программа по биологии новый стандарт 2014 год
рабочая программа по биологии по теме

Серикова Татьяна Николаевна

программа по биологии для студентов 1 курса отделения  060501 "Сестринское дело"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_biol_2014_nov_st._izmeneno.docx130.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ТЕХНИКУМ

«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО ШМУ

____________А.И. Горбатов

«____»____________201__ г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Биология»

«общеобразовательного цикла»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

060501Сестринское дело, естественнонаучный профиль

Шентала, 2012 г.

ОДОБРЕНА

Цикловой методической комиссией

«Общих гуманитарных, социально-экономических,

 естественнонаучных и математических дисциплин»

Председатель____________М.Б. Мутыгуллина

Протокол №_____ от «___»_____________201_ г.

Составитель: Серикова Т.Н. преподаватель  ГБОУ СПО ШМУ.

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: _________________________________________

_________________________________________________________________

Содержательная экспертиза:__________________________________________

__________________________________________________________________

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза:__________________________________________

__________________________________________________________________

  Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ для специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля: 060501 Сестринское дело.

   Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины БИОЛОГИЯ для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.

   Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)

     Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п

Название разделов

Стр.

Пояснительная записка

4

Тематический план

6

Содержание учебной дисциплины

9

Содержание профильной составляющей

41

Условия реализации программы

42

Приложение 1

44

Приложение 2

46

Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

47

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Биология»  предназначена для изучения биологии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биологияв  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО)изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении  специальностей СПО естественнонаучного  профиля  биология изучается  в объеме 147 часов  – как  профильный предмет.

Программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных итворческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитаниеубежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использованиеприобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • -пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле;
  • -давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • -решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  • -работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • -владеть языком предмета и применять    полученные    знания    в    профессиональной    и    общественной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • -особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  • -знать фундаментальные понятия о биологических системах;
  • -сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  • -основные теории биологии – клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • -соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • -основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная учебная нагрузка

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

Всего занятий

Лаб. и практич. занятий

Раздел 1.

Введение. Биология как наука. Методы научного познания.

9

3

6

  Тема 1.1. Введение. Предмет изучения обобщающего курса «Биология».

3

1

2

-

Тема 1.2. Биология  как наука

3

1

2

-

Тема 1.3. Методы научного познания.

3

1

2

-

Раздел 2.

Биология клетки.

9

3

6

-

Тема 2.1.Клетка – элементарная живая система.

3

1

2

-

Тема 2.2.История изучения клетки.

3

1

2

-

Тема 2.3. Клеточная теория.

3

1

2

-

Раздел 3.  

Учение о клетке.

48

14

34

-

Тема 3.1.Неорганические вещества клетки.

3

1

2

-

Тема 3.2..Органические вещества клетки -:белки.

3

1

2

-

Тема 3.3. Органические вещества клетки  - углеводы.

3

1

2

-

Тема 3.4.Органические вещества клетки -липиды.

3

1

2

-

Тема 3.5.Нуклеиновые кислоты .АТФ.

3

1

2

-

Тема 3.6. Клеточная мембрана. Строение ядра клетки.

3

1

2

-

Тема 3.7. Органоиды клетки.

3

1

2

-

Тема 3.8. Вирусы – как внеклеточные формы жизни и их значение.

2

-

2

-

Тема 3.9. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

3

1

2

-

Тема 3.10. Строение и функции хромосом..

3

1

2

-

Тема 3.11. ДНК – носитель  наследственной информации.

2

-

2

-

Тема 3.12. Генетический код и его свойство.

3

1

2

-

Тема 3.13. Решение задач по теме «Генетический код».

3

1

2

-

Тема 3.14. Ассимиляция (пластический обмен).

2

-

2

-

Тема 3.15. Диссимиляция (энергетический обмен).

3

1

2

-

Тема 3.16. Цикл Кребса..

3

1

2

-

Тема 3.17. Биосинтез белка.

3

1

2

-

Раздел 4.

Организм, размножение и индивидуальное развитие.

6

2

4

Тема 4.1.Характеристика полового и бесполого размножения.

3

1

2

-

Тема 4.2. Итоговое занятие

3

1

2

-

Итого в 1 семестре

72

22

50

2 семестр

Раздел 5.

Основы генетики и селекции.

53

15

38

-

Тема 5.1. История развития генетики.

3

1

2

-

Тема 5.2. Г.Мендель – основоположник генетики. Терминология.

2

-

2

-

Тема 5.3. Законы  Г.Менделя

3

1

2

-

Тема 5.4.Наследование альтернативных признаков.

3

1

2

-

Тема 5.5. Моногибридное скрещивание.

3

1

2

-

Тема 5.6. Наследование группы признаков.

3

1

2

-

Тема 5.7.Сцепленное наследование признаков.

3

1

2

-

Тема 5.8. Уровни организации наследственного материала. Генный уровень.

2

-

2

-

Тема 5.9. Хромосомный уровень.

2

-

2

-

Тема 5.10. Геномный уровень.

3

1

2

-

Тема 5.11. Признак. Развитие фенотипа..

3

1

2

-

Тема 5.12. Формирование признаков.

3

1

2

-

Тема 5.13. Наследственная ,ненаследственная изменчивость.

3

1

2

-

Тема 5.14. Химическая природа наследственного материала.

2

-

2

-

Тема 5.15. Функции ДНК – как наследственного материала.

3

1

2

-

Тема 5.16.Методы изучения генетики человека

3

1

2

-

Тема 5.17.Типы наследования признаков у человека.

3

1

2

-

Тема 5.18.Селекция. Увеличение частоты мутаций.

3

1

2

-

Тема 5.19.Гибридизация (отдаленная)

3

1

2

-

Раздел 6.

Эволюционное учение.

33

11

22

-

Тема 6.1. Возникновение и развитие эволюционных представлений.

3

1

2

-

Тема 6.2 Метафизический период в биологии.

3

1

2

-

Тема 6.3. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов.

3

1

2

-

Тема 6.4. Доказательства эволюции

 Основные положения теории.

3

1

2

-

Тема 6.5. Вид. Критерии вида. Популяция

3

1

2

-

Тема 6.6. Роль изменчивости в природных популяциях

3

1

2

Тема 6.7. Естественный отбор.

Формы естественного отбора в популяции .

3

1

2

-

Тема 6.8. Другие формы эволюционного приспособления -результат движения факторов эволюции.

3

1

2

-

Тема 6.9. Видообразование.

3

1

2

-

Тема 6.10.Основные направления эволюционного процесса.

3

1

2

-

Тема 6.11. Филогенез органического мира.

3

1

2

-

Раздел 7.

История развития жизни на земле.

12

4

8

Тема 7.1. Развитие органического мира.

3

1

2

-

Тема 7.2. Современные гипотезы происхождения человека

3

1

2

-

Тема 7.3. Соотношение биологических и социальных факторой  в происхождении человека

3

1

2

-

Тема 7.4. Расы человека Единство происхождения человеческих рас

3

1

2

-

Раздел 8.

Медицинская паразитология.

12

4

8

Тема 8.1. Предмет и задачи медицинской паразитологии.

3

1

2

-

Тема 8.2. Классификация паразитов

3

1

2

-

Тема 8.3. Организм как среда обитания

3

1

2

-

Тема 8.4. Взаимоотношения в системе паразит –хозяин.

3

1

2

-

Раздел 9.

Основы экологии

23

7

16

Тема 9.1. Экология человека

3

1

2

-

Тема 9.2.Охрана атмосферы, водных ресурсов, земель

3

1

2

-

Тема 9.3. Пищевые связи. Круговорот веществ.

3

1

2

-

Тема 9.4. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.

2

-

2

-

Тема 9.5. Учение В.И.Вернадского о биосфере

3

1

2

-

Тема 9.6. Роль живых организмов в биосфере

3

1

2

-

Тема 9.7. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

3

1

2

-

Тема 9.8. Правила поведения людей в окружающей природной среде

3

1

2

-

Раздел 10.

 Бионика.

7

2

5

Тема 10.1. Особенности морфофизиологической организации живых организмов.

3

1

2

-

Тема 10.2. Принципы использования  в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

3

1

2

-

Тема 11.1.  Итоговое занятие

1

--

1

-

Всего во 2 семестре.

140

43

97

Всего часов за год

212

65

147


Содержание  учебной дисциплины« Биология».

Наименование  разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. Введение. Биология как наука методы научного познания.

6

Тема 1.1.Введение. Предмет изучения обобщающего курса «Биология».

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Предмет изучения обобщающего курса «Биология»..

Роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира и в практической деятельности людей..

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Индивидуальная работа с биологическими терминами.

1

Тема 1.2.Биология как наука.

Содержание учебного материала:

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Объект изучения  биологии- живая природа. Признаки  живых организмов.

  Методы познания живой природы.

Общие закономерности биологии..

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Индивидуальная работа с биологическими терминами.

1

Тема 1.3.Методы научного познания.

Содержание учебного материала:

2

1

3.

1

2

Методы познания живой природы.

Соблюдение привил поведения в природе.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся::

Подготовить сообщение «Правила поведения в природе».

1

РАЗДЕЛ 2. Биология клетки.

6

Тема 2.1. Клетка – элементарная живая система.

Содержание учебного материала:

2

1

1

        

1

2

Клетка - основная структурно-функциональная единица  всех живых организмов.

Уровни организации жизни

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Сделать рисунок животной  клетки

1

Тема 2.2. История изучения клетки.

Содержание учебного материала:

2

1

1

1

1

2

3

История изучения клетки;.

Методы изучения клетки..

Биология клетки

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить сообщения –

а) Жизнь и творчество Роберта  Гука;

1

Тема 2.3.Клеточная телрия.

Содержание учебного материала:

2

1

1

1

2

Основные положения клеточной теории.

 Роль клеточной теории в становлении современной естественно- научной картины мира.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить сообщения –

а) Труды немецкого врача Р.Вирхова;

б).Значение  трудов Шванна и Шлейдена

1

РАЗДЕЛ 3. Учение о клетке. Химический состав клетки.

34

Тема 3.1.

Неорганические вещества клетки

Содержание учебного материала:

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Химический состав клетки.

Неорганические минеральные соединения.

Вода. Строение молекуы воды.

Значение воды для жизнедеятельности клетки

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить таблицу- три группынеорганических веществ.

1

Тема 3.2.Органические вещества клетки- белки

Содержание учебного материала:

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Белки – главный компонент клетки.

Химический состав белков

Структуры белковой молекулы

Роль белков в клетке.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

 Самостоятельная работа обучающихся

Работа со справочной литературой.

1

Тема 3.3.

Органические вещества клетки- углеводы

Содержание учебного материала:

2

1

1

2

1

1

2

3

4

Углеводы –как компонент клетки.

Химический состав углеводов

Классификация углеводов

Роль углеводов  в клетке.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить электронную  презентацию по теме:

  «Органические вещества клетки - углеводы»

1

Тема 3.4.

Органические вещества клетки-липиды.

Содержание учебного материала:

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Липиды –как компонент клетки.

Химический состав липидов

Классификация липидов

Роль липидов  в клетке.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

. Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить электронную презентацию по теме:

«Органические вещества клетки - липиды»

1

Тема 3.5. Нуклеиновые кислоты. АТФ

Содержание учебного материала:

2

2

1

1

1

2

1

2

3

4

5

Типы нуклеиновых кислот. ДНК.

Основные виды РНК.

Аденозинфосфорные кислоты.

Регуляторные и сигнальные вещества

Витамины.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы  «Сравнительная характеристика ДНК и РНК».

1

Тема 3.6.Клеточная мембрана. Строение ядра клетки.

Содержание учебного материала

2

2

1

2

1

1

1

2

3

4

5

Клетка – элементарная живая система.

 Структура и функции клетки

Строение клеточной мембраны

.Цитоплазма .

Ядро клетки.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Сосатвить краткий конспект

1

Тема 3.7. Органоиды клетки.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

6

Цитоплазма.

Плазматическая мембрана.

лизосомы.

Рибосомы.

Комплекс Гольджи

ЭПС.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа со справочной литературой

2.Органоиды клетки (составление и заполнение таблицы).

1

Тема3.8. Вирусы – как внеклеточные формы жизни и их значение.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Определение вирусов.

Исторический очерк изучения вирусов.

Особенности химической организации; строение.

Механизм взаимодействия с клеткой

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Тема 3.9.Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Содержание учебного материала

2

1

2

1

1

2

3

Понятие «бактериофаг».

Роль вирусов в эволюции.

Профилактика вирусных заболеваний

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подгоотовить реферат « Профилактика вирусных заболеваний»

1

Тема 3.10.Строение и функции хромосом.

Содержание учебного материала

2

2

1

1

1.

2.

3.

Строение  хромосом

Химический состав хромосом

Функции. хромосом

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Составление таблиц «Типы хромосом»

1

Тема 3.11.ДНК –носительнаследственной информации.

Содержание учебного материала

2

1

2

2

1

1

2

3

4

ДНК – носитель наследственной информации

Строение,состав  ДНК

Репликация- удвоение ДНК.

Значение ДНК для жизнедеятельности клетки

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Тема 3.12. Генетический код и его свойства.

Содержание учебного материала

2

2

2

1

2

Понятие генетического кода.

Свойства генетического кода

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение ситуационных задач  с использованием таблицы генетическогокода.

1

Тема 3.13. Решение задач по теме «Генетический код»

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

Таблица генетического кода

Пособие - задачник

Справочник

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение ситуационных задач  с использованием таблицы генетического кода.        

1

Тема 3 14. Ассимиляция (пластический обмен).

Содержание учебного материала.

2

1

1

1

2

Фотосинтез.

Ассимиляция (пластический обмен)

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с биологическими терминами

1

Тема 3.15. Диссимиляция (энергетический обмен).

Содержание учебного материала.

2

1

2

 1

.2.

Диссимиляция (энергетический обмен).

Гликолиз

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение ситуационных задач по теме - диссимиляция.

1

Тема 3.16.

Цикл Кребса.

Содержание учебного материала.

2

1

1

1

2

Характеристика этапов подготовки к циклу Кребса

Этапы цикла Кребса

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:  

Работа с дополнительной литературой

1

Тема 3.17.

Биосинтез белка.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Этапы синтеза белка.

Регуляция транскрипции и трансляции у живых организмов

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схем регуляции транскрипции и трансляции.

1

РАЗДЕЛ  4  Организм размножение и индивидуальное развитие.

4

Тема 4.1.

Характеристика полового и бесполого размножения.

Содержание учебного материала

2

1

1

2

Характеристика бесполого  размножения

Характеристика полового размножения

2

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Составление схемы разнообразных способов размножения.        

1

Тема 4.2.Итоговое занятие

Итоговый контроль за I семестр

2

2 семестр.

Раздел 5.Основы генетики и селекции.

38

Тема 5.1. История развития генетики.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Предмет генетики..

Достижения генетики, значение.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Пподготовка сообщений:

а) .Значение генетики для медицины.

б) Генетика вокруг нас

1

Тема 5.2. Г.Мендель – основоположник генетики. Терминология.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Жизненный путь Грегора Менделя – основоположника генетики.

Терминология и символика.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Тема 5.3. Законы  Г.Менделя

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

Гибридологический метод.

I-й закон Менделя.

Расщепление признаков у гибридов второго поколения.

II закон Менделя.

Причины расщепления признаков у гибридов

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Решение ситуационных задач.

1

Тема 5.4. Наследование альтернативных признаков.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Закономерности наследования признаков.

Наследование альтернативных (взаимоисключающих признаков)

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Решить ситуационные задачи

1

Тема 5.5. Моногибридное скрещивание.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

 Сущность моногибридного скрещивания

Гибридологический метод.

Опыты Г.Менделя.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1 Работа с дополнительной литературой  

     

1


Тема 5.6. Наследование группы признаков.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Сущность дигибридного и полигибридного скрещивания.

3 закон Менделя.

Независимое наследование.

Статистический характер законов Менделя..

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение ситуационных задач

1

Тема 5.7.Сцепленное наследование признаков.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Группы сцепления.

Сцепленное наследование и явление перекреста

Хромосомная теория Моргана.

Хромосомы. Определение пола. Наследование сцепленное с полом.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить схему определения пола

1

Тема 5.8. Уровни организации наследственного материала. Генный уровень.

Содержание учебного материала

2

1

2

1

2

Характеристика генного уровня

Свойства гена

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Тема 5.9. Хромосомный уровень.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Хромосомная теория наследственности

Характеристика хромосомного уровня

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Тема 5.10. Геномный уровень.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

Характеристика генома.

Взаимодействие алллеьных генов

Взаимодействие неаллельных генов

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с биологическими терминами

1

Тема 5.11. Признак. Развитие фенотипа..

Содержание учебного материала

2

1

2

1

2

Понятия «признак»,»фенотип»

Закономерности развития фенотипа

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с биологическими терминами

1

Тема 5.12. Формирование признаков.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Условия необходимые для формирования признак

Сочетание неаллеьных генов в генотипе для формирования прихзнаков

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой

1

Тема 5.13. Наследственная ,ненаследственная изменчивость.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

1

2

3

4

Изменчивость ,ее формы

Ненаследственная изменчивость

Наследственная изменчивость

Характеристика мутаций

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Дать характеристику наследственной изменчивости

Дать характеристику ненаследственной изменчивости

1

Тема 5.14. Химическая природа наследственного материала.

Содержание учебного материала

2

1

1

2

1

2

3

Работы отечественных генетиков по изучению наследственного материала

Модель ДНК

Свойство комплементарности

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Тема 5.15. Функции ДНК – как наследственного материала.

Содержание учебного материала

2

1

2

1

1

2

3

Способы записи наследственной информации

Свойств агенетического кода

Этапы реализации наследственного материала

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой

1

Тема 5.16.Методы изучения генетики человека

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

6

Генеалогический метод

Близнецовый метод

Цитогенетический метод

Биохимический метод

Популяционно- статистический метод

Медико-генетическое консультирование

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить план медико генетического консультирования.

1

Тема 5.17.Типы наследования признаков у человека.

Содержание учебного материала

2

1

2

1

1

1

2

3

4

Аутосомно-доминантное наследование

Аутосомно-рецессивное наследование

Х –сцепленное  рецессивное наследование

Y –сцепленное наследование

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение генетических задач

1

Тема 5.18.Селекция. Увеличение частоты мутаций.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Селекция – как наука

Увеличение частоты мутаций

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по темам:

«Селекция микроорганизмов»«Мутации современности»

1

Тема 5.19.Гибридизация (отдаленная).

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

Работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам гибридизации растений.

Полиплоидия

Отдаленная гибридизация

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1 Подготовить  доклады по темам:

«Н.И.Вавилов» ;

 « И.В.Мичурин»

1

Раздел  6. Эволюционное учение.

22

Тема 6.1. Возникновение и развитие эволюционных представлений.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

Предпосылки эволюционизма.

Эволюционная теория  К.Линнея

Эволюционная теория Ламарка.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1 Составление рефератов по темам:

«Метафизический период в истории биологии»,

«К. Линней»

1

Тема 6.2 Метафизический период в биологии

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Борьба метафизических и эволюционных взглядов до Ч.Дарвина.

Сторонники креационизма.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить конспект темы

1

Тема 6.3. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

Жизнь и труды Ч. Дарвина.

Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина.

Возникновение синтетической теории эволюции.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

 Изучение дополнительной литературы, работа в интернете.

1

Тема 6.4. Доказательства эволюции

Содержание учебного материала

2

1

2

1

2

Доказательства единства происхождения органического мира

Доказательства эволюции

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с биологическими терминами

1

Тема 6.5. Вид. Критерии вида. Популяция

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Популяционные структуры вида.

Критерии вида.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с биологическими терминами

1

Тема 6.6. Роль изменчивости в природных популяциях.

Содержание учебного материала

1

1

1

1

1

2

3

4

Мутационная изменчивость.

Комбинативная изменчивость

Борьба за существование.

Внутривидовая борьба.

2

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

 Подготовка кроссворда.

1

Тема 6.7. Естественный отбор.

Формы естественного отбора в популяции

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

Межвидовая борьба.

Эффективность отбора.

Формы естественного отбора (движущая, стабилизирующая).

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой

1

Тема 6.8. Другие формы эволюционного приспособления -результат движения факторов эволюции

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Случайные колебания частот генов в популяциях органического размера.

Популяционные волны.

Изоляция – эволюционный фактор.

Приспособленность.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

 Подготовка домашнего задания

1

Тема 6.9. Видообразование.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Понятие о виде

Механизм видообразования.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с биологическими терминами

1

Тема 6.10 Основные направления эволюционного процесса

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Прогресс и регресс в эволюции.

Ароморфоз, идиопатия, общая дегенерация.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить краткий конспект

1

Тема 6.11. .Филогенез органического мира.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

Сравнительно анатомический метод изучения филогененеза

Сравнительно – эмбриологический метод изучения филогенеза

Палеонтологический метод изучения филогенеза

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с биологическими терминами

1

Раздел 7.  История развития жизни на Земле.

8

1

1

1

1

Тема 7.1. Развитие органического мира.

        

Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

Теория возникновения жизни на Земле.

Эксперимент Пастера.

Абиогенный синтез органических веществ.

Современные взгляды на возникновение жизни (А. Опарин).

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

 Подготовка сообщения :«Жизнедеятельность  Луи Пастера»

1

Тема 7.2. Современные гипотезы происхождения человека

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

Методы познания истории человечества.

Основные этапы эволюции приматов.

Австралопитеки.

Человек умелый.

Человек прямоходящий.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на темы:

«Современные  гипотезы происхождения человека»

1

Тема 7.3.Соотношение биологических и социальных факторов в происхождении человека

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Понятие о расах

Классификация рас человека

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата.на тему:

« Теории расизма»

1

Тема 7.4. Расы человека Единство происхождения человеческих рас

Содержание учебного материала

2

1

1

2

1

2

3

Понятие о расах

Классификация рас человека

Единство происхождения человеческих рас

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить таблицу  «Человеческие расы»

1

Раздел 8. Медицинская паразитология.

8

Тема 8.1. Предмет и задачи медицинской паразитологии.

Содержание учебного материала

2

1

1

2

1

2

3

Паразитология как наука

Основные разделы паразитологии

Основные задачи медицинской паразитологии

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание электронныхпрезентаций.:

«Паразитарные болезни»;

«Паразиты вокруг нас»;

«Что мы знаем о паразитах»

1

Тема 8.2. Классификация паразитов

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

Классификация паразитов по степени необходимости вести паразитический образ жизни

Классификация паразитов по времени взаимодействия с хозяином

Классификация паразитов на основании пространственных взаимоотношений паразита и хозяина

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы «Классификация паразитов»

1

Тема 8.3. Организм как среда обитания

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

Живой организм – как своеобразная среда обитания паразитов

Изменения возникшие у паразитов в связи с приспособлениями к своеобразному образу жизни

Локализация паразитов  в организме человека

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление кроссворда по теме: «Паразитология»

1

Тема 8.4. Взаимоотношения в системе паразит – хозяин.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

Виды действия паразита на хозяина

Приспособления  паразитов

Жизненные циклы паразитов

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой

1

Раздел 9. Основы экологии.

16

Тема 9.1. Экология человека

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

1

1

2

3

4

5

Предмет экологии.человека

Экологические факторы.

Биологический оптимум.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимодействие популяций разных видов

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

 Подготовить схему взаимодействия живых организмов

1

Тема 9.2.Охрана атмосферы, водных ресурсов, земель

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

Человек – элемент биосферы.

Климат изменения.

Нарушение озонового слоя.

Загрязнение атмосферы.

Загрязнение водных ресурсов

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

.Индивидуальные задания.

 Выполнение домашнего задания

1

Тема 9.3. Пищевые связи. Круговорот веществ.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Круговорот углерода.

Круговорот Азота.

Круговорот серы.

Биогеохимические процессы в биосфере.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой

1

Тема 9.4. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.

        

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

3

4

5

6

7

8

Понятие о сообществе и экосистеме.

Свойства экосистем.

Смена экосистем.

Функциональные группы организмов в сообществе.

Поток Е.

Цепи питания.

Экологическая пирамида.

Продукция экосистем.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Тема 9.5. Учение В.И.Вернадского о биосфере

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Понятие биосферы

Структура биосферы

Компоненты биосферы.

Функции живого вещества.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка схемы – структура биосферы.

1

Тема 9.6. Роль живых организмов в биосфере

Содержание учебного материала

2

1

1

1

2

Понятие биомассы

 Роль живых организмов в биосфере

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить конспект – важнейшие положения учения В.И.Вернадского о биосфере

1

Тема 9.7. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

2

3

4

Нарушение озонового слоя.

Загрязнение атмосферы.

Загрязнение водных ресурсов

Пути решения экологических проблем

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение

1

Тема 9.8. Правила поведения людей в окружающей природной среде

Содержание учебного материала

2

2

2

2

1

2

3

Правила поведения людей в лесу

Правила поведения людей  на водоемах

Правила поведения людей в окружающей среде

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить памятку по правилам поведения людей в окружающей природной среде

1

Раздел 10 .Бионика.

5

Тема 10.1. Особенности морфофизиологической организации живых организмов.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

2

3

 Появление и развитие науки- бионики.

Основные задачи науки - бионики

Сохранение естественным образом структур, наиболее совершенных и наиболее экономных.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить кроссворд на тему Бионика

1

Тема 10.2. Принципы использования  в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Содержание учебного материала

2

1

1

Использование людьми в практической деятельности наиболее оптимальных приспособлений живых организмов к среде обитания как моделей для конструирования сооружений и механизмов.

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа в интеренете

1

Тема 11.1.  Итоговое занятие

1

Всего во 2 семестре.

97

Всего часов за год

1 47

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Для специальности Сестринское дело

естественнонаучного профиля

           Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

           В программе по дисциплине БИОЛОГИЯ, реализуемой при подготовке студентов по специальности Сестринское дело, профильной составляющей является

 Раздел   5  Основы генетики и селекции.

Раздел 9.  Основы экологии

          В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями.   Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение название при овладении студентами специальностями естественнонаучного профиля

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи:

  • отличительные признаки живой природы,
  • ее уровневая организация и эволюция.

           В соответствии с ними выделены содержательные линии:

  • биология как наука;
  • биологические закономерности;
  • методы научного познания;
  • клетка;
  • организм;
  • популяция;
  • вид;
  • экосистемы (в том числе биосфера).

Особенность изучения биологии на профильном уровне  заключается  в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в  увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требование программы дисциплины требует наличие учебного кабинета – лекционная аудитория.

Оборудование учебного кабинета:

  • 30 посадочных мест;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно – наглядных пособий по предмету «Биология».
  • Набор микропрепаратов для лабораторных и практических работ.

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • экран;
  • проектор.

                                  Информационное обеспечение обучения

Основные источники

Для преподавателей

  1. Константинов В.М,Резанов А.Г,Фадеева Е.О  «Биология.»…Москва.издательский центр «Академия» 2010 год
  2. Чебышев Н.В.учебник «Биология»,7-е издание,Москва,Издательский центр «Академия» 2011 год.

для студентов

  1. Константинов В.М,Резанов А.Г,Фадеева Е.О  «Биология.»…Москва.издательский центр «Академия» 2010 год
  2. Чебышев Н.В.учебник «Биология»,7-е издание,Москва,Издательский центр «Академия» 2011 год.

Дополнительные источники

Для преподавателей

  1. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.
  2. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г, Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. – 2-е издание.- М.: Дрофа, 1999

  1. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004.

для студентов

1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2.Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004.

3.Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.

Интернет- ресурсы

           1.    http://www.biolog188.narod.ru/

           2.    http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm

  1. www.nature.ru  
  2. www.bio.msu.ru .
  3. www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm  

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Уметь:

пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле;

Лабораторные и  практические занятия не предусмотрены.

Знать:

  • Гипотезы происхождения жизни.
  • Отличительные признаки живого.
  • Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
  • Движущие силы антропогенеза
  • Происхождение человека
  • Происхождение человеческих рас

Тема 7.1. Развитие органического мира.

Тема 7.2. Современные гипотезы происхождения человека

Тема 7.3.Соотношение биологических и социальных факторов в происхождении человека

Самостоятельная работа студента

  • Составить реферат на тему «Гипотезы происхождения жизни.»
  • Составить таблицу  «Человеческие расы»
  • Подготовка реферата.на тему:  « Теории расизма»

Уметь:

  давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

Лабораторные т практические занятия не предусмотрены.

Знать:

  • Неполное доминирование
  • Сцепленное наследование
  • Наследование, сцепленное с полом
  • Наследственные болезни человека
  • Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
  • Понятие «бактериофаг».
  • Роль вирусов в эволюции.
  • Профилактика вирусных заболеваний
  • Появление и развитие науки- бионики.
  •    Основные задачи науки - бионики
  •    Сохранение естественным образом структур, наиболее совершенных и наиболее экономных.
  • Использование людьми в практической деятельности наиболее оптимальных приспособлений живых организмов к среде обитания как моделей для конструирования сооружений и механизмов

  • Тема 5.1. История развития генетики.
  • Тема 5.3.. Законы  Г.Менделя
  • Тема 5.5. Моногибридное скрещивание.
  • Тема 3.9.Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
  • Тема 10.1. Особенности морфофизиологической организации живых организмов.
  • Тема 10.2. Принципы использования  в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных

Самостоятельная работа студента

  • Подготовить сообщение  - жизнь и деятельность Г.Менделя
  • Заполнить решетку Пеннета
  • Составить реферат на тему;  «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность»

Уметь:

 решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

Лабораторные т практические занятия не предусмотрены.

Знать:

  • Моногибридное скрещивание
  • Дигибридное скрещивание
  • Перекрест хромосом
  • Неполное доминирование

  • Тема 5.1. История развития генетики.
  • Тема 5.3.. Законы  Г.Менделя
  • Тема 5.5. Моногибридное скрещивание.
  • Тема 9.3. Пищевые связи. Круговорот веществ.

Самостоятельная работа студента

  • дать характеристику наследственной изменчивости
  • дать характеристику ненаследственной изменчивости
  • дать характеристику мутагенам
  • зарисовать половые хромосомы
  • составить родословную своей семьи
  • построить вариационную кривую согласно данного задания

Приложение №2

Технология формирования ОК

ОК 1 , ОК 2,  ОК 3, ОК 5.

  • самостоятельная работа с научно методической литературой
  • подготовка сообщений

ОК 2.ОК 3,ОК1

- урок конференция

- урок обобщения

- работа с компетентностно ориентированными заданиями

ОК 3. ОК 4, ОК 5

- работа с компетентностно ориентированными заданиями

ОК 1 , ОК 2,  ОК 3,  ОК 4

- работа с дополнительной литературой

- подготовка сообщений

-написание рефератов

-подготовка докладов

ОК 1 , ОК 2,  ОК 3,  ОК 4 , ОК 5

- работа с компетентностно ориентированными заданиями

 ОК 3,  ОК 4 , ОК 6

-решение ситуационных задач

- работа с компетентностно ориентированными заданиями

ОК 1 , ОК 2,  ОК 3,  ОК 4 , ОК 5 ,ОК 7

- выполнение контрольных работ

- тестирование

  ОК 3,  ОК 4 , ОК 5, ОК 8

- работа с методичекой литературой

-

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменениями

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица, внёсшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила составления рабочих программ по новым стандартам

Предлагаются правила составления рабочих программ по новым стандартам....

Рабочие программы по новым стандартам

Рабочая программа по алгебре 8 класс (базовый уровень) - 2012-2013 учебный год. 3 часа в неделю. Имеется развёрнутое тематическое планирование.Рабочая прогреамма по геометрии 10 класс...

Рабочие программы по биологии по новым стандартам

Рабочие программы к учебнику Пасечника В.В (из книги издательства "Дрофа")....

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Папа, мама, я - спортивная семья». (Я работаю по программе «Детство», в рамках ФГТ и новым стандартам пишем конспекты по-новому).

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Папа, мама, я - спортивная семья».Основные виды деятельности: коммуникативная, продуктивная.  Продукт деятельности: кол...

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

      Аннотация: в статье рассматриваются проблемы современного образо-вания, в частности организация учебной деятельности на уроках биологии. Представлен перечень видо...

Особенности конструирования рабочей программы по биологии в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Особенности конструирования рабочей программы по биологии в условиях перехода на новые образовательные стандарты...