование. В анкетирование приняло участие 58 человек, что составляет 72,5% от общего числа курящих.

Вывод: основными причинам курения являются: 36% учащихся курят, потому что это модно, 22% за компанию,13% хотят выглядеть крутыми. Это опасное заблуждение. Видимо не все знают, какой вред наносит курение растущему организму. Каждый должен думать не о моде, не о статусе в компании, а здоровье.

Выступление школьной медсестры (слайд 15)

По данным ВОЗ от сигареты ежегодно погибают люди. Выявлено огромное количество болезней, связанных с курением. Курение оказывает влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, и ряд других систем. В подтверждение сказанному мы провели исследование влияния курения на органы дыхания, пройдя рентгеновское обследование в районной больнице. В исследовании приняли участие ученики 11 класса: ученик №1 никогда не употреблял сигареты и ученик № 2 курит в течение пяти лет. Результат был следующий:

Ученик № 1 – Снимок Rg № 1234 от 13 .11 2009 года – лёгочные доли не изменены, сосудистый рисунок не усилен. Корни не расширены, очаговых и инфильтративных заболеваний не выявлено Coч – Br. Диагноз: патология грудной клетки не выявлена.

Ученик № 2 – Ry № 1237 от 13.11.2009 года – диффузные проявления пневмосилероза, сосудистый рисунок усилен, корни лёгких расширены, инфильтративных затемнений не выявлено. Coч – Br. Диагноз: хронический бронхит, псевмосилероз. Наше исследование подтверждает то, что курящие чаще страдают заболеваниями органов дыхания.

Учитель физкультуры

Курение подростков замедляет физическое и психическое развитие. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Формирующемуся организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками.  В доказательство сказанному мы провели эксперимент на тему: «Влияние курения на выполнение установленных нормативов». В нём участвовали10 ребят, причём пятеро регулярно курят. Все они ученики 10-х классов. Мы получили средние результаты (слайд №16).

Вывод: мы видим, что все ребята выполняют установленные нормативы. Но, не смотря на это, лучшие результаты всё-таки  показывают те ученики, которые не курят.

(В подтверждение сказанного учитель физической культуры проводит упражнение).

К доске выходят два ученика занимающихся в спортивной секции. (Один из них курящий).

Задание:  Выполнить упражнение прыжки со скакалкой.

Результат: не курящий ученик сделал на 30 прыжков больше, чем курящий.

Учитель: От курения особо страдает нервная система. Никотин сначала расширяет сосуды мозга, усиливая их кровоток, затем резко сужает, что приводит к недостаточности мозгового кровообращения. Угарный газ снижает интенсивность нервных процессов. Изменяется и поведение курящих учеников: желание курить появляется часто во время урока, они отвлекаются от учения, думая и мечтая выкурить сигарету. Мы проанализировали успеваемость  курящих учеников в классах.

Ученик 1. (Слайд 17)

Результаты были следующими: из 80 курящих учеников на «4» и «5» учатся -  2 ученика; на «3» и «4» - 18; на «3» и ниже – 60

Вывод: курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Из 80 курящих ребят 75% учатся очень слабо; 22,5%  показывают средние знания и лишь 2,5% учатся хорошо.

Выступление школьного психолога. (Слайд 18)

Нами были проведены наблюдения за общим состоянием учащихся в течение первой четверти учебного года. В эксперименте участвовали ученики 8-х классов. Всего 16 учеников из них 8 «курящих» и 8 никогда не курили

Вывод: общее состояние «курящих» учеников, намного слабее. Они обладают повышенной нервной возбудимостью, плохой памятью, при физической нагрузке у них увеличивается частота сердечных сокращений.

-   Школьный психолог проводит небольшую игру «Лестница» (слайд 19). Стоит принять решение и бросить эту вредную привычку. Как это сделать? В каком порядке действовать?

У каждого свой путь по лестнице к цели - «жизнь без табака». Давайте найдем самый правильный, самый эффективный.

Работаем в группах по 4-5 человек, каждый вправе предложить

свой путь или согласиться с большинством группы.

Для каждой группы раздаются листы бумаги с заданием: «Расставить указанные этапы принятия решения в порядке их осуществления по ступеням лестницы».

Учитель: Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин "Пассивное курение".

Вопрос №1.  Ребята, а вы знаете, что такое пассивное курение?

Ответы учеников.

Вопрс №2.  Что вы знаете о вреде «пассивного курения?»

Ответы учеников.

Учитель:  «Пассивном курении», вынужденное вдыхание табачного дыма лицами, которые сами не курят, но находятся в контакте с курящими. Табачный дым задерживает ультрафиолетовые лучи, так необходимые человеку, осаждается в легких, загрязняет помещение. Воздух, загрязненный табачным дымом, вызывает дискомфорт у некурящих, снижая их работоспособность. У них отмечаются головная боль, вялость, слабость, может обостряться бронхиальная астма, у восприимчивых лиц, страдающих аллергическими заболеваниями, могут возникать болезненные симптомы. Вдыхание табачного дыма в накуренном помещении некурящими в течение часа соответствует «выкуриванию» ими четырех сигарет.

Ученик 2. (Слайд 20). Мы провели опрос среди учеников, у которых курят родители. Был задан один вопрос: «Где курят ваши родители?». В опросе участвовало 50 учеников. Получили следующие данные

Вывод: 21 ребёнок, находящийся в одном помещении с родителями невольно является участником «пассивного курения». Родители должны думать  и заботиться о здоровье близких людей.

Вопрос: Ребята как можно избежать «пассивного курения»? Ваши действия?

- Ответы учащихся.

Учитель: В настоящее время во многих странах ведется серьезная научная пропаганда за полное прекращение курения. Предлагаются различные способы и средства для организации активного отдыха и здорового образа жизни. 12.02.2013 - Госдума рассмотрела и приняла "антитабачный" законопроект, в третьем, окончательном, чтении.

С 1 июня 2013 г. полностью вступил в силу закон о курении для части учреждений, а именно запрещено курение в общественных местах.

Ученик 1. (Слайд 21). Мы провели ряд профилактических мероприятий с целью снижения процента курящих в нашей школе.

Ученик 2. Все проведённые мероприятия имею положительную динамику (см. диаграммы 22)

Вывод: своевременное проведение профилактических мероприятий сыграло положительную роль. Процент «курящих» снизился до 15,86% (уменьшился на 2,4%) или на одиннадцать учеников.

Учитель: Каждый из вас должен задуматься над тем, что увидел. И мы надеемся, что решение будет принято верное. Всем доброго здоровья.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к классному часу по теме: «Курить-здоровью вредить» (8 класс)

Слайд 2

Цель: Формирование у учащихся сознательного негативного отношения к курению и понимания необходимости вести здоровый образ жизни Задачи: информировать учеников о вредном влиянии табачного дыма на организм человека; показать влияние курения на физическую и умственную работоспособность учащихся; использовать результаты исследовательской работы учащихся с целью предупреждения курения

Слайд 3

Вещества, содержащиеся в табаке никотин эфирные масла окись углерода углекислый газ аммиак табачный деготь радиоактивные вещества

Слайд 4

Эфирные масла Аммиак

Слайд 5

Угарный и углекислый газ

Слайд 7

Радиоактивные веществ

Слайд 8

Табачный деготь содержит около сотни химических веществ, в том числе мышьяк, радиоактивный изотоп калия, целое семейство канцерогенов: бензпирен, дибензпирен, бензантрацен и другие

Слайд 9

Берегите себя от табачного дыма

Слайд 10

Презентация - отчёт

Слайд 11

Количество курящих учеников в школе Классы Количество учеников в классе Всего «курящих» Количество курящих учеников Мальчики Девочки % мальчики % девочки 5-е 74 3 3 0 4,0 0 6-е 51 6 6 0 11,7 0 7-е 88 14 10 4 11,3 4,5 8-е 72 8 3 5 4,2 6,9 9-е 66 22 14 8 21,2 12,1 10-е 41 12 7 5 17,0 12,1 11-е 43 15 4 11 9,3 25,5 Итого 435 80 47 33 10,8 7,5

Слайд 12

Наибольшее количество курящих наблюдается среди мальчиков 9-х и девочек 11-х классов.

Слайд 14

Основными причинам курения являются: 36% учащихся курят, потому что это модно, 22% за компанию,13% хотят выглядеть крутыми. Это опасное заблуждение. Видимо не все знают, какой вред наносит курение растущему организму. Каждый должен думать не о моде, не о статусе в компании, а о здоровье.

Слайд 15

Ученик № 1 – Снимок Rg № 1234 от 13 .11 2009 года – лёгочные доли не изменены, сосудистый рисунок не усилен. Корни не расширены, очаговых и инфильтративных заболеваний не выявлено Co ч – Br . Диагноз: патология грудной клетки не выявлена. Ученик № 2 – Ry № 1237 от 13.11.2009 года – диффузные проявления пневмосилероза, сосудистый рисунок усилен, корни лёгких расширены, инфильтративных затемнений не выявлено. Co ч – Br . Диагноз: хронический бронхит, псевмосилероз. Наше исследование подтверждает то, что курящие чаще страдают заболеваниями органов дыхания.

Слайд 16

Выполнение нормативов Нормативы и Наименование Выполнение Курящие Некурящие Стайерский бег 3км (16 мин.) 1,5 км (8 мин.) 1км (5 мин.) 16 мин. 9 мин. 5 мин. 15 мин. 7 мин. 30 сек. 4 мин. 15 сек. Скакалка 2 мин. (180 раз) 1 мин. (100 раз) 30 сек. (70 раз) 190 раз 110 раз 82 раза 210 раз 130 раз 96 раз Спринтерский бег 100м (19 сек.) 30м (5 сек.) 20м (3 сек.) 20 сек. 6 сек. 4 сек. 18 сек. 4 сек. 3 сек. Игра Футбол Баскетбол Быстро устают, но игру доводят до конца Участвуют на протяжение всей игры, долго не испытывают усталость

Слайд 17

из 80 курящих учеников на «4» и «5» учатся - 2 ученика; на «3» и «4» - 18; на «3» и ниже – 60.

Слайд 18

Критерии общего состояния учащихся Показатели Курящие (%) Некурящие (%) Повышенная нервная возбудимость 24 10 Плохая память 12 5 Плохое общее физическое состояние 32 14 Медленно соображают 26 18 Часто болеют 33 19 При беге увеличивается частота сердечных сокращений 60 23

Слайд 19

Игра «Лестница» «Расставить указанные этапы принятия решения в порядке их осуществления по ступеням лестницы». 1. Принять решение (увидеть себя без сигареты). 2. Купить вместо сигарет семечки, конфеты и т.д. 3. Сказать «нет» себе (принять решение). 4. Сказать «нет» друзьям, окружающим. 5. Выработать мотивацию (для чего я бросаю курить). 6. Отблагодарить себя. Обсуждение 5 минут.

Слайд 20

"Пассивное курение"

Слайд 21

Профилактические мероприятия

Слайд 22

Вывод: своевременное проведение профилактических мероприятий сыграло положительную роль. Процент «курящих» снизился до 15,86% (уменьшился на 2,4%) или на одиннадцать учеников.

Слайд 23

Мы губим себя…. А зачем? Не понятно… Ведь каплей смолы можно лошадь убить… Стихом к молодым обращаюсь ребятам: - Покуда не поздно – бросайте курить! Владимир Кухарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Курить – здоровью вредить»

Данный классный час на реальных примерах позволяет доказать пагубное влияние никотина на оранизм человека и позволяет развить в детях привычку к здоровому образу жизни....

Классный час "Курить-здоровью вредить".

Классный час предназначен для учащихся 5 класса....

Классный час. "Курить - здоровью вредить".

Презентация классного часа....

Классный час "Курить - здоровью вредить"

Классный час проведенный в 8 классе...

Классный час "Курить - здоровью вредить."

ЦЕЛЬДать учащимся основные сведения о курении и в занимательной форме провести обсуждение полученных сведений.ЗАДАЧИВоспитание бережного отношения к своему здоровью.Воспитание чувства отвращения к кур...

классный час: "Курить - здоровью вредить"

Цель: Целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к курению.Задачи: * Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;* На конкретных примерах до...