Интегрированный урок физической культуры и экологии по теме: «МЫ ИДЁМ В ПОХОД».
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживают внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_tolokonnikova_i_lukashova.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция в развивающем подходе.

В 90-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся в связи с необходимостью преодолеть противоречия искусственного расчленения урока по предметному признаку. В «расчленённом» уроке ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира.

Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в интегрированном обучении.

Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение. Слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей деятельности, к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживают внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Интегрированный урок физической культуры и экологии, проведённый в 5 классе по теме: «МЫ ИДЁМ В ПОХОД».

Учитель экологии: Толоконникова Л.А.

Учитель физической культуры: Лукашова Н.А.

Цели урока:

Образовательная:

 - познакомить учащихся с основными правилами поведения в природе, привить основные туристические навыки учащимся.

Воспитательная:

 - формирование у детей понимания взаимосвязей в природе и окружающей среде;

 - знакомство с жизнью растений и животных;

 - овладение навыками поведения в природе и приёмами постижения природных закономерностей;

 - бережное отношение к природе;

 - эстетическое воспитание;

 - совершенствование туристических навыков.

Оборудование: плакаты, высказывание, магнитные доски, поделки из природного материала, туристическое снаряжение.

Ход урока.

Объяснение цели и задач урока (слово учителям экологии и физической культуры.)

 - Учитель экологии: дорогие ребята, в любое время года многие люди отправляются в лес. Но как вести себя в природе, как не нарушить равновесия в природе об этом мы сегодня поговорим, путешествуя по «воображаемому» родному краю.

Люди приходившие в лес – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев.

 - Учитель физической культуры: друзья мои, прежде чем мы отправимся с вами в поход нам необходимо вспомнить правила техники безопасности в туристическом походе (см. таблицу).                                               

В походе нам придётся преодолеть много препятствий, а это значит, что не один раз придётся оказывать помощь друг другу.

А это значит, что мы должны работать под девизом:

« ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО!»

Девочка – «Природа»

 

« Есть просто храм. Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

На встречу солнцу и ветрам

Он свят в любое время суток

С лесами, тянущими руки

Открыть для нас в жару и стынь,

Входя сюда, будь сердцем чуток

Не оскверняй её святынь».

                                               (С. Смирнов)

Учитель экологии: « Ребята, а теперь с туристической песней мы отправляемся в поход».

Песня   «Вместе весело шагать».

Учитель физической культуры: «Друзья мои, на пути у нас встретилось первое препятствие «Чащоба».

 Нам необходимо будет преодолеть препятствие: лазание по наклонной скамейке и лазание по «шведской стенке» (ребята друг другу помогают и страхуют).

Привал. Остановка  «Жалобная книга природы».

На поляну выходит Медведь.

Медведь: «  А ну, проваливайте, назад! Не пущу!

                Ходят тут всякие! Лес засоряют!»

Дети:  « Дедушка Медведь, мы не всякие, мы туристы. Знатоки

            родного края».

Медведь:  «Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите,

               что натворили? Сколько мусора оставили!

               Ах, какая была поляна! Я здесь резвился в детстве со      

               своими друзьями. А воздух, какой был! А теперь…

               Я вас, почему не хочу в лес пускать, потому, что вы и свою

               местность загрязнили, замусорили и до моих владений

               добрались. Все птицы и звери прибегали ко мне, спасаясь

              от вымирания».

Зайчик:  « Правильно, не пускай их дедушка в лес, а то станет у нас

               в лесу как после тех ребят, которые горы мусора после

               себя оставили».

Ворона:  « Да, плохо стало жить в нашей местности. Попил недавно

               мой братец Каркуша воды из речки, да и отбросил лапки».

Мышка:  « И бензин прямо на землю, и отходы всякие сбрасывают

               в воду. Почва и вода совсем непригодны, стали для жилья

                норку негде вырыть, водички попить.

Далее дети рассказывают о правилах поведении в природе.

1.Следует ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения и не уплотнять почву. Уплотнение почвы затрудняет появлению новых всходов.

2. Не включать громко музыку, так как птицы сидят на гнёздах.

3. Не оставлять мусор после себя.

4. Не брать маленьких животных домой.

5. Охранять птиц.

6. Не ломать деревья и кустарники.

7. Не рвать охапками цветы.

8. Правильно разводите костры.

Учитель физической культуры: «Друзья мои, я приглашаю всех вас по запланированному туристическому маршруту, а чтобы дорога казалось легче, предлагаю двигаться с весёлой песней».

Песня «Если с другом вышел в путь».

Учитель физической культуры: « Друзья мои, на пути нам встретилось ещё одно препятствие – непроходимое болото».

Как быть? Может кто-то подскажет выход из создавшейся ситуации?

Ответ детей.

Препятствие «Кочки».

 Преодолев очередное препятствие, мы попали на станцию

                                         «Поэтическая».

Учителя и учащиеся читают стихи о родной природе, о красоте родного края

Есть планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой, на свете нету!

                                 Я. Аким

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье надарить –

В моей всё это власти!

Гриб в лесу, ромашка на лугу, небо в час

Восхода и захода, иву над рекой…

И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, моё ученье

Не прими за дань: Я не раба.

Не забудь: ты сам – моё творенье!

И  у нас с тобой одна судьба!

Да ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручаю, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожить  (зверь не карандаш) –

С помощью последних вычислений

И машин новейших -  не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть ты в не меня.

                                               С. Викулов

Берегите, Землю,

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем

Полумесяц над речным покосом

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите, Землю,

Берегите!

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы.

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити!

Берегите Землю,

Берегите!                                                               М. Дудин

                                             

Учитель физической культуры: «Друзья мои, мы очень рады, что у вас замечательное настроение после станции «поэтическая», поэтому я предлагаю с весёлой песней двигаться дальше по запланированному маршруту».

Песня «У похода есть начало».

Преодоление препятствия «Качающееся бревно».

(дети помогают друг другу в преодолении препятствия с помощью подручных средств: длинного шеста – палки, натянутой верёвки и т. д.)

Учитель физической культуры: « Друзья мои, я предлагаю двигаться дальше, но что-то мне подсказывает, что тяжёлое испытание нам предстоит преодолеть, проходя по этому маршруту. На маршрутной карте в этой местности  указан огромный водоём. Как быть?

Учитель экологии: « Ребята, может, мы обойдём, это место или попробуем переправиться на лодке, которую нам любезно оставили туристы-экологи из других классов?

Учитель физической культуры: «Ребята, но прежде чем подойти к лодке нам необходимо будет преодолеть ещё одно препятствие, которая называется «Мышеловка». Кто удачно пройдёт это препятствие, тот только сможет переправиться на лодке на полянку, которая называется «Целебное лукошко».

Учитель экологии: « Ребята, а какие лекарственные растения вы знаете?»

На этой станции находится много познавательного материала:

стенды, открытки, термосы с заваренным  горячим, чаем из разных целебных трав и ягод.

Ответ учащихся.

  • Мать-и-мачех лечит от простуды;
  • Валериана помогает при болях в сердце;
  • Отвар крапивы укрепляет волосы;
  • Чистотелом лечат кожные заболевания;
  • Липовый чай помогает при ангине.

Учитель экологии: « Ребята, а теперь мы предлагаем всех вас отведать ароматного чая и попробовать отгадать,  в каком термосе  заварен чай из трав и назвать эту целебную траву, а в каких термосах чай заварен из ягод и назвать, из каких именно ягод».

Преодолев очередное препятствие, ребята попадают на станцию «Природа и фантазия».

Учитель экологии: « Ребята, если из вас кто-то  был на пути очень внимательным, то могли заметить много интересного, что  создаёт природа. Это может быть кусок коры необычной формы, коряга похожая на сказочного героя, сучок дерева, очень напоминающий фигуру знаменитой балерины и т.д.

Всё это можно будет использовать для поделок из природного материала, и оформить выставку с поэтическим названием «Природа и фантазия».  

 

Девочка – «Природа»:

«Давай пройдёмся медленно по лугу

И « Здравствуй!», скажем, каждому цветку,

Я должен над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать».

Учителя: благодарим за приятные минуты, проведённые в походе всех детей и взрослых, которые оказали помощь в подготовке и проведении этого мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "

Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Конспект интегрированного урока физической культуры и литературы. Раздел гимнастика по теме "Стойка на голове и стойка на лопатках." в 5 классе.

Интегрированный урок физической культуры и литературы, позволяющий осуществить междпредметные связи....

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразием инновационной деятельности образовательных организаций. Использование новых информационных и педагогических техн...

Интегрированный урок "Физическая культура и физика" по теме "Состязание с наукой"

Урок проведен в рамках метапредметной недели "ФИЗИКА" и "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА". Педагогическая цель:  - повысить мотивацию к изучению предметов: физика и физкультура...