Дистанционное обучение 10.03. - 7 "В" класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Дистанционное  обучение 10.03. - 7 "В"  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.03.2014

        Урок: Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Тип урока: обобщающий

Задачи: образовательные – закрепить и расширить знания о многообразии класса насекомых    в природе и  их практической роли в жизни человека, акцентировать внимание на редких и исчезающих видах класса насекомых, которые занесены в Красную книгу;

              развивающие – развивать у учащихся умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, самостоятельно вести исследовательскую работу, выступать с сообщениями перед аудиторией слушателей; развивать интерес к миру насекомых;

              воспитательные – прививать чувство бережного отношения к представителям насекомых.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

     Рассказ-загадка

    « Проходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить               в цифрах это население Земле? Как предполагают зоологии, их на Земле 1018 (миллиард миллиардов). Больше чем звезд в нашей Галактике!»

     -О ком эти строки?

      Насекомые по сравнению с человеком очень маленькие животные и почему же человек ими заинтересовался и мы их изучаем в школьном курсе биологии?

      Сегодня на уроке мы и поговорим о многообразии насекомых и выясним их значение

 в природе и в жизни человека. Запишите тему урока в конспект.  

     2. Повторение, расширение и обобщение знаний

       История возникновения насекомых берет свое начало с палеозойской эры. Первые бескрылые насекомые появились еще в девоне около 300 млн. лет назад вместе с завоевание суши сосудистыми растениями. А затем благоприятные экологические условия среды способствовали их быстрому развитию и распространению. Флору и фауну этих всех периодов мы будем изучать на

последнем курсе. В настоящее время по многообразию форм класс насекомых превосходит все    остальные группы животного мира.

            Мы сейчас попробуем выразить это многообразие насекомых при выполнении

задания №1    Приведите по три примера насекомых:

1: по средам обитания;

2: по строению крыльев;

3: по способу питания;

     

      Мы выяснили, что насекомые приспособились ко всем средам обитания, их объединяют

в отряды по различным признакам (по наличию и строению крыльев, по строению ротового аппарата и т.д.), они являются звеном цепей питания в природе.

      Выясним роль насекомых в природе и жизни человека.

Задание №2 «Значение класса Насекомые»

А)  Какова роль насекомых в природе?

 Б) Каково отрицательное значение  насекомых в жизни человека?

 В) Нужны ли человеку насекомые?

                                   

А) 1.Насекомые – опылители растений.  

Большинство насекомых активно посещают цветки растений, питаются нектаром и переносят пыльцу с цветка на цветок.

      - Каких насекомых-опылителей вы знаете?

      - А в чем важность опыления?      

2.Насекомые-потребители растений.

- Приведите пример растительноядных насекомых.                                        

3.Насекомые-почвообразователи и санитары.

      Насекомые, живущие в почве, вносят немалый вклад в ее плодородие.

 - Назовите насекомых-почвообразователей и санитаров  

       Существуют насекомые, которые питаются насекомыми и другими животными.

 - Приведите пример хищных насекомых.  

В восточных рукопашных боях есть такой прием – удар богомола

       - Какие другие живые организмы питаются насекомыми?

4.Насекомые - звено цепей питания живых организмов.     

    - Каково отрицательное значение насекомых в жизни человека?

Б)Насекомые уничтожают сельскохозяйственные культуры.

    - Большинство насекомых питаются растительной пищей, но все ли они являются вредителями?

    Приведите пример насекомых-вредителей.  

    - Какие методы борьбы с вредными насекомыми человек применяет?  

2)Насекомые портят продукты питания и вещи, разрушаю деревянные постройки.

    - Назовите таких насекомых.    

3) Насекомые переносят возбудителей болезней.

   Невероятно чудовищное преступление совершили японские военные в Китае. Они сбросили биологическое оружие – боеприпасы, начиненные блохами, зараженных чумой и в результате таких действий возбудили эпидемию чумы в районе Нимбо.        

- А можно ли обвинять самих насекомых?  

      Насекомые – так называемые «вредители» (например, колорадский жук) призваны удерживать экологический баланс. И верно служат, не допуская чрезмерного захвата каким-либо растением с помощью человека жизненного пространства, больших территорий. Немало хлопот доставляют жителям жарких регионов термиты, разрушая деревянные постройки.            И здесь нет никакой их вины. Они имеют свое конкретное предназначение, поэтому замечательно и неутомимо трудятся, перерабатывая «мертвую» древесину, чтобы очистить от нее природу.

     Человек ведет неутомимую борьбу с неугодными для него живыми существами

не на жизнь, а на смерть. Но насекомые живут, размножаются, успешно процветают. Об этом «заботится» заложенная в организме каждого существа наследственная программа защиты особи и вида от гибели и исчезновения.

                                                                                                                                                   

В) 1. Насекомые дают нам мед, воск, лаки, краски, шелк.

      Издревле в Китае культивировался шелк. Что такое шелк?  

  2.Человек использует биологический способ подавления насекомых другими насекомыми. 

      -Каких человек использует насекомых, чтобы подавить насекомых-вредителей?  

3.Насекомые – лабораторные животные.

Привести примеры

4. Насекомые могут предсказывать погоду.

Привести примеры

5.Насекомые украшают нашу жизнь.

  С насекомыми наш окружающий мир более яркий и радостный.  

… Не спрашивай, откуда

появилась,

Куда спешу;

       Здесь на цветок я легкий

                               опустилась,

И вот – дышу.

        Надолго ли, без цели,

                               без усилья,

Дышать хочу?

          Вот-вот сейчас, сверкнув,

                         раскину крылья

И улечу.

                                                 А.Фед

Конкурс «Самые-самые»

       Мы знаем, что самыми многочисленными на Земле являются насекомые. Самыми плодовитыми из животных являются насекомые. А что  нашли вы интересного о насекомых?

Найти интересные факты о самых-самых насекомых.

   

Викторина «Круг знаний».

Найти ответы на вопросы

1) Наука о насекомых?

2) Это кровососущая муха считается самой опасной среди представителей семейства настоящих мух, т.к. является переносчиком возбудителей смертельной для человека сонной болезни.

3) Этих личинок комаров-звонцов очень любят рыбы. Как они называются? (Мотыль

4) Судя по названию, которое дал ему Карл Линней Матисс религиоза – это прожорливый хищник отличается определенной набожностью. Кто это?              

5) Это насекомое знали еще до нашей эры в Древней Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в Х веке и сразу получило прозвище «ночной кошмар». Кто это?

6) Так называется и жук семейства пластинчатоусых и птица отряда  удодов и крупное млекопитающее отряда непарнокопытных. Что это за жук?

7) В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем       его мы?

8) Как называется личинка бабочки?

9) Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображения можно было увидеть на амулетах и украшениях.

10) Какая бабочка названа в честь эталона мужской  красоты, и такое название имеет космический корабль?

11) Что такое прополис?

12) Эту бабочку можно было иначе назвать – флотский командир. О какой бабочке идет речь?

Почему ее так назвали?

   

   

    3. Итог урока.  - Сегодня на уроке мы расширили и углубили свои представления

о многообразии и значении класса насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....