Статья учителя биологии"Из опыта работы"
статья по биологии (5 класс) по теме

Моритоева Галина Цыбендоржиевна

Изучение биологии и экологии возможно лишь при использовании активных форм обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся являются рефераты, посвященные экологической тематике: «Влияние деятельности человека на многообразие видов», «Редкие и исчезающие виды растений и животных Забайкальского края», «Проблема загрязнения реки Иля» и т.д. Такие устные журналы как «Человек и природа» способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного - следственного  мышления.

На уроках применяю активные формы: урок – исследование «Лаборатория эколога». Урок может быть проведен при изучении курсов «Общая биология» и «Экология». Учащиеся с удовольствием выступают в роли экологов и получают практические знания по проведению исследования. Урок - диспут «Проблема рационального использования видов и сохранение их многообразия», данный урок провожу в 11 классе при изучении темы «Антропогенные факторы». В ходе урока учащиеся знакомятся с глобальными и региональными воздействиями антропогенных факторов на окружающую среду. Урок - дискуссия по проблемам окружающей среды. В своей работе использую деловые игры – «Царь ли природы человек?», «Время собирать камни»,  которые  формируют опыт принятия экологически целесообразных решений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья учителя16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя биологии

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.

Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять три "стратегические" задачи:

-убеждать учащихся в необходимости охраны окружающей среды.

-вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области.

-привлекать всех участников образовательного процесса к решению экологических проблем села, школы.

В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе у меня сложилась своя система работы по достижению поставленных задач, через следующие направления деятельности:

-учебная деятельность на уроках биологии и экологии,

-внеклассная работа с учащимися, дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к предмету,

-воспитательная работа с классом.

Изучение биологии и экологии возможно лишь при использовании активных форм обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся являются рефераты, посвященные экологической тематике: «Влияние деятельности человека на многообразие видов», «Редкие и исчезающие виды растений и животных Забайкальского края», «Проблема загрязнения реки Иля» и т.д. Такие устные журналы как «Человек и природа» способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного - следственного  мышления.

На уроках применяю активные формы: урок – исследование «Лаборатория эколога». Урок может быть проведен при изучении курсов «Общая биология» и «Экология». Учащиеся с удовольствием выступают в роли экологов и получают практические знания по проведению исследования. Урок - диспут «Проблема рационального использования видов и сохранение их многообразия», данный урок провожу в 11 классе при изучении темы «Антропогенные факторы». В ходе урока учащиеся знакомятся с глобальными и региональными воздействиями антропогенных факторов на окружающую среду. Урок - дискуссия по проблемам окружающей среды. В своей работе использую деловые игры – «Царь ли природы человек?», «Время собирать камни»,  которые  формируют опыт принятия экологически целесообразных решений.

Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством учителя опытов на школьном учебно-опытном участке по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод - служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Экскурсии в Краеведческий музей, ботанический сад г. Чита, музей природы п. Агинское - теоретический материал становится ясным, очевидным, зримым.

Внеклассная работа включает организацию кружков, факультативов, дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к предметам биологии и экологии. Разработана  программа кружка «Юный эколог» для учащихся 5-6  классов, «Экология растений, животных» для учащихся 7-го класса, «Экология человека» для учащихся 8-го класса, «Экология села Узон» для учащихся 9-го класса. Цель данных кружков - воспитание у учащихся экологической культуры на основе формирования системы экологических знаний и умений. Для учащихся старшей ступени разработан факультатив «За страницами школьного учебника», который формирует общенаучную биологическую картину мира, посредством расширения кругозора учащихся, закрепления, совершенствования и углубления биологических и экологических знаний, практических умений и навыков.

С первых дней моей педагогической деятельности пыталась найти такую форму экологической работы со школьниками, которая бы объединяла всех учеников, не равнодушных к проблемам взаимоотношений человека и природы, стремлением помочь решению этих проблем.  Так родилась идея создания школьного научного общества «Экос», которое  начало свою работу в 2001 - 2002 учебном году.

Его структура, учитывающая особенности работы по разным направлениям и с разновозрастными группами школьников:

Юные исследователи природы (для учащихся 5-6 класса).

Исследователи окружающей среды (для учащихся 7-8 класса).

Исследователи и аналитики экологических проблем (для учащихся 9-11 класс).

Результатами работы научного общества явилось определение экологического состояния микрорайона школы и подготовка рекомендаций для общественности.

Вместе с учащимися, проявляющими особый интерес к биологии и экологии, были проведены индивидуальные исследования:

«Оценка жизненного состояния древостоя и загрязнения воздуха детского сада «Радуга»». Данная работа получила диплом ІІ степени на районной научно-практической конференции, диплом ІІI степени на окружной НПК «Шаг в будущее» «Юниор» 2002г.

«Комплексная оценка  экологического состояния участка реки Иля», работа получила диплом II степени на районной НПК, диплом III степени на окружной НПК «Шаг в будущее»2003г.. «Парк детского сада «Радуга», как фактор, влияющий на гармоничное развитие и здоровье ребенка»- диплом I степени РНПК 2004г;  «Биологические и социальные основы толерантности бурятского народа»- диплом I степени РНПК 2004 ; «Конституция человека и её влияние на здоровье» диплом III степени РНПК, диплом I степени ОНПК «Шаг в будущее» 2005г; «Есть ли польза от курения?», «Дерматоглифические особенности пальцевых узоров», «Проявление аллергического ринита», «Мусорный ветер- результат деятельности человека», «Биоиндикация парка Победы», «Мой школьный двор», «Преобразование учебно- опытного участка», «Нет в целом мире лучше края», «Имя в судьбе человека», «Исследование феномена «черемуховых холодов» и «бабьего лета»» и т.д. Все эти работы были представлены на районные, окружные, краевые  научно – практические конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», «Шаги в науки»,  напечатаны в сборниках «Фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио», «Алые паруса». Все удостоены дипломами, сертификатами.

Третье направление моей работы - воспитательная работа с классом. В основной школе активно использую технологию проектов. Разработанный с учащимися моего класса проект «Мой школьный двор» (2011 – 2016гг.), и реализуемый в настоящее время, имеет цель: научить детей видеть прекрасное вокруг себя, сохранять сокровища растительного мира посредством облагораживания территории своей родной школы и микрорайона - дает прекрасный результат: вокруг школы все лето чудесные цветники. Чтобы они росли и радовали глаз, учащиеся экологического лагеря на базе класса, где я являюсь классным руководителем, исследовали почву, наблюдали за температурным режимом, влажностью, ветром и другими климатическими факторами. За цветами ухаживают все участники образовательного процесса: учителя, дети в трудовом лагере, родители. По результатам деятельности школа награждена Почетными грамотами и Благодарственными письмами разного уровня и дипломом 2 степени в Конкурсном проекте «Лучшее подсобное хозяйство», где в частности рассматривались школьный двор, учебно- опытный участок-2013г.

 В 2010 г. в окружном конкурсе проектов учебно-опытных площадок экологической направленности выиграли грант и диплом победителя.

 Внеурочная проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся – готовит к осознанному выбору жизненного, профессионального пути.

Таким образом, результаты системной работы на уроках биологии и экологии и внеурочной деятельности учащихся отражены в диагностике «Самооценка уровня экологического поведения». Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

Интересуют ли тебя проблемы окружающей среды?

Приходилось ли тебе наносить вред природе и окружающей среде?

Приходилось ли тебе оказывать помощь природе и окружающей среде?

Готов ли ты к самостоятельной работе по охране окружающей среды?

Кто или что влияет на формирование твой экологической культуры?

Учитель биологии МБОУ «Узонская СОШ» Моритоева Г.Ц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Практико-ориентированный подход в обучении биологии (из опыта работы)"

  Методическое объединение моего опыта работы "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Статья по краеведению "Из опыта работы учителя".

Методика работы по краеведению....

статья о распространении инновационного опыта работы учителя английского языка Афанасьевой Ирины Геннадьевны

Публикация о распространении нновационного опыта работы учителя английсого языка Афанасьевой И.Г. с описанием применяемых технологий и разработкой открытого урока с использованием интерактивной доски...

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446

 О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...

Статья Школьный музей в помощь учителю истории (из опыта работы)

Статья Школьный музей в помощь учителю истории (из опыта работы)...