Дистанционное обучение 10.03. - 7 "В" класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 10.03.2014
Урок: Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.
Тип урока: обобщающий
Задачи: образовательные – закрепить и расширить знания о многообразии класса насекомых в природе и их практической роли в жизни человека, акцентировать внимание на редких и исчезающих видах класса насекомых, которые занесены в Красную книгу;
развивающие – развивать у учащихся умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, самостоятельно вести исследовательскую работу, выступать с сообщениями перед аудиторией слушателей; развивать интерес к миру насекомых;
воспитательные – прививать чувство бережного отношения к представителям насекомых.
Ход урока
1. Организационный момент.
Рассказ-загадка
« Проходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земле? Как предполагают зоологии, их на Земле 1018 (миллиард миллиардов). Больше чем звезд в нашей Галактике!»
-О ком эти строки?
Насекомые по сравнению с человеком очень маленькие животные и почему же человек ими заинтересовался и мы их изучаем в школьном курсе биологии?
Сегодня на уроке мы и поговорим о многообразии насекомых и выясним их значение
в природе и в жизни человека. Запишите тему урока в конспект.
2. Повторение, расширение и обобщение знаний
История возникновения насекомых берет свое начало с палеозойской эры. Первые бескрылые насекомые появились еще в девоне около 300 млн. лет назад вместе с завоевание суши сосудистыми растениями. А затем благоприятные экологические условия среды способствовали их быстрому развитию и распространению. Флору и фауну этих всех периодов мы будем изучать на
последнем курсе. В настоящее время по многообразию форм класс насекомых превосходит все остальные группы животного мира.
Мы сейчас попробуем выразить это многообразие насекомых при выполнении
задания №1 Приведите по три примера насекомых:
1: по средам обитания;
2: по строению крыльев;
3: по способу питания;
Мы выяснили, что насекомые приспособились ко всем средам обитания, их объединяют
в отряды по различным признакам (по наличию и строению крыльев, по строению ротового аппарата и т.д.), они являются звеном цепей питания в природе.
Выясним роль насекомых в природе и жизни человека.
Задание №2 «Значение класса Насекомые»
А) Какова роль насекомых в природе?
Б) Каково отрицательное значение насекомых в жизни человека?
В) Нужны ли человеку насекомые?
А) 1.Насекомые – опылители растений.
Большинство насекомых активно посещают цветки растений, питаются нектаром и переносят пыльцу с цветка на цветок.
- Каких насекомых-опылителей вы знаете?
- А в чем важность опыления?
2.Насекомые-потребители растений.
- Приведите пример растительноядных насекомых.
3.Насекомые-почвообразователи и санитары.
Насекомые, живущие в почве, вносят немалый вклад в ее плодородие.
- Назовите насекомых-почвообразователей и санитаров
Существуют насекомые, которые питаются насекомыми и другими животными.
- Приведите пример хищных насекомых.
В восточных рукопашных боях есть такой прием – удар богомола
- Какие другие живые организмы питаются насекомыми?
4.Насекомые - звено цепей питания живых организмов.
- Каково отрицательное значение насекомых в жизни человека?
Б)Насекомые уничтожают сельскохозяйственные культуры.
- Большинство насекомых питаются растительной пищей, но все ли они являются вредителями?
Приведите пример насекомых-вредителей.
- Какие методы борьбы с вредными насекомыми человек применяет?
2)Насекомые портят продукты питания и вещи, разрушаю деревянные постройки.
- Назовите таких насекомых.
3) Насекомые переносят возбудителей болезней.
Невероятно чудовищное преступление совершили японские военные в Китае. Они сбросили биологическое оружие – боеприпасы, начиненные блохами, зараженных чумой и в результате таких действий возбудили эпидемию чумы в районе Нимбо.
- А можно ли обвинять самих насекомых?
Насекомые – так называемые «вредители» (например, колорадский жук) призваны удерживать экологический баланс. И верно служат, не допуская чрезмерного захвата каким-либо растением с помощью человека жизненного пространства, больших территорий. Немало хлопот доставляют жителям жарких регионов термиты, разрушая деревянные постройки. И здесь нет никакой их вины. Они имеют свое конкретное предназначение, поэтому замечательно и неутомимо трудятся, перерабатывая «мертвую» древесину, чтобы очистить от нее природу.
Человек ведет неутомимую борьбу с неугодными для него живыми существами
не на жизнь, а на смерть. Но насекомые живут, размножаются, успешно процветают. Об этом «заботится» заложенная в организме каждого существа наследственная программа защиты особи и вида от гибели и исчезновения.
В) 1. Насекомые дают нам мед, воск, лаки, краски, шелк.
Издревле в Китае культивировался шелк. Что такое шелк?
2.Человек использует биологический способ подавления насекомых другими насекомыми.
-Каких человек использует насекомых, чтобы подавить насекомых-вредителей?
3.Насекомые – лабораторные животные.
Привести примеры
4. Насекомые могут предсказывать погоду.
Привести примеры
5.Насекомые украшают нашу жизнь.
С насекомыми наш окружающий мир более яркий и радостный.
… Не спрашивай, откуда
появилась,
Куда спешу;
Здесь на цветок я легкий
опустилась,
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели,
без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув,
раскину крылья
И улечу.
А.Фед
Конкурс «Самые-самые»
Мы знаем, что самыми многочисленными на Земле являются насекомые. Самыми плодовитыми из животных являются насекомые. А что нашли вы интересного о насекомых?
Найти интересные факты о самых-самых насекомых.
Викторина «Круг знаний».
Найти ответы на вопросы
1) Наука о насекомых?
2) Это кровососущая муха считается самой опасной среди представителей семейства настоящих мух, т.к. является переносчиком возбудителей смертельной для человека сонной болезни.
3) Этих личинок комаров-звонцов очень любят рыбы. Как они называются? (Мотыль
4) Судя по названию, которое дал ему Карл Линней Матисс религиоза – это прожорливый хищник отличается определенной набожностью. Кто это?
5) Это насекомое знали еще до нашей эры в Древней Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в Х веке и сразу получило прозвище «ночной кошмар». Кто это?
6) Так называется и жук семейства пластинчатоусых и птица отряда удодов и крупное млекопитающее отряда непарнокопытных. Что это за жук?
7) В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем его мы?
8) Как называется личинка бабочки?
9) Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображения можно было увидеть на амулетах и украшениях.
10) Какая бабочка названа в честь эталона мужской красоты, и такое название имеет космический корабль?
11) Что такое прополис?
12) Эту бабочку можно было иначе назвать – флотский командир. О какой бабочке идет речь?
Почему ее так назвали?
3. Итог урока. - Сегодня на уроке мы расширили и углубили свои представления
о многообразии и значении класса насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....