Главные вкладки

    КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)
    статья по биологии (5 класс) по теме

    В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx21.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»  (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6  КЛАССАХ)

    Подрябинкина Т. В.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Лицей №17», г. Березовский

    В 2013/2014 учебном году наш лицей, утвержденный в статусе областной инновационной площадки, приступил к введению новых образовательных стандартов в 5 классах. Мы отрабатываем модель внеурочной деятельности, способствующую реализации образовательных целей ФГОС. Одно из направлений внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное. Поскольку лицей реализует естественнонаучный профиль, для родителей наших учеников оказался  актуальным запрос на пропедевтическое изучение биологии и химии. Эти соображения сделали для нас актуальной разработку программы «Клуб Юный эколог».

    Разработанная нами программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5-6 классов. Форма занятий – клубная, предполагающая комбинированные занятия – в аудитории, практические занятия по уходу за обитателями аквариума, лабораторные работы с микроскопом.

    Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интереса к биологии, окружающему миру, развитие любознательности, ответственности за окружающую природу, домашних питомцев.

    Целевые установки курса можно определить следующим образом:

    • познакомить обучающихся с многообразием комнатных растений, значением воды в природе;
    • развивать у учащихся интерес к объектам живой природы;
    • формировать бережное отношение к живой природе.

        Программа может использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации. На внеурочную деятельность отводится 18 часов, занятия рекомендуется проводить в каникулярное время.

    Данный курс включает три раздела:

    • «Мой аквариум»,
    • «Растения на службе человеку»,
    • «Чистая вода».

        При освоении данного курса обучающиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

    • знание основных правил поведения в природе;
    • формирование бережного отношения к живым организмам;
    • умение правильно ухаживать за комнатными растениями и обитателями аквариума.

         Требования к уровню подготовки обучающихся:

    Обучающиеся должны знать:

    • правила поведения в природе;
    • роль воды для живых организмов;
    • основные принципы здорового образа жизни;
    • правила ухода за живыми объектами.

    Обучающиеся должны уметь:

    • проводить наблюдения за живыми объектами;
    • ухаживать за растениями;
    • выращивать растения из вегетативных органов;
    • правильно кормить аквариумных рыб.

    В содержание программы включены следующие темы:

    1.  Мой аквариум (6 часов). Предполагается рассмотреть основные правила ухода за аквариумом, видовое разнообразие рыб школьного аквариума, виды корма и правила кормления рыб,  правила очистки воды для аквариума с использованием разнообразных фильтров. Предполагается провести практические работы на темы: «Уход за аквариумом», «Кормление рыб», «Замена воды в аквариуме».
    2. Растения на службе человеку (6 часов). Рассматриваются следующие темы: мир комнатных растений, происхождение комнатных растений, правила ухода за растениями: подкормка, рыхление, полив. Учащиеся знакомятся с правилами размещения растений,  узнают о растениях, улучшающих воздух.  Проводим практические работы: «Подкормка комнатных растений», «Определение комнатных растений», «Размножение растений черенками и отводками».
    3. Чистая вода (6 часов).  Здесь изучаются следующие темы: роль воды в природе, три состояния воды в природе, значение чистой воды, подземные источники, суточная потребность в воде, загрязнение природных вод, методы отчистки воды. Рекомендуется проведение практических работ: «Определение солевого состава воды», «Определение содержания ионов металлов в воде».    

    Тематический план приведен в Таблице 1.

    Таблица 1

    Тематический план курса

    Тематическое планирование.

    № урока

    Содержание темы

    Количество часов

    Тема 1. Мой аквариум.

    6 часов

    1

    Знакомство с обитателями аквариума

    2

    Практическая работа №1«Уход за аквариумом»

    3

    Загрязнение воды в аквариуме

    4

    Практическая работа №2«Кормление рыб»

    5

    Болезни рыб и их предупреждение

    6

    Практическая работа №3«Замена воды в аквариуме»

    Тема 2. Растения на службе человеку.

    6 часов

    7

    Многообразие растений школьного сада

    8

    Как победить вредителей растений

    9

    Практическая работа №4«Подкормка - важное условие для роста растений»

    10

    Использование растений для очищения воздуха

    11

    Практическая работа №5«Определение комнатных растений»

    12

    Практическая работа №6«Как правильно разместить растения»

    Тема 3. Чистая вода.

    6 часов

    13

    Вода – источник жизни

    14

    Практическая работа №7«Определение солевого состава воды из разных источников»

    15

    Целительная сила воды

    16

    Три состояния воды в природе

    17

    Практическая работа №8«Определение содержания ионов металлов в воде»

    18

    Суточная потребность в воде

    Проведение занятий по программе развивает у детей интерес к биологии, способствует формированию экологической культуры,  прививает умение жить в гармонии с окружающей природой, бережно относиться к ней.

    Приводим примерный список литературы, на который может опереться учитель в работе по этой программе:

    1. Герасимов С.О., Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство.- М.: Нива России, 1992.- 192с.  
    2. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1973 – 192с.                                                
    3. Жданов В.С. Аквариумные растения: Справочник/Под ред. д-ра биол. Наук Коровина С.Е.- М.: Лесн. Пром-сть, 1981.- 312с.
    4. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере.- М.: 1989- 150 с.
    5. Махлин М.Д., Солоницин Л.П. Аквариум в школе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984.- 144 с.    
    6. Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире.- М.: 1975- 167с.          
    7. Черняев А.М. Поэзия и проза воды.- Екатеринбург: 1996- 130с.                      Энциклопедия комнатного цветоводства. Составитель: Головкин Б.Н.- М.: Колос, 1993.- 343с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

    Проблема работы с одарёнными детьми - одна из современных задач образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования. Главная з...

    Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

    В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...

    Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".

    Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог"

    Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 6 классов  -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и на...

    Программа внеурочной деятельности по биологии « Юный биолог – исследователь» для 5 класса учителя биологии Высоцкой Т.Б

    Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами  ставит важную задачу   перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способн...

    Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов

    Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...

    Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"

    Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....