Методическая разработка "Птицы зимой"
методическая разработка по биологии по теме

Чачакова Дина Фахуртдиновна

Птицы зимой требуют к себе особого отношения. Как помочь им и что мы можем сделать? Ответ можно райти в разработке "Птицы зимой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy_zimoy.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской республики

Управление образования Администрации МО «Балезинский район» Удмуртской республики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Балезинский Центр детского творчества»

Методическая разработка праздника

“Птицы зимой”

Автор: Чачакова Дина Фахуртдиновна

методист по юннатской работе

п. Балезино, 2012

Пояснительная записка.

Ещё с 1958 г. по инициативе Центральной станции юных натуралистов и Всероссийского общества охраны природы в нашей стране проводился осенний День птиц или День встречи зимующих птиц.

Суровые морозы нынешней зимы – это тяжелое испытание для зимующих птиц. Им необходимо помочь в это время.

В нашем Центре состоялся праздник “Зимние гости”.

Цель:

Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся по орнитофауне Балезинского района, Удмуртской республики;
  • Способствовать привитию любви к животному миру;
  • Развивать познавательный интерес.

   Форма воспитательного мероприятия комплексная, призвана решать вопросы нравственного, экологического, трудового и эстетического воспитания.

Возраст детей: 7 – 15 лет.

Оборудование:

музыкальный центр;  музыка с лесными звуками, птичьим пением; рисунки, фотографии с изображением птиц; плакаты с высказываниями о птицах; выставка книг о птицах; кормушки; карточки задания, жетоны.

Подготовительный этап:

Проведены беседы о птицах.

Заранее изготовлены кормушки из подручного и бросового материала.

Проведены и оформлены выставки рисунков, фотографий “Птицы зимой”.

Творческая группа экологов готовит инсценированное выступление "Доживем до весны".

“Зимние гости”.

Сценарный план:

1.  Вводная часть: Инсценированнное выступление.

2. Основная часть

Игровая программа.

Зима – трудное время для птиц (рассказ).

3. Заключительная часть.

Подведение итогов Конкурсов.

Развешивание кормушек.

Ход мероприятия.

Инсценированное выступление "Доживем до весны".

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

(Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!

Сорока возмущенно:

Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.

Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!

Воробей:

Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

Ведущий

Мы рады приветствовать всех кто собрался в этом зале на наш праздник, посвященный зимующим птицам нашего поселка. Пришла зима - спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы,воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода,а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.

Основная часть.

Как мы можем помочь птицам?

(ответы детей)

Сегодня вы побываете в гостях у зимующих птиц нашего поселка, а они подготовили для вас свои задания.

А каких  птиц можно встретить зимой на улицах ?

(Дети называют птиц)

1 конкурс "Подбери клюв"

 Много оказывается птиц встречается зимой. И вот первое задание от зимующих птиц. С помощью карточек с изображениями клювов разных птиц, нужно определить, чем они питаются

(за правильный ответ-  выдается жетончик)

Ведущий:

"Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми." (А. Яшин)

Строчки из стихотворения А. Яшина призывают нас покормить птиц зимой, а какой корм предпочитают разные виды птиц?!

2 конкурс: "Птичья столовая":

Необходимо разложить корм, соответствующий птицам.

Задания:

Синицы----------кусочек сала

Клесты----------кедровые орехи

Снегири--------ягоды рябины

Воробьи----------пшено

Голуби---------семена подсолнечника

3 конкурс: "Загадки о птицах

Ведущий:

Птицы приготовили загадки о себе, отгадайте их.

Загадки

1. Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

2. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.
Не боится он простуды - с первым снегом тут как тут. (снегирь)

3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок - получается прыжок.  (воробей)

4. Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (дятел)

5. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит. (клёст)

6. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)

А теперь поиграем. Когда зимой случается оттепель птицы радуясь теплу и вспоминая лето поют свои песни. У нас сейчас состоится «Птичий концерт».

4 конкурс "Птичья викторина".

Перечень вопросов:

1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (температура тела воробья - постоянная)

2. Почему снегиря назвали снегирем? (Появляется зимой)

3. Какая птица выводит своих птенцов зимой? (клест)

4. Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (остатки пищи)

5. Почему поползня называют лесным акробатом? (перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой)

6. Жизнь какой птицы тесно связана с человеком? (голубь воробей)

7. Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов?(филин, сова)

8. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло)

9. Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег? (под снегом теплее)

10. Почему основная масса птиц Удмуртской республики улетает с наступлением зимы в теплые края?  (нехватка корма)

5 конкурс "Узнай птицу"

Ведущий:

Здесь зашифрованы названия зимующих птиц, вам  необходимо угадать, что это за птицы.

1. НИЦАСИ

2. БЕЙРОВО

3. КАРОСО

4. ЛИНФИ

5. КАЛЯПО

6. ЛУБЬГО

7. ТОЛАЧСКА

8. МОРОДОКЗИ

9. НАВОРО

10. ЗЕНЬПОЛПО

Вот вы и выполнили все задания птиц. А теперь подсчитайте жетоны. У кого сколько получилось? (Подведение итогов конкурсов).

Ведущий:

   Посмотрите, у нас  здесь много рисунков и фотографий, на которых изображены птицы зимой. А также много необычных кормушек, выполненных детьми своими руками.

Я предоставляю слово председателю жюри.

Выступление педагога объединения “Юннатский”. Сильные морозы с обильным снегопадом и ветром осложняют жизнь зимующих у нас птиц. До корма не добраться, а зимний день короток - мало времени, чтобы накопить энергии.  Воробьи на остановках заглядывают в глаза и от голодухи становятся такими смелыми, что берут крошки или семечки из рук. По данным учёных, в такие морозы погибает до 90% синиц. Можно помочь им пережить это время, организовав подкормку, повесив за форточкой простую кормушку из пластиковой бутылки. Кстати, в некоторых городах, в Казани, например, на окнах жилых домов вы найдёте сотни таких простейших кормушек.

Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно - по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

Зимняя подкормка птиц - один из важнейших способов их привлечения. В США подкормка птиц и наблюдение их на кормушках стали массовым хобби, производство кормушек поставлено на поток. Изготавливается множество необычных вариантов, даже кормушки для колибри, где они могут подкормиться мёдом или сиропом. На закупку кормов, изготовление кормушек, техники для наблюдения птиц в США и Западной Европе ежегодно затрачиваются многие миллионы долларов.

 Наиболее важна зимняя подкормка в плодовом саду, т. к. большая синица уничтожает вредителей не только летом, но и зимой, собирая спрятанные в складках коры и других укрытиях зимующих насекомых и их личинок. Если в кормушке однообразный зерновой корм  синицы всё равно уйдут искать дополнительную животную пищу. Особенно необходима подкормка зимующих насекомоядных птиц в период ненастья, в гололедицу, после снегопада с липким снегом и в сильные морозы. В такие дни прекращать подкормку нельзя.

Самое главное для подкормки - чтобы в кормушке постоянно был корм, конструкция кормушки - дело второстепенное. Лучше, когда корм укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что птицам удобно её посещать. Кормушки могут быть сооружены из самого разного подручного материала: стеклянных банок, пластиковых бутылок, фанеры, картона.

Ведущий.

 Посеем цветок доброты в душе крохи!

Пусть каждый ребенок России поймет:

Сегодня он даст каждой птахе по крохе

И мир от его доброты расцветет.

Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!

Все участники праздника дружно отправляются развешивать кормушки и  кормить птиц.

Методические рекомендации по организации праздника.

Если вы решили встретить зимующих птиц, готовиться к этому надо загодя, уже в конце лета — начале осени. В это время необходимо заготовить корма для птиц: семечки подсолнечника, арбуза, семена конопли, несоленое сало, ягоды рябины, калины, боярышника, бузины.

Проведение  праздника не очень затратное мероприятие, но какие-то средства понадобятся — на изготовление кормушек, на подарки и призы участникам.

В местном лесхозе можно попросить материал для строительства кормушек, особенно если вы хотите сделать монументальные сооружения. А то можно обойтись пустыми пластиковыми бутылками. Сделать кормушки обучающиеся могут  на занятиях или дома с родителями. Желательно, чтобы эти сооружения были выполнены с фантазией и обладали высокими эстетическими качествами.

Хорошо бы осветить ход событий, связанных с праздником, в местных средствах массовой информации. Необходимо постараться, чтобы в приготовлении праздника и в его проведении участвовали не только дети, но и их родители.

Вариантов программы празднования «Зиновия-синичника» может быть много. Выбрав форму проведения праздника, не забудьте, что непременным его атрибутом является развеска кормушек и, в дальнейшем, их постоянное обслуживание в течение зимы. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

Программа праздника зависит от ваших возможностей. Обычно она состоит из не скольких разделов.

Деловая часть. Краткое вступление. Лучше, если среди приглашенных на мероприятие лиц будет знаток птиц, который выступит перед ребятами. Подведение итогов конкурсов на лучшую кормушку, на лучший рисунок о птицах, премирование победителей. Проведение различных конкурсов, выставок. Например, можно организовать выставку марок о птицах.

Художественная часть. Её проведение зависит также от фантазии организаторов. Можно ограничиться рекомендуемым в многочисленных разработках, методических статьях и книгах традиционным комплектом из литературного монтажа о птицах, музыкой, пением, танцами, декламацией, демонстрацией кинофильма или слайд-программой.

Развеска (установка) кормушек. Кормушки, расположенные в общественных местах — отличное средство пропаганды охраны птиц. Они должны обращать на себя внимание, красиво и добротно сделаны. Располагать их нужно так, чтобы удобно было наблюдать за птицами, в тоже время не мешая им. Рядом с кормушкой можно установить стенд, аншлаг с какой-либо информацией о птицах и их охране. Сама кормушка в парке или сквере может быть выполнена на уровне малой архитектурной формы и служить украшением территории.

Литература.

1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

2. Русских Р.Д. Занимательные занятия с юннатами.- Пособие для учителей – биологов. 2-е изд. - Ижевск: Удмуртия, 1981.

3. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? М.: 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по экологии для детей 5 класса с ОВЗ "Белая книга зимы"

Данный материал содержит конспект занятия  о зиме. Доступный познавательный материал, несложные задания помогают детям с ОВЗ изучать природу....

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Методическая разработка "Проводы русской зимы.Масленица"

Музыкально - литературная композиция для детей 7 -8 лет...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

«Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»)

Урок русского языка в 7 классе (урок развивающего обучения)Сопоставление картин русских художников-пейзажистов И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». Подготовка ма...