Календарно- тематическое планирование 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему

Рахматуллина Алсу Минизакиевна

Календарно- тематическое планирование 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

      «УТВЕРЖДАЮ»                                    «СОГЛАСОВАНО»                                           «РАССМОТРЕНО»

      Директор школы                                                Зам. директора по УВР                               на заседании РМО

      ___________________                                        _____________________                               Протокол № ___ от

     «___»_________2011г.                                         «___»_________2011г.                                «___»_________2011г.

 Календарно - тематическое планирование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  по биологии в 11 классе                                                                                                          68 часов  2 часа в неделю 

Лабораторных работ – 2

Программа: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш. «Дрофа» Москва 2001 год.

                     

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Общая биология» Москва «Дрофа» 2005 год.

2011-2012 уч. год


№ п/п

Дата

Разделы, темы, уроки.

Наглядные и практические методы.

Лабораторные и практические занятия.

Знания, умения, навыки.

Региональ-ный компонент.

Задание на дом.

I. Основы учения об эволюции. (18ч.)

1.

7.09.

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие систему живой природы; портреты К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина

Эволюция. Систематические категории, закон зародышевого сходства

Изучить § 52, (стр. 186-190).

2.

8.09.

Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

Географическая карта мира; ксерокопии обложек книг Ч. Дарвина; диапозитивы «Эволюция органического мира».

Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.

Изучить § 52, (стр. 191-194).

3.

14.09

Вид, его критерии.

Таблицы, иллюстрирующие критерии видов растений и животных, комнатные растения, диапозитивы «Эволюция органического мира».

Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида».

Биологический вид, критерии вида: морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический.

Изучить § 53, ответить на вопросы на стр.198.

4.

15.09

Популяции.

Таблицы, иллюстрирующие популяции и виды, фотографии представителей местной флоры и фауны.

Популяции.

Примеры видов и популяций Новоселицкого района

Изучить § 54, подготовить ответы на вопросы на стр. 200.

5.

21.09

Генетический состав популяций.

Таблицы, иллюстрирующие примеры популяций и генетические процессы в них, уровневую организацию живой природы.

Генофонд популяции.

Изучить § 55, подготовить ответы на вопросы на стр.202.

6.

22.09

Изменения генофонда популяций.

Кинофильм «Современная теория эволюции».

Генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленные изменения генофонда.

Популяции фазана кавказского в Новоселиц-ком районе.

Изучить  § 56, ответить на вопросы на стр. 205.

7.

28.09

Борьба за существование и её формы.

Таблицы и фотографии, иллюстрирующие проявление в органическом мире борьбы за существование.

Борьба за существование, формы борьбы за существование:

внутривидовая,

межвидовая,

борьба с неблагоприятными условиями.

Изучить § 57, подготовить ответы на вопросы на стр. 207.

8.

29.09

Естественный отбор и его формы.

Диапозитивы «Эволюция органического мира», таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых.

Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий,

дизруптивный,

полиморфизм, половой.

Примеры естественного отбора в популяциях разных видов местной флоры и фауны.

Изучить § 58, (стр. 208-211).

9.

5.10

Естественный отбор и его формы.

Диапозитивы «Эволюция органического мира», таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых.

Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий,

дизруптивный,

полиморфизм, половой.

Изучить § 58, (стр. 211-214).

10.

6.10

Изолирующие механизмы.

Таблицы, иллюстрирующие проявления в живой природе основных типов и различных групп изолирующих механизмов.

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические.

Изучить § 59, изучить текст на стр. 217.

11.

12.10

Видообразование.

Физическая карта Европы и Азии, таблицы «Критерии вида», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование».

Микроэволюция, аллопатрическое

(географическое) видообразование, симпатрическое

(экологическое)

видообразование.

Изучить § 60, ответить на вопросы на стр. 222.

12.

13.10

Макроэволюция, её доказательства.

Кинофильм «Эволюция и методы изучения эволюции»;

коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных»,

«Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», палеонтологические находки.

Макроэволюция, переходные формы,

Филогенетические ряды.

Изучить § 61, (стр.

222-225).

13.

19.10

Макроэволюция, её доказательства.

Кинофильм «Эволюция и методы изучения эволюции»;

коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных»,

«Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», палеонтологические находки.

Макроэволюция, переходные формы,

Филогенетические ряды.

Изучить § 61, (стр.

225-227).

14.

20.10

Система растений и животных – отображение эволюции.

Таблицы, иллюстрирующие систематические группы и общие схемы с изображением родословных древ растений и животных, коллекции насекомых разных видов.

Биноминальное название видов, естественная классификация.

Изучить § 62, ответить на вопросы на стр. 229.

15.

26.10

Главные направления эволюции органического мира.

Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира».

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

Изучить § 63, (стр. 230-232).

16.

27.10

Главные направления эволюции органического мира.

Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира».

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

Изучить § 63, (стр.

232-236),

подготовиться к зачёту.

17.

2.11

Зачётно-обобщающий урок по теме

«Основы учения об эволюции».

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», «Биосфера», диапозитивы «Эволюция органического мира».

Термины и понятия темы

«Основы учения об эволюции».

 Изучить «Краткое содержание главы».

18.

3.11

Зачётно-обобщающий урок по теме

«Основы учения об эволюции».

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», Биосфера», диапозитивы «Эволюция органического мира».

Термины и понятия темы

«Основы учения об эволюции».

Изучить «Краткое содержание главы».

II. Основы селекции и биотехнологии. (7 ч.)

19.

16.11

Основные методы селекции и биотехнологии.

Таблицы, иллюстрирующие общие методы селекции, использование клеточной и генной и генной инженерии, альбомы и фотографии сортов растений и пород животных, муляжи плодов некоторых культурных растений.

Селекция, порода, сорт, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия; гибридизация близкородственная, неродственная и отдалённая.

Изучить § 64, ответить на вопросы на стр. 244.

20.

17.11

Методы селекции растений.

Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур.

Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт.

Изучить § 65, стр. 244-246.

21.

23.11

Методы селекции растений.

Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур.

Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт.

Изучить § 65, стр. 246-252.

22.

24.11

Методы селекции животных.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие применение различных методов в селекции животных; альбомы и фотографии с изображением разных  пород с/х животных.

Полиэмбриония, генетическое клонирование.

Изучить § 66, ответить на вопросы на стр. 256.

23.

30.11

Селекция микроорганизмов.

Таблицы с изображением прокариотических и эукариотических организмов, таблицы и схемы, иллюстрирующие методы селекции микроорганизмов и технологию генной инженерии.

Клон, штамм.

Изучить § 67, познакомиться со статьёй на стр. 256.

24.

1.12

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие обязательные этапы биотехнологических процессов; CD «Биотехнология».

Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологические виды топлива.

Предприятие по производству грибов нашего посёлка.

Изучить § 68,подгото-вить ответы на вопросы на стр. 263.

25.

7.12

Зачётно-обобщающий урок по теме

«Основы селекции и биотехнологии».

Таблицы по теме, альбомы с изображением пород с/х животных, муляжи сортов с/х растений.

Термины и понятия уроков темы «Основы селекции и биотехнологии».

Изучить «Краткое содержание главы».

III. Антропогенез.

26.

8.12

Положение человека в системе органического мира.

Таблицы «Родословное древо животного мира», «Приматы», модель «Происхождение человека», научно-популярная литература по проблеме происхождения человека.

Антропология, Человек разумный

(Homo sapiens).

Изучить § 69, ответить на вопросы на стр. 270.

27.

14.12

Основные стадии антропогенеза.

Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека».

Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.

Изучить § 70, стр. 270-272.

28.

15.12

Основные стадии антропогенеза.

Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека».

Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.

Изучить § 70, стр. 272-276, прочитать статью в конце параграфа и изучить рис. 111.

29.

21.12

Движущие стадии антропогенеза.

Таблицы с изображением всех предковых форм человека, бюсты древних и современного человека.

Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Изучить § 71, подобрать материал о проблеме происхождения и эволюции человека.

30.

22.12

Прародина человека.

Таблицы, иллюстрирующие гипотезы происхождения человека, географическая карта мира.

Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования.

Изучить § 72.

31.

28.12

Расы и их происхождение.

Таблица «Человеческие расы», бюсты людей различных рас.

Человеческие расы: европеоидная, негроидная, монголоидная, расогенез, расизм.

Изучить § 73, ответить на вопросы на стр. 289.

32.

29.12

Зачётно-обобщающий урок по теме

«Антропогенез».

Бюсты древних людей и представителей современных рас, модель «Происхождение человека», скелет человека и млекопитающих.

Понятия и термины темы «Антропогенез».

Изучить «Краткое содержание главы».

IV. Основы экологии.(19 ч.)

33.

18.01

Что изучает экология.

Таблицы и схемы иллюстрирующие примеры взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой, портрет Э. Геккеля, научно-популярная литература по экологии.

Экология: популяционная, географическая, химическая, промышленная, экология  растений , животных, человека, глобальная экология.

Изучить § 74, выполнить задание на   стр. 294.

34.

19.01

Среда обитания организмов и её факторы.

Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы.

Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума.

Изучить § 75, стр. 294- 296, подготовить ответы на вопросы на стр. 299.

35.

25.01

Среда обитания организмов и её факторы.

Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы.

Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума.

Изучить § 75, подобрать материал об экологических проблемах нашей местности.

36.

26.01

Местообитание и экологические ниши.

Таблицы, иллюстрирующие местообитание и экологические ниши некоторых видов растений, животных, грибов.

Местообитание, экологическая ниша.

Примеры экологических ниш в Падинском лесу.

Изучить § 76, выполнить задание на стр. 302.

37.

1.02.

Основные типы экологических взаимодействий.

Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов, видеофильм BBS.

Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

Изучить § 77, стр. 303-305.

38.

2.02

Основные типы экологических взаимодействий.

Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов, видеофильм BBS.

Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

Изучить § 77, стр. 305-308.

39

8.02

Конкурентные взаимодействия.

Таблицы, иллюстрирующие распространение в природе конкурентных взаимодействий.

Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция.

Изучить § 78, выполнить задание на стр. 311-312.

40.

9.02

Основные экологические характеристики популяции.

Таблицы, иллюстрирующие основные экологические характеристики популяции.

Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура.

Изучить § 79, выполнить задание на стр. 314-315.

41.

15.02

Динамика популяции.

Таблицы, схемы, графики, иллюстрирующие все процессы изменений биологических показателей популяции.

Динамика популяции.

Изучить § 80, выполнить задание на стр. 317-318.

42.

16.02

Экологические сообщества.

Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных.

Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз.

Экосистема Падинского леса.

Изучить § 81, стр. 318-320,  выполнить задание на стр. 323.

43.

22.02

Экологические сообщества.

Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных.

Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз.

Изучить § 81, стр. 320-323.

44.

25.02

Структура сообщества.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие состав и структуру экосистемы; диафильм «Природные сообщества», таблицы «Сообщество дубравы», «Сообщество водоёма».

Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть.

Изучить § 72, выполнить задание на стр. 327.

45.

29.02

Взаимосвязь организмов в сообществах.

Таблицы и схемы пищевых сетей в некоторых экосистемах.

Пищевая сеть, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы, продуценты, консументы, редуценты.

Изучить § 83, подготовить ответы на вопросы на стр. 328.

46.

1.03

Пищевые цепи.

Таблицы с изображением обитателей лесов, степей  и вод, таблицы, иллюстрирующие  пищевые связи и цепи в экосистемах и круговорот веществ и энергии в разных биогеоценозах; гербарные экземпляры растений леса, луга.

Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы.

Изучить § 84, составить схемы передачи вещества и энергии в местных экосистемах леса и водоёма.

47.

7.03

Экологические пирамиды.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие примеры экологических пирамид: биомассы, численности, энергии; а также экологических пирамид, типичных для наземных и морских экосистем.

Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности.

Изучить § 85, выполнить задание на стр. 334.

48.

8.03

Экологические сукцессии.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие смену сообществ и экологических сукцессий; диафильм «Природные сообщества» и «Сезонные изменения в жизни растений».

Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия.

Изучить § 86, найти в окружающей местности примеры экологических сукцессий.

49.

14.03

Влияние загрязнений на живые организмы.

Таблицы, схемы с изображением путей передачи вредных, токсичных веществ по пищевым цепям; фотографии животных или растений, находящихся под воздействием различных загрязнителей.

Токсичные вещества, диоксины, Предельно допустимая концентрация (ПДК), соли тяжёлых металлов, аллергены.

Изучить § 87, выполнить задание на стр. 339.

50.

15.03

Основы рационального природопользования.

Картины или фотографии иллюстрирующие рациональное природопользование; таблицы с изображением редких и охраняемых видов; Красные книги растений и животных, видеофильм «Охрана природы», «Биосфера и человек».

Природные ресурсы, экологическое сознание.

Изучить § 88, подготовить ответы на вопросы на стр. 342.

51

21.03

Зачётно-обобщающий урок по теме

«Основы экологии».

Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии».

Понятия и термины темы «Основы экологии».

Подготовиться к тестированию по изучаемой теме.

52.

22.03

Зачётно-обобщающий урок по теме

«Основы экологии».

Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии».

Понятия и термины темы «Основы экологии».

Изучить «Краткое содержание главы».

V. Эволюция биосферы и человек

(9 ч.)

53.

4.04

Гипотезы о происхождении жизни.

Таблицы по общей биологии, портреты учёных, научно-популярная литература и статьи по проблеме возникновения жизни на Земле.

Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты.

Изучить § 89, выполнить задание на стр. 348.

54.

5.04

Современные представления о происхождении жизни.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие этапы происхождения живых существ на Земле, портреты учёных, решающих вопросы происхождения жизни на Земле; кинофильм «Возникновение жизни на Земле».

Гипотеза абиогенного происхождения жизни на Земле.

Изучить § 90, выполнить задание на стр. 350, изучить текст на стр. 351.

55.

11.04

Основные этапы развития жизни на Земле.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др.

Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны.

351-353.

56.

12.04

Основные этапы развития жизни на Земле.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др.

Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны.

Изучить § 91, стр. 353-356, изучить текст на стр. 356.

57.

18.04

Эволюция биосферы.

Схемы круговорота углерода на разных этапах эволюции жизни на нашей планете, таблицы и схемы, иллюстрирующие основные этапы развития биосферы, последствия безответственного отношения человека к биосфере.

Биосфера, учение В.И. Вернадского.

Изучить § 92, выполнить задание на стр. 360.

58.

19.04

Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле.

Геохронологическая таблица развития жизни на Земле, диапозитивы «Эволюция биосферы».

Эры и периоды развития жизни на Земле.

Изучить конспект урока.

59.

25.04

Антропогенное воздействие на биосферу.

Таблицы, иллюстрирующие состав и структуру биосферы, фотографии, показывающие антропогенное воздействие на биосферу.

Заповедники, заказники, национальные парки, Конвенция о биоразнообразии.

Изучить § 93, предложить свой путь выхода из экологического кризиса.

60.

26.04

Зачётно-обобщающий урок по теме

«Эволюция биосферы и человек».

Таблицы и схемы, иллюстрирующие проблемы происхождения и развития жизни на Земле, многообразие антропогенного воздействия на биосферу.

Основные понятия и термины темы.

Изучить «Краткое содержание главы».

61.

2.05

Итоговый урок «Роль биологии в будущем».

Таблица с перечнем профессий, где необходимы общебиологические знания, таблицы, иллюстрирующие использование общебиологических знаний.

Бионика, ноосфера.

Повторить тему «Эволюция биосферы и человек».

62.

3.05

Повторение темы «Основы цитологии».

Таблицы темы

Основные термины и понятия темы.

Подготовиться к тестированию по теме.

63.

10.05

Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие».

Таблицы темы

Основные термины и понятия темы.

Подготовиться к тестированию по теме.

64.

12.05

Повторение темы «Основы генетики».

Таблицы темы

Основные термины и понятия темы.

Подготовиться к тестированию по теме.

65.

16.05

Повторение темы «Генетика человека».

Таблицы темы

Основные термины и понятия темы.

Подготовиться к тестированию по теме.

66.

17.05

Повторение темы « Основы учения об эволюции».

Таблицы темы

Основные термины и понятия темы.

Подготовиться к тестированию по теме.

67.

23.05

Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии».

Таблицы темы

Основные термины и понятия темы.

Подготовиться к тестированию по теме.

68.

24.05

Повторение темы «Антропогенез».

Таблицы темы

Основные термины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...