Программа профильного лагеря
рабочая программа по биологии на тему

Бородуля Александра Александровна

Программа профильного лагеря «Феникс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilnogo_lagerya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Я начал с удовольствием следить за жизнью птиц

и в своей простоте удивлялся, как это каждый

джентльмен не делается орнитологом».

Чарльз Дарвин

Есть мнение, что птицы – самое заметное и яркое проявление жизни на Земле. Действительно, пернатые – замечательный объект для изучения, для развития слуха, зрения, наблюдательности, воли, силы, выносливости, воспитания эстетических чувств. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен – на Земле существует почти 10 000 видов птиц, в России — около 800. Многие пернатые обладают красивой окраской, интересной формой тела, сложным поведением, издают чудесные звуки. А чего стоит их способность летать! Именно на птицах, как на модельном объекте, начала развиваться экология как наука. Птицы – один из важнейших элементов экологических систем и привлекательный для людей компонент биоразнообразия. Людям и птицам одинаково необходима здоровая окружающая среда. Обеспечивая сохранение мест обитания птиц, люди сохраняют живую природу в целом.

Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Одной из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания является экологический лагерь. В лагерях ежегодно в самое благоприятное для изучения природы время года непосредственно в природной среде отдыхает большое количество детей. В настоящее время в отечественной педагогике все чаще рассматриваются вопросы программирования и организации экологических лагерей, формы и методы их работы.

В настоящее время существует большое количество методических пособий для педагогов, родителей и воспитателей, цель которых рассмотреть отдельные методы и формы экологического образования и воспитания.

В 60-е - 80-е годы в литературе по педагогике были достаточно детально рассмотрены вопросы организации детских пионерских лагерей, где упор делался на идеологическое и трудовое воспитание, поэтому в данной литературе не учтена специфика экологических лагерей. К тому же при организации лагерей необходимо учитывать изменение экономической ситуации в стране, а так же новейшие достижения педагогов.

Экологический лагерь - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т.д.

Интенсивность педагогического процесса в профильном лагере “Феникс” позволяет использовать все возможные формы работы. В тоже время местоположение лагеря позволяет детям прикоснуться к природе и задействовать все органы чувств в развитии перспективных возможностей у детей. Обучение в рекреационном контексте обеспечивает заинтересованность и активность детей. Все это позволяет добиться высоких результатов в экологическом образовании детей.

Профильный лагерь предусматривает использование различных форм экологического образования (экскурсии, наблюдения, экологические игры и т.д.) - это делает реализацию программы высокоэффективной.

Программа профильного эколагеря “Феникс” носит характер научно-исследовательского, рассчитана на занятия спортивной орнитологией.

Программа рассчитана на контингент детей среднего и старшего школьного возраста. Продолжительность программы 12 дней.

Программа носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Изюминка нашего лагеря - это сочетание теоретических знаний закрепляемых практической работой в природе. То есть, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальный разбор объекта или предмета исследований (теория); практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе (практика: орнитологические наблюдения). Опять же, на лицо преимущества лагеря в природе – полученные теоретические знания закрепляются на практике. Это способствует возникновению и постановки проблемных вопросов у учеников, которые им ненавязчиво помогает сформулировать педагог и предлагает заняться научным исследованием данного вопроса.

Цель профильной смены заключается в формировании научно-познавательного интереса к природе у школьников, активном полезном отдых на природе с элементами обучения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: полноценный активный отдых школьников, развитие научно-исследовательского интереса школьников, экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности; профессионального ориентирования.

Программа профильного лагеря «Феникс»

Руководители программы: Бородуля Александра Александровна, учитель биологии-химии; Данченко Людмила Сергеевна, учитель биологии-географии.

Место проведения: загородный лагерь «Искорка»

Срок выполнения программы: 12 дней

1. Цель программы: формирование научно-познавательного интереса к природе у школьников. Активный полезный отдых на природе с элементами обучения.

1.2. Задачи:

- полноценный активный отдых школьников;

- развитие научно-исследовательского интереса школьников;

- экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;

- формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;

- изучение признаков высокой организации птиц и приспособленности к полету, к жизни в определенном местообитании, сложного поведения птиц;

 - изучение разнообразия птиц местного края и их приспособленности и различных способах питания;

- развитие у учащихся понимания сложных сезонных явлений в природе;

- выявление зависимость между поведением животных и изменениями окружающей среды;

- развитие экологического мышления, умение вести наблюдение в природе; проводить анализ наблюдений и учет данных, умение делать выводы, развивать творческие способности учащихся.

1.3. Формы работы

1. Научно-исследовательская деятельность учащихся;

2. Беседа в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;

3. Консультации в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;

4. Экскурсии;

5. Обсуждение итогов дня в работе со всей группой.

Программа занятий по орнитологии:

день

Теория

Практика

1

Особенности птиц как объектов наблюдения. Приемы наблюдения и определения птиц в природе.

Игра «Интересно о птицах»

2

Количественный учет птиц

Экскурсия «Определение и количественный учет птиц в природе»

3

Видовая демонстративная песня и ее биологическое значение. Групповое пение и дуэты. Голосовая имитация и пересмешничество. Сроки пения.

Игра: «Узнай птицу по голосу». Экскурсия «Знакомство с пением птиц».

4

Неголосовое «пение»

Экскурсия «Воздушные игры и токование птиц»

5

Питание птиц

Экскурсия «Питание лесных птиц»

6

Гнезда, яйца, птенцы птиц широколиственного леса

Экскурсия в лес «Птицы широколиственного леса»

7

Гнезда, яйца, птенцы смешанного леса

Экскурсия в лес «Птицы смешанного  леса»

8

Гнезда, яйца, птенцы птиц хвойных лесов

Экскурсия в лес «Птицы хвойных  лесов»

9

Гнезда, яйца, птенцы птиц суходольного луга

Экскурсия на луг «Птицы суходольного луга»

10

Гнезда, яйца, птенцы птиц побережий водоема и заливных лугов.

Экскурсия «На побережьях водоемов    и  в    заливных лугах»

11

Гнезда птиц в постройках человека

Поиск гнезд в постройках на территории лагеря. Игра «Помоги птице найти своё гнездо с птенцами»

12

Подведение итогов, проделанной работы.

Оформление отчета по практике.

Ожидаемые результаты:

- укрепление здоровья детей;

- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

- получение базового минимума знаний и умений для проведения самостоятельных небольших научно-исследовательских работ;

- составление списка и описание птиц местного края;

- составление мини-определителя птиц, гнезд, яиц, птенцов;

- составление экологической тропы;

- составление фотоальбома «Птицы Брянской области»;

- выпуск газеты, содержащий краткий отчет о проделанной работе и советы по охране окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профильного лагеря

Цели: - организация  каникулярного  отдыха  детей, находящихся в социально опасном положении;        ...

Программа профильного лагеря "Terveh, karjalaine!"

Проект краеведческой направленности....

Воспитательная программа профильного лагеря (смены) для одарённых и социально активных детей

Пришкольный лагерь ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому, поэтому мы в своей работе реализуем модель профильного отряда «Эрудит». В связи с ...

программа профильного лагеря "Страна мальчишек и девчонок" (для детей 9-11 лет)

Тематическая образовательная программа оздоровительного профильного лагеря (проектная деятельность)...

Программа профильного лагеря

Программа является комплексной, включает различные направления оздоровления, воспитания, образования и отдыха....

Программа профильного лагеря "Властелин Умов"

Программа каникулярного отдыха...