Конспект урока "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Урок посвящен теме "Витамины". В ней рассматриваются вопросы "авитаминоз", "витаминоз", "гипервитаминоз", источники витаминов, физиологическая роль витаминов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vitaminy.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема и номер урока в разделе:  «Витамины», урок №2 в разделе «Обмен веществ и энергии»

Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек». – М.:Дрофа,2000 г

         Цель: Изучить биологическую роль витаминов.

Задачи:

  • образовательные: углубить  знания о значении витаминов; содержании их в продуктах питания. Сформировать представление  об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах и мерах их профилактики
  • развивающие: способствовать развитию умения самостоятельно работать с текстовыми данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи..
  • воспитательные: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, осознание  необходимости сохранения своего здоровья.

Методы: Обьяснительно-иллюстративный, решение проблемных задач.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Витамины».

         Тип урока: комбинированный


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

(время)

Деятельность

учителя

Деятельность

Ученика

Рефлексивное поле урока

1

2

4

5

6

I

II

Организационный момент

2 минуты

Проверка домашнего задания

10 минут

Объяснение нового материала 15 мин

Осмысление новых знаний.

12 мин

Закрепление знаний

8 мин

Рефлексия

(2 минуты)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Назовите отсутствующих.

Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить тест по теме прошлого урока. Настройтесь на работу, будьте внимательны, не спешите.

(раздает  задания)

      Задание №1.                                                           

   Рассмотрите схему. Что она отображает?

                                                                 

                                       

        

                                   

   Задание №2.

 Вставьте в текст пропущенные слова и фразы:

      Обмен веществ складывается из ___________________ и ___________________

     обменов. При энергетическом обмене происходит __________________________

     органических веществ, а при пластическом ________________________

     органических веществ. Эти два процесса ______________________________ между собой.

       Задание №3.  

Выберите правильный ответ:

  1. Процесс обмена веществ характерен для:

  а) всех живых организмов;

  б) только для животных;

  в) только для растений.

2.   Обмен веществ и энергии (метаболизм) – это

  а) совокупность пластического и энергетического обмена;

  б) только пластический обмен;

  в) энергетический обмен.

3.    Пластический обмен – это

  а) распад органических веществ;

  б) синтез органических веществ;

  в) выделение энергии.

4. Энергетический обмен – это

  а) синтез органических веществ;

  б) распад органических веществ;

  в) удаления продуктов распада.

5. Место протекания обмена веществ:

  а) кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы;

  б) пищеварительная,

  в) кровеносная.

6. Обмен веществ и энергии осуществляется:

   а) в 2 этапа;

   б) в 3 этапа;

   в) в 5 этапа.

  Учитель: Теперь переходим к изучению новой темы. Начну с небольшого рассказа.  

…Двухмачтовый бот «Иркутск», получивший задание обследовать северное побережье Сибири от устья Лены до Колымы, вышел 20 августа 1735 года из Ленской дельты в открытое море, имея на борту 50 человек команды. Но уже через 9 дней корабль был заперт льдами и стал на зимовку. Через некоторое время среди зимовщиков вспыхнула тяжелая болезнь, Люди постепенно слабели, у них воспалялись и начинали кровоточить слизистые оболочки и десна, выпадали зубы, распухали суставы. Это был бич длительных морских и полярных приключений. К концу зимовки из экипажа «Иркутска» уцелело всего 9 человек.

- В чем причина гибели преобладающей части команды вы узнаете позже.

А изучение темы начнем с исторической справки.

Учитель: Спасибо.  

 Позже, в 1912 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей. Название этого вещества от лат. «вита» - жизнь.

Название этого вещества составит тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, о каких необходимых, «чудотворных» веществах идет речь?

Учитель: Действительно. Это витамины. Запишите тему урока в своих тетрадях.

Учитель: Хорошо.  Запишите в тетрадях определение (появляется на слайде).

Учитель: Постановка проблемной ситуации.

Мы выяснили, что такое витамины. Прежде, чем перейти к их изучению, прочитаю вам следующий факт из наблюдений Н.И. Лунина. Работая тюремным врачом на острове Ява, он обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка?

Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява?

Учитель: исходя из всего вышесказанного, как бы вы сформулировали цель сегодняшнего урока?

Учитель: Молодцы!

 Чтобы дать полный ответ на поставленные вопросы нужно подробно изучить витамины, их роль в организме. Для этого по ходу изучения материала вы будете заполнять таблицу.

     В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

       Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

      Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (С, В1,В2,В6,В12,РР) и жирорастворимые(А, D, Е). 

     При длительном отсутствии в  организме какого - либо витамина возникает заболевание –   авитаминоз. 

Если организм все - таки получает витамин, но в  недостаточных количествах, то возникающее заболевание называется –  гиповитаминоз. Бывают и случаи   гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.  

  Учитель: Объясняет новый материал, демонстрирует презентацию.

ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ ВИТАМИНЫ

  Витамин А (ретинол) – необходим для нормального роста эпителиальных тканей. Участвует в работе ферментов при образовании зрительного пигмента родопсина, благодаря которому возможно зрение в сумерках. Суточная потребность в данном витамине составляет около 1 мг. При недостатке витамина А снижается устойчивость эпителиальных тканей к раздражающим факторам, происходит повреждение слизистых оболочек, кожи, возникает «куриная слепота» - неспособность видеть в слабоосвещенном помещении. Изучите  статью о данном витамине в учебнике, выясните, какие продукты являются источниками данного витамина?

Учитель: Витамин D- необходим для нормального развития костей. Большое количество этого витамина в рыбьем жире, печени, ячном желтке. Это один из немногих витаминов, способных синтезироваться в организме. Образуется в коже под влиянием ультрафиолетовой части солнечного спектра. Изучите текст о витамине D и ответьте на вопрос: Какое заболевание возникает при недостатке данного витамина?

Витамин Е –  Помогает организму

стимулирует обновление клеток,

поддерживает нервную систему,

отвечает за репродуктивное здоровье.

Содержится:

в молоке, зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени,

масле

II. ВОДОРАСТВОРИМЫЕ ВИТАМИНЫ

Витамин С (аскорбиновая кислота).

Прочтите информацию о данном витамине в учебнике, заполните все графы таблицы.

Теперь вернемся к первому вопросу нашего урока. Какое заболевание стало причиной гибели моряков? Чем оно было вызвано?

   Интересные факты: В экспедиции Васко Да Гамы из 160 человек погибло 100.

  В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

    В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые.

    Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

Витамин В1 – 1 –  первый открытый витамин среди витаминов группы В. Недостаток этого витамина вызывает заболевание бери-бери, симптомами которого являются: параличи, судороги, сердечная недостаточность,  мышечная слабость, отеки, резкое исхудание, потеря аппетита. Большое количество этого витамина содержится в оболочках зерен злаковых растений, черном хлебе грубого помола, зеленом горошке и гречневой крупе.

Вернемся ко второму вопросу урока. Как можно найти разгадку отсутствия болезни у заключенных?

Да, действительно. Вы совершенно правы.

В2 (рибофлавин) – входит в состав ферментов, влияющих на состояние эпителия, особенно эпителия пищеварительного канала. При недостатке этого витамина воспаляется слизистая оболочка ротовой полости, нарушается зрение, выпадают волосы, проявляется малокровие, так как витамин В2 участвует в процессах кроветворения.

Содержится в молоке, сыре, яйцах, гречневой крупе. Эти продукты лучше хранить в темноте, так как ультрафиолетовые лучи  разрушают  этот витамин.

В6 (пиридоксин) – участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества – холестерина – ведущего к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению желчных камней в желчном пузыре. 

Содержится: в сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых

В12 (цианкобаламин) – регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов. Его недостаток приводит к развитию малокровия. Также витамин В12 участвует в обмене белков. Содержится только в продуктах животного происхождения – печени, яичных желтках, в кисломолочных продуктах.

Витамин PP - Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует

работу органов кроветворения. При недостатке - пеллагра (поражение кожи, дерматит, диарея, бессонница, депрессия).

Содержится 

В  свинине, рыбе, арахисе, помидорах,

петрушке, шиповнике.

Учитель:

  Вы поняли, что витамины крайне нужны организму, при их недостатке развиваются авитаминозы. Давайте поможем больным людям: выслушаем их жалобы, поставим диагноз и предложим лечение.

  1. У меня странная болезнь, днём, на свету, я вижу хорошо, а вот, как захожу в комнату, я ничего не вижу. Будто на глаза надеты тёмные очки. Выхожу на свет, зрение восстанавливается.

  1. Доктор, у меня болят руки, вернее кожа на руках, она потемнела, а язвочки на ней вызывают страшные боли , я всё время нервничаю, плохо сплю ночами. И ещё у меня часто повторяется расстройства кишечника, если даже придерживаться диеты.

  1. Молодая мама не любила гулять с маленьким сыном. Она укладывала ребенка в комнате, закрывала окна занавесками, чтобы солнечный свет не проникал внутрь. Через некоторое время бабушка заметила, что у малыша деформировалась грудная клетка, на ребрах появились утолщения, ножки стали искривляться. Бабушка настояла на том, чтобы ребенка показать врачу. Какой диагноз поставил врач и какое назначил лечение?

  1. В Х1Х в. Русские матросы стали свидетелями странной болезни, распространенной в портах Восточного Китая и острова Ява. Больные люди еле – еле передвигали ноги. Больных буквально завязывало в узел, затем следовали паралич и смерть. – «У нас такой болезни нет, а здешний народ болеет оттого, что чёрного хлебца не ест!» – говорили матросы. Как называется это заболевание и каковы его причины?

  1. Страничка из бортового журнала чайного клипера «Глория» «Мы совершенно потеряли ход. Дни потянулись монотонной чередой, и через месяц команду сразила странная болезнь. Силы покидали людей, на коже появились багровые пятна. Распухали и кровоточили дёсны, расшатывались и выпадали зубы. Больные матросы умирали один за другим. Корабельный доктор называл эту болезнь научным словом «скорбут». Что это за болезнь, каковы её причины?

  1. Мой приятель считает, что вся сила в витамине С. С вечера, начистив картошки, свеклы и репы, заливает их водой, чтобы, не теряя времени, утром приступить к варке. Овощи должны хорошо развариться – при этом гибнут болезнетворные микробы, а разваренные овощи хорошо усваиваются организмом. Согласны ли вы с этим кулинаром? Ответ объясните.

Учитель:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было на уроке интересного, полезного?

 

Какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок?

Учитель:

Итак, ребята. Наш урок подходит к  концу. Достигли ли мы целей, обозначенных в начале урока?

Запишите домашнее задание:

Для всех: § 37, решить кроссворд.

По желанию: Подготовить сообщения о витаминах H и К.

Подайте дневники для выставления отметок за урок (выставление отметок и комментирование ответов учащихся).

Ребята, спасибо за вашу работу на уроке! До  новых встреч!

Приветствуют учителя.

Учащиеся выполняют письменные задания.

Историческая справка:

Ученик: Николай Иванович Лунин (1854-1937). Русский молодой ученый Дерптского университета (Тарту) исследовал роль минеральных веществ в питании. Он первым обратил внимание на то, что причины заболеваний связаны с неполноценным питанием. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ. Мыши гибли на 11-й день.

Тогда ученый решил проверить, как будут чувствовать себя мыши, если в их «обеды», содержащие химически чистые белки, жиры, углеводы, включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время все мыши тоже погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.

У ученого возникла мысль: значит в искусственных смесях чего-то не хватает. Он предположил, что это какие-то неизвестные вещества…

Опыт был проведен в 1881 году.

 

Учащиеся: О витаминах.

Учащиеся записывают определение в тетрадях:

Витамины – особые органические вещества, которые, не являясь источником энергии или строительным материалом для организма, необходимы для его нормальной жизнедеятельности (и даже для самого существования). Это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью.

Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.

Учащиеся: выдвигают гипотезы для решения ситуации.

Учащиеся: для начала необходимо выяснить, в результате чего развивается заболевание, в чем оно проявляется. Затем нужно узнать, какие продукты  могут предотвратить развитие данного заболевания, изучить документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных.

Учащиеся формулируют

цель занятия:

изучить витамины, выяснить их роль в организме, узнать, в каких продуктах содержатся различные витамины и какие болезни вызываются их недостатком.

Учащиеся: Слушают объяснение, отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу «Витамины»

Учащиеся:

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения: печени, сливочном масле, сыре.

В растениях этого витамина нет, зато  желтый есть пигмент каротин (содержится в моркови, красном перце, абрикосах, тыкве), из которого организм сам может синтезировать данный витамин.

Учащиеся:

При недостатке витамина D развивается рахит: кости теряют прочность, искривляются, снижается тонус мышц. Это нарушение обмена связано с тем, что без витамина D не функционируют ферменты, способствующие всасыванию кальция из кишечника в кровь и поступлению его из крови в кости.

Учащиеся: Причиной гибели моряков стала цинга – заболевание, вызываемое недостатком витамина С.

Учащиеся: Видимо, они употребляли в пищу необработанные (неочищенные) злаки.

Учащиеся: внимательно слушают объяснение учителем новой информации, заполняют таблицу.

Учащиеся: внимательно слушают объяснение учителем новой информации, заполняют таблицу.

Учащиеся: внимательно слушают объяснение учителем новой информации, заполняют таблицу.

Учащиеся: завершают заполнение таблицы.

Учащиеся: Заболевание – «куриная слепота», вызвано недостатком в рационе витамина А.

Необходимо употреблять в пищу молоко, рыбу, яйца. Растительная пища с красной, оранжевой мякотью содержит провитамин А, из которого в организме образуются молекулы собственно витамина А. Поскольку витамин А относится к группе Жирорастворимых витаминов, то салаты и блюда из таких овощей лучше заправлять растительными маслами, сметаной.

Заболевание – пеллагра, вызывается недостатком витамина РР. В пищу рекомендуется употреблять продукты, содержащие дрожжи, печень, куриные яйца, помидоры.

Заболевание – рахит, вызвано  гиповитаминозом витамина D. Для восполнения недостатка этого витамина в организме необходимо использовать в пищу рыбий жир, печень, сливочное масло. Важно, что витамин D способен синтезироваться в организме человека под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца, поэтому для лечения и профилактики рахита необходимо чаще бывать на солнце.

Учащиеся: Заболевание бери-бери, вызывается авитаминозом витамина В1. К пище, содержащей большое количество данного витамина, относятся  неочищенные зерновые культуры, хлеб грубого помола, зеленый горошек.

Вероятнее всего заболевание было вызвано отсутствием в пище витамина С, в результате чего развилась цинга.

Учащиеся: Герой рассказа не прав. Витамин С – водорастворимый, кроме того он разрушается при варке.

Я узнал, что в продуктах кроме белков, жиров, углеводов, есть особые биологически активные вещества – витамины.

- Мне интересно было узнать о работах русского врача Н.И. Лунина.

- Я понял, что как недостаток или полное отсутствие, так  и избыток витаминов вызывает серьезные нарушения обмена веществ и приводит к различным заболеваниям.

Учащиеся оценивают урок с помощью листьев трёх цветов, прикрепляя их магнитами к изображённому на ватмане дереве.

Красный цвет – мне работалось легко и интересно

Зеленый цвет – были небольшие затруднения.

Жёлтый цвет – мне было сложно работать на уроке

Учащиеся: высказывают свое мнение

Записывают домашнее задание.

Подают дневники.

Учитель

стимулирует речевую деятельность ученика.

Расширяется информационная емкость урока.

Активизирую внимание учащихся, акцентирую внимание на  теме урока.

Формируется коммуникативное ядро урока.                                                                                

Работа с учебником и дополнительной литературой усиливают познавательную активность учащихся.


Кроссворд по теме «Витамины»

1

В

2

И

3

Т

4

А

5

М

6

И

-

7

Н

8

Ы

  1. Заболевание, развивающееся при недостатке витаминов.
  2. Чувство, на которое оказывает влияние витамин А.
  3. Группа витаминов, к которым относятся витамины В1, В6, С.
  4. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина  D.
  5. Цитрусовое растение, плоды которого брали в плавание моряки для восполнения недостатка витамина С.
  6. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина В1.
  7. Заболевание, при котором воспаляются и кровоточат дёсны, выпадают зубы, распухают суставы, снижается устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
  8. Биологически активные вещества, в состав молекул которых могут входить витамины.


Приложение 1.                                                                  

Таблица для заполнения на уроке

Название витамина

Растворимость

(Жирорастворимый, водорастворимый)

Признаки авитаминоза

Источники витамина

А

 

 

 

Д

 

 

 

Е

 

 

 

С

 

 

 

В1

 

 

 

В2

В6

В12

РР

 

 

 

Витамин

Функции

Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза

Источники витамина для организма

А

Для роста и развития, нормального функционирования слизистых оболочек, восприятия света

Изъязвления кожи и слизистых оболочек. «Куриная слепота» – не способность видеть при слабом свете; у детей - отставание в росте

Печень, сливочное масло, сыр, в виде каротина – в моркови, красном перце, тыкве, и в других овощах и фруктах красного цвета

В1

Необходим для нормальной деятельности нервной системы

Заболевание под названием Бери-бери – повышенная возбудимость, нарушение сна, снижение памяти, судороги, паралич.

В оболочках зерен злаковых растений, гречневой и овсяной крупах, зеленом горошке

В2

Влияет на состояние эпителия слизистой оболочки ротовой полости и других пищеварительных органов

Воспаление слизистой оболочки в ротовой полости, трещинки в углах рта, Катаракта – помутнение хрусталиков глаз.

Молоко, сыр, и другие молочные продукты, печень почки, гречневая крупа

В6

Участвует в белковом обмене, уменьшает отложения в сосудах холестерина, который ведёт к развитию атеросклероза, ожирению печени и отложению камней в желчном пузыре.

ожирение печени, нарушение функции нервной системы, вызывает потерю аппетита, тошноту, воспаление языка, образование трещин в углах рта, воспаление красной каймы губ

дрожжи пекарских и пивные, печень животных и рыб, яичный желток, сельдь, треска, зеленый горошек, стручковая фасоль, куриное мясо. Частично синтезируется микробами кишечника.

В12

Участвует в синтезе ферментов, ответственных за созревание клеток крови в костном мозге

Ухудшение аппетита, слабость, снижение массы тела. Злокачественная анемия (малокровие)

Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты,

С

Участвует в синтезе белков соединительной ткани, повышает иммунитет

Быстрая утомляемость слабеет устойчивость к инфекциям, сонливость. Цинга – стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими, кровоточат десна, расшатываются и выпадают зубы.

Овощи, фрукты, ягоды, много в шиповнике, черной смородине, лимоне и капусте

D

Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей и зубов

Рахит – кости теряют прочность, у детей искривляются ноги деформируется грудная клетка, замедляется рост. Нарушение усвоения кальция и фосфора, снижается тонус мышц и устойчивость к инфекционным болезням

Яичный желток, печень, рыбий жир, молоко, образуется в коже под влиянием УФ лучей

РР

Обесппечивает нормальное протекание окислительно-восстановительных процессов, учавствует в образовании гормонов надпочечников.

Нарушение деятельности пищеварительной системы, потемнение кожи, покрытие её язвочками.

Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко. Образуется в организме из продуктов питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...