Разработка урока по биологии
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Кутень Татьяна Владимировна

Разработка урока по теме:           «Рост и развитие растений» в соответствии с ФГОС

Учебник:  Е.Т. Тихонова, Н.И Романова «Биология» 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rost_i_razvitie_rasten_-_2.docx28.15 КБ
Файл rost_i_razvitie_rasteniy.pptx909.18 КБ

Предварительный просмотр:

Кутень Татьяна Владимировна

Урок биологии 6 класс:

«Рост и развитие растений»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА                                                                                                                           по теме:           «Рост и развитие растений»

Учебник:  Е.Т. Тихонова, Н.И Романова «Биология» 6 класс

Цели.

Предметные результаты:

- раскрыть понятия  «рост растений»  и «развитие организма»

 - формировать умение объяснять условия прорастания семян,

- формировать  умения выяснять особенности индивидуального развития цветкового растения

-формировать  умения определять условия и этапы прорастания семян

– формировать умение объяснять  роль семян в индивидуальном развитии растений

- формировать умения узнавать органы растений на рисунках.

формировать умение понимать смысл биологических терминов: рост, развитие, индивидуальное развитие, , семя, проросток, этапы прорастания семян,

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 

3. Воспитывать бережное отношение к растениям

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах.

Тип урока: Изучение нового материала, с применением ИКТ

Методы обучения: словесные, наглядные, беседа, проблемный, частично-поисковый. 

 Структура урока:

  1. Проблемная ситуация. Актуализация знаний.
  2. Совместное открытие знаний
  3. Закрепление. Обобщение
  4. Домашнее задание
  5. Рефлексия
  6. Итог урока

Оборудование:

таблицы «Семена однодольных растений»,  «Семена двудольных растений», «Прорастание семян»; рисунки учебника; сухие и проросшие семена фасоли.

План урока

  1. Постановка образовательной задачи
  2. Что такое «рост», «развитие», «индивидуальное развитие»?
  3. Этапы онтогенеза растений.
  4. Строение семени
  5. Условия и этапы прорастания семян.
  6. Проросток
  7. Продолжительность развития у растений

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

  1. Организация начала урока.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  1. Постановка познавательной задачи.

Что означает поговорка?: Весенний день — год кормит.(слайд 1)

 Как вы думаете, какая тема нашего урока?(слайд 2)

2. – Расскажите, что вы уже знаете о семенах растений?

Предлагают варианты ответов

ученики отвечают на вопросы

Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.

Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой.

II. Совместное открытие знаний.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Что такое  « рост?» Что значит «растение выросло.? Как это можно определить?» (слайд 3)

Что такое «рост»? Рост – это процесс увеличения массы тела организма, его размеров. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.(слайд 3)

 Развитие - необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.(слайд 4)

Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез - развитие организма от зарождения до конца жизни особи.(слайд 5)

 2 .Этапы онтогенеза растений (слайд 6)

 Что будет являться начальным этапом онтогенеза у цветковых растений? 

Найдите ответ в тексте учебника, стр 80, и запишите в виде схемы в тетрадь.

 1. Оплодотворение яйцеклетки

2. образование зиготы

3.  многократное деление

4. формирование зародыша

5.  образование семени

3. Строение семени (слайд 7) двудольные и однодольные растения

  Из чего состоит зачаток будущего растения? (из  зачаточного корешка, зачаточного стебелька, почечки)

Что содержится в семядолях и эндосперме? (питательные вещества и вода)

4.. Условия и этапы прорастания семян. (слайд 8,9,10,11)

 Что необходимо для того, чтобы семена проросли? (вода, тепло, воздух). 

Этапы прорастания семян: (слайд 12)

1 этап - Поглощение воды.

2 этап - Набухание семян.( Под действием воды питательные вещества растворяются, т.е становятся доступными для зародыша, и семя набухает.)

      3 этап - Увеличение размеров. Деление клеток.

    ( Клетки зародыша начинают интенсивно   делиться.)

4 этап - Появление корешка.( корешок, порвав кожицу семени, растет вниз, закрепляя будущее растение в почве)

5 этап - Появление зародышевого стебелька, появление побега.

6 этап Образование проростка

5. Глубина заделки семян. От чего зависит? (слайд 13)

6.Проросток (слайд 14,)

Проросток - это образовавшееся из семени растение.

Из него образуется взрослое растение, на котором образуются цветки, плоды и семена. Чтобы он стал похож на взрослое растение, нужно немало времени, это произойдет в ходе индивидуального развития.

Типы прорастания семян. Надземное и подземное прорастание семян (слайд 15)

  1. Продолжительность развития у растений (слайд 17)

Однолетние- развитие длится год, за который они растут и цветут и образуют семена  один раз

Двулетние- в первый год жизни накапливают питательные вещества в корнях, стеблях, а на следующий год цветут и дают семена.

Многолетние- образование цветов, плодов и семян происходит каждый год в течение всей жизни.

Предлагают практические варианты определения роста растения

Выписывают в тетр определения: «Рост», «Развитие»

«Индивидуальное развитие»

Работают с текстом учебника

(стр 80)

Работа в парах. Рассматривают семя фасоли.

Отвечают на поставленные вопросы

Работа в парах рис 67, стр 81

Записывают в тетрадь

Размышляют. Работают со слайдом

Стр 82.  Это интересно. (Записывают в тетрадь)

Работа с текстом учебника стр 81

1 ряд- однолетние

2 ряд- двулетние

3 ряд- многолетние

Стр 80.

Отбирает лучшие варианты

Конкретизирует данные понятия

Направляет и корректирует работу

Отбирает лучшие варианты ответов

Направляет и корректирует работу

Направляет и корректирует работу

III. Закрепление. Обобщение

  1. Индивидуальное развитие цветковых растений (слайд 18)

Работают с таблицей

Обобщение материала. Выделение главного

IV. Домашнее задание (слайд 19)

  1. Параграф 26. Биологическая задача:

Мама купила семена моркови и решила проверить их на всхожесть. Посадила 10 семян моркови, взошло – 7. Каков процент всхожести семян?

V. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал….

Мне запомнилось…..

На столах лежат  цветные карточки. Покажите цветом свое эмоциональное состояние по отношению к теме урока:

  • зеленый – все понятно на уроке,
  • желтый – есть затруднения,
  • красный – много непонятно

VI. Итог урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

? ? ? Весенний день — год кормит.

Слайд 2

Рост и развитие растений

Слайд 3

Рост – это процесс увеличения массы тела организма, его размеров.

Слайд 4

Развитие - необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи

Слайд 5

Развитие организма от зарождения и до конца жизни особи– ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОНТОГЕНЕЗ)

Слайд 6

Этапы онтогенеза у цветковых растений: 1. Оплодотворение яйцеклетки 2. образование зиготы 3. многократное деление 4. формирование зародыша 5. образование семени

Слайд 9

Условия прорастания растений: Тепло, Вода Воздух

Слайд 10

Потребность в воде для прорастания у семян различных растений (% к собственной массе)

Слайд 12

Этапы прорастания семян 1 этап - Поглощение воды. 2 этап - Набухание семян 3 этап - Увеличение размеров. Деление клеток. 4 этап - Появление корешка . 5 этап - Появление зародышевого стебелька, появление побега 6 этап Образование проростка

Слайд 13

Глубина заделки семян

Слайд 14

Проросток - это образовавшееся из семени растение. Проросток - это образовавшееся из семени растение.

Слайд 16

Надземное прорастание семян – семядоли выносятся на поверхность почвы (редька, томат, редис, тыква) Подземное прорастание семян – семядоли семени остаются под землей (горох, пшеница, дуб, боб)

Слайд 17

Продолжительность развития у растений Однолетние - Двулетние- Многолетние -

Слайд 19

Мама купила семена моркови и решила проверить их на всхожесть. Посадила 10 семян моркови, взошло – 7. Каков процент всхожести семян? Домашнее задание: Параграф 26,Биологическая задача

Слайд 20

спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...