Триз - технология на уроках биологии.
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Василенко Светлана Викторовна

Данная разработка позволит Вам помочь в подготовке учеников к ГИА и как проверка знаний после изучения темы "Нервная и гуморальная регуляция". Вопросы содержат элементы ТРИЗ - технологии. Если ребенок не справляется с заданием данной технологии, то есть задания только по тексту, это позволит ученику заработать оценку на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nervnaya_i_endokrinnaya_regulyatsiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Нервная и эндокринная регуляция.

Регуляция работы органов человека осуществляется двумя системами – нервной и эндокринной.

Первая древнейшая форма взаимодействия между клетками многоклеточных организмов — это химическое взаимодействие посредством продуктов обмена веществ, поступающих в жидкости организма. Такими продуктами обмена веществ, или метаболитами, служат продукты распада белков, углекислота и др. Это гуморальная(эндокринная)   связь между органами.

На определенной ступени развития мира животных в связи с появлением нервной системы образуется новая, нервная форма связей и регуляций. Чем выше по своему развитию организм животного, тем большую роль играет взаимодействие органов через нервную систему, которое обозначается как рефлекторное. У высших животных организмов нервная система регулирует гуморальные связи.

Вегетативная нервная система(ВНС) — отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желёз внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма и в приспособительных реакциях всех позвоночных.  Анатомически и функционально вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую, парасимпатическую и метасимпатическую. Симпатические и парасимпатические центры находятся под контролем коры больших полушарий

Итак, функции ВНС заключается в регуляции работы внутренних органов. При этом два отдела ВНС играют неодинаковую роль. В угрожающих ситуациях (связанных у животных с борьбой или бегством от опасности, а у человека  - с эмоциональным или физическим напряжением) активируется симпатический отдел. В спокойном состоянии (отдых, сон) преобладают влияния парасимпатического отдела, которые обеспечивают протекание пищеварения и других процессов, направленных на поддержание постоянства внутренней среды организма.

Действие большинства из приведенных в списке гормонов сходно с действием симпатической нервной системы.

Адреналин, гормон мозгового слоя надпочечников, по химическому составу очень схож  с норадреналином. Поэтому они вызывают сходные эффекты:   расширение зрачков, увеличение частоты и силы сердцебиений, расширение бронхов, возрастание работоспособности мышц, торможение перистальтики кишечника и секреции пищеварительных соков.

Альдостерон – гормон коркового слоя надпочечников. Он усиливает поглощение ионов натрия клетками почечных канальцев,   тем самым уменьшая выделение натрия с мочой. Вместе с ионами натрия (по закону осмоса) в организм возвращается вода. Это приводит к увеличению объема крови и, следовательно, к росту артериального давления (как и при действии симпатической нервной системы).

Вазопрессин  - гормон задней доли гипофиза. Его второе название  - антидиуретический гомон, потому его действие приводит к снижению диуреза. Следовательно, вазопрессин вызывает увеличение объема крови и артериального давления. Давление повышается еще и потому, что вазопрессин сужает кровеносные сосуды.

Глюкагон – (гормон поджелудочной железы) и кортизол (гормон коры надпочечников) увеличивают концентрацию глюкозы в крови, как и симпатическая система. Кроме  того, кортизол увеличивает эффекты воздействия адреналина и норадреналина на клетки многих органов.

Окситоцин – гормон задней доли гипофиза – дублирует действие симпатической системы при родах (вызывает сокращение матки) и семяизвержение.

Эффекты, сходные с парасимпатической нервной системой, вызывает предсердный гормон. Стимул к его выделению в кровь служит увеличение растяжения правого предсердия притекающей к нему кровью. Действие гормона направленно на увеличение выделения воды и натрия почками и, следовательно, на снижение артериального давления.  Парасимпатическая система также снижает давление крови, в основном угнетая сердечную деятельность. И парасимпатическая система, и предсердный гормон расслабляют сосуды некоторых органов.

Нервная (вегетативная) и гуморальная (эндокринная) регуляторные системы значительно отличаются по скорости срабатывания: в первом случае это считанные секунды, во втором – минуты, иногда часы. Кроме того, список ныне известных гормонов далеко не ограничивается приведенным в задаче.

Пользуясь текстом, ответьте на вопросы:

  1. Чем нервная система отличается от эндокринной?
  2. Предположите, что можно сделать при повышенном АД, не прибегая к медицинским препаратам.
  3. Пользуясь текстом, опишите действие адреналина на организм. (или можно задать такой вопрос. Вы залезли в соседский сад за яблоками( по вашей теории они там вкуснее), все шло как  наилучшим образом. Вы набили полные карманы «трофеем» но не учли одного факта: сосед завел сторожевую собаку, которая учуяла ваше присутствие на своей территории, естественно, ей это не понравилось и она решила с вам разобраться по –собачьи. Опишите действия вашего организма с учетом работы адреналина).
  4. В таблице представлены некоторые гормоны, выделяемые эндокринными железами, и две части ВНС.

А) отметьте знаком «+» случаи, когда воздействие гормона и нервных импульсов на какой – либо орган или физиологический процесс приводит к одним и тем же последствиям.

гормоны

Симпатическая нервная система

Парасимпатическая нервная система

  1. Адреналин

  1. Альдостерон

  1. Вазопрессин

  1. Глюкагон

  1. Кортизол

  1. Норадреналин

  1. Окситоцин

  1. Предсердный гормон

  Б) объясните, воздействие на какие органы или процессы соответствует каждому из знаков «+», поставленных вами при заполнении таблицы.

В

В) чем обусловлена необходимость одновременной работы этих двух регуляторных систем (нервной и гуморальной), во многом дублируют друг друга?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках физики"

В статье приводится описание элементов ТРИЗ-технологии, которые можно применять на уроках физики в основной школе....

ТРИЗ - технологии на уроках биологии.

Данная разработка поможе учителю проверить знания учеников по теме "Нервная и гуморальная регуляция". Если задания по ТРИЗ ребенку покажутся сложными, то он может ответить на вопросы, связанные с тест...

Приемы ТРИЗ-технологий на уроках русского языка и литературы

•ТРИЗ - это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), созданной Российским ученым и писателем-фантастом ...

Использование ТРИЗ технологии на уроке географии

В условиях введения ФГОС   к выпускникам школ предъявляются определенные требования и обучение должно быть направлено на развитие готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе, и ...

Применение ТРИЗ-технологии на уроках физики

В презентации описано применение ТРИЗ-технологии на практике в школе, на уроках физики...

Использование ТРИЗ – технологии на уроке математики.

ТРИЗ — это универсальная технология решения изобретательских задач. Её основой является проблемно - поисковый метод. Выявляя внутренние закономерности и находя причинно-следственные связи, систе...