Рабочие программы по природоведению
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

      Рабочая программа по природоведению составлена на основе программы основного общего образования по биологии, авторы программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой, //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа,2011.-92с//, соответствует федеральному копоненту стандарта образования и базисному учебному плану МКОУ "Каменносанарская ООШ"  в соответствии с выбранными учебником.

    В.М. Пакулова Н.В. Иванова "Природа живая и неживая"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе программы основного общего образования по биологии, авторы программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой, .//Программы для общеобразовательных учреждений.Природоведение 5 класс. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. - 92с.//,  соответствует  федеральному  компоненту  стандарта  образования и базисному учебному плану МКОУ «Каменносанарская ООШ» по 2 часа в неделю, и в соответствии с выбранным  учебником:

       В.М. Пакулова  Н.В.Иванова   «Природа живая и неживая»

     Преподавание учебного предмета «Природоведение» в основной школе   (5 классы) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки  Челябинской области от 06.05.2009 № 01-269).
  3. Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии. (письмо Департамента государственной политики  в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);
  4. Приказ Министерства образования и науки  РФ от 19.12.2012 г. №1068  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный номер №26755).
  5. Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям о организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).
  6. Учебный план МКОУ «Каменносанарская ООШ» на 2013-2014 уч. год

Общая характеристика учебного предмета.

        Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для

изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

        Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

        Изложенный в программе материал соответствует   основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» - и распределен по соответствующим темам.

        Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

     Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • Освоение знаний о многообразии предметов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • Воспитание положительного эмоционально- ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

       Задачи 5 класс

  • формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;
  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;
  • воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;
  • формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.

Обоснование выбора учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы

     

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
    Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа неживая и живая  5 класс»,  М.,»Дрофа» 2009 г.

Учебникам данной линии свойствен эколого-эволюционный подход к отбору содержания биологического материала. Помимо основных сведений биологического характера в учебных книгах значительное внимание уделено развитию общебиологических понятий, формирующихся во всех разделах курса биологии. В учебниках главы и параграфы логически взаимосвязаны. Последовательность глав в учебной книге может иметь содержательную специфику, что позволяет избежать дублирования материала в разных частях учебника.

Учебник предполагает возможность внутриклассной дифференциации, т.е. усвоение материала на разном уровне сложности в зависимости от особенностей учащихся. Это достигается за счет выделения дополнительного материала для углубленного изучения предмета.

Особенность методического аппарата заключается в том, что он направлен на организацию познавательной деятельности учащихся. Этому способствует то, что параграфы соответствуют темам уроков, а их текст разбит на смысловые части, проработана система закрепления знаний (вопросы по теме, работа по усвоению новых терминов и понятий). В параграфах имеются словарики новых терминов и понятий, интересные сведения, повышающие мотивацию к изучению биологии, а по каждой главе сформулированы резюме, отражающие основное содержание. В учебнике приведены инструктивные карточки к лабораторным работам.

Методические пособия для учителя содержат тематические и поурочные планирования по каждому году обучения, имеются авторская программа, рабочие тетради для учащихся и учителя.

       Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется
тетрадь с печатной основой:
     1.. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова  «Природа неживая и живая  5 класс»,  М.,»Дрофа» 2009г.     В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в

качестве домашнего задания.

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планированием

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,                         программы основного общего образования по природоведению 5 класс и Программы основного общего образования по биологии  авторов  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа неживая и живая  5 класс»,  М.,»Дрофа» 2009г.

Содержание учебного материала  в рабочей программе соответствует примерной программе.

 

Календарно-тематическое планирование в 5 классе включает в себя следующие темы

Тема

Количество часов по программе

Кол-во часов в ТП

В том числе

экскурсий

Л.Р.и П.Р.

Контрольные

работы

Введение

2

2

1

1

Вселенная

5

6

1

1

2

Строение и свойства вещества

11

11

4

1

3

Воздух

6

8

2

1

4

Вода

3

4

1

1

5

Горные породы

3

4

1

2

6

Почва

4

4

7

Организмы

6

6

1

1

8

Растения

7

7

1

1

9

Грибы

2

2

10

Животные

5

5

11

Ваши любимые растения и животные

3

3

1

12

Природа едина

2

2

1

13

Человек, его здоровье и безопасность жизни

3

3

1

Экскурсия.

Итоговый урок.

Летние задания

3

1

Резервное время

8

Итого

70

70

4

13

7

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Некоторые лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.

      Резервное время, предусмотренное программой в количестве 8 часов, использовала  дополнительно для изучения тем: «Вселенная» (1 ч), «Воздух» (2 ч),  «Вода» (1 ч), «Горные породы» (1 ч), а также для проведения экскурсии (1ч) и контрольного и итогового урока (2 ч),  для более успешного усвоения учебного материала и отработки практических умений и навыков.

В календарно-тематическом планировании уроки, содержащие контроль знаний, умений и навыков выделен жирным курсивом.

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации НРК

     Особенностью данной программы является включение в содержание обучения интеграционных полей, состоящих из проблем экологии, применения биологической  науки в медицине, физике, географии и т.д.

 Тематика НРК составлена на основе пособий авторов  Г.А. Уфимцевой и В.В. Латюшина.

  Пособие «Биология грибов и растений Челябинской области» призвано обеспечить реализацию регионального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии, а также краеведческого подхода как принципа в изучении его содержания.

   В пособии собран и систематизирован материал о флоре Челябинской области, представленный в разных дидактических формах: информационной, деятельностной, эмоционольно-ценностной, корректирующей. Подобный подход к конструированию содержания даёт возможность учителю использовать индивидуализированные технологии по его изучению не только на уроках биологии, но и во внеклассных занятиях, самостоятельной работы учащихся.

     Пособие «Биология животных Челябинской области» продолжает знакомиться учащихся с содержанием регионального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии. Несомненный интерес представляет не только систематизированный материал по фауне челябинской области, но и формы его предъявления учащимся в виде информационной, деятельностной, эмоционольно-ценностной, корректирующей линий. Пособие рассчитано на использование его во всех формах учебной деятельности, как под руководством учителя, так и в самостоятельной работе учащихся.

Национально-региональный компонент: составляет 10 - 15% рабочего времени от общего   количества часов в каждом классе и изучается дисперсно.

Национально-региональный компонент  5  класс

   

№ п/п

№ урока

Тема НРК

1

2

Природа нашей местности

2

23

Эл. Станции Челябинской области

3

28

Снеговая линия в горах. Ледники

4

35

Реки Челябинской области

5

37

Полезные ископаемые Чел. обл. (П.Ю У.с.37)

6

38

Что даёт наш край стране (с.45)

7

40

Водоём – природное сообщество

8

45

Растения, животные и грибы нашей местности

9

47

Наблюдение за разнообразием живых организмов в местном лесу

10

52

Растения лесов Челяб. Обл (П.Ю.У. с.61)

11

54

«Лекарственные растения Южного Урала» (П.Ю.У. с. 81)

12

55

Растения Южного Урала занесённые в Красную книгу

13

57

Съедобные и ядовитые грибы нашей местности

14

60

Многообр. Животных, приспособление животных  к условиям среды («Осн. Естествозн с.162)

15

61

Им грозит исчезновение» (Природа и мы с. 166)

16

62

Животноводство в нашем крае (П.Ю.У. с.111)

17

66

Разнообразие природы Челяб обл. (П.Ю.У.)

Межпредметные связи, преемственность

   За последние годы в биологии уделяется все  больше  внимания проблеме взаимосвязей  между  живым и неживым.

      Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для

изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

      Основные элементы знаний, определяющие содержательную сторону межпредметных связей природоведения с другими естественнонаучными дисциплинами при изучении  приведены в таблице.

Таблица. Содержательная сторона межпредметных связей природоведения и естественнонаучных дисциплин

Тема курса природоведения 5 класа

 Межпредметная связь с другими предметами

Земля – наш дом

Оболочки Земли

Внутреннее строение Земли

Разрушение горных пород

Полезные ископаемые. Металлы.

география

Тела и вещества

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц

Горение

Электризация тел. Электрические заряды

Физика

Молекулы. Атомы. Элементы

                       Химия

Вес воздуха и атмосферное давление.

Изменение температуры воздуха с высотой

Изменение давления воздуха с высотой. Барометры.

География

Состав и св-ва почвы. Почва кладовая  Земли.

Уход за почвой. Влияние растений на почву.

Организм и его свойства

Строение организмов

Разнообразие растительного мира

Строение цветковых растений

Красная книга растений

Разнообразие грибов

Признаки животных

Условия жизни и многообразие диких животных

Природа – наш друг. Охрана природы

Биология

Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования

Особенности организации учебного процесса (классно-урочная, индивидуальные занятия, модульная,  дистанционная и др.)

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Учебный план.
  • Учебные программы по биологии.
  • Методические разработки и рекомендации.
  • Индивидуальные проблемные задания.
  • Индивидуальные вариативные задания.
  • Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.
  • Тестовые тематические задания.
  • Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по биологии.

Для осуществления образовательного процесса в ОУ используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;
  • Развивающее обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Дидактические игры;
  • Проблемное обучение;
  • Педагогики сотрудничества.
    В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
  • Комбинированный урок;
  • Урок-лекция;
  • Урок-демонстрация;
  • Урок-практикум;
  • Творческая лаборатория;
  • Урок-игра;
  • Урок-консультация.

На  части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «биология» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.
Формы рубежной и завершающей аттестации:

  1. Тематические зачеты.
  2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирование.
  3. Устный ответ, с использованием иллюстративного материала.
  4. Письменный и устный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям.
  5. Итоговые контрольные работы.
  6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты и т.п.).

Актуализация прежних (опорных) знаний. Практически этот этап осуществляется или в виде проведения проверочного диктанта, или в виде повторного разъяснения учителя, или с помощью опорных конспектов Шаталова - все эти моменты представляют методическую структуру. В то же время на этом этапе активизировались многие компоненты внутренней структуры урока: учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
Формирование новых понятий и способов действий. На этом этапе используются основные приемы мыслительной деятельности учащихся и развиваются познавательные умения: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противоречий, постановка вопросов, формулирование проблемы, выдвижение гипотез и пр. В это же время развиваются многие составляющие учебной деятельности (планирующие, исполнительские и др. действия). Здесь применяются приемы побуждения, общения в соответствии со структурой учебной деятельности учащегося и ее мотивационным обеспечением.
Для анализа содержания определений основных понятий планируется использование следующих приемов:

  • обнаружение ошибок, допущенных при выполнении самостоятельных работ. Эти задания могут быть сформулированы учителем и предлагаются ученику. В ситуации формирования навыков рефлексивного восприятия результатов собственной учебно-познавательной деятельности учащимся предлагается проанализировать и исправить собственные ошибки, допущенные при выполнении заданий самостоятельной работы.
  • определение правильного или неправильного использования термина. Такое задание используется, если мы акцентируем внимание на реализации коммуникативной компетентности для формирования навыка ведения дискуссий.. Каждому ученику в паре предлагается два варианта определений одного и того же термина и им необходимо определить, какой вариант определения является правильным и аргументировать собственную точку зрения.

Паре учеников предлагается два предложения, в одном предложении термин использован правильно, а в другом неверно. Поверка организуется следующим образом: первый ученик зачитывает предложение, а второй анализирует. Если использование неверно, то корректирует предложение и предлагает правильный вариант. Если использование термина правильное, то аргументирует свою точку зрения. После этого ученики меняются ролями. Второй ученик зачитывает предложенное ему предложение, а первый высказывает свою точку зрения.

  • подбор терминов по определенной проблеме. Для таких заданий необходимо использовать термины, которые являются сквозными и изучаются на протяжении всего курса различных учебных предметов, содержания которого зависит от уровня подготовки (базовый или профильный) или на каком этапе изучения рассматривается это понятие.

К творческим заданиям относятся задания следующего содержания: представьте себе, что вы выступаете на конференции по медицине, физиологи, экологии, по охране растений (можно использовать раздел биологии или биологическую проблему). Подготовьте небольшое выступление (не более 1минуты), включив в него наибольшее количество терминов. Задание оценивается, таким образом, если командами были использованы в выступлении одинаковые термины, то за каждое совпадение дается по 0,5балла. Если термин был использован только одной командой, то команде присуждается 1 балл за за каждый термин.
Применение - формирование умений и навыков. На этом этапе происходит самостоятельная переработка информации и впечатлений, в результате которой формируются умения применять усвоенные способы действий. На этом этапе целенаправленно создаются условия для появления у ученика способов деятельности, которым его не обучали, когда он самостоятельно открывает для себя новое. Учитель дает задания на применение знаний в незнакомой ситуации, организует эвристическую беседу, самостоятельную работу творческого характера.
Методика использования уроков-семинаров
Семинары используются с целью повторения и обобщения знаний и имеют следующую структуру:

  • Вводное слово учителя, формулирование задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.
  • Выступление учащихся (сообщения по заданным темам).
  • Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.
  • Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).

На семинарах используется групповая форма организации самостоятельной работы школьников. В группы объединяются по 4-5 человек. Каждая  группа получает задание по подготовке выступлений (с использованием учебника и дополнительной литературы), подбору наглядного материала. Задача учителя: проводить консультации, инструктаж с группами и отдельными учащимися. Одному из учеников предлагается рецензировать выступление группы по плану:

  • Соблюдение регламента выступления
  • Соответствие содержания выступления теме, научность представленных идей, глубина содержания, наличие аргументов и фактов.
  • Логика построения выступления
  • Использование наглядного материала
  • Культура речи, эмоциональность.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Метод группового исследования. Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад  выступление каждая команда получает групповую оценку.

Тематическое планирование по природоведению  5 класс

   № п/п

Тема урока

НРК

Кол-во час

Дата провед.

Ключевые компетенции

Формы и методы контроля

Практич. и лаборат. работы

Тип урока

ЦОР

Оборудование

Введение

2 ч

1.1

Человек и природа

1

Природа живая и неживая, тела природы, явления природы

Фронтальная беда, составление схемы

Вводный

Стр.7-10  в.с10

Таблицы с изображением  растений, грибов

животных

2.2

Экскурсия. Природа живая и неживая

Природа нашей местности

1

Взаимосвязь живой и неживой природы

Самостоятельная работа учащихся по группам

Экскурсия

Компасы, термометры, ручки, блокноты

1. Вселенная

6 ч

3.1

Звёзды на небе.

1

Звёзды, созвездия, полярная звезда, яркость звёзд

Ф.О

Изучение нового

П. 1 сообщение

П № 1 компьютер, атласы, бинокль

4.2

Земля – наш дом

1

Глобус, северный и южный полюсы, смена дня и ночи, смена времени года.

Ф.О

Комбинир

П.2

Глобусы, теллурий, компасы, карта полушарий, атласы

5.3

Оболочки Земли

1

Литосфера, гидросфера,

Атмосфера, биосфера

Фронтальная устная работа

Комбинирован.

П.3

П. № 2 компьютер,

Глобус, карта полушарий

6.4

Луна – естественный спутник Земли

1

Причина смены дня и ночи

Ф.О., И.О.,

Комбинирован    П.4.

Рисунки, фотографии луны

7.5

Солнце – вечный огонь Вселенной. Солнечная система

1

Солнце и его значение для жизни на Земле

Индивидуальный опрос

Л.р  Наблюдение за изменением высоты полуденного солнца

Практич.

П.5

Таблицы по астрономии, изображающие строение Солнечной системы

8.6

Обобщающий урок по теме: «Вселенная»

1

Ф.О

тестирование

Обобщение

2. Строение и свойства вещества

11ч

9.1

Тела и вещества

1

Тела природы, термометр,

Фронтальный устный опрос

Л.Р. «Три состояния воды»

Изучение нового

П.6

Ножницы, стакан, мяч, комнатные растения одного вида, но разные по размерам и окраске

10.2

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

1

Деформация, упругость, пластичность

Ф.О.

Л.Р. «Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов»

Практич.

П.7

Колбы разной формы, воздушный шарик, резиновая лента с делениями

11.3

Вещества и смеси

1

Св-ва веществ (пр.5)

И.О

Фронтальная письм. работа

Комбинирован.

П.8

Порошок серы, порошок железа, магнит, стакан

12.4

Молекулы. Атомы. Элементы

1

Молекулы, св-ва молекул

И.О

Фронтальная письм. работа

Комбинирован.

П.9

Резиновый мяч, воск, стакан, чайная ложечка, кусочки пластелина

13.5

Движение частиц вещества.

1

Движение частиц вещества, диффузия,

Движение частиц вещества

Ф.О. поисковая беседа

Решение задач

Опыт: взаимодействия м/у молекулами в жидкости

Практикум

П.10

П. № 3 компьютер

Стакан, колба, металлическая линейка, резиновый ластик

14.6

Взаимодействие частиц

1

Движение частиц вещества, диффузия,

Движение частиц вещества

И.О

Фронтальная письм. работа

Комбинирован.    П.11

15.7

Разнообразие веществ

1

Ф.О., И.О.,

Комбинирован.    П.12

16.8

Явления природы. Физические  явления

1

Явления природы

Фронтальная письменная

работа

Комбинирован.

П. 13

П.№ 4 компьютер

Блюдце, кусочки льда, пробирка

17.9

Химические явления. Горение

1

Горение, его значение. Топливо жидкое, твёрдое газообразное.

 Л.Р

Ф.О., И.О.,

Л.р. «Работа с термометр. по опред. тем-ры  тела»

Практикум

П.14

Свечи (3 шт.); стакан, банка литровая, образцы жидкого и твёрдого топлива

18.10

Окисление

1

Дыхание – медленное окисление в телах живой природы и его значения

Ф.О., И.О.

Закрепление знаний

П. 15

Ржавый гвоздь, комнатные растения

19.11

Контрольная работа по теме: «Строение и свойства вещества».

1

тестирование

Обобщающий

3. Воздух

8 ч

20.1

Воздух – смесь различных газов.

1

Кислород, углекислый газ, атмосфера, химические свойства воздуха

Сообщения учащихся

Изучение нового

П.16

П.№ 5 компьютер

Спиртовка

21.2

Свойства воздуха

1

Сжимаемость и упругость

Ф.О.

Комбинирован.

П.17

Стакан, кусочек сахара, комочек почвы; мяч

22.3

Вес воздуха и атмосферное давление.

1

Зависимость веса воздуха от высоты

Фронтальная письменная

работа

Комбинирован.

П.18

П. № 6 компьютер

Весы, воздушный шарик, песок, газета

23.4

Изменение давления воздуха с высотой. Барометры.

1

Плотность воздуха, единица измерения атмосферного давления

 Ф.О.

Комбинирован.

П.19

барометр

24.5

Нагревание воздуха.

Снеговая линия в горах. Ледн

1

Солнце источник тепла на Земле

Ф.О. и И.О.

Комбинирован.

Два стакана, термометр, стеклянный колпак

25.6

Изменение температуры воздуха с высотой

1

Снеговая линия, облака, осадки и их виды (пр.3)

Л.Р

Решение задач

Л.Р. «Работа с картой»

Практический

Физические и климатические карты

26.7

Работа ветра в природе

Погода и её предсказание

1

Флюгер, скорость ветра, атмосферное давление

Годовое движение Земли, причины смены времён года

Ф.О.

 Ф.О., Л.р.

Л.Р. «Описание погоды за месяц и сезон»

Практический

П.20

П. № 7 компьютер

Две свечи, флюгер

Рисунки, картинки, фотографии природы

27.8

Обобщение по теме: «Воздух»

1

Тестирование и биологический диктант.

Обобщение

5. Вода

4 ч

28.1

Три состояния воды

1

Жидкая вода – плохой проводник тепла. Теплопроводность свойства твёрдой  воды, туман, пар

Фронтальный устный опрос

Изучение нового

П.21

П. № 8 компьютер

Пробирка, кусочек льда; спиртовка, держалка

29.2

Тепловое расширение воды

1

Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре 4º

И.О. и Ф.О

Комбинирован.

П.22

Колба с пробкой и трубкой

30.3

Вода – растворитель.

Работа воды в природе

Реки Челябинской области

1

Взвесь, растворимые и нерастворимые в-ва, растворы

Значение воды в природе, охрана воды (п

Л.Р

Решение задач

Л.Р. «Вода как растворитель»

Комбинирован.

П.23

П. № 9 компьютер

Набор лабораторного оборудования на каждый стол

31.4

Контрольная работа по теме: «Вода»

1

Фронтальная письмен. работа

Обобщение

6. Горные породы

4 ч

32.1

Внутреннее строение Земли

Полезные ископаемые Чел. обл. (П.Ю У.с.37)

1

Внутренние оболочки Земли, происхождение горных пород, минералы

Л.р.  И.О.

Самостоятельная работа

Л.р. «определение свойств минералов и горных пород»

Изучение нового

П.24

П. № 10 компьютер

Коллекции горных пород и минералов

33.2

Разрушение горных пород

Что даёт наш край стране (с.45)

1

Выветривание, обломочные горные породы

И.О.

Самостоятельная работа

Комбинирован.

П.25

П. № 11 компьютер

Коллекции обломочных горных пород

34.3

Полезные ископаемые. Металлы.

1

Руды чёрных и цветных металлов, нерудные полезные ископаемые

И.О. и   Л.Р

Л.Р. «Ознакомление  с местными полезными ископаемыми

Комбинирован.

П.26

Коллекции рудных и нерудных полезных ископаемых

35.4

Экскурсия «Изучение работы текучих вод»

«Водоём – природное сообщество»

1

Разрушительная и созидательная работа ветра и воды

Самостоятельная работа учащихся по группам

Экскурсия

Ручки, блокноты

7. Почва

4 ч

36.1

Образование почв и их разнообразие

«Охрана почв края» (П.Ю.У.с.59)

1

Структурная и бесструктурная почва, горизонт, кислые почвы

Ф.О

Изучение нового

П.27

Физ. Карта России,

Коллекции образцов почв

37.2

Состав и св-ва почвы. Почва кладовая  Земли.

1

Плодородие, удобрения, передвижение воды в почве

И.О.

Комбинирован.

П.28

П. № 12 компьютер

Почва, спиртовка, стакан

38.3

Уход за почвой. Влияние растений на почву.

1

Взаимосвязь растений и почвы

Фронтальная письменная работа

Практикум

П.29, 30

Таблицы изображающие еловый лес, гербарии растений

39.4

Разрушение и охрана почв.

1

Эрозия почв, (ветровая и водная)

Ф.О.

Обобщение

П. 31

Рисунки, таблицы, фотографии

8. Организмы

6 ч

40. 1

Организм и его св-ва

Растения, животные и грибы нашей местности

1

Св-ва живых организмов: Дыхание , питание, рост, размножение, старость, смерть.

Ф.О и ИО

Изучение нового

П.32

Таблицы изображающие растения, грибы, животных

41.2

Где живут организмы?

1

Среда обитания, факторы среды обитания, экология

самостоятельная работа

Комбинирован.

П.33

Аппликации с изображением животных и раст

42.3

Экскурсия  «Разнообразие организмов относительная приспособленность организма к условиям внешней сред»

Наблюдение за разнообразием живых организмов в местном лесу

1

Растения леса, луга, поля, водоёмов

Наблюдение за разнообразием живых организмов в местном лесу

Экскурсия

Ручка, блокнот

43.4

Увеличительные приборы

1

Лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, клетка

Фронтальная письменная работа

Комбинирован.

П.34

Лупы, микроскопы, яблоко, скальпель

44.5

Строение организмов

1

Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, одноклеточные организмы

Ф.О и ИО

Комбинирован.

П.35

Микроскопы и микропрепараты клеток

45.6

Контрольная работа по теме: «Организмы»

1

Тестирование,  термин. диктант

Обобщение

9. Растения

7 ч

46.1

Признаки растений

1

Отличительные признаки растений: пигменты, хлорофилл, фотосинтез

Ф.О и ИО

Изучение нового

П.36

Молодые проростки, цветущие растения

47.2

Разнообразие растительного мира

Растения лесов Челяб. Обл (П.Ю.У. с.61)

1

Цветковые и нецветковые растения, «одомашнивание» дикорастущих растений

Индивидуальный опрос

Комбинирован.

П.37

Гербарии растений, таблицы с изображением одноклеточных растений

48.3

Строение цветковых растений

1

Функции органов цветковых растений, части и органы растений

ТестированиеЛ.р.

Л.р:«Распознаван. органов цветковых растений»

Практикум

П.38

П. № 13 компьютер,

Гербарии, живые растения, модели цветов

49.4

Места обитания дикорастущих растений «Зелёная аптека»

«Лекарственные растения Южного Урала» (П.Ю.У. с. 81)

1

Многообразие дикорастущих растений, ядовитые растения

И.О, самостоятельная  работа с памятками

Комбинирован.

П.39

Гербарии лекарственных растений

50.5

Красная книга растений

Растения Южного Урала занесённые в Красную книгу

1

Растения находящиеся под угрозой исчезновения

Индивидуальный опрос

Лекция

П.40

«Красная книга», набор открыток с растениями

51.6

Многообразие культурных растений

1

Полевые, овощные, цветочно-декоративные,

Плодово-ягодные, комнатные и др

Индивидуальный опрос

Закрепление знаний

П.41

52. 7

Контрольная работа по теме: «Многообразие культурных растений»

1

Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры их разнообразие

Центры происхождения культурных растений

тестирование

Обобщение по теме: «Растения»

Таблицы, картинки, рисунки, муляжи культурных растений

10.Грибы.

2 ч

53.1

Разнообразие грибов

Съедобные и ядовитые грибы

Нашей местности

1

Одноклеточные и многоклеточные грибы Питание и значение грибов

Ф.О и И.О

Изучение нового

П.42

П. № 14 компьютер, муляжи шляпочных грибов, таблицы изображающие грибы

54.2

Шляпочные грибы

1

Строение грибов. Грибы – двойники.

Ф.О

Игровой момент

Комбинирован.

П.43

муляжи шляпочных грибов, таблицы изображающие грибы

11. Животные.

5 ч

55.1

Признаки животных

Животные лесов Челябинской обл.

(с.70)

1

Многообразие животных по способу питания, месту обитания, дикие и домашние. (п.46)

Ф.О

самост. работа уч-ся

Изучение нового

П.44

Чучело животного, комнатное растение, таблицы с изображением животных

56..2

Условия жизни и многообразие диких животных

Многообр. Животных, приспособление животных  к условиям среды

(«Осн.Естествоз

с.162)

1

Сезонные явления в жизни диких животных

(п. 47)

Самостоятельная работа поискового характера, фронтальная письменная работа

Комбинирован.

П.45

Таблицы изображающие животных разных природных зон

57..3

Значение диких животных и их охрана

«Им грозит исчезновение»

(Природа и мы с. 166)

1

Животные Красной книги, меры охраны диких животных

Биологический диктант

Лекция

П.46

Таблицы, изображающие редких животных, изображением животных из Красной книги

58.4

Домашние животные

Животноводство в нашем крае

(П.Ю.У. с.111)

1

Условия жизни домашних животных по сезонам года, уход за домашними животными

Сообщения уч-ся

Ф.О

Урок – семинар

П.47

Таблицы, изображающие домашних животных

59..5

Контрольная работа по теме: «Животные»

1

Узнавание различных видов животных своей местности

тестирование

Закрепление знаний

12. Ваши любимые растения и животные

3 ч

60.1

Растения в вашем доме

1

Подготовка устных сообщений

Уметь использовать дополнительные источники информации

Ф.О

Игра Путешеств. с комнатными растениями

Л.Р. «Составл. рекомендац.  по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

Проектный

Комнатные растения различных экологических групп

61.2

Животные в вашем доме

1

Подготовка устных сообщений Развитие умений составлять компьютерную презентацию.

Сообщения уч-ся

Ф.О

Проектный

Рисунки, картинки  с изображением аквариумных рыбок

62.3

Ваш аквариум

1

Устройство аквариума. Растительный и животный мир аквариума

Самостоятельная работа

комбинированный

Книги по уходу за аквариумными рыбками

12. Природа едина

2 ч

63.1

Связи живого и неживого

Разнообразие природы Челяб обл. (П.Ю.У.)

1

Пищевые связи – цепи питания

Фронтальная письменная работа

Изучение нового

П.48

Таблицы с изображением различных растений и животных

64.2

Природа – наш друг. Охрана природы

1

Правила поведения в природе. Следование нормам экологического и безопасного поведения в природной среде

Индивидуальный опрос, решение задач

Урок – лекция

Плакаты, рисунки детей на экологические и природно-охранные темы

13. Человек, его здоровье и безопасность жизни

3 ч

65.1

Общий обзор строения человека

1

Образ жизни, вредные привычки и их профилактика

Сообщения уч-ся

Ф.О

ИНМ

П.49

66.2

Правила поведения человека в опасных ситуациях

1

Во время грозы, ливней, под градом

Ф.О

Инд. Зад.

Урок – семинар

П.50

67.3

Травмы человека

1

Оказание первой доврачебной помощи при травмах

Л.Р. оказание первой помощи при травмах

Практикум

П.51

68

Экскурсия «Разнообразие организмов.

1

Следование нормам экологического и безопасного поведения в природной среде

Экскурсия

Ручки, блокноты

69

Контрольная работа по курсу природоведение

1

Наблюдения за растениями И животными в уголке живой природы и в природе. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опыта и наблюдений.

Тестирование

Обобщение

70

Итоговый урок

Летние задания

1

Обобщающая беседа

Итоговый урок

Учебно-методическое обеспечение программы

Основная литература :  

  1. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2009.
  2. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2002.
  3.  Пакулова В.М., Иванова Н.В. Тематическое и поурочное планирование по природоведению Неживая и  живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2009
  4. Чередникова Г.В. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», Волгоград, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003
  2. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995.
  5. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.
  6. Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979

       Методическая литература:

  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
  2. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  3. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. М., Школьная пресса, 2002.
  5. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005
  6. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя.   - М.: Дрофа, 2005.
  7. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.
  8. Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2007.
  9. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.
  10. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

Знать:

  • отличия живой природы от неживой;
  • строение, свойства тел неживой и живой природы;
  • явления неживой и живой природы;
  • образование ветра, осадков; состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы;
  • состав воды, её свойства и значение для живых тел природы;
  • основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование человеком;
  • состав и свойства почвы;
  • многообразие растений и животных, условия их жизни, использование человеком;
  • место и роль человека в природе;
  • меры по охране неживой и живой природы.

Уметь:

  • вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха; определять направление ветра и облачность, виды осадков; делать записи условными обозначениями в дневниках;
  • определять высоту полуденного солнца над горизонтом;
  • ориентироваться по солнцу, по местным признакам;
  • самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;
  • выращивать растения, животных и ухаживать за ними;
  • ставить простейшие опыты с растениями и животными в уголке живой природы и на учебно-опытном участке;
  • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Определения сторон горизонта с помощью компаса, полярной звезды и местных признаков;
  • Измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития  с возрастными нормами;
  • Определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • Составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 


    Лабораторные работы являются важным компонентом многобалльной системы  оценивания, так как при выполнении такого типа работ реализуются следующие умения: исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике, доказывать выдвигаемые предположения, описывать результаты учебно-исследовательской деятельности. Перечисленные выше умения являются основным компонентом в структуре учебно-познавательной компетенции учащихся. Если выполнение лабораторной работы требует непродолжительного времени, то она выполняется в классе. При условии, что экспериментальная часть требует более продолжительного времени, чем отведенное время на урок, то в этом случае она предлагается учеником в качестве домашнего задания.
Работа оценивается по приведенным критериям в зависимости от качества выполнения работы. С критериями ученики знакомятся заранее накануне выполнения работы. Учитель комментирует содержание каждого этапа учебно-исследовательской деятельности  перед выполнением лабораторной работы.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Тесты с выбором правильного ответа

Оценка знаний учащихся по итогам выполнения теста (вопросы 10) производится по шкале:

Число правильных ответов

0-2

3-4

5-6

7-8

9-10

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

Оценка знаний учащихся по итогам выполнения теста (вопросы 15) производится по шкале:

Число правильных ответов

0-2

3-5

6-8

9-12

13-15

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

Оценка знаний учащихся по итогам выполнения теста, состоящего из 30 вопросов производится по шкале:

Число правильных ответов

0-6

7-12

13-17

18-22

23-30

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

 

Параметры оценивания реферата.

  • Содержание
  • научность представленных идей.
  • глубина содержания (наличие аргументов и фактов).
  • Презентация выступления
  • владение монологической речью 
  • владение диалогической речью (отвечать на поставленные вопросы) 
  • Оформление
  • Оформление списка литературы.
  • Наличие плана реферата и соответствие содержание плану.

Оценка дополнительных заданий.

        При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

1.Электронные издания:

  1. Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение  5 класс», Дрофа, Физикон, 2004.
  2. Электронное учебное издание «Природоведение  5 класс»,  «Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина» , Дрофа, Физикон, 2005.
  3. Природоведение 5 класс . «1С»  фирма
  4. Лекарственные растения. ЗАО «Новый диск», 2004

2. Презентации по природоведению

класс

Название презентации

1

5

Звёзды на небе

2

5

Оболочки Земли

3

5

Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц

4

5

Физические и химические явления

5

5

Воздух – смесь различных газов.

6

5

Вес воздуха и атмосферное давление.

7

5

Ветер

8

5

Три состояния воды

9

5

Работа воды в природе

10

5

Внутреннее строение Земли

11

5

Разрушение горных пород

12

5

Состав и свойства почвы.

13

5

Строение цветковых растений

14

5

Разнообразие грибов

3. Оборудование по природоведению:

     Таблицы

№ п/п

класс

Название

1

5

Растительная клетка

2

5

Увеличительные приборы

3

5

Грибы паразиты

4

5

Классификация удобрений

Приборы

1

Лупа

4 шт.

2

Микроскоп учебный

1 шт

3

Микроскоп электронный

1 шт

4

Компьютер

1 шт

Оборудование для опытов

1

Мензурка  100 мл

1 шт

2

Спиртовка лабораторная

1 шт

3

Колба коническая

1 шт

4

Пробирки

20 шт

5

Лоток для раздаточного материала

2 шт

Приложение

Алгоритм подготовки реферата

  1. Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с ее содержанием.
  2. Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные  места или сделать выписки.
  3. Составить план реферата.
  4. Написать введение.
  5. Используя составленный план, написать реферат, в заключении которого обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию
  6. Написать выводы.
  7. Прочитать текст и отредактировать его.
  8. Правильно оформить реферат:    
  • На титульном листе указать тему реферата, сведения об исполнителе, руководителе, место написания, год;
  • На второй странице напечатать оглавление реферата;
  • Текст печатать шрифтом 12 или 14, через 1,5 интервал;
  • Оставлять поля, не сокращать текст;
  • Пронумеровать страницы;
  • В конце реферата привести список литературы, указать автора книги, ее название, издательство, год выпуска, количество страниц.

                                                     

                                            Примерные темы для рефератов:

  1. В глубины Таинственного мира – водной толщи пруда.
  2. Цветущие травы на лугу.
  3. Цветущие травы в поле.
  4. Цветущие травы на берегу озера.
  5. Редкие животные ХМАО-Югры.
  6. Редкие растения ХМАО-Югры.
  7. Из чего состоят вещества.
  8. Что такое атмосфера и как она устроена?
  9. Почему самолеты летают?
  10. История воздухоплавания.
  11. Как человек использует энергию Солнца и ветра?
  12. Что такое звезды и какие они бывают?
  13. Как человек использует энергию движущейся воды.
  14. Кто как передвигается?
  15. Как питаются организмы.
  16. Забота о потомстве у животных
  17. Почва- особое тело Земли.
  18. Полезные ископаемые.
  19. Жители тайги.
  20. Погода и ее изменение.
  21. Чем полезны и вредны бактерии.
  22. Лекарственные растения.
  23. ЗОЖ – как мы это понимаем.
  24. Красная книга.
  25. Роль птиц в природе.

 

Примерные тестовые и контрольные работы

3 варианта тестовой работы по теме «Строение и свойства вещества»

 Тест        1 вариант

1. Твердые тела:   а) способны сохранять неизменными форму и объем;                                                  б)  не способны сохранять неизменными форму и объем.

2.  К органическим веществам относятся:  а) вода;    б) белки:  в) кислород.

3. К простым веществам относятся:   а) кислород;   б) вода;  в) углекислый газ.

4. К сложным веществам относятся:  а) озон;  б) белки; в) азот; г) кислород.

5. Вещества, образованные атомами разных элементов, называются: а) простыми: б) сложными;  в) органическими; г) неорганическими.

6. К физическим явлениям относится:  а) таяние сосульки; б) распускание почек; в) горение.

7. К химическим явлениям относится:  а) гроза;  б) ветер; в) медленное окисление в живых организмах.

8. Диффузия может протекать:                                                                                                                                          а) только в жидкостях, б) только в газах; в) в твердых телах, жидкостях, газах.

Задание 2.

 Выпишите, из предложенных слов, явления природы:  медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град,  молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть,  стол,  сахар, машина.    

Задание 3.

Перепишите и  вставьте пропущенные слова в предложение

Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях.

Тест      2 вариант  

1. Жидкости:    а) способны сохранять объем;      б) не способны сохранять объем;                                          в) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму.

2.  К органическим веществам относятся:  а) углеводы;    б) вода;  в) кислород.

3. К простым веществам относятся:   а) вода;   б)  хлор;  в) углекислый газ.

4. К сложным веществам относятся:  а) белки;  б)  хлор; в) азот; г) кислород.

5. Вещества, образованные атомами одного элемента, называются: а) простыми: б) сложными;                в) органическими; г) неорганическими.

6. К физическим явлениям относится:  а) цветение растений; б) испарение воды; в) окисление.

7. К химическим явлениям относится:  а) горение;  б) ветер; в) таяние снега.

8. При физических явлениях происходит: а) образование новых веществ; б) изменение состояния вещества.

Задание 2.

 Выпишите, из предложенных слов, тела:  медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град,  молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть,  стол,  сахар, машина.    

Задание 3.

Перепишите и  вставьте пропущенные слова в предложение

Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях.

 Тест    3 вариант

1. Газы:     а)  способны сохранять объем и форму;

 б) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму;                                                                           в)  способны принимать форму того сосуда, в котором они находятся.

2.  К органическим веществам относятся:  а) вода;    б) хлор;  в) жиры.

3. К простым веществам относятся:   а) медь;   б) сахар;  в) углекислый газ.

4. К сложным веществам относятся:  а) хлор;  б) белки; в) азот; г) кислород.

5. Вещества, из которых состоят тела неживой природы, называются: а) простыми:                            б) сложными;  в) органическими; г) неорганическими.

6. К физическим явлениям относится: а) молния; б)  появление ржавчины на гвозде; в) горение.

7. К химическим явлениям относится:  а) гниение навоза;  б) смерч; в) град.

8. При химических явлениях происходит: а) образование новых веществ; б) изменение состояния вещества.

Задание 2.

 Выпишите, из предложенных слов, вещества:  медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град,  молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть,  стол,  сахар, машина.    

Задание 3.

Перепишите и  вставьте пропущенные слова в предложение

Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...