Рептилии конспект урока для 7го класса.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Горпенко Людмила Анатольевна

Урок для 7го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Учитель  Горпенко Людмила Анатольевна

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего  строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают основные черты класса земноводных и пресмыкающихся; умеют называть особенности внешнего и внутреннего строения в жизни земноводных и пресмыкающихся;

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план её решения; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; логические – строить логические рассуждения.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить собственную.

Личностные: расширяют познавательные интересы; проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности; приобретают опыт простого наблюдения с целью его применения при оперативных действиях; обнаруживают терпение и настойчивость в преодолении трудностей; имеют адекватную позитивную самооценку.

Оборудование: презентация к уроку

  •                                                                                                                                                                                                                                                                  

I.Мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности :

(Слайд №1) 

- О каких животных идёт речь в тексте, приведённом на слайде? 

Это чудовище похоже на дракона, длина которого достигает почти 3 метра, живёт на острове  Комодо.  Массивный хвост, большие когтистые лапы, огромная,  почти до 40 см,  голова, пасть, вооруженная множеством зубов. Туловище его покрыто мелкой чешуей. Изо рта непрерывно высовывается длинный язык оранжевого цвета. Из засады нападает на кабанов, обезьян, таскает из деревень кур, коз собак. Наедается до того, что брюхо по земле волочится, после чего,  часа два  поспит -  и опять – обедать! (Ящерица – гигант). Всех представителей, которые в движение смыкаются с землёй своим телом отнесли к классу Пресмыкающие.

Когда-то животных этого класса называли гадами, по латыни они называются очень красиво Рептилии, а вы догадались, что мы сейчас поговорим о животных класса  (Пресмыкающиеся).

 Ход урока:

II. Изучение нового материала:

(Слайд №2) Современные пресмыкающиеся представляют остатки когда-то более многочисленного и разнообразного класса, господствующего в мезозойскую эру. К нашему времени из 17 отрядов осталось всего  (4). Поменяв водоем на сушу, древние пресмыкающиеся приобрели три важных признака: сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками, способность к отложению яиц на суше в прочной оболочке, исключительно легочное дыхание. Около 200 млн. лет назад древние пресмыкающиеся (динозавры) господствовали на суше. В основном, это были крупные наземные животные, их длина достигала 30-40 метров, а масса - 50 тонн. Вымершие пресмыкающиеся – это представители 13 отрядов данного класса, которые не выжили при изменении климатических условий на нашей планете. От древних в триасовом периоде появились первые птицы.

В настоящее время на Земле обитают представители всего четырех отрядов: клювоголовые, черепахи, крокодилы, чешуйчатые. Эти отряды объединяют около 8 тысяч видов, которые распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Все представители этого класса, как и земноводные, являются холоднокровными, температура их тела зависит от температуры окружающего пространства. Поэтому они не встречаются в тех местностях, где температура постоянно ниже нуля градусов. Большинство рептилий ведут наземный образ жизни, но некоторые перешли к существованию в пресных водоемах и даже морях. Это вторичноводные животные – черепахи, морские змеи, крокодилы. Многие из пресмыкающихся – хищники, питающиеся мелкими животными, но встречаются всеядные и растительноядные виды.

Давайте назовем их.

(Слайд №3) Отряд 1 – Клювоголовые

Отряд 2 – Черепахи

Отряд 3 – Крокодилы

Отряд 4 – Чешуйчатые

подотряд Змеи

подотряд Ящерицы

подотряд Хамелеоны

Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся называется герпетология.

 Как вы думаете, как называют специалиста, изучающего рептилий? (Герпетолог)

- Давайте выделим основные отличия пресмыкающихся от земноводных. Что общего и в чём различия между этими животными? Разобраться в этом вам поможет учебник (параграфы 40-41 стр. 190-197). Работа учащихся с текстом учебника выстраивается по алгоритму : Среда обитания – Внешний вид – Опорно-двигательная система – Мышцы – Пищеварительная система – Дыхательная система – Кровеносная система – Выделительная система – Нервная система  и органы чувств – Половая система, размножение и развитие. На каждый слайд заслушиваются предполагаемые ответы учащихся, учитель вносит поправки в неверные ответы.

(Слайд №4) 

- Где обитают пресмыкающиеся и чем отличается их внешний вид от земноводных?

Среда обитания. Наземная, но некоторые виды вторично перешли к жизни в воде (крокодилы, водные черепахи), однако размножение почти у всех рептилий происходит на суше.

Внешний вид. Сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками (препятствует потерям поды), У ящериц встречается регенерация (отбрасывание хвоста с последующим восстановлением).

(Слайд №5) 

- На какие отделы тела разделено тело ящерицы и чем отличается её скелет от скелета лягушки?

Опорно-двигательная система. Череп состоит из большего числа костей, чем у земноводных. Несколько шейных позвонков (у ящерицы-8) обеспечивают большую подвижность головы. Появляется грудная клетка (ребра + грудина + грудной отдел позвоночника), выполняющая две функции: защиту органов и процесс дыхания.

Ноги располагаются по бокам туловища. Общий план строения конечностей и их поясов как у земноводных (исключение змеи и безногие ящерицы).

Мышцы Более развиты, чем у земноводных. Имеются отличия межреберные мышцы, обеспечивают дыхательные движения.

(Слайд №6)

- Есть ли отличия в пищеварительной системе у пресмыкающихся?

 Пищеварительная система. Как у земноводных. В пищеварительной системе выражены желудок и слепая кишка. Имеются печень с желчным пузырём и поджелудочная железа

(Слайд №7) 

- Как проходит процесс дыхания у пресмыкающихся в отличии от земноводных?

Дыхательная система. Дыхание только легкими без участия кожи. Легкие имеют ячеистое строение, поверхность их больше, чем у земноводных. Появляются воздухоносные пути трахея и бронхи. В ротовой полости появляется костная перегородки (твёрдое небо), позволяющее дышать во время приема пищи. Механизм дыхания всасывающего типа (связан с расширением грудной клетки и созданием в ней отрицательного давления).

(Слайд №8) 

- В чём усложнение кровеносной системы класса пресмыкающихся?

Кровеносная система Два круга кровообращения, трех- камерное сердце с неполной перегородкой, частично разделяющей кровь на артериальную и венозную. От разных частей желудочка отходят три сосуда:

  • лёгочная артерия с венозной кровью (на газообмен к легким);
  • правая дуга аорты с артериальной кровью (к голове и передним конечностям);
  • левая дуга аорты со смешанной кровью (к остальным частям тела).

(Слайд №9) 

- Что возникло в выделительной системе у пресмыкающихся и как называется конечный продукт обмена веществ.

Выделительная система. У пресмыкающихся возникают тазовые почки (где происходит образование мочи в два этапа: фильтрация и обратное всасывание воды и полезных веществ в кровь), это позволяет экономить воду. Продукт выделения — мочевая кислота.

(Слайд №10) 

- Как усложнилась нервная система?

Нервная система и органы чувств. План строения нервной системы и последовательность отделок головного мозга такие же, как у рыб и амфибий. Передний мозг больше по размеру, чем у земноводных, на его поверхности появляется зачаток коры больших полушарий (основа условных рефлексов). Промежуточный мозг у многих рептилии образует теменной орган, который может различать световые раздражения («третий глаз»). Развиты кожистые веки и мигательная перепонка, увлажняющая глаз. Аккомодация глаза происходит за счет изменения кривизны хрусталика (быстрее и точнее, чем у земноводных). Орган слуха: среднее (- внутреннее ухо. Язык орган осязания и вкуса. Обоняние развито лучше, чем у земноводных.

(Слайд №11) 

 - В чём сходство и различия половой системы и процесса размножения у пресмыкающихся?

Половая система, размножение и развитие. Раздельнополые животные, оплодотворение внутреннее. Семенная жидкость вводится в клоаку самки. У самцов имеются парные семенники, у самок — парные яичники. Размножаются откладыванием яиц.

III. Самостоятельная работа с самопроверкой:

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам составить опорный конспект к уроку в виде идеограмного письма. (работа в паре).

Конспект составляется при помощи автофигур на слайд. Коллективное обсуждение на слайде.

(Слайд №12) 

IV. Физминутка.

- А теперь давайте поиграем и немного отдохнем, я буду называть пресмыкающихся и земноводных, а вы должны сесть на корточки, если  я назову земноводное и встать, если назову пресмыкающееся.

V. Актуализация знаний.

(Слайд №13) Ребята, сейчас мы проведем предметную викторину. Желающие выбирают название предмета.

“Русский язык”

Название какой змеи бывает наречием? Как эту змею можно отличить от других?

(Уж. Он имеет два желтых или белых пятна позади висков.)

“История”

1. Согласно Геродоту, каждый год в Древнем Египте собирали самых красивых девушек из знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его, становилась “невестой Нила”. А кто был её “женихом”?

(Нильский крокодил)

2. Именно они, начиная с 58 г. до нашей эры, были участниками знаменитых боев гладиаторов в Древнем Риме. Кто же это?

(Крокодилы)

“Литература”

“Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала,
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно 
ужаленный князь”.

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? Почему змея шипит?

Может ли змея ужалить человека? Почему?

(А.С.Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”.

Трение, возникающее главным образом между чешуйками брюха, обусловливает шипение змеи. Змеи шипят, когда раздражены.

Нет, не может. Змея не имеет жала. Люди неправильно называют жалом раздвоенный на конце язык змеи, который служит органом обоняния, осязания и вкуса.)

“География”

1. Название этих островов с испанского переводится как “черепаха”. Именно их в 1835 году, совершая кругосветное плавание на корабле “Бигль”, посетил молодой Ч.Дарвин. Что это за острова?

(Галапагосские острова)

2. Горы Нага, город Нагпур, река Нагори, праздник Нагпанчами – все эти слова связаны с Индией и образованы от слова “наг”. Что оно означает в переводе с санскрита?

(Змея)

(Слайд №14) 

Задание на смекалку “Олимпийские игры”

Ребята, мы с вами очень любим спорт, спортивные соревнования. Давайте вместе представим себе, что проводятся “Олимпийские игры среди пресмыкающихся”. В каких соревнованиях могли бы участвовать представители класса пресмыкающихся, например, ящерицы.

1. Бег на короткие дистанции (могут развивать скорость 8 м/сек или 30 км/час, но устают метров через 20).

2. Барьерный бег (многие ящерицы мчаться не по прямой, с виражами).

3. Прыжки в высоту и длину (мелкие ящерки прыгают в высоту до 40см, а в длину-60см).

4. Борьба (здесь могут отличиться вараны).

5. Плавание (ящерицы с аутомированными хвостами не допускаются, могут утонуть).

6. Альпинизм (лазание по деревьям и скалам) и т.д.

(Слайд №15) 

В наши времена, когда человек активно использует рептилий в питании, изготовлении различных поделок, отлавливает их в природе, нарушая нормальное воспроизведение «экзотических домашних животных», это очень неблагоприятно влияет на их жизнь.

Некоторые из них находятся на грани вымирания или исчезли с лица Земли, и в этом главная вина человека перед удивительными животными, о которых сегодня была речь.

Давайте будем сострадательны к братьям нашим меньшим.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

- Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными животными?

- Что же вы узнали нового о пресмыкающихся?

С каким способом питания рептилии чаще встречаются?

- Опасны ли они?

- Как нужно себя вести с ними?

- Итак, ребята, какой вопрос мы задавали в начале урока? (чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных).

- Ответили мы на него?

(Слайд №16)

- В чем же самые главные отличия?

- Почему пресмыкающиеся стоят выше в эволюционном ряду?

- Почему они более приспособлены для жизни?

  1. Домашнее задание.

         Параграфы 40-41,

  1. Организованный конец урока.

- Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

Пояснительная записка

     Урок проводился в 7 классе  по программе И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко  «Животные».  На изучение данной темы «Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)» отводится 5 часов, представленный урок является первым.

Материалы урока соответствуют принципу научности, доступность рассчитана на среднего ученика. Выбор приемов способствовал усвоению знаний учениками 7 класса общеобразовательной школы.  

  Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.
Задачи урока: 
Планируемые результаты образования:

Предметные: знают основные черты класса земноводных и пресмыкающихся; умеют называть особенности внешнего и внутреннего строения в жизни земноводных и пресмыкающихся;

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план её решения; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; логические – строить логические рассуждения.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить собственную.

Личностные: расширяют познавательные интересы; проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности; приобретают опыт простого наблюдения с целью его применения при оперативных действиях; обнаруживают терпение и настойчивость в преодолении трудностей; имеют адекватную позитивную самооценку.

Тип урока: Объяснение нового материала.

   Структура урока предусматривает: организационный момент, введение в тему, объяснение нового материала и закрепление.
Методы, используемые на уроке:
• Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
• Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
• Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа);
• Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока).

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...